Планирование. Индивидуальные занятия по русскому языку и литературе [7 класс]

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-тематический планирование

Раздел, кол-во часов, тема урока

Содержание

Тип, форма

урока

Планируемый результат

Формы

контроля

нИформац-ое сопровождение

Сроки проведения



План.

Факт.

Введение (1 час)


1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса 7 класса.

Вводный урок. Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: образную природу словесного искусства

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного Владение монологической и диалогической речью

Проверка читательских дневников

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 3-7

Устное народное творчество (5 часов)


2

Предания как поэтическая автобиография народа.

Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предания как жанр фольклора.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: предание как жанр УНТ

Уметь: пересказывать текст предания

Владение монологической и диалогической речью

Сформулировать вопросы к текстам преданий

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 7-10

3

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.

Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.

Исторические и художественные основы былины. Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула - эпический герой, носитель лучших человеческих качеств. Сказка и былина.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин; самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

Чтение наизусть отрывка из былины

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 11-124

4

Былины «Илья Муромец и Соловей - Разбойник», «Садко».

Киевский цикл былин. Илья Муромец - носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы.

Урок внеклассного чтения.

Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин; самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

Презентация

5

«Калевала». Карело-финский мифологический эпос.

Героический эпос в мировой культуре. Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций. Обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Урок внеклассного чтения.

Знать: своеобразие карело-финского мифологического эпоса

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия героического эпоса

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 36-41

6

Пословицы и поговорки.

Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: пословицы на выбор наизусть; тематическое многообразие пословиц и поговорок

Уметь: отличать пословицу от поговорки

Анализ языка пословиц

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 42-44


Из древнерусской литературы (2 часа)


7

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

Понятие о древнерусской литературе. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы. Жанры древнерусской литературы. Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Жанр и композиция "Поучения". Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".

Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого уму и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»)

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: основы христианской морали, воспринимать и анализировать древнерусский текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы;

Свободная работа с

текстами; владение

монологической и

диалогической

речью.

Работа с текстами древнерусских произведений

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 51-53

8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности

Историческая основа повести, идейно-художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: структуру повести, образы Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст Владение

монологической и

диалогической

речью

Составить план пересказа повести

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 54-63

9

Итоговая письменная работа по разделам «УНТ», «Древнерусская литература»

Сочинение на одну из тем:

  1. Какое воплощение нашла народная мудрость в произведениях УНТ?

  2. Что воспевает народ в героическом эпосе?

  3. Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси?

  4. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?

Урок развития речи

Составление плана, тезисов, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;

Сочинение


Из русской литературы 18 века (2 часа)


10

М.В.Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество

Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». Жанр оды. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия… 1747 г.» Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: оду как жанр, теорию «трех штилей» Уметь: воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать

Владение

монологической и

диалогической

речью

Анализ текста оды. Отрывок из «Оды…» наизусть

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 64-67, презентация.

11

Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г. Р. Державина.

Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: особенности поэтических произведений поэта, их тематику

Уметь: воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать

Владение

монологической и

диалогической

речью

Анализ стихотворений

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 68-71

Из русской литературы 19 века (27 часов)29


12

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Тема судьбы в балладе.

Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции, своеобразие языка. Понятие о жанре баллады.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: понятие о балладе, об использовании фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий

Уметь: анализировать поэтическое произведение, выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев

Отрывок наизусть

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 72-74, 82-86, презентация

13

А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок).

Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Сопоставление героев. Авторское отношение к героям.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: понятие о поэме, о литературном герое, конфликте, элементах сюжета

Уметь: анализировать текст, сравнивать героев, выявлять авторскую позицию

По желанию - сочинение «Петр Великий и его противники в поэме «Полтава

14

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок).

Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: понятие о лирике, лирическом герое, своеобразие жанра поэмы, композицию произведения

Уметь: анализировать поэтическое произведение

Отрывок из поэмы наизусть

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 77-79, презентация

15

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

Образ летописца как образ древнерусского писателя.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: что такое трагедия, образ летописца, самозванство в понимании Пушкина Уметь: анализировать поэтическое произведение.

Уметь: строить рассуждение на нравственно-этические темы

Анализ эпизода Отрывок наизусть

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 89-96

16

Проза А.С.Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

Произведение из цикла «Повести Белкина». Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя.

История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; содержание понятия «образ».

Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы

Анализ эпизода

+ (по желанию - сочинение «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом»)

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 97-113, презентация

17

Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина.

Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. «Повести Белкина». Жанровое своеобразие. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести в истории русской литературы.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; содержание понятия «образ».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы; выявлять авторскую позицию


18

М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта.

Слово о поэте. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: мастерство в создании художественных образов.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст

Наизусть одно из стихотворений

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 114-117

19

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…".

Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения, их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание поэмы, его историческую основу; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Художественный пересказ

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 118-137, презентация

20

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. .. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Язык и стих. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание поэмы, его историческую основу; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Наизусть отрывок из песни

21

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести. Художественные особенности повести.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание повести.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы

Викторина на знание творчества Н.В.Гоголя.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 141-144

22

Тарас Бульба и его сыновья.

