Учебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М. Шолохова

  Данное учебно-методическое пособие представляет собой материал обучающего и проверочного характера по дисциплине «Литература» и предназначено для студентов, обучающихся  по программам СПО и НПО. В пособие включены материалы для изучения жизни и творчества М.Шолохова. Пособие имеет следующие разделы:  1.Биография 2.Вопросы по биографии и творчеству Шолохова 3. Вопросы по роману “Тихий Дон” 4.Вопросы по рассказу “Судьба человека” 5. Планы сочинений 6. Тест по творчеству М.А.Шолохова 7. Кро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУчебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова.осударственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Ростовской области

«Октябрьский аграрно-технологический техникум»



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по литературе

Тема: «Жизнь и творчество М.Шолохова»

Учебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова.





Выполнила:

преподаватель русского языка и литературы

Макарова Наталья Ивановна





Октябрьский район п.Качкан

2015 год

Учебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова.

Учебно-методическое пособие согласовано на заседании методической комиссии «Общеобразовательные дисциплины»,

протокол № от 2015г., и рекомендовано с целью практического применения в качестве дополнительного материала и для самостоятельной работы студентов.

Разработчик: преподаватель английского языка ГБОУ СПО РО ОАТТ

Макарова Н.И.





Данное учебно-методическое пособие представляет собой материал обучающего и проверочного характера по дисциплине «Литература» и предназначено для студентов, обучающихся по программам СПО и НПО. В пособие включены материалы для изучения литературы.



Содержание

  1. Биография…………………………………….3

  2. Вопросы по биографии и творчеству Шолохова …………………....10

  3. Вопросы по роману "Тихий Дон" …………………………………….11

  4. Вопросы по рассказу "Судьба человека" …………………………….12

  5. Планы сочинений ………………………………………………………13

  6. Тест по творчеству М.А.Шолохова …………………………………...15

  7. Кроссворд ……………………………………………………………….28

  8. Список источников информации и литературы………………………29

Биография.

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984 гг.) - знаменитый прозаик, публицист. Родился на хуторе Кружилином, на Дону, близ станицы Вешенской.

Учебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова.

Отец писателя, Александр Михайлович (1865-1925), был выходец из Рязанской губернии, неоднократно менял профессии: «Был последовательно «шибаем» (скупщиком скота), сеял хлеб на покупной казачьей земле, служил приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба, был управляющим паровой мельницы и т.д. Мать, Анастасия Даниловна (1871-1942), «полуказачка, полукрестьянка», служила горничной. В молодости она была против воли выдана замуж за казака-атамана С. Кузнецова, но, сойдясь с А. М. Шолоховым, оставила его. Будущий писатель появился на свет незаконнорожденным и до 1912 года носил фамилию первого мужа матери, при этом имел все казачьи привилегии. Только когда Александр Михайлович и Анастасия Даниловна обвенчались, и отец усыновил его, Шолохов обрел свою настоящую фамилию, утратив при этом принадлежность к казачьему сословию, как сын мещанина, то есть «иногороднего».
Учебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова. Впечатления детства и юности оказали большое влияние на формирование Михаила Шолохова как писателя. Безграничные просторы донских степей, зеленеющие берега величавого Дона навсегда вошли в его сердце. С детских лет он впитывал в себя родной говор, задушевные казачьи песни. С детства писателя окружала своеобразная атмосфера: быт казаков, их каждодневный труд на земле, тяжелая военная служба, покосы в займище, пахота, сев, уборка пшеницы.

Учебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова.

ЧУчебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова.тобы дать сыну первоначальное образование, отец нанимает домашнего учителя Т. Т. Мрыхина, в 1912м отдает сына в Каргинское мужское приходское училище по II классу обучения. В 1914 году везет его в Москву по поводу болезни глаз (клиника доктора Снегирева, где лечился Шолохов, будет описана в романе «Тихий Дон») и отдает в приготовительный класс московской гимназии № 9 им. Г. Шелапутина. В 1915 году родители переводят Михаила в Богучаровскую гимназию, но обучение в ней было прервано революционными событиями. Не удалось завершить образование и в Вешенской смешанной гимназии, куда Шолохов поступил в 1918 году. Из-за разгоревшихся вокруг станицы военных действий он вынужден был прервать образование, закончив только четыре класса.

С 1919 года до конца Гражданской войны Шолохов жил на Дону, в станицах Еланской и Каргинской, охваченных Верхнедонским восстанием, то есть находился в центре тех драматических событий, которые будут описаны в заключительных книгах «Тихого Дона».

