Методическая разработка урока на тему Серебряный век русской поэзии (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сызранский политехнический техникум»











Серебряный век русской поэзии

(Конспект урока литературы

с использованием мультимедийной презентации)



Автор Виноградова Н.Р.

преподаватель

русского языка и литературы





2014 г.



Предмет

Литература

Курс

I

Тема

Серебряный век русской поэзии

Тема урока

Индивидуальные стили в поэзии Серебряного века

Общедидактическая цель

создать условия для комплексного применения знаний и умений средствами мультимедийной презентации и организации групповой работы учащихся

Тип урока

урок комплексного применения знаний и умений

Цели:

образовательная

- способствовать закреплению системы знаний о модернистских течениях, их основных чертах и особенностях;

- способствовать раскрытиюмногообразия индивидуальных поэтических стилей

развивающая

- способствовать развитиюнавыков анализа стихотворения, умения видеть особенности поэтического стиля;

- способствовать развитиюкоммуникативной компетентности учащихся через организацию работы в группах

воспитательная

способствовать воспитанию интереса к русской поэзии, внимания к художественному слову

Методы обучения

- репродуктивный

- исследовательский

Формы организации познавательной деятельности

- фронтальная

- групповая

- индивидуальная

Средства обучения

- Русская литература XX века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.П.Журавлева. - М.: Просвещение, 2005.

- мультимедийная презентация

- тексты художественных произведений

Ход урока (2 часа)


Этапы урока

Содержание

1.Организационный

До урока - подготовка рабочих мест для работы по группам

Приветствие, настрой на работу

2. Целеполагание и мотивация

Определение целей урока:

закрепить знания основных черт и особенностей модернистских течений Серебряного века;

уметь отличать индивидуальность поэтических стилей XIX в. и XX в.;

по окончании работы в группах каждому участнику группы выступить с кратким анализом одного произведения

3. Систематизация знаний

Мультимедийная презентация позволяет быстро и наглядно обобщить и систематизировать знания учащихся о модернистских течениях Серебряного века, их основных чертах и особенностях; вспомнить представителей поэтических направлений.

Систематизация материала идёт фронтально по плану:

- определение направления

- представители

- поэтический пример

- поэтические принципы

(Последний кадр презентации

не демонстрируется)

4. Комплексное применение знаний и умений

Учащиеся работают в группах по 5 человек.

Каждой группе предлагается 5 поэтических текстов, из них 2 - стихотворения поэтов XIX в. (А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева), изученных в 9-10 кл.; 3 - стихотворения поэтов XX в. (Д.Мережковского, К.Бальмонта, Н.Гумилева, О.Мандельштама, В.Хлебникова, И.Северянина), ранее не изученных.

В ходе групповой работы учащиеся устанавливают, к какому веку и направлению принадлежат данные произведения, определяют признаки модернистских течений, доказывают авторство стихотворений.

Выступления учащихся распределяются следующим образом:

1 - от каждой группы чтение и краткий анализ стихотворений А.С.Пушкина

2 - от каждой группы чтение и краткий анализ стихотворений А.А.Фета и Ф.И.Тютчева

3 - от каждой группы чтение и краткий анализ символистского стихотворения

4 - от каждой группы чтение и краткий анализ акмеистического стихотворения

5 - от каждой группы чтение и краткий анализ футуристического стихотворения

Учащиеся делают вывод о том, что поэзия А.С.Пушкина, представителя Золотого века русской поэзии, поэзия А.А.Фета и Ф.И.Тютчева как связующее звено между Золотым и Серебряным веком, а также поэзия Серебряного века русской поэзии - это душа России, никогда не знающая покоя, вечно ищущая и страждущая.

5. Итог урока

Демонстрируется последний кадр презентации, делается вывод о значении поэзии Серебряного века.

6. Информация о домашнем задании

Выучить наизусть одноиз трёх стихотворений Серебряного века.

7. Рефлексия

Внутри групп выставляются оценки за работу каждому учащемуся.


© 2010-2022