Герои в начале повести. Описание быта семьи. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия. Роль художественной детали. Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбами героев.

Урок - сравнительный анализ

Знать: содержание повести.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести

Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы

Остап и Андрий - сопоставительная характеристика героев.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 144-212

23

Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.

Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Остап и Андрий в бою. Принцип контраста в их изображении. Различие жизненных позиций. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга. Осуждение предательства.

Урок-семинар

Знать: нравственную проблематику повести, средства раскрытия характеров героев

Художественный пересказ

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 144-212

24

Героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества.

Урок-семинар

Знать: нравственную проблематику повести, средства раскрытия характеров героев

Наизусть речь о товариществе.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 144-212, презентация

25

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск информации на заданную тему

Урок развития речи

Знать: содержание повести; строение письменного высказывания

Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Сочинение

26

И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

Слово о писателе. История создания и тематика сборника. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе «Бежин луг». Художественные особенности произведения.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание понятия «пейзаж» Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию

Художественный пересказ

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 212-223

27

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла.

Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», («Воробей). Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Русский язык как духовная опора человека.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: своеобразие стихотворений в прозе Уметь: анализировать поэтику стихотворений в прозе Уметь: самостоятельно исследование художественного своеобразия стихотворений в прозе: лиричность, музыкальность, философские раздумья

«Русский язык» (наизусть)

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 224-225

28

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.

Слово о поэте. Историческая основа поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств. Верность долгу. Развитие понятия о поэме.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: сюжет и композицию поэмы Уметь: анализировать эпизод художественного произведения

Отрывок наизусть

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 227-244

29

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Стихи поэта о судьбе народа. Образ родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельце роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими. Стихотворение «Вчерашний день в часу шестом».

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах

Отрывок наизусть

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 245-250

30

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

Слово о Толстом. Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание баллад, определение жанра баллады, образную природу баллад

Уметь: выделять жанровые признаки баллады, выявлять авторскую позицию Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Составить краткий словарь устаревших слов.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 251-260

31

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры.

Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатирическое изображение нравственных и социальных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. Сатира, гротеск и юмор. Элементы народной сказки повествовании.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика»

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера

Художественный пересказ

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 261-275, презентация

32

М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».

Обличение нравственных пороков общества.

Своеобразие сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.

приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке.

Внеклассное чтение.

Знать: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика»

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера

Художественный пересказ, составление таблицы «Сильные и слабые стороны характера героя».

33

Сатира и юмор в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве».

Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно - художественный смысл сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения в сказках. Эзопов язык.

Развитие речи.

Знать: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика»

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера

Устное сочинение- рассуждение.

34

Литературный ринг по произведениям

Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева, М.Е. Салтыкова - Щедрина.

Урок контроля

Знать: проблематику, идейно-художественное содержание изученных произведений

Уметь: строить развернутые высказывания на проблемный вопрос с опорой на текст, делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях

Тест

35

Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер повести. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого автора.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: что такое «автобиографическая повесть»

Выборочный пересказ, комментирование

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 276-279. презентация

36

Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.

Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.

Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: что такое самоанализ и самооценка героя

Сжатый пересказ.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр280-296

37

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа Средства создания комического в рассказе.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: сюжет и образную систему рассказов; говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали; язык персонажей

Уметь: давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему

Тест по рассказу.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр297-305

38

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

Живая картина нравов.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: тему, основную идею, систему образов рассказа

Уметь: высказать впечатление от прочитанного произведения

Устное высказывания на морально- этическую тему

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 306-312

39

Смех и слезы в «маленьких» рассказах А.П.Чехова.

Живая картина нравов. Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: тему, основную идею, систему образов рассказа

Уметь: высказать впечатление от прочитанного произведения

Художественный пересказ текста

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 306-312

40

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

Чтение и анализ стихотворений .В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Развитие речи.

Знать: особенности поэтического текста

Уметь: анализировать поэтический текс

Наизусть одно стихотворение на выбор

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 313-317

Из русской литературы 20 века (22 часа) 20


41

И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: что называют психологическим рассказом

Уметь: выявить авторское отношение

Отзыв на рассказ.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 3-18

42

И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.

Тема, идея рассказа. Композиция. Философские размышления писателя о связи человека и природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина - прозаика. Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание понятия «деталь художественного произведения»

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы, показывать выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина

Рассуждение на нравственно-этические темы

43

М.Горький. «Детство». Автобиографический характер повести.

Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: автобиографический характер повести, содержание повести; нравственную проблематику

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции

Художественный пересказ текста

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 19-21

44

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

Бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: причины поступков героев Уметь: давать характеристику литературному герою

Характеристика героев.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 22-83

45

Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство».

Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героев.

Развитие речи.