С 1920 года, когда на Дону окончательно установилась советская власть, Михаил Шолохов, несмотря на юные годы, а ему было 15 лет работал, учителем по ликвидации безграмотности.

В мае 1922 года Шолохов окончил краткосрочные курсы продовольственной инспектуры в Ростове и был направлен в станицу Букановскую в качестве налогового инспектора. Был судим ревтрибуналом за превышение власти. Особым совещанием ревтрибунала «за преступление по должности» Шолохов был приговорен к расстрелу. В течение двух суток он ждал неминуемой смерти, но судьбе было угодно пощадить Шолохова. По некоторым данным, именно тогда он указал в качестве года рождения 1905й, чтобы скрыть свой настоящий возраст и выдать себя за несовершеннолетнего, в то время как на самом деле родУчебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова.ился на год или два раньше.

ОУчебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова.сенью 1922 года Шолохов приехал в Москву с намерением поступить на рабфак. Однако ни заводского стажа, ни комсомольской путевки, которые требовались для поступления, у него не было. С устройством на работу тоже пришлось не легко, так как Шолохов к тому времени не овладел никакой профессией. Биржа труда могла предоставить ему только самую неквалифицированную работу, поэтому он первое время был вынужден работать грузчиком на Ярославском вокзале и мостить булыжные мостовые. Позже он получил направление на должность счетовода в жилищное управление на Красной Пресне. Всё это время Шолохов занимался самообразованием и, по рекомендации начинающего писателя Кудашева, был принят в литературную группу «Молодая гвардия». 19 сентября 1923 года состоялся литературный дебют Шолохова: в газете появился его фельетон «Испытание» за подписью М. Шолохов.

11 января 1924 года М. А. Шолохов обвенчался с дочерью бывшего станичного атамана Марией Петровной Громославской (1902-1992), связав в ней судьбу на долгие шестьдесят лет. Именно 1924 год можно считать началом профессиональной деятельности Шолохова-писателя. 14 декабря в газете «Молодой ленивец» появился первый из «Донских рассказов» Шолохова «Родинка», 14 февраля в той же газете печатается рассказ «Продкомиссар», после чего один за другим стремительно выходят «Пастух» (февраль), «Шибалково семя», «Илюха», «Алешка» (март), «Бахчевник» (апрель), «Путь-дороженька» (апрель-май), «Нахаленок» (май-июнь), «Семейный человек», «Коловерть» (июнь), «Председатель Реввоенсовета республики» (июль), «Кривая стежка» (ноябрь) В тот же период Шолохов становится членом РАППа.

Учебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова. Еще во время работы над «Донскими рассказами» М. Шолохов задумал написать повесть о председателе Донского совнаркома Ф. Г. Подтелкове и его соратнике секретаре Донского казачьего военно-революционного комитета М. В. Крывошлыкове (именно этой ненаписанной повести он, вероятно, хотел дать название «Донщина», которое многие исследователи ошибочно принимали за первоначальное название романа «Тихий Дон»). Постепенно Шолохов приходит к мысли, что «не повесть надо писать, а роман с широким показом мировой войны, тогда станет ясным, что объединяло казаков-фронтовиков с солдатами-фронтовиками». Только когда писателю удалось собрать многочисленные воспоминания участников Первой мировой войны и богатый архивный материал, он начал работу над романом, который получил название «Тихий Дон».

«Работа по сбору материалов для «Тихого Дона»,- рассказывал Шолохов,- шла по двум направлениям: во-первых, собирание воспоминаний, рассказов, фактов, деталей от живых участников империалистической и Гражданской войн, беседы, расспросы, проверка всех замыслов и представлений; во-вторых, кропотливое изучение специально военной литературы, разработки военных операций, многочисленных мемуаров. Ознакомление с зарубежнУчебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова.ыми, даже белогвардейскими источниками».

Самая ранняя рукопись романа датируется осенью 1925 года и повествует о событиях лета 1917 года, связанных с участием казачества в походе Корнилова на Петроград. «Написал 5-6 листов печатных. Когда написал, почувствовал, что не то,- рассказывал впоследствии Шолохов. - Для читателя станет не понятным - почему же казачество приняло участие в подавлении революции. Что это за казаки? Что за Область Войска Донского? Не выходит ли она для читателей некой терра инкогнито? Поэтому я бросил начатую работу. Стал думать о более широком романе. Когда план созрел, приступил к собиранию материала. Помогло знание казачьего быта». Написанные к этому времени главы о корниловщине стали в последствии сюжетной основой ко второму тому романа. «Приступил заново и начал с казачьей старины, с тех лет, что предшествовали Первой мировой войне. Написал три части романа, которые и составляют первый том «Тихого Дона». А когда первый том был закончен, и надо было писать дальше - Петроград, корниловщину, - я вернулся к прежней рукописи и использовал её для второго тома. Жалко было бросать уже сделанную работу». Однако прежде чем писатель вернулся к работе над романом, прошел почти год, наполненный как печальными (смерть отца в конце 1925 года), так и радостными событиями.

Учебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова. В 1925 году в издательстве «Новая Москва» вышла в свет отдельной книгой «Донские рассказы». В 1926 году появился второй сборник рассказов - «Лазоревая степь» (в 1931 году ранние рассказы Шолохова выйдут в одной книге «Лазоревая степь. Донские рассказы»). В феврале 1926 года у Шолоховых родилась дочь Светлана.

Учебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова. Осенью Шолохов с семьей перебрался в Вешенскую, где погрузился в работу над романом. Первые строки первого тома были написаны 8 ноября 1926 года. Работа над книгой шла удивительно интенсивно. Закончив черновой вариант первой части, Шолохов уже в ноябре начал работу над второй. К концу лета работа над первым томом была завершена, и осенью Шолохов отвез рукопись в Москву, в журнал «Октябрь» и издательство «Московский писатель». В журнале роман был признан «бытописательским» и лишенным политической остроты, но благодаря активному вмешательству А. Серафимовича именно уже В-первых четырех номерах за 1928 год первая книга романа была опубликована. А в 5-10 номерах за этот же год - и вторая книга «Тихого Дона». В том же 1928 году первая книга романа вышла сначала в «Роман-газете», затем отдельным изданием в «Московском рабочем». Рукопись романа, еще не напечатанного в «Октябре», была рекомендована к изданию заведующей отделом издательства Евгенией Григорьевной Левицкой. Там, в издательстве, в 1927 году произошла встреча двадцатидвухлетнего Шолохова с Левицкой, которая была старше его на четверть века. Этой встрече суждено было стать началом крепкой дружбы. Левицкая не однократно помогала Шолохову в трудные минуты его жизни. Шолохов принимал живое участие в её судьбе и судьбах её близких.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом.

Учебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова.

Уже в первые месяцы войны в периодической печати были опубликованы его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и др. Большой популярностью у солдат пользовался рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943-44 гг. начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» (новый вариант этого произведения вышел в свет в 1969 г.). Заметным явлением в литературе стал рассказ Шолохова «Судьба человека» (1956-57), в котором трагическая история жизни показана в ее неразрывной связи с испытаниями в жизни народа и государства. Судьба Андрея Соколова воплощает страшное зло войны и одновременно с этим утверждает веру в добро. В небольшом по объему произведении перед читателями проходит жизнь героя, вобравшая в себя судьбу страны. Андрей Соколов - мирный труженик, ненавидящий войну, отнявшую у него всю семью, счастье, надежду на лучшее. Оставшись одиноким, Соколов не утратил человечность, он смог разглядеть и пригреть около себя бездомного мальчика. Писатель заканчивает рассказ уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы.

После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: «Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и др. Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это, прежде всего, связь с народом. «Книга - дело выстраданное», - говорил он на II Съезде писателей. Много раз в его высказываниях повторяется мысль о том, что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни была; о том, что к оценке художественного произведения следует подходить прежде всего с точки зрения исторической правдивости. По мнению писателя, право на жизнь имеет только то искусство, которое служит интересам народа. «Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу», - сказал он в речи после вручения ему Нобелевской премии в 1965 г.

Учебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова.Учебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова.

Дочь писателя - Светлана сказала как-то: «На деньги Нобелевского комитета мы увидели мир. Сталинскую премию в 1941 году папа отдал в Фонд обороны, Ленинскую - на восстановление школы, в которой он когда-то учился, Нобелевскую же оставил себе. Он потратил ее на то, чтобы показать нам, детям, Европу и Японию. На машине мы объездили вдоль и поперек и Англию, и Францию, и Италию».

В последние годы жизни Шолохов тяжело болел, но держался стойко. Даже врачи удивлялись его терпению. Он перенес два инсульта, диабет, потом рак горла. И, несмотря ни на что, продолжал писать. Творчество Шолохова внесло огромный вклад в литературу. В его произведениях поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX вв., им были открыты новые связи между духовным и материальным началами, между человеком и окружающим миром. В его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем многообразии и богатстве типов и характеров, в такой полноте нравственной и эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд образцов мировой литературы.

