Рабочая программа по литературе (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная

школа № 2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино

муниципального района Клявлинский

Самарской области



Согласована

Заместитель директора по УВР:

__________________________

« 27 » августа 2015 г.

Утверждена приказом по школе № от 31.08.2015

Директор школы: ____________

Рассмотрена

на заседании МО учителей русского языка и литературы

Протокол № 1 от 25 августа 2015гг.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

10 класс

на 2015-2016 учебный год


Учитель Кузьмина Светлана Владимировна


Рабочая программа составлена на основе Программы образовательных учреждений «Литература 5-11 классы (Базовый уровень), под редакцией В.Я.Коровиной, - М., Просвещение, 2010» и на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования.


Преподавание ведётся по учебнику В.И.Коровина «Русская литература 19 века. В 2-х частях. 10 класс». - М., Просвещение, 2010.

Ст. Клявлино

2015год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы образовательных учреждений «Литература 5-11 классы (Базовый уровень), под редакцией В.Я.Коровиной, - М., Просвещение, 2010» и на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, т.е. 102 ч. в год, и соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Преподавание ведется по учебнику В.И.Коровина «Русская литература 19 века. В 2-х частях. 10 класс. - М., Просвещение, 2010». Учебник рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

По учебному плану школы в 2015-2016 учебном году на изучение литературы в 10 классе выделено 3 часа в неделю, т.е.102 часа в год. В связи с этим в тематическое планирование уроков литературы в 10 классе изменений не внесено.

Цели и задачи преподавания литературы:

Главная цель - на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и ее отличия от народного поэтического творчества (фольклора); познакомить учеников с основными понятиями, позволяющими проникнуть в художественный мир литературного произведения, вооружить их элементарными инструментами для анализа литературного текста, почувствовать специфику художественной условности словесного творчества; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью; сформировать у школьников литературный вкус; дать представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009/2010 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 379 от 09.12.2008 г.;

- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

- Образовательная программа образовательного учреждения, утверждённая приказом директора №119 от 05.09.2009

Место и роль предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения курса «Литература» в 10 классе по 3 учебных часа в неделю.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижения школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет также на новом уровне определить систему различных видов искусства, понять их эстетические связи и различия.

Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала и системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит процесс формирования нравственных принципов ученика, который естественно вытекает из специфики литературы как вида искусства и не нуждается в специальном акцентировании.

Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX веке как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа является чрезвычайно важной задачей современного образования.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без которого образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

Наконец, данная школьная дисциплина называется «Литература» и предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов. Осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую и национальную традицию.

Согласно учебному плану школы изучение курса «Литература» в 10 классе предусматривается в объеме 102 часа, 3 часа в неделю, в том числе 5 классных сочинений:

Формы организации образовательного процесса:

- уроки изучения новой темы;

- уроки-закрепления;

- уроки-обобщения;

- уроки внеклассного чтения;

- уроки развития речи;

- нестандартные уроки

Технологии обучения:

Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:

- тетради для творческих работ;

- тесты;

- карточки;

- задания;

- портреты писателей;

- иллюстрации к изучаемым произведениям.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Содержание обучения по литературе отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-11 классах формируются и развиваются коммуникативная, литературоведческая и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.

Литературоведческая компетенции - освоение основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, а также освоение литературных произведений и формирование способности к их анализу.

Культуроведческая компетенция - представление о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека, осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции.

Виды контроля:

- вводный;

- текущий;

- тематический;

- итоговый;

Формы контроля:

- фронтальный опрос;

- индивидуальный опрос;

- самостоятельные работы;

- письменный опрос;

- зачет;

- обобщение в игровой форме;

- сочинения


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

102 часа


Литература 19 века.

Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века..

Литература первой половины 19 века.

А.С. Пушкин. Личность поэта. Основные мотивы лирики. Стихи «Деревня». «Вольность». « Пророк». «Я вас любил». «Арион». «На холмах Грузии». «Поэту». «Осень». «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. Основные мотивы лирики. «Когда волнуется желтеющая нива». «И скучно, и грустно». «Нет. Я не Байрон..». «Молитва». «Пророк». «Валерик», «Сон», «Завещание»

Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества писателя. Общая характеристика раннего творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Миргород». «Петербургские повести».

Литература второй половины 19 века.

И.А. Гончаров. «Обломов».

А.Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга. «Гроза».

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. «Отцы и дети».

