- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Планирование. Индивидуальные занятия по русскому языку и литературе [7 класс]
Планирование. Индивидуальные занятия по русскому языку и литературе [7 класс]
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Таранова Т.К. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учебно-тематический планирование
№
Раздел, кол-во часов, тема урока
Содержание
Тип, форма
урока
Планируемый результат
Формы
контроля
нИформац-ое сопровождение
Сроки проведения
План.
Факт.
Введение (1 час)
1
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса 7 класса.
Вводный урок. Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: образную природу словесного искусства
Уметь: составлять тезисы и план прочитанного Владение монологической и диалогической речью
Проверка читательских дневников
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 3-7
Устное народное творчество (5 часов)
2
Предания как поэтическая автобиография народа.
Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предания как жанр фольклора.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: предание как жанр УНТ
Уметь: пересказывать текст предания
Владение монологической и диалогической речью
Сформулировать вопросы к текстам преданий
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 7-10
3
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.
Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей.
Исторические и художественные основы былины. Воплощение в былине нравственных критериев русского народа. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула - эпический герой, носитель лучших человеческих качеств. Сказка и былина.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера
Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин; самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами
Чтение наизусть отрывка из былины
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 11-124
4
Былины «Илья Муромец и Соловей - Разбойник», «Садко».
Киевский цикл былин. Илья Муромец - носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы.
Урок внеклассного чтения.
Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера
Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин; самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин
Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами
Презентация
5
«Калевала». Карело-финский мифологический эпос.
Героический эпос в мировой культуре. Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций. Обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Урок внеклассного чтения.
Знать: своеобразие карело-финского мифологического эпоса
Уметь: воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия героического эпоса
Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 36-41
6
Пословицы и поговорки.
Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: пословицы на выбор наизусть; тематическое многообразие пословиц и поговорок
Уметь: отличать пословицу от поговорки
Анализ языка пословиц
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 42-44
Из древнерусской литературы (2 часа)
7
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.
Понятие о древнерусской литературе. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы. Жанры древнерусской литературы. Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Жанр и композиция "Поучения". Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".
Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого уму и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»)
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: основы христианской морали, воспринимать и анализировать древнерусский текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы;
Свободная работа с
текстами; владение
монологической и
диалогической
речью.
Работа с текстами древнерусских произведений
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 51-53
8
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн любви и верности
Историческая основа повести, идейно-художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: структуру повести, образы Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст Владение
монологической и
диалогической
речью
Составить план пересказа повести
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 54-63
9
Итоговая письменная работа по разделам «УНТ», «Древнерусская литература»
Сочинение на одну из тем:
-
Какое воплощение нашла народная мудрость в произведениях УНТ?
-
Что воспевает народ в героическом эпосе?
-
Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси?
-
В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?
Урок развития речи
Составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
Сочинение
Из русской литературы 18 века (2 часа)
10
М.В.Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество
Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». Жанр оды. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия… 1747 г.» Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: оду как жанр, теорию «трех штилей» Уметь: воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать
Владение
монологической и
диалогической
речью
Анализ текста оды. Отрывок из «Оды…» наизусть
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 64-67, презентация.
11
Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г. Р. Державина.
Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: особенности поэтических произведений поэта, их тематику
Уметь: воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать
Владение
монологической и
диалогической
речью
Анализ стихотворений
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 68-71
Из русской литературы 19 века (27 часов)29
12
А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Тема судьбы в балладе.
Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции, своеобразие языка. Понятие о жанре баллады.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: понятие о балладе, об использовании фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий
Уметь: анализировать поэтическое произведение, выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев
Отрывок наизусть
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 72-74, 82-86, презентация
13
А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок).
Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Сопоставление героев. Авторское отношение к героям.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: понятие о поэме, о литературном герое, конфликте, элементах сюжета
Уметь: анализировать текст, сравнивать героев, выявлять авторскую позицию
По желанию - сочинение «Петр Великий и его противники в поэме «Полтава
14
А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок).
Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: понятие о лирике, лирическом герое, своеобразие жанра поэмы, композицию произведения
Уметь: анализировать поэтическое произведение
Отрывок из поэмы наизусть
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 77-79, презентация
15
«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.
