Разработка урока внеклассного чтения «Простое дело» К. Г. Паустовского» (по творчеству писателя в годы Великой Отечественной войны)

Предложенная разработка урока внеклассного чтения «Простое дело» К. Г. Паустовского» (по творчеству писателя в годы Великой Отечественной войны) может использоваться как учителями русского языка и литературы при изучении произведений военного периода, так и классными руководителями во внеурочной деятельности.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока литературы в 8 (9) классе

Автор: Крашенинникова Валентина Николаевна, ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 г. Рязани»

Разработка урока внеклассного чтения «Простое дело» К. Г. Паустовского» (по творчеству писателя в годы Великой Отечественной войны).

Предложенная разработка урока внеклассного чтения «Простое дело» К. Г. Паустовского» (по творчеству писателя в годы Великой Отечественной войны) может использоваться как учителями русского языка и литературы при изучении произведений военного периода, так и классными руководителями во внеурочной деятельности.

Технологическая карта урока

Автор

Крашенинникова Валентина Николаевна

ОО

ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 г. Рязани»

Тема

«Простое дело» К. Г. Паустовского» (по творчеству писателя в годы Великой Отечественной войны)

Целевая аудитория

Учащиеся 8-9 классов

Тип урока

Комбинированный, урок внеклассного чтения

Цели урока

Образовательная: познакомить учащихся с творчеством К.Г. Паустовского в годы Великой Отечественной войны

Коррекционно-развивающие: способствовать активизации когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления); совершенствовать монологическую речь учащихся; формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, навыки выразительного чтения, работы в группах; развивать творческие способности учащихся

Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма и любви к родной природе, а также формированию нравственно-эстетических представлений учащихся

Планируемые предметные результаты

Знать творчество К.Г. Паустовского в годы Великой Отечественной войны», уметь определять тему и идею изучаемых произведений

Формируемые УУД

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: нравственно-этическая ориентация; осознание, исследование и принятие жизненных ценностей;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; способность к самооценке действий, поступков;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Межпредметные связи

русский язык, развитие речи, география, история, краеведение

Оборудование

Компьютер, проектор, презентация, толковые словари, историческая карта «Начало Великой Отечественной войны», газеты времен Великой Отечественной войны, текст очерка «Простое дело»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД:

П (познавательные) Л (личностные)

Р (регулятивные)

К (коммуникативные)

Организацион-

ный момент. Мотивация учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на урок. Слайд 1

-Когда называешь имя К.Г. Паустовского, то в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России с ее неброской красотой. Много приходилось путешествовать Паустовскому, но самым счастливым для писателя оказалось знакомство с мещерской стороной. Вот как говорит об этом сам автор: «Она завладела мной сразу и навсегда». «Там я до конца понял, что значит любовь к своей земле, к каждой заросшей гусиной травой колее дороги, к каждой старой ветле, каждой старой лужице, где отражается прозрачный серп месяца, к каждому пересвисту птицы в лесной тишине». Именно здесь была написана в 1938 году повесть Мещерская сторона» и многие другие произведения. Вспомним глубоко искренние слова заключительных строк повести К. Г. Паустовского «Мещерская сторона».

Слайд 2

Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на урок

Ученик читает наизусть (индивидуальное домашнее задание): «И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь».

К: умение слушать и понимать других

Л: самоуважение, принятие жизненных ценностей

Актуализация знаний

Слово учителя:

-И время защищать родину пришло скоро. Грозный час пробил нежданно-негаданно - 22 июня 1941г. (Звучит песня «Вставай, страна огромная!»). Слайд 3 Над страной черной тучей нависла смертельная опасность. (Работа с исторической картой). На карте вы видите, как двигался враг, пытаясь захватить нашу страну. Все привычное, мирное сразу же отодвинулось куда-то в небытие. Горечь первых неудач, первых отступлений острой болью отозвалась в сердцах людей. Нетрудно представить себе потрясение, которое переживали наши соотечественники в те далекие тревожные дни. Но, несмотря ни на что, все верили в грядущую победу.

- Тане было дано задание прочитать биографию Паустовского и найти описание его фронтовой деятельности.

Ученик (индивидуальное домашнее задание): «В автобиографии Паустовский написал об этом лишь две строки: «Во время Великой Отечественной войны я был военным корреспондентом на Южном фронте и изъездил множество мест».

