Урок русского языка по теме Дробные числительные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы ГУ «Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова»

Урок русского языка по теме «Дробные числительные».

Класс: 6

Предмет: русский язык

Цели:

1) обучающая: формировать у учащихся представление о дробных числительных, их составных частях и склонении; учить применять дробные числительные в речи;

2) развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания, смекалки; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;

3) воспитательная: : воспитывать внимательное отношение к слову.

Тип урока: изучение новой темы.

МО: индивидуальная работа, групповая.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, учебник, раздаточный материал (карточки, листы оценивания), стикеры.

Ход урока

  1. Деление на группы (2 мин)

Разноцветные стикеры. Участники встают в круг и закрывают глаза. Учитель прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде учителя все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.

  1. Психологический настрой (1 мин)

Приветствие "Здравствуйте!"

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

3. По следам домашних заданий.

1) Синтаксическая минутка. (2 мин)

Доброе дело три века живет. Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году.

- Выполнить синтаксический разбор предложения.

- Описать использованное числительное.

2) "Целое и части". (3 мин)

Около

менее

примерно

свыше

более

почти

двести

сорок

пятьсот

девяносто

семьдесят

семнадцать

- Соединить слова из двух столбиков, определить падеж числительных.

- Почему записанные сочетания слов не являются словосочетаниями? Дополните их так, чтобы получились словосочетания.

- Какое количество обозначают эти словосочетания: точное или приблизительное?

3) Индивидуальная работа.(5мин)

555 роз.

- Изменить по падежам сочетание слов, указать все особенности числительного при склонении..

4. Интрига.

1) Беседа.(2 мин)

- Какими ещё способами в русском языке можно обозначить приблизительное количество? Возможно, вам помогут иллюстрации, подобранные к уроку!

Вывод: тема сегодняшнего урока "Дробные числительные".

- Какой корень в этом слове? О чём он "рассказывает"?

2) "Опросик". (2 мин)

- Когда встречались с дробями?

- Из каких частей состоят дроби?

Вывод: дробные числительные так же, как и дроби, состоят из числителя и знаменателя.

- Приведите примеры дробных числительных, укажите их составные части.

5. Движение темы.

1) Анализ примеров. Показ на доске.(2 мин)

Пять/шестых дома

- Что представляет собой числитель дробного числительного? (Количественное числительное, которое изменяется как числительное, обозначающее целое число).

- А знаменатель дробного числительного? (Порядковое числительное, которое изменяется как прилагательное во множественном числе).

2) "Я знаю это!".(5 мин)

3/5, 7/8, 4/9, 48/63

0,5 ; 2,99

- Заменить дроби дробными числительными, подобрав к ним существительные. В каком падеже употребляются существительные при дробных числительных?

3) Работа с учебником. (2 мин)

- стр. 176;

- Каким материалом можно дополнить сегодняшний урок?

4) "Это интересно!" (5 мин)

"Великие математики".

  1. 9 3/4+ 1=

  2. 0, 66+ 0,04=

  3. 60,7+ 40,8=

4) 3 2/5+5 3/5=

- Решить примеры. Записать их, заменив дроби дробными числительными. - Самопроверка.

5) А теперь вам предстоит просклонять по падежам следующие числительные: (3 мин)

1 группа - четыре седьмых, 2 группа - две третьих, 3 группа - пять шестых, 4 группа - одна третья.

Взаимопроверка группами. (1 мин)

6. Физкультминутка (2 мин)
Если я назову количественные числительные (одиннадцать, четыре, шесть) - присесть.
Если назову порядковые числительные (первый, пятый, десятый) - руки вверх и потянуться.

7. Работа в группах (5 мин)

1 группа

Найдите дробные числительные, выпишите их словами, обозначьте падеж.

Самый маленький зверёк - карликовая белозубка. Она не превышает в длину 4,5 сантиметра и весит 1,7 грамма. Зверёк уничтожает вредных насекомых. За сутки съедает в 3-4 раза больше своего веса и засыпает до 70 раз!

2 группа Игра « Я диктор»

Представьте, что вы работаете дикторами в телестудии «Останкино». Диктор, выступающий перед публикой, должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый текст. Ваша задача - прочитать правильно текст.

Спасская башня.

