Тема войны в произведениях А. Генатулина

Тернистым путем пришел в литературу Талхат Гиниятуллин. Вместе со своим поколением он одолел жестокое испытание эпохи — Великую Отечественную войну. Немалым испытанием на прочность оказался и слишком долгий путь писателя к своим читателям, особенно в родном Башкортостане.   Талха Юмабаевич Гиниятуллин (литературный псевдоним — Анатолий Генатулин) родился 1 мая 1925 года в деревне Уразово Учалинского района. Рано осиротел, подростком работал в колхозе. Окончив семилетку, понял, что пора определят...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Тема войны в произведениях Талхи Гиниятуллина»



Содержание:

1. Введение.

2. О Талхе Гиниятуллине.

3. Книги Талхи Гиниятуллина о войне.

4. Анализ произведений:

  • Атака

  • Две недели

  • Вот кончилась война

5. Разноплановость писателя.

Цели работы:

  • расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о людях, которые боролись за родную землю;

  • формировать познавательный интерес учеников по изучению исторического прошлого башкирского народа;

  • воспитывать чувство патриотизма и национального самосознания, формировать патриотическое чувство гордости и уважения к участникам Великой Отечественной войны.

1.Введение

Книги о Великой Отечественной войне - не памятник и не надгробие, они живая наша сегодняшняя гордость и боль; в них не только уроки прошлого, но урок на будущее, не только проклятие войне, но и прославление воина, не только скорбь о принесенных жертвах, но и мощное оружие в воспитании качеств бойца за общее дело, не только дань памяти погибшим, но и тот долг, который возлагает на себя каждый из нас, помня об их подвиге.

В чем заключается нынче важность, актуальность военной прозы? Почему рассказ о прошлом не просто возможен, но настоятельно необходим? История не только дарует целительное забвение горестного, трагического, она и учит. Имея в виду эти уроки, Г. Бакланов заметил в «Пяди земли»: «Родятся после войны новые поколения и будут тоже беспечны, как беспечна молодость. Надо, чтобы они знали, какой ценой добывалась для них жизнь на земле». Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, все им пережитое и им совершенное, его беспредельное мужество, патриотическое самопожертвование, умение побеждать - это моральный капитал, из которого все новые и новые поколения будут черпать духовную силу. Надежды и мечты людей, спасших человечество, их подвиги во имя грядущего входят по праву духовной преемственности в нашу современность, становятся неотъемлемыми чертами духовного облика народа, активно участвуют в утверждении тех нравственных норм, нравственных критериев, без которых нет и «мирной» жизни. Минувшая война тесно переплетена с современностью. Не только потому, что ещѐ встречаются еѐ следы, и не только потому, что трудно затягиваются раны в сердца людей - гораздо труднее, чем восстанавливаются города и зарастают травой траншеи на безымянных высотах, - но и потому, что, по словам В. Быкова, в войне «видятся очень многие начала, входящие в наши дни и выходящие в будущее». Рассказать о войне - это не только воспеть героев, обличить изменников народному делу, художественно воссоздать наиболее значительные битвы, но подчас найти в образах и конфликтах того времени ключ к ясному пониманию вопросов, которые бывают, скрыты, запутаны в повседневной многоликости «мирного времени».

2.О Талхе Гиниятуллине

Тернистым путем пришел в литературу Талхат Гиниятуллин. Вместе со своим поколением он одолел жестокое испытание эпохи - Великую Отечественную войну. Немалым испытанием на прочность оказался и слишком долгий путь писателя к своим читателям, особенно в родном Башкортостане.
Талха Юмабаевич Гиниятуллин (литературный псевдоним - Анатолий Генатулин) родился 1 мая 1925 года в деревне Уразово Учалинского района. Рано осиротел, подростком работал в колхозе. Окончив семилетку, понял, что пора определяться, и уехал из села.

Мальчишкой учился в Белорецке в школе ФЗО и затем был направлен на завод: «Я еще не мог знать, что скоро, прибавив себе два года, я получу паспорт, через год буду шагать в солдатском строю, а семнадцатилетним поднимусь в первую атаку».
Война для него началась на Карельском перешейке. После излечения от полученных там ран и контузии в составе 5-го кавалерийского корпуса он участвует в боях в Восточной Пруссии и заканчивает войну на берегах Эльбы. Демобилизовавшись в 1948 году, работает на Кавказе на строительстве Краснополянской ГЭС. В 1950 году приезжает в Москву, работает фрезеровщиком на арматурном заводе, учится в школе рабочей молодежи и, получив аттестат зрелости, поступает в Литературный институт им. М. Горького.

