Рабочая программа по литературе в 7-ом классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное

«Алыгджерская школа-интернат среднего (полного)общего образования »




Принято на педагогическом совете

«Утверждено»

Протокол № _1___

Директор МКУ

от

Алыгджерская школа-интернат

«_26__»__08__ 2015__г



_________________

Болюх Л.В




Рабочая программа

по литературе


7 класс


Базовый уровень

2015-2016 учебный год

Всего часов в год 68

Всего часов в неделю 2



Учитель русского языка и литературы

Мишакова Л.В.

Педстаж:_29_лет

Квалификационная категория:__1__


с.Алыгджер, 2015


Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.

  2. Письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области № 75-37-0893/14 от 20.05. 2014 « Об утверждении федерального перечня учебников»

  3. Программы общеобразовательных учреждений по по литературе для 5-11 классов. Базовый уровень (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин); под редакцией В.Я.Коровиной. - М.; Просвещение, 2010

Календарно-тематический план ориентирован на использование учебной хрестоматии: Литература. 7 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (автор-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин ); под ред. В.Я. Коровиной - М.: Просвещение, 2014. Предназначена для учащихся 7 класса.

Рабочая программа рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме 68 часов (2 часа в неделю)

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Курс строится с опо­рой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования чита­тельских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Задача курса :

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.



Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Введение

1

    Устное народное творчество

    4

      Древнерусская литература.

      3

        Из русской литературы XVIII века.

        2

          Из литературы XIX века.

          27

            Из литературы ХX века.

            24

              Из литературы народов России

              1

                Из зарубежнаяой литературы

                4

                  Прочитайте летом. Итоговый тест.

                  2

                  ИТОГО:

                  68

                  Содержание тем учебного курса


                  Введение.

                  Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

                  Устное народное творчество.

                  Предания. Поэтическая автобиография народа.

                  Былины. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.

                  Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость. Чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. Для внеклассного чтения.

                  Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие киевских и новгородских былин.

                  «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Для внеклассного чтения. Мифологический эпос (начальные представления)

                  Пословицы и поговорки.

                  Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сходство и различие пословиц и поговорок разных стран мира.

                  Из древнерусской литературы

                  «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), Повесть о Петре и Февронии Муромских

                  Нравственные заветы Древней Руси.

                  «Повесть временных лет»

                  Отрывок «О пользе книг», формирование традиции уважительного отношения к книге.

                  Из русской литературы XVIII века

                  Михаил Васильевич Ломоносов

                  Краткий рассказ об учёном и поэте. Ода (начальные представления).

                  Гавриил Романович Державин.

                  Краткий рассказ о поэте. Утверждение необходимости свободы творчества.

                  Из русской литературы XIX века

                  Александр Сергеевич Пушкин

                  Краткий рассказ о писателе. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

                  «Полтава», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге»

                  «Борис Годунов» - Истина как цель летописного повествования и завет будущим поколениям.

                  «Станционный смотритель» - трагическое и гуманистическое в повести.

                  Михаил Юрьевич Лермонтов

                  Краткий рассказ о поэте. Поэма об историческом прошлом Руси. Особенности сюжета поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

                  Стихи «Когда волнуется желтеющая нива…» и другие.

                  Николай Васильевич Гоголь.

                  «Тарас Бульба» - Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Особенности изображения людей и природы в повести.

                  Иван Сергеевич Тургенев.

                  Краткий рассказ о писателе.

                  «Бирюк», «Стихотворения в прозе»

                  Николай Алексеевич Некрасов.

                  Краткий рассказ о писателе.

                  «Русские женщины». Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

                  «Размышления у парадного подъезда» -своеобразие некрасовской музы.

                  Алексей Константинович Толстой

                  Слово о поэте. Исторические баллады. Правда и вымысел

                  Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

                  Краткий рассказ о писателе. Гротеск (начальные представления)

                  Лев Николаевич Толстой.

                  Краткий рассказ о писателе. Автобиографическое художественное произведение.

                  Иван Алексеевич Бунин

                  Краткий рассказ о писателе. Герои рассказов.

                  Антон Павлович Чехов.

                  Краткий рассказ о писателе. Осмеяние трусости и угодничества. Живая картина нравов. Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова.

                  Стихи о родном крае В.Жуковского, И.Бунина, А.К. Толстого.

                  Поэтическое изображение родной природы.

                  Максим Горький

                  «Детство» Автобиографический характер повести. Вера в творческие силы народа.

                  «Старуха Изергиль»

                  Владимир Владимирович Маяковский

                  Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение.

                  Леонид Николаевич Андреев, Андрей Платонович Платонов, Борис Леонидович Пастернак-

                  Сравнения и метафоры в художественном мире.

                  А. Ахматова, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, Н. Тихонов -

                  Ритмы и образы военной лирики.

                  Ф.А. Абрамов, Е.И. Носов, Ю.П. Казаков -

                  Эстетические и нравственно-экологические проблемы.

                  Брюсов В., Сологуб Ф., Есенин С., Заболоцкий Н., Рубцов Н. - стихи о природе , о Родине

                  М.Зощенко -

                  Смешное и грустное в рассказах писателя.