Вопросы по биографии и творчеству Шолохова

1. Познакомьтесь с биографией Шолохова. Какие эпизоды из жизни писателя позволяют говорить о "трагедии большого художника"?

2. Как складывались отношения писателя с властью? Как соотносятся художественное творчество Шолохова и его общественная деятельность, участие в советских организациях, публицистика?

3. Каковы основные приметы художественного мира Шолохова? Каким предстает в произведениях писателя мир донского казачества?

4. Почему Шолохов так подробно описывает в своих произведениях быт, традиции, образ жизни, обычаи донского казачества? Как проявляется в этих описаниях авторская позиция?

5. Докажите, что творчество Шолохова представляет собой развитие традиций русского реализма. Кто из русских писателей оказал, на ваш взгляд, наибольшее влияние на Шолохова-художника?

6. Какую роль в жизни героев Шолохова играют любовь, дом, семья, дети?

7. Как соотносятся в произведениях Шолохова судьба народа и судьба человека?

8. Отметьте основные этапы жизни Григория Мелехова (Семена Давыдова, Андрея Соколова). Что общего в судьбах и характерах шолоховских героев?

9. Каково соотношение трагического и комического в произведениях Шолохова? Чем объясняется интерес писателя к фигурам трагическим?

10. Насколько обоснованны, на ваш взгляд, утверждения современных исследователей о том, что в произведениях писателя очевидна "концентрация трагического начала", что шолоховская концепция мира и человека в XX в. глубоко трагична?

11. Известно высказывание Шолохова, его обращение к начинающему писателю: "За каждым абзацем у тебя стоит сам автор ? неповторимый и оригинальный… А избежать этого ? первейшая задача писателя и главнейшая трудность. Иначе это уже не художественная литература, а "художественное" назидательство…" Как проявляется в произведениях Шолохова позиция автора?


Вопросы по роману "Тихий Дон"

1. Познакомьтесь с историей создания и публикации романа. Как решается современным литературоведением проблема авторства "Тихого Дона"? Каковы основные аргументы "скептиков", в частности А. И. Солженицына?

2. Как соотносятся в романе "Тихий Дон" изображение грандиозных исторических событий и история любви Григория Мелехова и Аксиньи?

3. Какое место в художественной структуре романа занимает история семьи Мелеховых? Какое своеобразное развитие находит в "Тихом Доне" толстовская "мысль семейная"?

4. Как вы прокомментируете высказывание современного литературоведа В. В. Кожинова о том, что "история семьи Мелеховых ? это в определенном смысле и есть история революции", что "переворот в частном, личном и собственно общественном, социальном бытии… начинается… именно в истории любви"?

5. Каково соотношение "войны" и "мира" в романе Шолохова? Сопоставьте композицию "Тихого Дона" с композицией романа Л. Н. Толстого "Война и мир". В чем Шолохов следует за Толстым? Что необычного в художественной структуре романа "Тихий Дон"?

6. Какова роль первой книги в романе "Тихий Дон"? Почему Шолохов так подробно описывает жизнь казаков до войны?

7. Подготовьте анализ одной из массовых сцен романа "Тихий Дон". Какие приемы используются Шолоховым для воссоздания народной жизни? Насколько обоснованны оценки критиков, увидевших в шолоховских романах "идеализацию казачества"?

8. Как изображается в романе война? С какой целью Шолохов описывает события военного времени с натуралистическими подробностями? Какие эпизоды романа поражают особой жестокостью описаний?

9. Меняется ли характер описаний военных событий в третьей и четвертой книгах романа, когда писатель обращается к изображению "горших бед и тягот, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне"?

10. Каков путь нравственных исканий Григория Мелехова? В каких эпизодах романа наиболее ярко раскрывается характер героя?

11. Что делает Григория Мелехова лицом трагическим? В чем трагедия главного героя шолоховского романа?

12. Подготовьте сравнительную характеристку Григория Мелехова и Мишки Кошевого. Что сближает этих героев? Почему Шолохов в центр романа, посвященного событиям преимущественно гражданской войны, ставит все же историю Григория Мелехова?

13. Какие традиции устного народного творчества и русской классической литературы XIX века развивает Шолохов, рисуя образы Натальи и Аксиньи?

14. Какую роль в романе играет пейзаж? Сопоставьте описания Дона в начале романа и в финальном эпизоде?

15. Как проявляется в романе авторская позиция? Приведите примеры лирических фрагментов, в которых, на ваш взгляд, отношение автора к изображаемому вполне определенно?

16. В чем смысл названия романа "Тихий Дон"? Какова роль эпиграфов в романе?

