- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса на тему «Практикум. Подготовка к ОГЭ» (8 класс)
Программа элективного курса на тему «Практикум. Подготовка к ОГЭ» (8 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гермогенова Т.В. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Телигинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Заседание МО
МБОУ Телигинской СОШ
Протокол № ___ от «__» _______________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ Телигинской СОШ
УстиноваТ.Е. «__»______________20___г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Телигинской СОШ
Пахомов Н.П.
Приказ № ___ от «__»_________________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по русскому языку
«Практикум. Подготовка к ОГЭ»
8 класс
Учителя: Гермогенова Тамара Валериевна
Общее количество часов: 34 часа
Количество часов в неделю:1 час
2014 - 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. В содержание элективного курса включены темы по работе над сжатым изложением С1, сочинением С2.1 и С2.2, подготовке к выполнению заданий части А и В.
Элективный курс русского языка «Практикум. Подготовка к ОГЭ» предназначен для обучающихся 8 класса.
Цель изучения курса:
-
формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образования по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
-
овладение основными нормами русского литературного языка;
-
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах;
-
умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
-
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
-
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
-
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
-
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
-
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
-
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
-
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
-
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
-
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
-
редактирование собственного текста;
-
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
-
соблюдение в практике письма основных норм языка;
-
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ - основной результат изучения данного курса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
-
основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
-
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
-
адекватно воспринимать авторский замысел;
-
вычленять главное в информации;
-
сокращать текст различными способами;
-
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
-
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические - тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
-
основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
-
различать средства выразительности;
-
находить в тексте средства выразительности;
-
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
-
основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
-
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
-
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н - нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
-
орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
-
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Морфемика и словообразование
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
-
виды морфем;
-
морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
-
использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
-
синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
-
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать:
-
правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь:
-
подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста;
-
правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема занятия
Дата
Кол-во часов
Вид работы
Домашнее задание
1
Вводное занятие. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.
1
Лекция учителя
2-3
Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением.
Содержательные и языковые способы сокращения текста.
2
Лекция учителя, практические задания
Сотавить план текста.
Выполнить творческое задание
4-5
Сжатое изложение. Редактирование изложения.
2
Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, редактирование текстов.
Закончить редактирование изложения
6-10
К/з. Построение сжатого изложения
5
Написание сжатого изложения
11
Средства выразительности речи. Стилистика русского языка.
1
Лекция учителя, практические задания
Повторить правила орфографии
12
К/з. Тренировочные упражнения
1
Выполнение тренировочных упражнений
13-14
Нормы русской орфографии.
2
Работа с обобщающими таблицами
Подготовить памятки морфемного и словообразовательного разбора
15-17
к/з. тренировочные упражнения
3
проверочная работа в формате тестирования
18
Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.
1
Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора.
Выполнить морфологический и словообразовательный разбор слов
19-20
К/з. тренировочные упражнения.
2
тестирование.
21-22
Словосочетание. Предложение.
Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).
2
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений,
Подготовиться к проверочному тестированию
23-25
К/з. Тренировочные упражнения.
3
тренировочные упражнения, тестирование.
26-27
Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).
Работа над допущенными ошибками
2
Тестовое задание, беседа
Выполнить тестирование
28-29
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением-рассуждением.
2
Слово учителя, работа с текстами.
Подготовиться к написанию сочинения
30-32
к/з. Построение сочинения-рассуждения.
Редактирование сочинения
3
Слово учителя, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.
Закончить редактирование сочинения
33
Итоговая диагностика.
1
Выполнение работы по типу ОГЭ
Написать небольшое рассуждение на тему «Что мне дали элективные занятия по русскому языку»
34
Анализ итоговой диагностики.
Подведение итогов курса
1
Обобщающая беседа.
Литература:
-
Егораева Г.Т. ОГЭ (ГИА-9) 2015. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / Г.Т. Егораева. - М.: Экзамен, 2015.
-
Егораева Г.Т. ЕГЭ: Русский язык. Сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егораева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2011.
-
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты / под ред. И.П. Цыбулько - М.: Национальное образование, 2015.
-
Материалы сайта ФИПИ. fipi.ru/