Высота Спасской башни-71 метр. У неё было 10 этажей (ярусов). На ней находятся главные часы России-куранты. Диаметр часов равен 6,12м, а длина минутной стрелки-3,28 метра. Высота цифр на часах-72см. На Спасской башне 10 колоколов. Вес часов-25 тонн. У часов 3 гири весом от 160 до 224 кг каждая. Маятник курантов весит 32 кг.

3 группа

Запишите словами, поставив в форму указанного падежа.

3/4 класса (Р. п),

2/5 вспаханной земли (В. п.),

4/10 урожая (Д. п.)

4 группа

Найдите дробные числительные, выпишите цифровые обозначения словами. Определите падеж числительных.


Карат

Карат - единица веса драгоценных камней.
Когда-то при взвешивании драгоценностей употреблялись зерна, почки или бобы. Карат- это вес боба. Он равен 0,2 грамма. Большинство алмазов имеют небольшой вес. Камни в 1-2 карата считаются уже большими. Алмазу больше 20 каратов присваивают имя, как человеку. Такие камни известны во всем мире.
Самый большой алмаз - «Куллинан», найденный в начале XX века в Южной Африке. Весил он 3106 каратов. Никто в мире его не мог купить. Его пришлось расколоть на части. Получилось 105 разных по весу бриллиантов. Самые крупные из них: «Звезда Африки» - весит 530,2 карата, «Куллинан II» - 317,4 карата. Они украшают теперь корону и скипетр королей Англии.

8. Итог. Д/з. (1 мин)

1) Итог.

- Какими способами в русском языке можно обозначить приблизительное количество?

2) Д/з: п. 64, упр. 453.

9. Рефлексия урока. (2 мин)

Материал урока мне был…………………………………………………………………….

Я научился……………………………………………………………………………………

Своей работой на уроке я……………………………………………………………………

Теперь я могу………………………………………………………………………………….





Рефлексия

Материал урока мне был…………………………………………………………………….

Я научился……………………………………………………………………………………

Своей работой на уроке я……………………………………………………………………

Теперь я могу………………………………………………………………………………….

1 группа

Найдите дробные числительные, выпишите их словами, обозначьте падеж.

Самый маленький зверёк - карликовая белозубка. Она не превышает в длину 4,5 сантиметра и весит 1,7 грамма. Зверёк уничтожает вредных насекомых. За сутки съедает в 3-4 раза больше своего веса и засыпает до 70 раз!

2 группа Игра « Я диктор»

Представьте, что вы работаете дикторами в телестудии «Останкино». Диктор, выступающий перед публикой, должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый текст. Ваша задача - прочитать правильно текст.

Спасская башня.

Высота Спасской башни-71 метр. У неё было 10 этажей (ярусов). На ней находятся главные часы России-куранты. Диаметр часов равен 6,12м, а длина минутной стрелки-3,28 метра. Высота цифр на часах-72см. На Спасской башне 10 колоколов. Вес часов-25 тонн. У часов 3 гири весом от 160 до 224 кг каждая. Маятник курантов весит 32 кг.

3 группа

Запишите словами, поставив в форму указанного падежа.

3/4 класса (Р. п),

2/5 вспаханной земли (В. п.),

4/10 урожая (Д. п.)

4 группа

Найдите дробные числительные, выпишите цифровые обозначения словами. Определите падеж числительных.


Карат

Карат - единица веса драгоценных камней.
Когда-то при взвешивании драгоценностей употреблялись зерна, почки или бобы. Карат- это вес боба. Он равен 0,2 грамма. Большинство алмазов имеют небольшой вес. Камни в 1-2 карата считаются уже большими. Алмазу больше 20 каратов присваивают имя, как человеку. Такие камни известны во всем мире.
Самый большой алмаз - «Куллинан», найденный в начале XX века в Южной Африке. Весил он 3106 каратов. Никто в мире его не мог купить. Его пришлось расколоть на части. Получилось 105 разных по весу бриллиантов. Самые крупные из них: «Звезда Африки» - весит 530,2 карата, «Куллинан II» - 317,4 карата. Они украшают теперь корону и скипетр королей Англии.

Ф.И.О.

Синтаксическая минутка

«Целое и части»

«555 роз»

«Великие математики»

Склонение по падежам

Работа с текстом

итого



Критерии оценивания

0 ошибок - 5

1 ошибка -4

2 ошибки - 3

Более 2 ошибок -2

Оценка за урок

27-30 баллов - «5»

22-26 баллов - «4»

15-21 баллов - «3»



© 2010-2022