17. Как вы объясните смысл финала романа "Тихий Дон"? С какой целью писатель говорит в финале о родном доме героя и сыне на его руках, о том, что все-таки еще связывало Григория Мелехова "с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром"?

18. Что делает роман Шолохова "Тихий Дон" эпопеей?

Вопросы по рассказу "Судьба человека"

1. Каковы основные особенности композиции рассказа "Судьба человека"?

2. Как соотносятся в рассказе судьба страны и судьба Андрея Соколова? Как вы объясните смысл названия рассказа "Судьба человека"?

3. Какую роль в рассказе "Судьба человека" играют описания природы, образ дороги, портретные описания?

4. Каково соотношение трагического и героического, страдания и надежды в рассказе "Судьба человека"?

5. Как роль в этом рассказе играет образ автора-повествователя?

6. В чем смысл финала рассказа "Судьба человека"? Почему писатель обращается здесь к языку публицистики?

7. Современный исследователь Л. Г. Якименко, характеризуя жанровое своеобразие рассказа Шолохова, пишет: "Судьба человека" явилась открытием той жанровой формы, которую условно можно было бы назвать рассказ-эпопея". Насколько обоснованно данное определение жанра?

Планы сочинений


  1. Григорий в поисках правды

План:

1.История создания романа «Тихий Дон»
2.Образ Григория Мелехова, его характер.
3.Семья Мелеховых.
4.Любовь Григория к Аксинье.
5.Взаимоотношения с Натальей
6.Личное мнение.


  1. "Тихий дон"

План

1. Певец родной страны.

2. История семьи Мелеховых как отражениесоциальных катаклизмов эпохи.

3. Трагедия Григория Мелехова.

4. Полнокровная, горько-сладкая жизнь.

5. М. Шолохов - великий гуманист своего времени.

3. Тихий Дон» - роман-эпопея.
План
I. Вступление
Роман-эпопея как жанр, позволяющий в художественной форме дать в произведении широкую картину мира, срез целой эпохи, преломленной, как в грандиозных исторических событиях, так и в судьбах отдельных героев и их семей, ответить на сложные вопросы о закономерности исторического процесса и явлений народной жизни.
II. Основная часть
1. Первоначальный замысел произведения >>от романа «Донщина», повествующего о провале корниловского мятежа к роману -эпопее «Тихий Дон», посвещенного судьбам русского казачества в один из самых трагических русской истории.
2. Широкий охват действительности >> от уклада жизни и быта простых казаков до императорского двора;
Географические рамки: Москва, Кубань, Новороссийск, Вост. Пруссия, и т.д.
Реальные исторические лица: Николай II, Корнилов, Крылов, и др.
3. Исторические события даны не столько сами по себе, сколько в их преломлении в судьбах целых семей (Мелиховых, Коршуновых, Астаховых, Листницких, Моховых и т.д.) Герои у Шолохова простые, зачастую, малообразованные люди; их путь исканий - жизненный путь; они на себе проверяют правильность сделанного выбора, расплачиваясь за него искалеченными судьбами и даже жизнью.
4. Изображение народа>> дает глубокий анализ патриархального уклада, истоков его кризиса, во многом сказавшегося в судьбе героев романа.
Признание определяющей роли народа в истории>>и движущая сила и материал истории. Попытка простого народа своими силами, без умных посредников, разобраться в хитросплетениях политики, построить для себя счастливую жизнь; привилегированное и несколько обособленное положение русского казачества до революции, по Шолохову, и обусловило его трагическую судьбу.
III. Вывод:
Уникальность романа Шолохова : «Тихий Дон» писался по «горячим следам» - грандиозность эпох, общее чувство начала нового мира , требовало немедленного осмысления.


  1. Анализ произведения, Судьба человека

План

1. Встреча автора с Андреем Соколовым.

2. Его рассказ о своей жизни:

а) семейная жизнь, уход на фронт;

б) плен;

в) убийство предателя;

г) концлагерь, угощение коменданта;

д) побег из плена;

е) известие о гибели семьи;

ж) смерть сына;

з) переезд в Урюпинск, усыновление мальчика-сироты;

и) дорога в Кашарский район.

Тест по творчеству М.А.Шолохова. 1 вариант

1.Укажите годы жизни М.Шолохова

А) 1905-1984

Б) 1895-1950

В) 1900-1985

Г) 1910-1990

2. Первый сборник рассказов, сделавший имя М.А.Шолохова известным, назывался:

А)Лазоревая степь

Б «Донские рассказы»

В) «Чужая кровь»

Г) «Наука ненависти»

3. Какое сословие изображает М.Шолохов в своих произведениях

А) купечество

Б) крестьянство

В) казачство

Г) дворянство

В каком году состоялся литературный дебют Шоло­хова?

