- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе в 7-ом классе
Рабочая программа по литературе в 7-ом классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мишакова Л.В. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное
«Алыгджерская школа-интернат среднего (полного)общего образования »
Принято на педагогическом совете
«Утверждено»
Протокол № _1___
Директор МКУ
от
Алыгджерская школа-интернат
«_26__»__08__ 2015__г
_________________
Болюх Л.В
Рабочая программа
по литературе
7 класс
Базовый уровень
2015-2016 учебный год
Всего часов в год 68
Всего часов в неделю 2
Учитель русского языка и литературы
Мишакова Л.В.
Педстаж:_29_лет
Квалификационная категория:__1__
с.Алыгджер, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
-
Письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области № 75-37-0893/14 от 20.05. 2014 « Об утверждении федерального перечня учебников»
-
Программы общеобразовательных учреждений по по литературе для 5-11 классов. Базовый уровень (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин); под редакцией В.Я.Коровиной. - М.; Просвещение, 2010
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебной хрестоматии: Литература. 7 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (автор-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин ); под ред. В.Я. Коровиной - М.: Просвещение, 2014. Предназначена для учащихся 7 класса.
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме 68 часов (2 часа в неделю)
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Задача курса :
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
Введение
1
Устное народное творчество
4
Древнерусская литература.
3
Из русской литературы XVIII века.
2
Из литературы XIX века.
27
Из литературы ХX века.
24
Из литературы народов России
1
Из зарубежнаяой литературы
4
Прочитайте летом. Итоговый тест.
2
ИТОГО:
68
Содержание тем учебного курса
Введение.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
Устное народное творчество.
Предания. Поэтическая автобиография народа.
Былины. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость. Чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. Для внеклассного чтения.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие киевских и новгородских былин.
«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Для внеклассного чтения. Мифологический эпос (начальные представления)
Пословицы и поговорки.
Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сходство и различие пословиц и поговорок разных стран мира.
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), Повесть о Петре и Февронии Муромских
Нравственные заветы Древней Руси.
«Повесть временных лет»
Отрывок «О пользе книг», формирование традиции уважительного отношения к книге.
Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов
Краткий рассказ об учёном и поэте. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин.
Краткий рассказ о поэте. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин
Краткий рассказ о писателе. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
«Полтава», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге»
«Борис Годунов» - Истина как цель летописного повествования и завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель» - трагическое и гуманистическое в повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткий рассказ о поэте. Поэма об историческом прошлом Руси. Особенности сюжета поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Стихи «Когда волнуется желтеющая нива…» и другие.
Николай Васильевич Гоголь.
«Тарас Бульба» - Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Особенности изображения людей и природы в повести.
Иван Сергеевич Тургенев.
Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк», «Стихотворения в прозе»
Николай Алексеевич Некрасов.
Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины». Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда» -своеобразие некрасовской музы.
Алексей Константинович Толстой
Слово о поэте. Исторические баллады. Правда и вымысел
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Краткий рассказ о писателе. Гротеск (начальные представления)
Лев Николаевич Толстой.
Краткий рассказ о писателе. Автобиографическое художественное произведение.
Иван Алексеевич Бунин
Краткий рассказ о писателе. Герои рассказов.
Антон Павлович Чехов.
Краткий рассказ о писателе. Осмеяние трусости и угодничества. Живая картина нравов. Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова.
Стихи о родном крае В.Жуковского, И.Бунина, А.К. Толстого.
Поэтическое изображение родной природы.
Максим Горький
«Детство» Автобиографический характер повести. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль»
Владимир Владимирович Маяковский
Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение.
Леонид Николаевич Андреев, Андрей Платонович Платонов, Борис Леонидович Пастернак-
Сравнения и метафоры в художественном мире.
А. Ахматова, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, Н. Тихонов -
Ритмы и образы военной лирики.
Ф.А. Абрамов, Е.И. Носов, Ю.П. Казаков -
Эстетические и нравственно-экологические проблемы.
Брюсов В., Сологуб Ф., Есенин С., Заболоцкий Н., Рубцов Н. - стихи о природе , о Родине
М.Зощенко -
Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века - А. Вертинский, И.Гофф, Б.Окуджава-
Светлая грусть переживаний.
Литература народов России Расул Гамзатов.
Зарубежная литература -
Роберт Бернс - особенности творчества
Японские хокку - изображение жизни и природы. Поэтическая картина, нарисованная однтм. Двумя штрихами.
О.Генри - жертвенность во имя любви.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
-
Текст художественного произведения.
-
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
-
Особенности композиции изученного произведения.
-
Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
-
Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
-
Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
-
Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
-
Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
-
Различать эпические и лирические произведения.
-
Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
-
Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
-
Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
-
Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
-
Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
-
Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Критерии оценок знаний и умений по предмету
Оценка устных ответов
1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.
Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Отметка "5" ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
допускается одна - две неточности в содержании.
Оценка "4" ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логическое и последовательное в изложении содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Отметка "2" ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Календарно-тематическое планирование по литературе на 7 класс
№ урока
Наименование разделов и тем
Всего часов
Календарные сроки
Планир.
Фактич.
Литература как искусство слова.
Введение. Цели: показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова
1
2 .09
Предания как поэтическая автобиография народа. Былины как героические песни эпического характера.
1
4.09
«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда
1
7.09
Киевский цикл былин . «Садко» . «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
1
11.09
Пословицы и поговорки.
Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Цель: показать особенности смысла и языка пословиц.
1
14.09
Древнерусская литература.
Основы христианской морали в
«Поучении» Владимира Мономаха.
1
18.09
« Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
1
21.09
Письменная работа «Народная мудрость в произведениях устного творчества»
1
25.09
Творчество М.В.Ломоносова, Г.Р. Державина.
1
28.09
Державин Г.Р. «Признание , «На птичку...» Размышления о смысле жизни.
1
2.10
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе.
1
5.10
Поэма «Полтава». Интерес к истории России
1
9.10
Лирика А. С. Пушкина. Анализ стихотворений.
1
12.10
Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека».
1
16.10
Драма Пушкина «Борис Годунов» отрывок
1
19.10
Отрывок из поэмы Пушкина «Медный всадник».
1
23.10
Урок внеклассного чтения по «Повестям Белкина».
1
26.10
М.Ю.Лермонтов. жизнь, творчество, лирика
1
30.10
Лермонтов «Песня про купца Калашникова…» изображение истории страны
1
9.11
Нравственный поединок купца с опричником.
1
13.11
Образ Москвы в поэме Лермонтова
1
16.11
Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» и др..
1
20.11
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба», Героико-патриотический пафос повести.
Запорожская Сечь и ее нравы
1
23.11
Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев
1
27.11
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Образ Тараса Бульбы.
1
30.11
Р.Р. Сочинение по повести Гоголя.
1
4.12
С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника« и их гуманистический пафос
1
7.12
«Бирюк« как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.
1
11.12
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.
1
14.12
А. К. Толстой. «Василий Шибанов»
1
18.12
«Князь Мих.Репнин» Историческая тематика в творчестве Толстого
1
21.12
Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезд».
1
25.12
Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова.
1
15.01
Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.
1
19.01
Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
1
22.01
«Премудрый пескарь», «Дикий помещик».
Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь
1
25.01
Л. Н. Толстой слово о писателе.
1
29.01
Повесть «Детство». Тема детской открытости миру.
1
1.02
А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведения.
1
5.02
«Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического.
1
8.02
Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.
1
12.02
И.А. Бунин. «Лапти» Нравственный смысл произведения.
1
15.02
«Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.
1
19.02
М. Горький. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка.
«Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека
1
22.02
Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.
1
26.02
В, Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
1
29.02
« Хорошее отношение к лошадям»».
1
4.03
Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Авторское отношение к событиям.
1
7.03
Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.
1
11.03
«В прекрасном и яростном мире»
1
14.03
Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.
1
18.03
Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.
1
21.03
«Кукла» Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим и природе.
1
25.03
«Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека.
1
4.04
Р.р. Сочинение о милосердии
1
8.04
Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности
1
11.04
« Тихое утро».Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
1
15.04
На дорогах войны… Стихотворения поэтов - участников войны (К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова).
1
18.04
«Тихая моя Родина». Стихотворения о родине, родной природе
1
22.04
Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.
1
25.04
Публицистика.(развитие представлений)Мемуары(начальные представления)
1
29.04
Проверка техники чтения
1
2.05
М.Зощенко. «Беда».Смешное и грустное в рассказах писателя.
1
6.05
Роберт Бернс. «Честная бедность».Представления народа о справедливости и честности.
1
13.05
Д.Байрон. «Ты кончил жизни путь .герой»
1
16.05
Японские хокку. Особенности жанра.
1
20.05
О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.
1
23.05
Рей Бредбери. «Каникулы».Мечта о чудесной победе добра.
1
27.05
ИТОГО:
68
Список литературы
-
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией: В.Я. Коровиной, 9-е изд., М.: «Просвещение», 2007
-
«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы - В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2011г.
-
Поурочные разработки по литературе 7 класс / И.В. Золотарева, Н.В. Егорова, «Вако», М.: 2007
-
Открытый урок по литературе 5-11 класс: Пособие для учителя: В 2 кн.- Книга 1,
Конспекты уроков. Редактор составитель И.П.Карпов, Н.Н Сторыгина .- М.: Московский Лицей, 2009
-
Открытый урок по литературе 5-11 класс: Пособие для учителя: В 2 кн.- Книга 2,
Материалы к урокам. Редактор составитель И.П.Карпов, Н.Н Сторыгина .- М.: Московский Лицей, 2009