Образ летописца как образ древнерусского писателя.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: что такое трагедия, образ летописца, самозванство в понимании Пушкина Уметь: анализировать поэтическое произведение.
Уметь: строить рассуждение на нравственно-этические темы
Анализ эпизода Отрывок наизусть
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 89-96
16
Проза А.С.Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».
Произведение из цикла «Повести Белкина». Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя.
История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького человека», его положение в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; содержание понятия «образ».
Уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы
Анализ эпизода
+ (по желанию - сочинение «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом»)
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 97-113, презентация
17
Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина.
Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. «Повести Белкина». Жанровое своеобразие. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести в истории русской литературы.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; содержание понятия «образ».
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, анализировать эпизод, сравнивать героев; самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы; выявлять авторскую позицию
18
М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта.
Слово о поэте. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: мастерство в создании художественных образов.
Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст
Наизусть одно из стихотворений
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 114-117
19
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…".
Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения, их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: содержание поэмы, его историческую основу; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;
Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы
Художественный пересказ
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 118-137, презентация
20
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.
Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. .. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Язык и стих. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: содержание поэмы, его историческую основу; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;
Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы
Наизусть отрывок из песни
21
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.
Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести. Художественные особенности повести.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: содержание повести.
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести
Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы
Викторина на знание творчества Н.В.Гоголя.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 141-144
22
Тарас Бульба и его сыновья.
Герои в начале повести. Описание быта семьи. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия. Роль художественной детали. Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбами героев.
Урок - сравнительный анализ
Знать: содержание повести.
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести
Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы
Остап и Андрий - сопоставительная характеристика героев.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 144-212
23
Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.
Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Остап и Андрий в бою. Принцип контраста в их изображении. Различие жизненных позиций. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга. Осуждение предательства.
Урок-семинар
Знать: нравственную проблематику повести, средства раскрытия характеров героев
Художественный пересказ
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 144-212
24
Героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.
Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества.
Урок-семинар
Знать: нравственную проблематику повести, средства раскрытия характеров героев
Наизусть речь о товариществе.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 144-212, презентация
25
Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск информации на заданную тему
Урок развития речи
Знать: содержание повести; строение письменного высказывания
Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное
Сочинение
26
И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.
Слово о писателе. История создания и тематика сборника. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе «Бежин луг». Художественные особенности произведения.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: содержание понятия «пейзаж» Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию
Художественный пересказ
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 212-223
27
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла.
Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», («Воробей). Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Русский язык как духовная опора человека.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: своеобразие стихотворений в прозе Уметь: анализировать поэтику стихотворений в прозе Уметь: самостоятельно исследование художественного своеобразия стихотворений в прозе: лиричность, музыкальность, философские раздумья
«Русский язык» (наизусть)
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 224-225
28
Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.
Слово о поэте. Историческая основа поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств. Верность долгу. Развитие понятия о поэме.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: сюжет и композицию поэмы Уметь: анализировать эпизод художественного произведения
Отрывок наизусть
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 227-244
29
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
Стихи поэта о судьбе народа. Образ родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельце роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими. Стихотворение «Вчерашний день в часу шестом».
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах
Отрывок наизусть
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 245-250
30
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».
Слово о Толстом. Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: содержание баллад, определение жанра баллады, образную природу баллад
Уметь: выделять жанровые признаки баллады, выявлять авторскую позицию Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению
Составить краткий словарь устаревших слов.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 251-260
31
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры.
Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатирическое изображение нравственных и социальных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. Сатира, гротеск и юмор. Элементы народной сказки повествовании.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика»
Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера
Художественный пересказ
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 261-275, презентация
32
М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик».
Обличение нравственных пороков общества.
Своеобразие сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке.
Внеклассное чтение.
Знать: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика»
Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера
Художественный пересказ, составление таблицы «Сильные и слабые стороны характера героя».
33
Сатира и юмор в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве».
Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно - художественный смысл сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения в сказках. Эзопов язык.
Развитие речи.