а) 1922;

б) 1923;

в) 1925.

2. В каком журнале печатались первые главы «Тихого Дона»?

а) «Октябрь»;

б) «Новый мир»;

в) «Дон».

3. Какой премии был удостоен Шолохов за роман «Под­нятая целина»?

а) Сталинской;

б) Нобелевской;

в) Ленинской.

Роман «Тихий Дон»

4. В каком году начинается действие романа «Тихий Дон»?

а)1912; 6)1913; в)1914.

Почему Мелеховых называли «турками», «черкесами»?

А) потому что у них был необузданный характер?

Б) потому что они были отчаянно храбры

В) потому что бабка Григория Мелехова была турчанка

5. Когда состоялась свадьба Григория и Натальи?

а) В Пасху;

б) в мясоед;

в) в Рождество.

6. Где получил Григорий свое первое ранение?

а) Под г. Каменка-Струмиловом;

б) под г. Луцком;

в) под г. Новороссийском.

7. Каким воинским подразделением командовал Гри­горий в Конной армии Буденного?

а) Взводом;

б) эскадроном;
в)дивизией.

8. В какой войне участвовал Прокофий Мелехов?

а) В русско-турецкой 1828-1829 годов;

б) в Крымской;

в) в русско-турецкой 1877-1878 годов.

9. В каком из исторических событий участвовал Евге­ний Листницкий?

а) Брусиловский прорыв;

б) взятие Перекопа;

в) Ледяной поход.

10. Кто из жителей хутора Татарский получил офицер­ский чин?

а) Григорий Мелехов, Прохор Зыков, Илья Бунчук;

б) Григорий и Петр Мелеховы, Митька Коршунов;

в) Григорий и Петр Мелеховы, Евгений Листницкий.

11. Найдите среди перечисленных персонажей историческое лицо.

а) Илья Дмитриевич Бунчук, Иосиф Давыдович Штокман, Михаил Васильевич Крившлыков;

б) Калмыков, Павел Кудинов, Капарин;

в) Листницкий, Лукомский, Котляров;

г) Чернецов, Степан Астахов, Атарщиков;

д) Зыков, Подтелков, Мохов;

е) Погудко, Полковников, Яков Подкова.

12. В романе Шолохова «Тихий Дон» нет эпизодов:

а) Первой мировой войны

б) гражданской войны

в) Вел. Отечественной войны

г) установл. советской власти

Какова судьба Аксиньи в романе?

А) погибает от случайной пулиъ

Б) соединяет свою судьбу с судьбой Григория

В) расстреляна как пособница белогвардейцев Михаилом Кошевым

Г) покончила жизнь самоубийством, утопившись в реке

13. Описания каких персонажей приведены?

а) «Невысокий казак» с «неморгающим взглядом» «зеле­новатых глаз»; «коричневые волосы на тыльной сторо­не ладони лежали густо, как лошадиная шерсть»;
«твердо загнутые челюсти»;

б) «Сух в кости, хром», «носил в левом ухе серебряную по­лумесяцем серьгу», «в гневе доходил до беспамятства»;

в) «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки - кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд... текуч, неуловим»; походка «увалистая, напоминает о «волчьей» породе;

г) «вислый коршунячий нос», «подсиненные миндалины горячих глаз», сутулость.

14. Если Дон не только название реки, но и имя, то какое у него должно быть отчество?

15 Григорий Мелехов был награжден в Первую мировую войну
а) Георгиевским крестом в) орденом А. Первозванного

б) медалью «За отвагу» г) отпуском на родину

16. Гражданская война изображена Шолоховым, чтобы показать

а) героизм Красной Армии в) трагедию народа

б) героизм белых г) ее неизбежность

17. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

18. Какой художественный прием использован в названии романа Шолохова?

Тест по творчеству М.А.Шолохова. 2 вариант

1. Какой из «Донских рассказов» Шолохова был опуб­ликован первым?

а) «Продкомиссар»;

б) «Нахаленок»;

в) «Родинка».

2. Кто из писателей помог Шолохову опубликовать пер­вую книгу романа?

а) А. Фадеев;

б) М. Горький;

в) А. Серафимович.

3. В каком году Шолохов получил Нобелевскую пре­мию?

а) 1958;

б) 1965;

Роман «Тихий Дон»

4. Каков примерный возраст Григория Мелехова в кон­це романа?

а) 28; 6)37; в) 46.

Слово «казак» - тюркского происхождения, Что оно обозначает в переводе на русский язык?

а) разбойник

Б) воин

В) земледелец

Г) удалец

5. В каком полку начинает службу Григорий?