3.Произведения о войне.

После окончания института, в 1969 году, в издательстве «Советский писатель» выпускает свою первую книгу «Рябиновая гора». Пишет на русском языке. В те же годы начинает разрабатывать тему пережитой войны. Со временем в журнале «Знамя» выходят его повести «Атака», «Вот кончится война», роман «Туннель» и рассказы. Печатается в журналах «Октябрь», «Наш современник», «Волга», «Урал», «Дружба народов», в газетах «Литературная Россия», «Литературная газета»; некоторые рассказы переводятся на башкирский язык и печатаются в журнале «Агидель». Повесть «Непогодь» и роман «Туннель» переводятся на немецкий и английский языки и выходят отдельными книгами в Германии и Америке. Повесть «Страх» переводится на многие европейские языки. В Москве выходят книги «Золотая моя колыбель», «Нас остается мало», «Сто шагов на войне», «Вот кончится война».
В Башкирском издательстве «Китап» в переводе Амира Аминева на башкирском языке были выпущены две его книги - «У родного порога» и «Что там за холмом». Повести последних лет - «Переправа» и «Гегемон» - напечатаны в журналах «Бельские просторы» и «Дальний Восток».
В декабре 2004 года впервые в Уфе вышла его книга на русском языке - «Загон». В нее вошли две лучшие повести автора и рассказы последних лет. Наконец-то сбылась мечта Талхи Юмабаевича: его книги изданы на родине. Ведь для каждого писателя чрезвычайно важно, чтобы его произведения дошли до тех, кому прежде всего предназначены. Может быть, глубинный смысл любого творчества в том и состоит, чтобы творца признала родная земля.
Произведения А. Генатулина представляют собой добротную художественную прозу, тем не менее в них множество элементов художественной публицистики. Во-первых, почти все они созданы на автобиографическом материале и изобилуют исторической и географической конкретикой; во-вторых, в них четко прослеживается ярко выраженная авторская позиция; в-третьих, его произведения всегда проблемны, остры, в них воссоздаются самые значительные моменты прошлого и современной действительности. Романы, повести и рассказы талантливого писателя-фронтовика мастерски отображают жизнь нашей страны в минувшем столетии, со всеми ее драматическими и трагическими коллизиями. Прежде всего они посвящены главному событию в жизни его поколения - войне с фашизмом.

* * *

4.Анализ произведений:

«Атака». Это произведение Анатолия Генатулина открывает целый цикл его военных повестей. В нем рассказывается о том, как семнадцатилетний башкирский паренек Талгат Гайнуллин после стройбата попадает на фронт. Описаны его первые шаги на войне, первая и самая запоминающаяся атака. Голодные военные будни, настоящая мужская дружба - все это в сознании автора ассоциируется с войной. Только на передовой Талгат столкнулся с ее реалиями; страх, боль, радость и ужас впервые прочувствовал он именно здесь.
Анатолий Генатулин одним из первых писателей в 60-70-е годы рассказал людям жестокую правду войны, показал ее изнутри, глазами простого рядового солдата, без преувеличений и прикрас. Не ход исторических сражений, не подвиги солдат или мудрых генералов, а то, как это происходило и чего стоило российским людям. В его произведениях нет лишнего пафоса, надуманной героики, здесь все конкретно и натуралистично: «Мы шагали по местам отгремевших боев, вернее, проходили через вражескую оборону, уничтоженную, сметенную нашим артогнем - обугленные останки леса, перепаханное, перемолотое бурое месиво земли, обрывки тряпья, куски разорванной человеческой плоти, искореженный металл, развороченные глыбы бетона и трупы солдат, наших и вражеских. Мимо мертвых мы проходили молча и даже как будто равнодушно, хотя убитые сильно тревожили нас и внушали тоскливую мысль о смерти»*.
Публицистичность этой повести в первую очередь в ее композиции и структуре текста. Это цельное произведение состоит из мелких зарисовок и небольших очерков о людях, с которыми наш герой столкнулся на войне. Все это составляет цельное произведение, соединенное общей картиной войны и авторским присутствием, общей ярко выраженной идеей.
«Атака» - яркая и глубоко реалистичная повесть. Автор воссоздает самые острые моменты первого года Великой Отечественной войны. Он откровенен со своим читателем, пишет страстно, с болью. Читая его, кажется, что сам становишься невольным участником тех событий, чувствуешь причастность к ним, вместе с героями повести вжимаешься в землю во время бомбежки, и каждая пуля летит именно в тебя, и с каждым разрывом снаряда ты умираешь... и воскресаешь, и радуешься: «Пронесло на этот раз!»
В повести немало натурализма. Тем не менее, мастерство Генатулина заключается в том, что даже самые страшные подробности картины войны не отталкивают. Он пишет емко, четко, без лишних подробностей, но от его описаний порой замирает сердце: «Невдалеке от воронок лежали двое. Сначала они мне почему-то показались неправдоподобно длинными. Один лежал, разметав руки, на месте его лица темнело сплошное кровавое месиво, из черной дыры разбитого рта исходил тот страшный, душераздирающий, нечеловеческий вопль. Другой лежал на боку, судорожно прижав большие руки к животу, к потемневшей от крови гимнастерке, и торопливо повторял одно и то же:
- Ой, братцы, что это было!..»**