Ф.И. Тютчев. Поэт-философ и певец родной природы. «Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид…», «Эти бедные селенья», « Как хорошо ты, о море ночное…», «К.Б.».

А.А. Фет. «Поэтам», «Ещё весны душистой нега…», «Ещё майская ночь…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На железной дороге».

Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. «Я не люблю иронии твоей», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», « Умру я скоро. Жалкое наследство…», «Пророк», «Зине». «Кому на Руси жить хорошо»

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество поэта. Основные мотивы произведений. «История одного города».

Н.С. Лесков. «Очарованный странник», «Тупейный художник»

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество поэта. Основные мотивы произведений. «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. «Севастопольские рассказы», «Война и мир».

А.П. Чехов. Общая характеристика жизни и творчества. Рассказы. «Дом с мезонином», «Ионыч», «Студент». «Дама с собачкой». Пьеса «Вишнёвый сад».

Из зарубежной литературы

Ги де Мопассан «Ожерелье». Слово о писателе. Новелла об обыкновенных и честных людях.

Генрик Ибсен. «Кукольный дом». Слово о писателе. Проблема социального неравенства и права женщины.

А.Рембо. «Пьяный корабль» .

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Требования к уровню подготовки учащихся по окончании учебного года:

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену), изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр литературного произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения о оценки литературных произведений.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе


№ урока

Тема урока

Кол. часов

Срок проведения

Требования к обязательному уровню освоения содержания

Тип урока

Вид контроля

ЭОР

план

факт


1

2

Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры.

Основные темы и проблемы русской литературы 19 века.

2

1-3.09

Должны: уметь дать характеристику русской литературе 19 века. На примерах показать значение русской литературы 19 века в развитии русского и мирового литературного процесса

Урок «открытия» нового знания

3

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии

1

5-10.09

Раскрыть своеобразие пушкинской эпохи,

философской и романтической лирики поэта,

знать, в чем видит Пушкин предназначение поэта





Уметь построить письменное продуктивное высказывание, цитировать, организовать текст композиционно

Комбинированный урок



Презентация

«Ссылка

А. С. Пушкина

4

Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и Михайловской ссылок. Трагизм мировосприятия.

1

Урок систематизации и обобщения нового материала

УО

5

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

1

11-18.09

Урок повторения

6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина.

1

Урок закрепления изучаемого материала.

Практикум

УО

7

8

Философская лирика А.С.Пушкина.

Тема жизни и смерти. Домашнее сочинение по лирике Пушкина «Мое восприятие поэзии Пушкина»

2

Комбинированный урок.
Практикум.

ПР

9

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

1

20-25.09

10

11

Образ Петра 1 как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.

2

Комбинированный урок

УО

12

13

Р.р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

Р.р. Темы: 1) У каждого возраста свой Пушкин. 2) Тема Родины в лирике Пушкина. 3) «Любовь идружество» в лирике А.С.Пушкина

2

26.09 -3.10

Урок проверки и оценки знаний

КР

14

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. «Нет, Я не Байрон, я другой…».


Раскрыть своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы, глубину поэтического мастерства поэта.

Знать характерные особенности стихов о поэте и поэзии, осознать причины трагического положения истинных поэтов в России 30-х годов 19 века.





Урок усвоения новых знаний учащихся

Презентация по творчеству поэта

15

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. «Молитва»

1

Комбинированный урок. Практикум

ПР

16

17

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова.

Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание»

2

7-14.10

Урок систематизации и обобщения нового материала. Практикум

ПР

18

19

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта.

Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений.

2

Урок закрепления изучаемого материала. Практикум

ПР

Презентация «Любовная лирика Лермонтова»

20

Адресаты любовной лирики М.ЮЛермонтова.

2

17-23.10

Уроки внеклассного чтения

УО

21

Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю.Лермонтова.


22

23

Р.р. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

Р.р. Темы: 1)Философские мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова. 2) Лермонтов - любимый поэт русской нации. 3) Чувство тоски и одиночества в лирике Лермонтова.

2

18-22 октября

Урок контроля

КР

24

25

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое началов сборнике «Миргород»

2

25-29 октября

Урок закрепления изучаемого материала

26

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

1

Знать своеобразие Гоголя как писателя и человека, непохожего на предшественников и современников, понять, почему личность и творчество неоднозначно воспринимались современниками

Комбинированный урок

Видеофильм об образе «маленького человека» Гоголя

27

Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.