                  Песни на слова русских поэтов XX века - А. Вертинский, И.Гофф, Б.Окуджава-

                  Светлая грусть переживаний.

                  Литература народов России Расул Гамзатов.

                  Зарубежная литература -

                  Роберт Бернс - особенности творчества

                  Японские хокку - изображение жизни и природы. Поэтическая картина, нарисованная однтм. Двумя штрихами.

                  О.Генри - жертвенность во имя любви.

                  Требования к уровню подготовки обучающихся

                  Учащиеся должны знать:

                  1. Текст художественного произведения.

                  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

                  3. Особенности композиции изученного произведения.

                  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

                  Учащиеся должны уметь:

                  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

                  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

                  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

                  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

                  5. Различать эпические и лирические произведения.

                  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

                  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

                  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

                  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

                  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

                  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

                  Критерии оценок знаний и умений по предмету
                  Оценка устных ответов

                  1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

                  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.

                  3. Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.

                  4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

                  5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

                  В соответствии с этим:

                  Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.

                  Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

                  Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:

                  ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

                  Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

                  Отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

                  Оценка сочинений

                  В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

                  - правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

                  - соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

                  - точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

                  Отметка "5" ставится за сочинение:

                   глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

                   стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

                   написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

                   допускается одна - две неточности в содержании.

                  Оценка "4" ставится за сочинение:

                   достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

                   логическое и последовательное в изложении содержания;

                   написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

                   допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

                  Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

                   в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

                   материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

                   материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,

                   обнаруживается владение основами письменной речи;
                  в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

                  Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

                   не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на

                   характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

                   отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.




                  Календарно-тематическое планирование по литературе на 7 класс


                  урока

                  Наименование разделов и тем

                  Всего часов

                  Календарные сроки

                  Планир.

                  Фактич.

                  Литература как искусство слова.

                  Введение. Цели: показать влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; раскрыть понимание литературы как искусства слова

                  1

                  2 .09


                    Предания как поэтическая автобиография народа. Былины как героические песни эпического характера.

                    1

                    4.09


                      «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

                      1

                      7.09


                        Киевский цикл былин . «Садко» . «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

                        1

                        11.09


                          Пословицы и поговорки.

                          Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Цель: показать особенности смысла и языка пословиц.

                          1

                          14.09


                            Древнерусская литература.

                            Основы христианской морали в

                            «Поучении» Владимира Мономаха.

                            1

                            18.09


                              « Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

                              1

                              21.09


                                Письменная работа «Народная мудрость в произведениях устного творчества»

                                1

                                25.09


                                  Творчество М.В.Ломоносова, Г.Р. Державина.

                                  1

                                  28.09


                                    Державин Г.Р. «Признание , «На птичку...» Размышления о смысле жизни.

                                    1

                                    2.10


                                      А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе.

                                      1

                                      5.10


                                        Поэма «Полтава». Интерес к истории России

                                        1

                                        9.10


                                          Лирика А. С. Пушкина. Анализ стихотворений.

                                          1

                                          12.10


                                            Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека».

                                            1

                                            16.10


                                              Драма Пушкина «Борис Годунов» отрывок

                                              1

                                              19.10


                                                Отрывок из поэмы Пушкина «Медный всадник».

                                                1

                                                23.10


                                                  Урок внеклассного чтения по «Повестям Белкина».

                                                  1

                                                  26.10


                                                    М.Ю.Лермонтов. жизнь, творчество, лирика

                                                    1

                                                    30.10


                                                      Лермонтов «Песня про купца Калашникова…» изображение истории страны

                                                      1

                                                      9.11


                                                        Нравственный поединок купца с опричником.

                                                        1

                                                        13.11


                                                          Образ Москвы в поэме Лермонтова

                                                          1

                                                          16.11


                                                            Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» и др..

                                                            1

                                                            20.11


                                                              Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба», Героико-патриотический пафос повести.

                                                              Запорожская Сечь и ее нравы

                                                              1

                                                              23.11


                                                                Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев

                                                                1

                                                                27.11


                                                                  Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Образ Тараса Бульбы.

                                                                  1

                                                                  30.11


                                                                    Р.Р. Сочинение по повести Гоголя.

                                                                    1

                                                                    4.12


                                                                      С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника« и их гуманистический пафос

                                                                      1

                                                                      7.12


                                                                        «Бирюк« как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

                                                                        1

                                                                        11.12


                                                                          И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

                                                                          1

                                                                          14.12


                                                                            А. К. Толстой. «Василий Шибанов»

                                                                            1

                                                                            18.12


                                                                              «Князь Мих.Репнин» Историческая тематика в творчестве Толсто­го

                                                                              1

                                                                              21.12


                                                                                Н. А. Некрасов. Стихотворе­ния: «Тройка», «Размышления у парадного подъезд».

                                                                                1

                                                                                25.12


                                                                                  Народ­ные характеры и судьбы в сти­хотворениях Некрасова.

                                                                                  1

                                                                                  15.01


                                                                                    Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.