Война у Генатулина - всеохватывающая. Она изменяет не только весь уклад жизни людей, их поведение и поступки, но еще и формирует характеры. Именно на войне лирический герой из простого хулиганистого мальчишки превращается в настоящего мужчину. Здесь он познает страх смерти и ценность жизни. На передовой впервые близко сталкивается с женщиной, чувствует ее тепло: «Я сидел рядом с Ниной. Когда мы «кланялись» минам, ее коротко остриженные рыжие волосы щекотали мне левое ухо, я ощущал сладостное тепло ее плеча, я еще никогда в жизни так близко не сидел к женщине...»***.
Тема смерти проходит тревожным лейтмотивом по всему повествованию. У Генатулина смерть - не привычное явление на войне, она всегда ужасна, аномальна, противоестественна. И хотя автор часто пишет, что страха смерти у его героя не было, все же, сталкиваясь с ней, он испытывает какие-то противоестественные чувства. Поэтому пацифистский вывод напрашивается сам собой - к смерти нельзя привыкнуть, невозможно научиться воспринимать ее как нормальное и привычное дело.
Автор пишет, что на войне выживали только те, кто сумел побороть в себе этот страх, кто не цеплялся за жизнь руками и ногами, всем своим существом, а просто воевал и верил в победу. Талгат Гайнуллин не изображается героем, но все же он человек, который сумел преодолеть себя и собственную слабость.
Что же помогало солдатам не сдаваться, воевать и бросаться в решающие атаки? Конечно, вера в победу над фашизмом и, главное, - вера в победу жизни над смертью: «Теперь, перед решающей атакой, увидев комбата на позиции, вплотную к самому переднему краю, почти рядом с собой, я поверил, окончательно поверил, что высоту мы займем... хотя понимал: не все мы поднимемся на высоту... Сам я даже теперь, даже перед броском на пулеметы по-прежнему не верил, не чувствовал, что меня может убить...»****

Анатолий Генатулин пишет, что для каждого солдата самой важной и решающей бывает именно первая атака. Если он выстоит, останется сильным духом и крепким физически, то сможет воевать дальше и, если повезет, доживет до победы. Герой повести Талгат Гайнуллин выдержал свое первое сражение лоб в лоб с фашистами, он показал себя настоящим солдатом.

* * *

Повесть «Две недели» логически продолжает описанную выше «Атаку». Герой произведения, молодой солдат-пехотинец Талгат Гайнуллин, попадает на две недели в полевой госпиталь. Во время решающего сражения его контузило и ранило осколком бомбы. После недолгого лечения он быстро поправляется и приходит в себя.
Главная тема повести «Две недели» - любовь. Это сокровенное, возвышенное человеческое чувство встречается и на войне. В полевом госпитале Талгат знакомится с контуженной девушкой из Ленинграда - Полиной. Она работала военной медсестрой и пострадала во время одного из боев. Скромный деревенский парень впервые ухаживает за девушкой. Робкие поцелуи и несмелые ласки, любовные томления и вечерние свидания - все это для него впервые. Но жестокая война разводит их, разбрасывает по разным частям фронта. Тем не менее, Талгат не забывает Полину, щемящее чувство к ней он проносит через всю войну, и еще долгие годы мирного времени он будет вспоминать эту девушку, с которой, к сожалению, больше никогда не встретится.
Публицистичность повести просматривается не только в ее автобиографичности и предельной конкретике событий. Как и «Атака», повесть «Две недели» состоит из мелких зарисовок и портретных очерков. Так, автор описывает своих соседей по палате, рассказывает их жизненные истории. Перед нами проходит целая галерея человеческих судеб, и мы видим, как за одно мгновение война может превратить здорового человека в калеку.
А девушка, женщина на войне - это особая тема в повествованиях Генатулина. С одной стороны, нежность и трепетность, с другой - парадоксальность этого явления: женщина и война - совершенно несовместимые, по автору, понятия.
Тонкой связующей нитью через всю повесть проходит биография самого автора. Очень сдержанно рассказывает Генатулин о своем детстве, о полной лишений молодости: «Ну, родился; когда родители были живы, жизнь была хорошая, ласковая ко мне: зимой катался на санках с горы, весной играл в бабки и другие интересные игры, летом купался под мостом и на перекатах ловил пескарей... потом родители умерли; нас, мою сестренку и братца, растила потом бабушка; два года сидел в седьмом классе … летом работал в колхозе … учился потом в шестимесячном ФЗО в городе Белорецке и до армии работал на заводе волочильщиком...» А потом пришла война, бесцеремонно оборвала мирную жизнь, принесла тысячи и тысячи смертей.
Читая военную прозу Анатолия Генатулина, трудно ее классифицировать. Что же это в большей степени: художественное повествование или публицистика? Мастерство автора заключается в том, что реалии военного быта и сражений он тонко переплетает художественным вымыслом, впрочем, столь же мастерски владея и другими литературными приемами.
Очень ценное качество генатулинских книг - всякое отсутствие патетики. Их интересно и легко читать, они доступны и понятны всем.