1

1-5 ноября

Урок закрепления изучаемого материала. Практикум

28

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

1

УО

29

Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

1

Комбинированный урок

30

31

Р.р. Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

Р.р. Темы: 1) Новаторство Гоголя-драматурга. 2) Литературное произведение как отражение взглядов автора. 3) Тема Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя.

2

15-19 ноября

Урок проверки и оценки знаний

КР

32

Обзор русской литературы второй половины 19 века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии.

1

Урок усвоения новых знаний учащихся

33

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа.

1

22-26 ноября

Учащиеся должны:

Знать основные факты о жизни и творчестве И.А.Гончарова, иметь представление о критической литературе по роману «Обломов», дать общую характеристику романа, развить понятие реалистической драмы, составлять тезисы статей.

Урок систематизации и обобщения нового материала

34

Обломов - «коренной наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти.

1


35

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

1

Комбинированный урок

36

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.

1

29-3 декабря

Урок закрепления изучаемого материала

УО

37

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

1

Учащиеся должны:

Знать основные факты о жизни и творчестве А.Н.Островского, уметь анализировать и оценивать изученные произведения, писать сочинения-рассуждения

Урок усвоения новых знаний учащихся. Практикум

38

39

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

2


ПР

Презентация о творчестве драматурга

40

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестких нравов» «темного царства»

1

6-10 декабря

Урок систематизации и обобщения нового материала

41

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

1

Урок закрепления изучаемого материала. Практикум

УО

42

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза».

1

43

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество.. «Записки охотника» и их место в русской литературе.

1

13-17 декабря

Учащиеся должны:

Знать основные факты о жизни и творчестве И.С.Тургенева, уметь анализировать изученное произведение, дать сравнительную характеристику героям, находить средства изображения образов-персонажей, уметь работать с критической литературой.

Урок усвоения новых знаний учащихся

Видеофильм о творчестве Тургенева

44

И.С.Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

1

45

Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя.

1

20-24 декабря

46

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Любовь в романе «Отцы и дети»

1

УО

47

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению.

2

27-31 декабря

Урок систематизации и обобщения нового материала. Практикум

ПР

48

Зачетная работа за 1 полугодие

1

Урок контроля

КР

49

50

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.

2

10-14 января

Учащиеся должны:

Знать основные факты о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева и ее отображении в его поэтических произведениях, знать об особенностях философской лирики поэта, уметь письменно анализировать стихотворение, выразительно читать наизусть

Урок усвоения новых знаний учащихся. Практикум

51

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве

1

УО

Презентация «Любовная лирика в творчестве Ф.И.Тютчева»

52

Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой.

1

17-21 января

Урок закрепления изучаемого материала Практикум

53

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

1

Учащиеся должны:

Знать основные факты о жизни и творчестве А.А.Фета, знать об особенностях философской лирики поэта, уметь письменно анализировать стихотворение, выразительно читать наизусть

Урок усвоения новых знаний учащихся

Презентация о творчестве поэта.

54

Любовная лирика А.А.Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

1

УО

55

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта.

1

24-28 января

Учащиеся должны:

Знать основные факты о жизни и творчестве А.К.Толстого, уметь письменно анализировать стихотворение, выразительно читать наизусть

Урок систематизации и обобщения нового материала

56

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

1

Учащиеся должны:

Знать основные факты о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, уметь давать оценку изученных лирических произведений на основе личностного восприятия, уметь выразительно читать наизусть, группировать героев относительно главного конфликта, иметь представление о народности литературы

Урок усвоения новых знаний учащихся Практикум


Практикум

Электронная книга «ЖЗЛ»

57

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.

1


58

Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.

1

31-4 февраля

УО

Презентация «Любовная лирика в творчестве Н.А.Некрасова»

59

Тема любви в лирике Н.А.Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация.

1

ПР

60

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».

1

Урок систематизации и обобщения нового материала

Практикум

61

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства.

1

7-11 февраля

ПР

62

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

УО

63

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

1

Урок закрепления изучаемого материала Практикум

64

М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

1

14-18 февраля

Учащиеся должны:

Знать основные факты о жизни и творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина, уметь определять род и жанр произведения, развить понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск)

Урок усвоения новых знаний учащихся

«Большая хрестоматия» иллюстриции Салтыкова-Щедрина

65

66

Обзор романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.

2

УО

67

Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

1

21-25 февраля

Учащиеся должны:

Знать основные факты о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, иметь представление о мировоззрении писателя, характеризовать творческую историю романа «Война и мир», иметь представление о романе-эпопее и внутреннем монологе как приеме психологической характеристики героя.