К: умение слушать и понимать других

П: аналитическое мышление, умение соотносить различные факты

Целеполагание

Учитель предлагает учащимся сформулировать цель урока.

Учащиеся формулируют цель урока: «На сегодняшнем уроке мы выясним, что же скрывается за этой короткой фразой».

Р: умение целеполагания

Изучение нового материала

Слово учителя:

- Когда грянула военная гроза, Паустовский был в непризывном возрасте (ему шел пятидесятый год), у него падало зрение, все сильнее давала знать о себе астма. Но писатель решил, что его место в действующей армии. И уже 28 июня 1941 г. Паустовский выехал из Москвы на Южный фронт в качестве военного корреспондента. (Работа с исторической картой). Надо сказать, что обстановка на Южном фронте в начале войны сложилась крайне неблагоприятная Противнику удалось продвинуться вперед на 60 километров. Находясь в непосредственной близости к линии фронта, в городе Тирасполе близ Кишинева, Паустовский стал работать в ежедневной газете «Защитник Родины». Каким же увидели Паустовского его коллеги? Слайд 4

Словарная работа: гимнастерка, галифе, портупея, кобура.

Беседа по вопросам:

- Как выглядел Паустовский?

-Однако, несмотря на свою далеко не военную внешность, писатель был на фронте.

-В чем заключается работа военного корреспондента? Слайд 5

-Да, работа военного корреспондента очень важна: ведь тыл не видит войны. Илья Эренбург, тоже военный корреспондент, писал: «Фронту может присниться тыл, но тылу не приснится фронт» И миллионы людей жадно ищут в газетах статью, помеченную словами «От военного корреспондента». Ведь из сводок (сообщений) с фронта мало чего можно было узнать. Да и фронтовик хотел взглянуть на себя со стороны, понять причину успеха или поражения.

Учитель предлагает учащимся поделиться на группы.

-Я хочу предложить вашему вниманию уникальные газеты, которые хранятся в моей семье уже более 70 лет, газеты военного времени. Посмотрите на эти выцветшие от времени газетные листы, почитайте заголовки, обратите внимание на дату выхода газеты. Может быть, вам встретятся статьи, написанные военными корреспондентами. Учитель предлагает учащимся прочитать статьи и рассказать о результатах своего исследования.

Обращение к субъектному опыту школьников:

-Вы, наверное, знаете из фильмов и книг, как работали военные корреспонденты?

- Паустовский так же, как и другие корреспонденты, выезжал на передовую, беседовал с бойцами, командирами, участвовал в боевых схватках. Случалось попадать и под ожесточенные артобстрелы и бомбежки. От близких разрывов, бывало, рвались барабанные перепонки и из ушей текла кровь. Коллеги вспоминали, как мужественно и просто держал себя в эти минуты Паустовский. В противогазной сумке он носил писательский блокнот и день ото дня пополнял его интересным материалом для создания статей и очерков. Много интересных, незабываемых встреч происходило в то далекое лето у Константина Сергеевича Паустовского на фронтовых дорогах. Возвратившись в редакцию газеты, Паустовский сразу же принимался за написание очерка. Слайд 6

Анализ очерка:

- 14 июля 1941 г. В газете был помещен очерк «Простое дело». Дома вы познакомились с его содержанием. О каком же «простом деле» повествует очерк? Слайд 7

- Мы можем сказать, что основная тема этого очерка - подвиг танкистов. Какой подвиг они совершили?

- Почему сам Калинин называет свой подвиг «простым делом»?

- Найдите в очерке портретные зарисовки танкистов. Какими они вам представляются?

- Какие строки из очерка вам запомнились? Почему?

- Считал ли Паустовский подвиг Калинина «простым делом»? Докажите.

- Какова же идея этого очерка?

Проблемная беседа по вопросам:

- «Разведчик Волков», «Боец Садыков, «Рассказ бойца Петренко» - вот лишь некоторые названия других очерков и статей, написанных Паустовским в то время. Даже по названиям можно догадаться, кому посвящены статьи. Кому?

- Боец Садыков был дважды ранен, но не захотел уйти с поля боя. Рядовой Петренко спас в бою своего командира, когда того ранило осколком мины. Кому посвящен очерк «Разведчик Волков»?

- Танкист Калинин, разведчик Волков… Разные судьбы, разные характеры… Но что же объединяет героев статей?

- Нужны ли были такие статьи бойцам на фронте? Для чего?