Знать: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика»
Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера
Устное сочинение- рассуждение.
34
Литературный ринг по произведениям
Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева, М.Е. Салтыкова - Щедрина.
Урок контроля
Знать: проблематику, идейно-художественное содержание изученных произведений
Уметь: строить развернутые высказывания на проблемный вопрос с опорой на текст, делать выбор правильного ответа в тестовых заданиях
Тест
35
Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.
Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер повести. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого автора.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: что такое «автобиографическая повесть»
Выборочный пересказ, комментирование
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 276-279. презентация
36
Главный герой повести. Его чувства, поступки и духовный мир.
Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру.
Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: что такое самоанализ и самооценка героя
Сжатый пересказ.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр280-296
37
А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.
Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа Средства создания комического в рассказе.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: сюжет и образную систему рассказов; говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали; язык персонажей
Уметь: давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему
Тест по рассказу.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр297-305
38
Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».
Живая картина нравов.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: тему, основную идею, систему образов рассказа
Уметь: высказать впечатление от прочитанного произведения
Устное высказывания на морально- этическую тему
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 306-312
39
Смех и слезы в «маленьких» рассказах А.П.Чехова.
Живая картина нравов. Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: тему, основную идею, систему образов рассказа
Уметь: высказать впечатление от прочитанного произведения
Художественный пересказ текста
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 306-312
40
Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.
Чтение и анализ стихотворений .В.А.Жуковский «Приход весны». А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Развитие речи.
Знать: особенности поэтического текста
Уметь: анализировать поэтический текс
Наизусть одно стихотворение на выбор
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 313-317
Из русской литературы 20 века (22 часа) 20
41
И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: что называют психологическим рассказом
Уметь: выявить авторское отношение
Отзыв на рассказ.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 3-18
42
И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа.
Тема, идея рассказа. Композиция. Философские размышления писателя о связи человека и природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина - прозаика. Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: содержание понятия «деталь художественного произведения»
Уметь: выделять смысловые части художественного текста, самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно-этические темы, показывать выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина
Рассуждение на нравственно-этические темы
43
М.Горький. «Детство». Автобиографический характер повести.
Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: автобиографический характер повести, содержание повести; нравственную проблематику
Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции
Художественный пересказ текста
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 19-21
44
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.
Бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: причины поступков героев Уметь: давать характеристику литературному герою
Характеристика героев.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 22-83
45
Анализ эпизода «пожар» из повести Горького «Детство».
Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героев.
Развитие речи.
Знать: причины поступков героев Уметь: давать характеристику литературному герою
Анализ эпизода
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 22-83
46
«Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.
Подвиг во имя людей. Готовность к самопожертвованию. Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола).
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: поступок литературного героя и его нравственный мотив
Уметь: найти черты романтического в легенде
Словесное иллюстрирование.
Художественный пересказ легенды.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 84-88
47
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение…». Роль поэзии в жизни человека и общества.
Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: взгляд поэта на роль поэзии в жизни людей, содержание стихотворения
Уметь: воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, понимать гуманистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; через выразительное чтение выявлять авторскую позицию, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.
Наизусть стихотворение.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 100-109
48
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.
Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя и его сочувствие ко всему живому.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: содержание стихотворения
Уметь: воспринимать художественное новаторство поэзии Маяковского, понимать гуманистический пафос стихотворений, выразительно читать наизусть; через выразительное чтение выявлять авторскую позицию, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств.
Наизусть стихотворение.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 110-112
49
Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.
Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Внеклассное чтение.
Знать: формирование отношения к событиям и героям рассказа
Составление цитатного плана произведения.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 89-99
50
А.П.Платонов. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.
Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: изображение мира и человека в рассказе
Уметь: анализировать поступки и характер главного героя
Тест по рассказу.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 113-138
51
Час мужества. (интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны)
Интервью как жанр публицистики. Сведения о поэтах. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, «Мужество», К.Симонова «Жди меня», А.Твардовского «Я убит подо Ржевом», А.Суркова «Песня смелых», Н.Тихонова.
Внеклассное чтение
Знать о реализации военной тематики в РЛ
Наизусть 1-2 стихотворения на выбор
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 15-158
52
Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы рассказа.
Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Понятие о литературной традиции.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: понятия «рассказ» и «антитеза» Уметь: читать и анализировать проблематику рассказа
Составить план рассказа.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 159-167
53
Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.
Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать творчество Носова, особенности его рассказов Уметь: читать и анализировать проблематику рассказа
Тест по рассказу
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 168-179
54
Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.
Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: психологизм произведения, нравственный выбор героя и его мотив Уметь: анализировать поступки героев
Составить цитатный план своего рассказа о мальчиках.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 180-196
55
«Тихая моя Родина…» Стихотворения о родной природе.
В.Я.Брюсов «Первый снег», Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой…». С.А.Есенин «Топи да болота…». Н.А.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М.Рубцов «Тихая моя Родина». Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.
Внеклассное чтение
Знать: особенности лирики как рода литературы; литературные приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение Уметь: анализировать тропы
Наизусть одно стихотворение на выбор
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 212-219
56
Б.Л.Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.
Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.
Внеклассное чтение
Знать: способы создания поэтических образов.
Уметь: читать и анализировать поэтический текст
Анализ стихотворения.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 139-143
57
А.Т.Твардовский Философские проблемы в лирике Твардовского. Пейзажная лирика.
Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: тематику пейзажной лирики Твардовского, ее мотивы - мотивы перемен, обновления и надежд, связанные с мотивом вечного движения в природе; пафос
«Снега потемнеют синие…» (наизусть)
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 144-149
58
Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы из книги) как духовное напутствие молодежи.
Слово о писателе, публицисте, ученом, гражданине. Публицистика, мемуары как жанр литературы.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: публицистику, публицистические произведения
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 197-204
59
Смех М.М.Зощенко (по рассказу «Беда»)
Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказе. «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона». (М. Горький)
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать творчество Зощенко, содержание его рассказов.
Уметь: находить «смешное» и «грустное» в рассказах Зощенко
Отзыв на рассказ.
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 205-212
Из литературы народов России (1 час)
60
Расул Гамзатов «опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда…». Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни..
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: особенности художественной образности дагестанского поэта Уметь: анализировать тему и идею произведения и ее реализацию через изобразительные средства
Выразительное чтение стихотворения
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 225-227
Из зарубежной литературы (8 часов)
61
Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.
Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: образ-настроение, образ, представление
Уметь: выразительно читать поэтический текст
Выразительное чтение поэтического текста
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 228-232
62
Дж.Г.Байрон. «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта.
Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…». Героические мотивы лирики Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: вольнолюбивая поэзия
Прославление подвига во имя свободы Родины.
Выразительное чтение поэтического текста
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 233-235
63
Японские трехстишия (хокку).
Особенности жанра.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: жанры японской поэзии
Выразительное чтение поэтического текста
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 235-240
64
Д. Олдридж «Последний дюйм»
Взаимоотношения родителей и детей.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Пересказ
65
О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.
Слово о писателе. Нравственные проблемы в произведениях зарубежной литературе. Поэтический гимн благородство и любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: содержание рассказа
Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы
Письменный ответ на вопрос «Как проявляется душевная красота героев?»
Самостоятельная творческая работа
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 241-248
66
Р.Д.Брэдбери. «Каникулы» - Мечта о победе добра.
Слово о писателе. Фантастический рассказ-предупреждение. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле.
Изучение нового материала.
Лекция, беседа, работа с книгой.
Знать: содержание рассказа
Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы
Пересказ
Учеб. / авт.-сост. В.Я.Коровина.
Стр. 249-262
67
Э. По «Последняя шутка» Лягушонка».
Слово о писателе. Тематика произведений
Внеклассное чтение
Знать: содержание рассказа
Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы
Пересказ
68
Д. Лондон «Сказание о Кише»
Тема достоинства человека.
Итоговый урок.
Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями .
Итоговый тест.
В результате изучения литературы ученик должен
знать
-
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
-
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
-
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
сопоставлять литературные произведения;
Примечание: жирным курсивом выделены произведения в стандарте (курсив)
Курсивом - по выбору