Программа элективного курса на тему «Практикум. Подготовка к ОГЭ» (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Телигинская средняя общеобразовательная школа


«Рассмотрено»

Заседание МО

МБОУ Телигинской СОШ

Протокол № ___ от «__» _______________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ Телигинской СОШ

УстиноваТ.Е. «__»______________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Телигинской СОШ

Пахомов Н.П.

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

по русскому языку

«Практикум. Подготовка к ОГЭ»

8 класс






Учителя: Гермогенова Тамара Валериевна

Общее количество часов: 34 часа

Количество часов в неделю:1 час



2014 - 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. В содержание элективного курса включены темы по работе над сжатым изложением С1, сочинением С2.1 и С2.2, подготовке к выполнению заданий части А и В.

Элективный курс русского языка «Практикум. Подготовка к ОГЭ» предназначен для обучающихся 8 класса.

Цель изучения курса:

  • формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образования по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

  • овладение основными нормами русского литературного языка;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;

  • умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения элективного курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

  • редактирование собственного текста;

  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

  • соблюдение в практике письма основных норм языка;

  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ - основной результат изучения данного курса.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • адекватно воспринимать авторский замысел;

  • вычленять главное в информации;

  • сокращать текст различными способами;

  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические - тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;

  • находить в тексте средства выразительности;

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 4. Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н - нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа

Тема 5. Морфемика и словообразование

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов.

Обучающиеся должны знать:

  • виды морфем;

  • морфемный и словообразовательный анализы слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать:

  • правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь:

  • подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;

  • правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

Вид работы

Домашнее задание



1

Вводное занятие. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.


1

Лекция учителя

2-3

Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением.

Содержательные и языковые способы сокращения текста.


2

Лекция учителя, практические задания

Сотавить план текста.

Выполнить творческое задание

4-5

Сжатое изложение. Редактирование изложения.


2

Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, редактирование текстов.

Закончить редактирование изложения

6-10

К/з. Построение сжатого изложения


5

Написание сжатого изложения

11

Средства выразительности речи. Стилистика русского языка.


1

Лекция учителя, практические задания

Повторить правила орфографии

12

К/з. Тренировочные упражнения


1

Выполнение тренировочных упражнений

13-14

Нормы русской орфографии.


2

Работа с обобщающими таблицами

Подготовить памятки морфемного и словообразовательного разбора

15-17

к/з. тренировочные упражнения


3

проверочная работа в формате тестирования

18

Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.


1

Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора.

Выполнить морфологический и словообразовательный разбор слов

19-20

К/з. тренировочные упражнения.


2

тестирование.

21-22

Словосочетание. Предложение.

Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).


2

Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений,

Подготовиться к проверочному тестированию

23-25

К/з. Тренировочные упражнения.


3

тренировочные упражнения, тестирование.

26-27

Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

Работа над допущенными ошибками


2

Тестовое задание, беседа

Выполнить тестирование

28-29

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением-рассуждением.


2

Слово учителя, работа с текстами.

Подготовиться к написанию сочинения

30-32

к/з. Построение сочинения-рассуждения.

Редактирование сочинения


3

Слово учителя, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.

Закончить редактирование сочинения

33

Итоговая диагностика.


1

Выполнение работы по типу ОГЭ

Написать небольшое рассуждение на тему «Что мне дали элективные занятия по русскому языку»

34

Анализ итоговой диагностики.

Подведение итогов курса


1

Обобщающая беседа.



Литература:

  1. Егораева Г.Т. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / Г.Т. Егораева. - М.: Экзамен, 2015.

  2. Егораева Г.Т. ЕГЭ: Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2011.

  3. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты / под ред. И.П. Цыбулько - М.: Национальное образование, 2015.

  4. Материалы сайта ФИПИ. fipi.ru/


© 2010-2022