Слово учителя:

- Когда состояние здоровья писателя ухудшилось, го отозвали с фронта. Он стал работать в тылу. В мае 1942 года Паустовский писал другу Рувиму Фраерману: «Я много работаю. Работать трудно, быстро устаю, стал плох здоровьем…». Несмотря на обострившуюся астму, Паустовский в годы войны не оставлял литературу и написал много рассказов, которые публиковались в газетах «Комсомольская правда», «Красная звезда», журнале «Огонек».

Обращение к читательскому опыту школьников:

- В тревожном напряжении 1943 г. Паустовским написан лирический рассказ «Снег». Его мы изучали в прошлом году. Вам знакомы многие книги и фильмы о войне. Похож ли на них рассказ Паустовского? В чем его своеобразие? Слайд 8

Слово учителя:

- В рассказах военного времени Паустовский не рисует читателю жестоких сцен, он не описывает схватки с врагом. В годы всенародной беды писатель по-своему искал, чем поддержать в человеке мужество жить и бороться. Он понимал, что нельзя ожесточать людей, напротив, необходимо напомнить им о том, что даже в самое нелегкое время можно любить, приносить радость любимым и не стыдиться добрых порыв сердца. О чем же этот рассказ. Давайте вспомним его содержание.

Беседа по вопросам:

- Как она помогает фронту?

- Непритязательная русская природа, отцовский дом становятся для Потапова символом родины, которую он защищает. Вспомните, как он писал об этом отцу, не зная, что того уже нет в живых.

- О чем вспоминает моряк Потапов в своих письмах?

-Татьяна Петровна сумела превратить прочитанные письма в действительность. Как писал Паустовский, «нет предела доброте ее сердца». Что ожидал увидеть моряк в своем доме и что увидел?

- Это трогательная история о том, как два человека нашли друг друга, история о любви в годы войны служила для многих маяком надежды. Люди читали и понимали, что, помимо потерь и бед, есть любовь, душевное тепло, счастье.

- В военные годы произведения Паустовского были чрезвычайно популярны. Библиотекари говорили: «Какая-то эпидемия на Паустовского». В чем ту дело?

-Рассказ Паустовского «Снег» учит доброте, бережному отношению к людям. Такова основная мысль этого произведения.

- Герой рассказа Николай Потапов очень близок самому писателю. В своей книге «Золотая роза», написанной уже после войны, Паустовский так рассказывает о себе. Слайд 9

Слово учителя:

- Писатель, бывало, с нетерпением ждал того часа, когда можно было бы вернуться с фронта и пройти по мещерским местам. Медленно, спокойно, вдыхая сосновый воздух. Он говорил себе: «Сегодня я пойду на Черное озеро, а завтра, если буду жив, на берега Пры или на Требутино». И у него замирало сердце о предчувствия этих воображаемых походов. Вот так однажды он лежал под шинелью в кузове грузовой машины (это было под Тирасполем) и представлял в мельчайших подробностях путь на Черное озеро: «Мне казалось, что не может быть в жизни большего счастья, чем опять увидеть эти места и пройти по ним, забыв обо всех невзгодах, слушая, как легко стучит в груди сердце». А в это время дорогу обстреливали черные немецкие «мессеры» и пули подымали смерчи пыли. Воздух был пропитан бензиновым чадом и пороховым газом, а не хвоей можжевельника и грибной прелью.

- На сегодняшнем уроке мы познакомились с творчеством К.Г. Паустовского в годы Великой Отечественной войны. Что вы узнали нового об этом писателе? А может быть, в чем-то убедились?

- Неслучайно труд солдата, писателя, военкора Паустовского был высоко оценен, и он Указом Президента в 1997 году посмертно был награжден медалью «За отвагу». Слайд 10

Ученик читает наизусть (индивидуальное домашнее задание): «Один из сотрудников газеты писатель Марк Колосов так вспоминал появление Паустовского в редакции: «Сначала мне показалось, что это сон. Так необычен был его облик и то, что он мог здесь очутиться. Одет он был в нескладно сидевшие на нем хлопчатобумажные гимнастерку и галифе. Особенно выделялись роговые очки, кожаный пояс, портупея и пустая кобура от пистолета…»

Учащиеся объясняют значение слов гимнастерка, галифе, портупея, кобура, по необходимости пользуясь толковым словарем.

Он не был похож на военного.

Военные корреспонденты пишут статьи о боевых действиях, описывают подвиги солдат, рассказывают о военной жизни. Их сведения самые достоверные, ведь они находятся на фронте.