                                                                                    1

                                                                                    19.01


                                                                                      Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

                                                                                      1

                                                                                      22.01


                                                                                        «Премудрый пес­карь», «Дикий помещик».
                                                                                        Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь

                                                                                        1

                                                                                        25.01


                                                                                          Л. Н. Толстой слово о писателе.

                                                                                          1

                                                                                          29.01


                                                                                            Повесть «Детст­во». Тема детской открытости миру.

                                                                                            1

                                                                                            1.02


                                                                                              А. П. Чехов. Рассказ «Хамеле­он». Сатирический пафос про­изведения.

                                                                                              1

                                                                                              5.02


                                                                                                «Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического.

                                                                                                1

                                                                                                8.02


                                                                                                  Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.

                                                                                                  1

                                                                                                  12.02


                                                                                                    И.А. Бунин. «Лапти» Нравственный смысл произве­дения.

                                                                                                    1

                                                                                                    15.02


                                                                                                      «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.

                                                                                                      1

                                                                                                      19.02


                                                                                                        М. Горький. Повесть «Детство». Изображение внут­реннего мира подростка.

                                                                                                        «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского челове­ка

                                                                                                        1

                                                                                                        22.02


                                                                                                          Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

                                                                                                          1

                                                                                                          26.02


                                                                                                            В, Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приклю­чение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

                                                                                                            1

                                                                                                            29.02


                                                                                                              « Хорошее отношение к лошадям»».

                                                                                                              1

                                                                                                              4.03


                                                                                                                Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Авторское отношение к событиям.

                                                                                                                1

                                                                                                                7.03


                                                                                                                  Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

                                                                                                                  1

                                                                                                                  11.03


                                                                                                                    «В прекрасном и яростном мире»

                                                                                                                    1

                                                                                                                    14.03


                                                                                                                      Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.

                                                                                                                      1

                                                                                                                      18.03


                                                                                                                        Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.

                                                                                                                        1

                                                                                                                        21.03


                                                                                                                          «Кукла» Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим и природе.

                                                                                                                          1

                                                                                                                          25.03


                                                                                                                            «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека.

                                                                                                                            1

                                                                                                                            4.04


                                                                                                                              Р.р. Сочинение о милосердии

                                                                                                                              1

                                                                                                                              8.04


                                                                                                                                Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности

                                                                                                                                1

                                                                                                                                11.04


                                                                                                                                  « Тихое утро».Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

                                                                                                                                  1

                                                                                                                                  15.04


                                                                                                                                    На дорогах войны… Стихотворения поэтов - участников войны (К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова).

                                                                                                                                    1

                                                                                                                                    18.04


                                                                                                                                      «Тихая моя Родина». Стихотворения о родине, родной природе

                                                                                                                                      1

                                                                                                                                      22.04


                                                                                                                                        Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

                                                                                                                                        1

                                                                                                                                        25.04


                                                                                                                                          Публицистика.(развитие представлений)Мемуары(начальные представления)

                                                                                                                                          1

                                                                                                                                          29.04


                                                                                                                                            Проверка техники чтения

                                                                                                                                            1

                                                                                                                                            2.05


                                                                                                                                              М.Зощенко. «Беда».Смешное и грустное в рассказах писателя.

                                                                                                                                              1

                                                                                                                                              6.05


                                                                                                                                                Роберт Бернс. «Честная бедность».Представления народа о справедливости и честности.

                                                                                                                                                1

                                                                                                                                                13.05


                                                                                                                                                  Д.Байрон. «Ты кончил жизни путь .герой»

                                                                                                                                                  1

                                                                                                                                                  16.05


                                                                                                                                                    Японские хокку. Особенности жанра.

                                                                                                                                                    1

                                                                                                                                                    20.05


                                                                                                                                                      О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.

                                                                                                                                                      1

                                                                                                                                                      23.05


                                                                                                                                                        Рей Бредбери. «Каникулы».Мечта о чудесной победе добра.

                                                                                                                                                        1

                                                                                                                                                        27.05

                                                                                                                                                        ИТОГО:

                                                                                                                                                        68



                                                                                                                                                        Список литературы


                                                                                                                                                        1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией: В.Я. Коровиной, 9-е изд., М.: «Просвещение», 2007

                                                                                                                                                        2. «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы - В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2011г.

                                                                                                                                                        3. Поурочные разработки по литературе 7 класс / И.В. Золотарева, Н.В. Егорова, «Вако», М.: 2007

                                                                                                                                                        4. Открытый урок по литературе 5-11 класс: Пособие для учителя: В 2 кн.- Книга 1,

                                                                                                                                                        Конспекты уроков. Редактор составитель И.П.Карпов, Н.Н Сторыгина .- М.: Московский Лицей, 2009

                                                                                                                                                        1. Открытый урок по литературе 5-11 класс: Пособие для учителя: В 2 кн.- Книга 2,

                                                                                                                                                        Материалы к урокам. Редактор составитель И.П.Карпов, Н.Н Сторыгина .- М.: Московский Лицей, 2009

                                                                                                                                                        Рабочая программа по литературе в 7-ом классе

                                                                                                                                                        © 2010-2022