Знать: причины поступков героев Уметь: давать характеристику литературному герою

Анализ эпизода

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 22-83

46

«Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Подвиг во имя людей. Готовность к самопожертвованию. Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола).

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: поступок литературного героя и его нравственный мотив

Уметь: найти черты романтического в легенде

Словесное иллюстрирование.

Художественный пересказ легенды.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 84-88

47

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение…». Роль поэзии в жизни человека и общества.

Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: взгляд поэта на роль поэзии в жизни людей, содержание стихотворения

Уметь: воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, понимать гуманистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; через выразительное чтение выявлять авторскую позицию, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

Наизусть стихотворение.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 100-109

48

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя и его сочувствие ко всему живому.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание стихотворения

Уметь: воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, понимать гуманистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; через выразительное чтение выявлять авторскую позицию, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.

Наизусть стихотворение.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 110-112

49

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.

Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Внеклассное чтение.

Знать: формирование отношения к событиям и героям рассказа

Составление цитатного плана произведения.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 89-99

50

А.П.Платонов. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: изображение мира и человека в рассказе

Уметь: анализировать поступки и характер главного героя

Тест по рассказу.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 113-138

51

Час мужества. (интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны)

Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, «Мужество», К.Симонова «Жди меня», А.Твардовского «Я убит подо Ржевом», А.Суркова «Песня смелых», Н.Тихонова.

Внеклассное чтение

Знать о реализации военной тематики в РЛ

Наизусть 1-2 стихотворения на выбор

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 15-158

52

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы рассказа.

Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Понятие о литературной традиции.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: понятия «рассказ» и «антитеза» Уметь: читать и анализировать проблематику рассказа

Составить план рассказа.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 159-167

53

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать творчество Носова, особенности его рассказов Уметь: читать и анализировать проблематику рассказа

Тест по рассказу

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 168-179

54

Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: психологизм произведения, нравственный выбор героя и его мотив Уметь: анализировать поступки героев

Составить цитатный план своего рассказа о мальчиках.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 180-196

55

«Тихая моя Родина…» Стихотворения о родной природе.

В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина». Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

Внеклассное чтение

Знать: особенности лирики как рода литературы; литературные приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение Уметь: анализировать тропы

Наизусть одно стихотворение на выбор

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 212-219

56

Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

Внеклассное чтение

Знать: способы создания поэтических образов.

Уметь: читать и анализировать поэтический текст

Анализ стихотворения.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 139-143

57

А.Т.Твардовский Философские проблемы в лирике Твардовского. Пейзажная лирика.

Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: тематику пейзажной лирики Твардовского, ее мотивы - мотивы перемен, обновления и надежд, связанные с мотивом вечного движения в природе; пафос

«Снега потемнеют синие…» (наизусть)

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 144-149

58

Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи.

Слово о писателе, публицисте, ученом, гражданине. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: публицистику, публицистические произведения

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 197-204

59

Смех М.М.Зощенко (по рассказу «Беда»)

Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе. «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона». (М. Горький)

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать творчество Зощенко, содержание его рассказов.

Уметь: находить «смешное» и «грустное» в рассказах Зощенко

Отзыв на рассказ.

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 205-212

Из литературы народов России (1 час)


60

Расул Гамзатов «опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда…». Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни..

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: особенности художественной образности дагестанского поэта Уметь: анализировать тему и идею произведения и ее реализацию через изобразительные средства

Выразительное чтение стихотворения

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 225-227

Из зарубежной литературы (8 часов)


61

Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: образ-настроение, образ, представление

Уметь: выразительно читать поэтический текст

Выразительное чтение поэтического текста

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 228-232

62

Дж.Г.Байрон. «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта.

Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…». Героические мотивы лирики Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: вольнолюбивая поэзия

Прославление подвига во имя свободы Родины.

Выразительное чтение поэтического текста

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 233-235

63

Японские трехстишия (хокку).

Особенности жанра.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: жанры японской поэзии

Выразительное чтение поэтического текста

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 235-240

64

Д. Олдридж «Последний дюйм»

Взаимоотношения родителей и детей.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Пересказ

65

О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Слово о писателе. Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе. Поэтический гимн благородство и любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание рассказа

Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы

Письменный ответ на вопрос «Как проявляется душевная красота героев?»

Самостоятельная творческая работа

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 241-248

66

Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - Мечта о победе добра.

Слово о писателе. Фантастический рассказ-предупреждение. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле.

Изучение нового материала.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Знать: содержание рассказа

Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы

Пересказ

Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.

Стр. 249-262

67

Э. По «Последняя шутка» Лягушонка».

Слово о писателе. Тематика произведений

Внеклассное чтение

Знать: содержание рассказа

Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы

Пересказ

68

Д. Лондон «Сказание о Кише»

Тема достоинства человека.

Итоговый урок.

Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями .

Итоговый тест.

В результате изучения литературы ученик должен

знать

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. сопоставлять литературные произведения;

Примечание: жирным курсивом выделены произведения в стандарте (курсив)

Курсивом - по выбору



© 2010-2022