Работа в группах: учащиеся представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

Они были такими же солдатами, как и все остальные, так же делили с армией трудности походной жизни. Кончен бой, другие отдыхают, а военный корреспондент при свете коптилки в блиндаже пишет статью о бое, который только закончился. Ведь утром газету должны прочитать бойцы или те, кто работает для фронта в тылу.

О подвиге командира - танкиста Калинина и его экипажа.

Сумели спастись, находясь в разбитом танке, захваченном фашистами.

Для него это обычное дело, не подвиг.

Это обычные люди, ничем не выделяющиеся среди других бойцов.

Ученики читают.

Нет, Паустовский считал, что Калинин совершил настоящий подвиг. Ученики находят цитаты.

Во время Великой Отечественной войны бойцы проявляли настоящий героизм на фронте.

Бойцам.

Юный боец Волков был сиротой. Стрелковый полк усыновил его, и бывший беспризорник стал разведчиком. Однажды он доставил командованию двух «языков», которые сообщи штабу важные сведения.

Всех этих людей объединяет ответственность перед собой и товарищами.

Из статей бойцы узнавали о подвигах своих товарищей, старались равняться на лучших.

Читатель не найдет в нем описаний сражений, боевых действий, подвигов, совершенных «ради жизни на земле».

Где-то далеко грохочет война, перед нами маленький северный городок, куда с дочерью и нянькой была эвакуирована певица Татьяна Петровна.

Она не только выступает в лазаретах, она старается возвратить офицеру-фронтовику Николаю Потапову его малую родину, т.е. делает все возможное, чтобы возвращающийся на фронт моряк чувствовал себя счастливым.

Ученик читает наизусть (индивидуальное домашнее задание) отрывок из рассказа.

Он вспоминает старый рояль, колокольчик, кувшин с водой, дорожку в саду…

Он ожидал увидеть чужих людей и даже не хотел возвращаться в родной дом.

Потапов увидел расчищенную дорожку, а в доме было все так же, как и при прежних хозяевах.

Во время войны особенно обострилось чувство любви родной земле, тоска по любимым местам. Поэтому картины родной природы, описанные Паустовским, оказались нужными и важными для читателей в год тяжелых испытаний.

Ученик читает со слайда: «Пожалуй, никогда я не вспоминал с такой остротой родные места, как на войне».

- Паустовский был настоящим патриотом. Несмотря на преклонный возраст, он пошел на фронт и находился там, пока позволяло здоровье. Всю войну он работал. Он был хорошим писателем и корреспондентом.

К: умение слушать и понимать других

Л: умение ориентироваться в фактах прошлого, оценивать влияние прошлого на будущее

Л: осознание жизненных ценностей

П: навык поиска необходимой информации в словарях

К: умение владеть монологической и диалогической формами речи

К: умение слушать и понимать других

К: работа в группах, ведение диалога, умение договариваться, сотрудничать

П: работа с информацией

П: умение опираться на собственный опыт в целях достижения нового знания

П: свободная ориентация в тексте произведения, смысловое чтение

П: исследование, умение отличать реальные исторические факты от вымыслов

П: поиск и выделение необходимой информации

К: участие в учебном диалоге, учет разных мнений и стремление к координации

П: обобщение, умение делать выводы в результате совместной с учителем и одноклассниками работы

П: работа с информацией, сравнение, умение делать выводы

К: речевая деятельность, умение оформлять свои мысли в устной форме

Л: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей

П: работа с информацией, сравнение, умение делать выводы

Л: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей

Р: сравнение, умение анализировать, делать выводы

Л: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей

Л: формирование чувства сопричастности, гордости за свой край

Рефлексия

Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, заполнив рефлексивную карту:

- Сегодня на уроке у меня получилось… мне понравилось… возникли следующие трудности…

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, заполняя рефлексивную карту

Р: навыки рефлексии, самооценки; учащиеся осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Домашнее задание

Учитель предлагает записать домашнее задание: устное сочинение на тему «Простое дело» К. Г. Паустовского» (по творчеству писателя в годы Великой Отечественной войны)

Р: навыки планирования своей деятельности, определяемой результатом

Литература:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида - «Просвещение», 2013

2. Константин Паустовский - Избранные произведения - «Художественная литература», 1977

3. «Мир Паустовского» - 1995, № 5



© 2010-2022