Мыслительная деятельность учащихся на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мои мысли об уроках литературы

Об уроке написано множество книг, методических статей. За свои 35 лет педагогического стажа видела много нововведений: менялись цели и содержание образования, придумывались нетрадиционные формы изложения материала , появлялись новые средства и технологии обучения. Но главной формой обучения, местом встречи УЧИТЕЛЯ и УЧЕНИКА является урок.

Урок литературы всегда считался самым воспитывающим уроком. А сегодня, в сложнейших условиях нашей действительности, когда утеряны идеалы, когда «на нет» сведены семейные узы, учителя литературы должны оставаться сеятелями «разумного, доброго, вечного». Прав был великий педагог В.А.Сухомлинский, когда утверждал: «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Стараясь быть современной, я, конечно, не игнорирую современные ИКТ-технологии, но и не забываю, что на уроках литературы главная роль принадлежит Его Величеству ТЕКСТУ в умелых руках УЧИТЕЛЯ.

Остановлюсь на некоторых воспитывающих приёмах и моментах, часто применяемых в своей практике.

Эффективно использую я стенд с регулярно меняющимся текстом - яркими высказываниями, выдержками, стихотворениями о Добре и Зле, о равнодушии, о сострадании и милосердии. Ребята обязательно заметят созвучные им по содержанию слова. А некоторые из них ввожу в канву урока в качестве иллюстративного примера. Восприятие такого текста происходит «при включённом разуме» - появляются новые мысли, чувства.

Я убеждена, что настоящее произведение словесного искусства должно перечитываться неоднократно, ибо при каждом прочтении находишь в нём что-то новое. Мы, учителя, нередко торопимся сами подвести итоги, дать готовую формулировку идейного замысла. Понятно, что происходит подобное из-за катастрофической нехватки времени. А ведь тем самым мы прерываем ход мыслей наших детей, не даём им возможности выражать свои чувства, отношение к героям и событиям.

…Как-то провожу рядовой урок литературы по рассказу И.С.Тургенева «МУМУ»: прочитали, ответили на вопросы, пересказали. В конце урока задаю вопрос, связанный с личным восприятием: «Как каждый из вас поступил бы на месте Герасима?» Вот тут-то и «началось». Я пыталась оправдать Герасима, просила прочувствовать «эпоху», но ребята были беспощадны и горячо убеждали меня в том, что совсем не обязательно было топить собачку - достаточно было взять с собой в деревню или отдать хорошим людям… Я поняла, что передо мной сидят НЕРАВНОДУШНЫЕ ЛЮДИ!

Воспитанию ума и сердца помогают и «литературные гостиные», которые оформляем презентациями, звучанием красивой классической музыки. «Час любимого стиха», «Я вижу сердцем»(по творчеству Э.Асадова), «Две женщины, два лика, две судьбы» (по творчеству М.Цветаевой и А.Ахматовой), «Поверьте мне, я чист душой…» (по творчеству Н.М.Рубцова), «Стихи и песни В.С.Высоцкого» и другие темы прозвучали у нас в гостиных. В классе создаётся особая, доверительная атмосфера для разговора о новых книгах, о новых авторах.

Одним из главных факторов «воспитания», по-моему, является эмоциональный накал уроков. Думаю, что учитель должен уметь превратить урок в «поэтический спектакль». Так, на уроках по теме «Военная лирика» обязательно читаю наизусть стихи Мусы Джалиля «Варварство», Андрея Дементьева «Баллада о матери», Булата Окуджавы «До свидания, мальчики» и другие. Они, знающие о войне понаслышке, СЛУШАЮТ, ПОНИМАЮТ, СПРАШИВАЮТ…

Урок литературы - это набор тончайших воспитательных действий: и нравственное, и эстетическое, и патриотическое воспитание, воспитание ума и сердца.

Урок литературы - это необходимый всем разговор о простом и вечном, синхронно и постоянно реагирующий на «болевые точки» в жизни каждого человека.

Урок литературы - это сотрудничество учителя и ученика, это совместный поиск ИСТИНЫ, это момент постижения «разумного, доброго, вечного», это возможность выбора между ДОБРОМ и ЗЛОМ,

между КРАСОТОЙ и УРОДСТВОМ,

между ПРАВДОЙ и ЛОЖЬЮ.


В.Д.Васильева - учитель русского языка и литературы

ООШ д.Седякбаш - филиал МОБУ СОШ №2 с.Бижбуляк

Бижбулякского района Республики Башкортостан










Декабрь 2014 г.

© 2010-2022