* * *

Повесть «Вот кончится война» - это последние сражения и передвижения наших войск на территории Германии весной 1945 года: «Война пятилась на запад. Истерзав и залив людской кровью огромные просторы нашей земли от берегов Волги до западных пределов, оставляя за собой пепелища деревень, дымные руины городов, разбросав на полях и вдоль дорог груды искореженного металла, солдатские могилы и не захороненные человеческие кости...»*****.
Анатолий Генатулин внес большой вклад в военную публицистику. По его книгам читатель многое может узнать и об уровне вооружения солдат, и о деталях военных операций, и о больших и малых победах «любой ценой», то есть неисчислимой кровью... Яркая конкретика батальных сцен, выразительные, психологически точные портреты, умение почувствовать и передать настроение делают его прозу правдивой и необыкновенно доходчивой. В его произведениях убедительно отражено реальное положение дел. К примеру, нам очень важно знать, что башкиры отважно сражались в рядах Красной Армии, что они были смелыми и бесстрашными воинами. А для солдата Гайнуллина башкиры - это прежде всего земляки, родные люди.
В военной прозе Генатулина часто используется прием противопоставления. Ужасы войны, кровавые побоища, повсеместно встречающиеся трупы и за всем этим - образ далекой и светлой Родины, красоты Урала, мелкие бытовые радости. Видимо, в этом и есть суть настоящего, нравственно здорового человека: всегда, в любых жизненных испытаниях верить в жизнь, видеть хорошее и не отчаиваться.

И в этой повести непрерывно проводится идея победы жизни над смертью. Чтобы усилить ее, автор ведет повествование от лица двадцатилетнего паренька, который еще толком не успел увидеть жизни, прочувствовать ее: «Как всегда в бою, мысль о возможности смерти просто допускалась, на всякий случай, как будто душа силилась привыкнуть к этой мысли, а на самом деле, в глубине, не верила, противилась...».

5.Разноплановость писателя.

С каждой новой прочитанной книгой или статьей убеждаешься: Анатолий Генатулин - писатель разноплановый. Несмотря на то, что у него есть несколько любимых тем, которые переходят из произведения в произведение, он стремится откликнуться на все проблемы окружающего нас мира. Любовь и ненависть, жизнь и смерть, война и мирное время, настоящая дружба и предательство, человеческая память и культурное наследие - вот только часть тем, к которым он обращается. Их многообразие и делает автора интересным практически всем. Его творчество направлено на людей всех возрастов и социальных слоев. Он удачно умеет совмещать глобальные проблемы и вопросы мелкобытовые, ежедневно касающиеся нас.
Анатолий Генатулин - писатель принципиальный. Именно за это качество его характера, которое присуще и его лирическому герою, его любишь и уважаешь. Я хочу, чтобы каждый из нас открыл для себя этого большого художника - нашего современника и земляка.

Литература:

Фаниль Кузбеков, Дина Ионис . О времени и о себе. Журнал «Бельские просторы», №12, 2008г.

Шавалеева Виктория Дамировна. Научная работа «Автобиографизм «Лейтенантской прозы» в творчестве А. Хакимова и А. Генатулина.



© 2010-2022