а) В Атаманском;

б) в 12-м Донском;

в) в 11-м гусарском Изюмском.

6. Как относится автор романа «Тихий Дон» к гражданской войне?

А) как к бессмысленной , жестокой войнке

Б) как справедливой войнке, ведущейся ради свободы и равенства сословий

В) как к противному человеческому разуму явлкеию

Г) как к трагическим, но неизбежным событиям

6. Обладателем каких наград стал Григорий в период Первой мировой войны?

а) Георгиевский крест 4-й и 3-й степени;

б) «Полный бант» (Георгиевский крест всех четырех степеней);

в) Георгиевское оружие «За храбрость».

7. Кем Аксинья нанимается служить в Ягодном?

а)Горничной;

б)прачкой;

в)черной стряпухой.

8. Какова рабочая специальность Штокмана?

а) Слесарь;

б) машинист;

в) кузнец.

9. Что подарил командир конной разведки Мишке Ко­шевому после взятия Таганрогским полком станицы Каргинской?

а) Именной револьвер;

б) часы с цепочкой;

в) шашку.

10. Кто из названных героев может быть отнесен к « иногородним » ?

а) Федот Бодовсков;

б) Валет;

в) Семен Ахваткин.

11. С какой целью вводит Шолохов батальные сцены:

а) показать героизм народа

б) показать, что делает с человеком война,

в) показать бессмысленность войны

г) поднять дух народа

12. Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» был закончен в

а) 1928 г., в) 1940 г.

б) 1932 г. г) в 1946 г.

13. Какие реальные исторические лица не фигурируют в романе «Тихий Дон»?

а) Николай II в) Каледин

б) Корнилов г) Долохов.

14. Узнайте героя по портрету.

а) «Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смуще­ния и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка. Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавленные работой. Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди, пугов­ками торчали остренькие соски».

б) «От потрескавшегося козырька казачьей слинявшей фуражки падала на черные веки закрытых глаз черная тень; от тени морщины щек казались глубже, седая борода отливала сизью. По пальцам, скрещенным над костылем, по кистям рук, по выпуклым черным жилам шла черная, как чернозем в логу, медленная в походе кровь».

в) «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки - кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд... текуч, неуловим».

г) «Был он коренаст, одинаково широк и в плечах и в бедрах, оттого казался квадратным; на чугунно-крепком устое сидела плотная, в кирпичном румянце, шея, и стран­но выглядела на этой шее красивая в посадке небольшая голова с женским очертанием матовых щек, маленьким упрямым ртом и темными глазами под золотистою глыбой курчавых волос».

д) «На большом, чуть рябоватом выбритом лице его светлели заботливо закрученные усы, смоченные волосы были приглажены расческой, возле мелких ушей взбиты, с левой стороны чуть курчавились начесом. Он производил бы приятное впечатление, если бы не крупный приподнятый нос да глаза. На первый взгляд не было в них ничего необычного, но, присмотревшись, Григорий почти ощутил их свинцовую тяжесть. Маленькие, похожие на картечь, они светлели из узких прорезей, как из бойниц, приземля­ли встречный взгляд, влеплялись в одно место с тяжелым мертвячьим упорством».

е) «Она была... полна той тугой полнотой, которая при­суща всем здоровым, физического труда девушкам, - мо­жет быть, немного сутула и, пожалуй, даже некрасива, ес­ли б не большие синие глаза, диковинно красившие всю ее... У нее от напряжения (неловко было управляться с во­лосами, не скинув платка) чуть шевелились просвеченные низким солнцем розовые ноздри. Линии рта были мужест­венны и в то же время - детски нежны. На приподнятой верхней губе темнел крохотный пушок, четче оттеняя не­яркую белизну кожи».

15. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

а) «Среднего роста, худощав, близко поставленные к мя­систой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, рубцевавшая... лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом каких-то скрытых мыслей»;

б) «... кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказив­шимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»;

в) Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой бо­лел, туда-сюда качался»;

г) «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшной человеке отца».

16. Как относится Шолохов к своему герою Григорию Мелехову? Казнит, карает или сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем? Какие чувства пробуждает писатель к герою?

Тест по творчеству М.А.Шолохова. 3 вариант

1. В каком писательском объединении состоял Шоло­хов?

а) Пролеткульт;

б) РАПП;

2. В каком году роман «Тихий Дон» впервые вышел от­дельной книгой?

а) 1938;

б) 1941;

в) 1953.

3. Кто из российских кинорежиссеров снял больше всего фильмов по произведениям М. А. Шолохова?

