Рабочая образовательная программа объединения «Живое слово» естественнонаучного направления

"Описание материала: Рабочая образовательная программа объединения «Живое слово» естественнонаучного направления разработана для учащихся, с повышенной мотивацией к обучению. Необходимо привлекать обучающихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи. Программа способствует развитию мышления и речи обучающихся на основе углубления знаний по теории и истории языка, воспитывает интерес и бережное отношение к родному языку и литературе. Основными формами работы являются исследован...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6 г.Валдай-3









Рабочая образовательная программа

объединения «Живое слово»

естественнонаучной направленности

для обучающихся 11-13 лет.











Составитель: Александрова Ж.А., учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории









2013 год





Структура рабочей программы.

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план (с указанием количества часов).

4. Содержание рабочей программы.

5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

6. Список литературы.

Пояснительная записка.

В системе современного образования преподавание филологических дисциплин занимает одно из важнейших мест. Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого человека в жизни общества. Необходимо привлекать обучающихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык - это не только изучаемый предмет, но и средство обучения основам всех других наук, средство человеческого общения. Рабочая программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, направлена на развитие универсальных учебных действий.

Основной целью рабочей программы является развитие интереса к лингвистике, к родному слову, расширение лингвистического и культурологического кругозора, выявление творческого потенциала школьников и стимулирование интереса учащихся к русскому языку и литературе.

Задачи программы:
- способствовать освоению более глубоких знаний о русском языке и литературе;
- способствовать развитию мышления и речи обучающихся на основе углубления знаний по теории и истории языка;
- развивать творческие и интеллектуальные способности, коммуникативные умения и навыки обучающихся;
- воспитывать интерес и бережное отношение к родному языку и литературе.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа для учащихся, имеющих повышенную мотивацию к обучению, могут посещать все желающие. Занятия проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятия- 45 минут, кроме того программа предусматривает самостоятельную работу обучающихся.

Содержание программы направлено на речевое и интеллектуальное развитие обучающихся, обогащение их словарного запаса, развитие умения самостоятельно работать с книгами и словарями, развивать стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь с точки зрения ее соответствия литературным нормам.
Основными формами занятий являются исследование, мастерская, викторина, интервью, устный журнал, творческие задания, игра, работа в группах. Данные формы занятий стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы текущего контроля: тест, выступление с результатами самостоятельного исследования, выставка работ, взаимоконтроль. Формой итогового контроля является защита творческой работы.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов всего

Кол-во часов (практических занятий)

1

Основные разделы лингвистики

1


2

Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

1

1

3

Деление лексики на группы.

2

1

4

Слова однозначные и многозначные.

2

1

5

Переносное значение слова.

2

2

6

Фразеологизмы. Исконно русские и иноязычные фразеологизмы.

2

1

7

В.И.Даль- собиратель русских слов.

2

1

8

Пословицы и поговорки - народная мудрость.

2

1

9

В мастерской русских поэтов и писателей.

2

1

10

Выразительные средства языка. Фигуры и тропы.

Виды тропов. Роль тропов в художественном тексте.

4

2

11

Анализ поэтического текста.

Анализ выразительных средств.

4

2

12

Орфоэпические нормы.

2

1

13

Грамматические нормы.

2

1

14

Лексические нормы

2

1

15

Как исправить свою речь

3

3

Содержание рабочей программы.

Лингвистика- наука о языке.(1 ч.)
Введение. Основные разделы лингвистики.

Лексикология и фразеология.(10 ч. )
Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Деление лексики на группы. Слова однозначные и многозначные. Переносное значение слова. Фразеологизмы. Исконно русские и иноязычные фразеологизмы.

Из истории развития русского литературного языка.(4 ч.)
В.И.Даль- собиратель русских слов. Пословицы и поговорки - народная мудрость.

Слово в художественной литературе.(10 ч. )
В мастерской русских поэтов и писателей. Выразительные средства языка. Фигуры и тропы. Виды тропов. Роль тропов в художественном тексте. Анализ поэтического текста. Анализ выразительных средств.

Культура речи. (6ч.)
Орфоэпические нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы.

Как исправить свою речь. (3 ч)
Защита творческих работ.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В результате изучения курса данной программы обучающиеся должны уметь:
- выступать перед аудиторией, создавать самостоятельные устные и письменные сообщения, используя при этом изобразительные средства языка;
- передавать мысли правильно, точно и выразительно, следить за правильностью речи;
- самостоятельно работать с книгами, словарями, справками, Интернет-ресурсами, подбирать материал;
- пользоваться основными источниками информации;
- анализировать поэтический текст;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Список литературы.

А.Г.Асмолова « Формирование униврсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. Москва «Просвещение»2011
О.А.Лепнева, Е.А.Тимошко «Эффективные технологии воспитания» Учебно-методическое пособие. Великий Новгород 2011
С.Л.Каганович «Технология обучения анализу поэтического текста» Методическое пособие для учителей-словесников. Великий Новгород 2002
С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке» Москва «Просвещение»2011
Л.А.Курганова «По страницам литературных произведений» Викторины. Волгоград «Учитель» 2009
Н.Н.Кохтев «Риторика» Москва «Просвещение» 1997
Опыт работы с одаренными детьми в Новгородской области. Сборник методических материалов. Великий Новгород 2011


© 2010-2022