Урок усвоения новых знаний учащихся


Практикум


Практикум

№ 10 «Большая хрестоматия», иллюстрации

Толстого

Видеофильм «Война и мир»

68

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

1

УО

69

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.

1

70

71

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

2

1-5 марта

72

Женские образы в романе «Война и мир»

1

ПР

73

Семья Ростовых и семья Болконских

1

7-11 марта

74

75

Тема народа в романе «Война и мир»

2


76

Кутузов и Наполеон.

1

ПР

77

78

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению.

2

14-18 марта

Урок закрепления изучаемого материала

Практикум

УО

79

Анализ эпизода из романа «Война и мир».

1

ПР

80

Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.

1

21-25 марта

Учащиеся должны:

Знать основные факты о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского, иметь представление о мировоззрении писателя, своеобразии творчества, уметь осмыслить главный конфликт романа, пересказывать узловые сцены и эпизоды, писать сочинение на литературную тему.

Урок усвоения новых знаний учащихся

Презентация по творчеству Ф.М.Достоевского

Видеофильм «Преступление и наказание»

81

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М.Достоевского.

1

УО

82

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание»

2

4-8 апреля

83

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова.

1

Урок систематизации и обобщения нового материала

84

«Двойники» Раскольникова.

1

УО

85

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

1

11-15 апреля


86

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник».

1

18-22 апреля

Учащиеся должны:

Знать основные факты о жизни и творчестве Н.С.Лескова, иметь представление о мировоззрении писателя, уметь истолковывать и оценивать произведение, развить понятие сказа.

Урок усвоения новых знаний учащихся Практикум

ПР

87

Рассказ «Тупейный художник» Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.

1


88

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и по рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

1

25-29 апреля

89

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90гг. «Человек в футляре»

1

Знать основные факты биографии писателя, иметь представление об особенностях его драматургии, своеобразии стиля, уметь применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке произведения, определить своеобразие конфликта в комедии, иметь представление о лирической комедии

Урок усвоения новых знаний учащихся Практикум

Практикум

Электронная книга «А.П.Чехов» (иллюстрации - Чехов и семья, знакомые, чеховская Россия, Чехов в театре)

90

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой»

1

2-6 мая

ПР

91

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

1

УО

92

Особенности драматургии А.П.Чехова

1

ПР

93

94

«Вишневый сад»:история создания, жанр, система образов.

Разрушение дворянского гнезда.

1

9-13 мая

95

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля.

1

Урок закрепления изучаемого материала

96

Зачетная работа за 2 полугодие

1

Урок контроля

КР

97

К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира» Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности.

1

16-20 мая

Учащиеся должны:

уметь объяснить сходство и различие произведений разных писателей, близких по тематике, иметь представление о произведениях зарубежной литературы, применять сведения по теории литературы (философская трагедия) при истолковании произведения.

Урок усвоения новых знаний учащихся

Электронная книга «ЖЗЛ»

98

99

100

101

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы.

Ги де Мопассан. «Ожерелье», или

Г.Ибсен. «Кукольный дом»

А.Рембо. «Пьяный корабль» (по выбору учителя)

2

23-27 мая

Урок усвоения новых знаний учащихся

УО

102

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века.

1

Урок закрепления изучаемого материала

Формы контроля

Возможные сокращения

УО

Устный опрос

ИЗ

Индивидуальное задание

ФО

Фронтальный опрос

ЛР

Лабораторная работа

СР

Самостоятельная работа

КР

Контрольная работа

ПР

Практическая работа

ПРО

Проверочная работа

Технологии, методики:


  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • модульное обучение;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Лебедев Ю.В. Литература (базовый и профильный уровни). Учебник для 10 класса. - М.: Просвещение, 2010

2.Коровин В. И., Журавлев В. П., Зинин С. А., Чертов В. Ф. Русская литера­тура XIX века: 10 кл.: Практи­кум. - М.: Просвещение, 2010

3.Русская литера­тура XX века: 11 кл.: Практи­кум / Под ред. В. П. Журавле­ва. - М.: Просвещение, 2005.

4.Беляева Н. В. и др. Литерату­ра: 10 кл.: Ме­тод, советы / Под ред. В. И. Корови­на. -- М.: Просвещение, 2007.

5.Чертов В. ф. Тесты. Вопросы и задания по курсу литерату­ры XIX века:10 кл. - М.:Просвещение,2002, 2004

18


© 2010-2022