а) С. Бондарчук;

б) С. Герасимов;

в) А. Иванов.

Роман «Тихий Дон»

4. Как звали мать Григория Мелехова, Ильиничну?

а) Мария;

б) Василиса;

в) Евдокия.

Где в основном разворичивается действие семейныз глав романа «Тихий Дон»

А) на хуторе Татарском

Б) в станице Вешенской

В)в селе Ягодное

Г) на хуторе Гремячий Лог

5. какой женский образ романа явялется символом отчего дома, домашенго очага?

А) образ Аксиньи

Б) образ Натальи

В) образ Ильиничны

Г)т образ Дарьи

5. В какой армии служил первый убитый Григорием солдат?

а) В немецкой;

б) в австрийской;

в) в румынской.

К какой группе казаков принадлежали Мелеховы?

А) казачья аристократия ( кулаки)

Б) крепкие казаки ( середняки)

В) худородные казаки бедняки)

6. Чего не принимает в героях романа «Тихий Дон» автор?

А) гордости

Б) трудолюбия

В) сострадания

Г) бессмысленной жестокости

6. Какое звание получил Григорий после отстранения от командования дивизией в период расформирования по­встанческих частей?

а) Полковник;

б) младший урядник;

в) сотник.

7. В какой стране оказался Степан Астахов, попав в плен?

а) В Австрии;

б) во Франции;

в) в Германии.

8. Где получил образование Евгений Листницкий?

а) В учительском институте;

б) в Московском университете;

в) в кадетском корпусе.

9. С кем из земляков Григорий Мелехов поступил в ар­мию Буденного?

а) С Прохором Зыковым;

б) с Христонеи;

в) с Аникушкои.

10 . Найдите среди перечисленных персонажей историческое лицо.

а) Илья Дмитриевич Бунчук, Иосиф Давыдович Штокман, Михаил Васильевич Кривошлыков;

б) Калмыков, Павел Кудинов, Капарин;

в) Листницкий, Лукомский, Котляров;

г) Чернецов, Степан Астахов, Атарщиков;

д) Зыков, Подтелков, Мохов;

е) Погудко, Полковников, Яков Подкова.

11. Жанр «Тихого Дона» это:

а) повесть в) роман-эпопея

б) роман г) исторический роман

12. В каком чине вышел в отставку отец Григория, Пантелей Ме­лехов?

а) есаул в) поручик

б) сотник г) старший урядник

13. Фамилия Натальи до замужества:

а) Мелехова в) Астахова

б) Коршунова г) Кошевая

14. Какое описание не относится к Григорию Мелехову:

а) «Среднего роста, худощав, близко поставленные к мя­систой переносице глаза светлели хитрецой», «косая поперечная морщина, рубцевавшая... лоб, двигалась медленно и тяжело, словно изнутри толкаемая ходом каких-то скрытых мыслей»;

б) «... кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказив­шимся лицом стал рвать на себе застежки шинели»;

в) Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой бо­лел, туда-сюда качался»;

г) «Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшной человеке отца».

15. Описания каких персонажей приведены?

а) «Невысокий казак» с «неморгающим взглядом» «зеле­новатых глаз»; «коричневые волосы на тыльной сторо­не ладони лежали густо, как лошадиная шерсть»;
«твердо загнутые челюсти»;

б) «Сух в кости, хром», «носил в левом ухе серебряную по­лумесяцем серьгу», «в гневе доходил до беспамятства»;

в) «Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки - кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд... текуч, неуловим»; походка «увалистая, напоминает о «волчьей» породе;

г) «вислый коршунячий нос», «подсиненные миндалины
горячих глаз», сутулость.

16. Исследователь творчества Шолохова В. Н. Соболенко называет
автора «Тихого Дона» «автором Илиады XX века». Как вы думаете, на чем основано это мнение?

КРОССВОРД

Учебно-методическое пособие по литературе. Тема: Жизнь и творчество М.Шолохова.

Прочитай ключевое словосочетание по вертикали, ответив на вопросы по горизонтали:

  1. Атаман, в плену которого был М. Шолохов.

  2. Имя матери Михаила Шолохова.

  3. Имя отца Михаила Шолохова.

  4. Станица, в которой родился М. Шолохов.

  5. Река, которую воспевал М. Шолохов.

  6. Кем работал М. Шолохов при ликвидации безграмотности?

  7. Жанр «Тихого Дона».

  8. Почти автобиографическая повесть о детстве Шолохова.

  9. Международная премия, которую М. Шолохов получил за роман "Тихий Дон".

  10. Газета, в которой М. Шолохов работал корреспондентом вовремя войны.

30



© 2010-2022