Рабочая программа факультативного курса по русскому языку Слово и текст

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел I. Пояснительная записка

Данная программа факультатива рассчитана на 18 учебных часов и может быть использована учителем-словесником для проведения факультативных занятий по русскому языку в 8 классе. Благодаря данному курсу восьмиклассники смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения как прозаического, так и поэтического, что позволит им значительно лучше подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе.

Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений учащихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ГИА выпускников в новой форме.

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку:

«Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы», Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Москва, «Просвещение», 2009.

Цель: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.

Задачи:

  • овладение основными текстоведческими понятиями;

  • развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;

  • формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;

  • составление текстов собственного сочинения различной тематики.

Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

Методы и приемы:

  • лекция;

  • беседа;

  • объяснение учителя;

  • исследование;

  • наблюдение;

  • сопоставление и анализ.

Виды деятельности учащихся:

  • контрольное списывание;

  • сжатие исходного текста;

  • редактирование текста;

  • составление текста по образцу;

  • составление обрамлений к рассказу;

  • восстановление частей текста;

  • составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;

  • анализ текста художественного и публицистического стилей;

  • конспектирование;

  • работа с научной и публицистической литературой;

  • составление схем, таблиц, алгоритмов.









Раздел II. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Уроки-лекции

Уроки-практикумы

Зачётные уроки

1.

Язык и речь.

3

1

2

-

2.

Язык и его единицы.

3

1

2

-

3.

Текст и его основные понятия.

2

-

2

-

4.

Стили речи.

7

1

5

1

5.

Система работы над текстом.

3

-

1

2

Итого:

18

3

12

3











Раздел III. Содержание программы учебного курса

1. Язык и речь (3 ч.)

Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.

2. Единицы языка (3 ч.)

Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

3. Текст и его основные понятия (2 ч.)

Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.

4. Стили речи (7 ч.)

Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему.

Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

5. Система работы над текстом (3 ч.)

Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Редактирование.







Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны знать/уметь:

- овладеть умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;

- оперировать новыми знаниями из области лингвистики и литературоведения;

- уметь работать над лингвистическим анализом текста;

-уметь проводить различные виды анализа текста, выполнять информационную обработку текста;

- строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;

- уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;

- владеть навыками самопроверки и самоконтроля.

















Раздел V. Перечень учебно-тематического обеспечения

Литература для учителя:

«Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы», Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Москва, «Просвещение», 2009.


  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9 классов. - М., 2001.

  2. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. - М., 1987.

  3. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.,1963.

  4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М.,1977.

  5. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. - М.,1980.

  6. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. - М.,1996.

  7. Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.- М., 2004.

  8. Черемсина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. - М.,1999.

Литература для учащихся:

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи для учащихся 7-9 классов. - М., 2009

  2. Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка (А.С.Пушкин в истории русского языка). - М., 1992.

  3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. - М.,1995.

  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. - М., 1986.

  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М., 1991.

  6. Мокиенко В.М. Образырусской речи. - Л., 1986.

  7. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М.,1993.

  8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М., 1986.

Словари:

  1. Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. - М., 2004.

  2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. - СПб., 2001.

  3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. - М.,1998.

  4. Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. - М., 1984.

Раздел VI. Календарно-тематическое планирование

№п/п

Дата план.

Дата факт.

Тема

Основное содержание

Знания, умения и навыки

1



Язык и речь. Русский язык среди других языков мира.

Понятие языка и речи. Возникновение речи. Способность человека говорить. Звуки и буквы в потоке речи. Место русского языка среди других языков мира.

Знать, что такое речь. Знать о месте русского языка среди других языков мира, уметь давать характеристику русскому языку (семья, группа, происхождение).

2



Речь устная и письменная.

Возникновение письменной речи. Виды общения и виды письма. Эпистолярный жанр в русской литературе и современном обществе.

Знать отличие устного общения от письменного.

3



Монолог. Диалог. Полилог.

Монолог. Диалог. Полилог. Структура. Роль в тексте.

Знать правила построения диалога и монолога в устной и письменной речи, уметь составлять диалог, монолог, полилог.

4-5



Язык и его единицы. Слово как универсальная единица языка. Слово в контексте.

Слово. Прямое и переносное значение слова. Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы.

Знать о метафоре и метонимии как виде переноса, контекстуальных синонимах, антонимах, уметь находить и употреблять их в тексте.

6



Предложение как единица языка.

Слова-предложения и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности. Нарушение границ предложения.

Знать о предложении как основной единице языка.

7



Текст и его основные понятия. Текст. Микротема и абзац. Основная мысль текста.

Текст. Признаки текста. Построение текста. Тема текста. Темы широкие и узкие. Микротема. Абзац. Смысловое членение текста. Логическое и смысловое ударение. Интонация. Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые слова. Авторская позиция в тексте.

Уметь различать широкие и узкие темы. Знать о смысловом членении текста. Уметь правильно определять микротему абзаца. Уметь определять основную мысль текста. Выявлять авторскую позицию.

8



Типы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и параллельной связи. Средства связи предложений в тексте.

Знать типы связи. Уметь определять их в контексте, составлять текст с использованием каждого из типов. Знать средства связи предложений в тексте.

9



Стили речи. Разговорный стиль.

Разговорный стиль. Его особенности. Анализ текста разговорного стиля.

Знать особенности разговорного стиля, уметь определять стиль речи и доказывать свою точку зрения.

10



Публицистический стиль. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

Публицистический стиль. Его структура. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рассуждение.

Знать признаки публицистического характера, уметь анализировать текст публицистического характера, определять проблему, находить аргументы. Составлять сочинение-рассуждение.

11



Художественный стиль речи и его структура. Сочинение-рассуждение по художественному тексту.

Характеристика художественного стиля. Основная мысль в художественном тексте. Структура сочинения-рассуждения.

Знать об особенностях построения текста художественного стиля, основные признаки стиля, уметь составлять собственное развёрнутое рассуждение на одну из заданных тем.

12



Изобразительно-выразительные средства языка и их роль в художественном тексте.

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Знать изобразительно-выразительные средства языка, уметь находить их в тексте.

13



Официально-деловой стиль.

Официально-деловой стиль. Его особенности. Анализ текстов официально-делового разговорного стиля.

Уметь составлять тексты официально-делового стиля.

14



Научный стиль.

Научный стиль и его структура. Термины в научном стиле речи.

Знать особенности научного стиля. Уметь анализировать тексты научного стиля.

15



Типы речи.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование, описание, рассуждение.

Знать о типах речи, уметь использовать в устной и письменной речи повествование, описание, рассуждение.

16



Система работы над текстом. Основные виды работы с текстом. Виды анализа текста.

Тезисирование и конспектирование текста. Редактирование текста. Лексико-семантический, лингвистический анализ текста. Схема анализа.

Уметь выполнять основные виды работы с текстом. Знать схему анализа текста.

17



Комплексный анализ поэтического текста.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева (по выбору).

Уметь анализировать текст.

18



Комплексный анализ прозаического текста. Подведение итогов работы.

Анализ рассказа А. Платонова (по выбору).

Уметь анализировать текст.






© 2010-2022