Рабочая программа Литература 8 класс по учебнику Коровина В. Я

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Магазинский учебно-воспитательный комплекс»

Муниципального образования Красноперекопский район

Республики Крым

«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании ШМО учителей Заместитель директора по Директор МБОУ Магазинский УВК

социально-гуманитарного цикла УВР МБОУ Магазинский УВК Долгополова Е.И. ______________

Протокол № ________ Казмирчук Ю.А. ________ Приказ № ______

от «___» _______ 2015г. от «___» _________2015г. «__» __________________ 2015г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Литература»

основное общее образование 8-А класс

на 2015/2016 учебный год











Разработчик: Копаница Оксана Николаевна

учитель русского языка и

литературы








Пояснительная записка


Данная рабочая программа по литературе ориентирована на обучающихся

8 класса общеобразовательного учебного учреждения МБОУ Магазинский УВК и составлена на основе федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования и примерной программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 6-е издание, М. Просвещение 2007.

Программа детализирует и раскрывает содержание курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены общеобразовательным стандартом.

Объём программы составляет 68 часов в год.


Нормативно-правовые и распорядительные документы,

на основе которых разработана рабочая программа:


  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

  3. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85.

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2012 № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».

  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 03 июня 2011г. № 1994).

  11. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06. 2015 г. № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

  12. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2009.

  13. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.

  14. Примерные программы по учебным предметам «Литература». 5-9 классы. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с. (6-11 классы).



Характеристика учебного предмета


Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Задачей изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще-гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:


  1. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2014. - (Рабочие программы).

  2. Коровина, В.Я. Литература. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе: в 2 ч./В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2014.

  3. Коровина, В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2014.

  4. Беляева, Н.В. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Н.В.Беляева. - М.: Просвещение , 2010.

Применяются такие педагогические технологии как развивающее, проблемное, разноуровневое обучение; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Виды контроля: используются устные и письменные формы проверки знаний учащихся по предмету: устный ответ, проверочные и контрольные работы, зачёты, различные виды диктантов, сочинений, изложений.

Общая характеристика учебного предмета

Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе

Примерной программы для общеобразовательных учреждений «Литература» 5-9 классы под редакцией В.Я. Коровиной, 6-е издание, М. Просвещение 2007.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6, 7-8 классы и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая - владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная цель программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Основные технологии, методы и формы обучения


Технологии: развивающее, проблемное, разноуровневое обучение; технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Методы: объяснительно-иллюстративный метод обучения (осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация таблиц, картин и тд.; трудовых операций, экскурсия); метод проблемного изложения; эвристический, метод; исследовательский метод.

формы обучения:

- диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, литературный диктанты, сочинение.

Межпредметные связи: литература, история, художественная культура.


Место учебного предмета «Литература»

Предмет Литература входит в состав образовательной области - «Филология». Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на 1 год обучения, за счет часов инвариантной части в соответствии с учебным планом школы.

На изучение литературы как учебного предмета отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю.


Планируемые результаты и требования

к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


Содержание тем учебного предмета


ВЕДЕНИЕ (1 час)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2часа)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (33 часа)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева - основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.

ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (17 часов)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления)

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).


Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 часов)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.


Контрольно измерительные материалы

Данные контрольно-измерительные материалы используются для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Оценочные материалы должны соответствовать целям изучения русского языка и литературы, учитывать результаты формирования ведущих компонентов языкового и литературного образования.


Виды контроля

Количество

Рекомендуемое

Запланированное

Классное сочинение

2

2

Домашнее сочинение

2

2

Контрольная работа

1

1

Внеклассное чтение

4

4

Развитие речи

4

4









Формы текущего контроля. Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица); выразительное чтение, в том числе и наизусть; развернутый ответ на вопрос; сочинение на литературную тему; сообщение на литературную и историко-литературную темы; презентации проектов. Итоговый: анализ стихотворения; развернутый ответ на проблемный вопрос; литературный ринг; выполнение заданий в тестовой форме.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов

и тем

Учебные часы

Контроль-ные

работы, развития речи

Практиче-ская часть

1.

Введение.

1


1

2.

Устное народное творчество.

2


2

3.

Из древнерусской литературы.

2


2

4.

Из русской литературы XVIII века

3

0+1р.р

2

5.

Из русской литературы XIX века.

33

2+1 р.р.

30

6.

Из литературы XХ века

19

1+2 р.р.

16

7.

Зарубежная литература.

7

1

6

8.

Подведение итогов

1


1


ИТОГО:

68



Календарно - тематическое планирование

по литературе 8 класс


№ урока



Тема. Основное содержание

Дата


(П)

Дата


(Ф)

Формы контроля

Оборудова-ние

Практическая часть

Д/з


I четверть

1

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Беседа. Тестирование

Учебник

- кратко повторить изученное в предыдущих классах;

- обозначить цель курса литературы 8 кл.; ознакомить учеников со структурой учебника.


Устное народное творчество

2

УНТ. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы фольклорного произведения.

Рассказ учителя. Беседа

(Урок - концерт)

- ознакомить с народными лирическими песнями; - развивать творческие способности учащихся.

Сочинить частушку

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы.

Беседа

- раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий;

- сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора.

Доклад учеников о Пугачеве и Ермаке


Из древнерусской литературы

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Особенности содержания и формы воинской повести и жития

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

Презентация

- развитие понятия о древнерусской литературе; - расширение представления об особенностях житийного жанра;

- ознакомление с текстом «Повести о житии… Александра Невского».

- показ идейно - художественное своеобразие «Повести о житии… Александра Невского»; - развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи и выразительного чтения; - реализация межпредметных связей с изобразительным искусством.

5

«Щемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события, новые герои, Сатирический пафос произведения. Особенности поэтики

Урок внеклассного чтения

- показать идейно - художественное своеобразие повести «Шемякин суд» как сатирического произведения; - развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи, выразительного чтения, описания иллюстраций.


Из русской литературы XVIII века

6

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных геро­ев как средство созда­ния комического

Рассказ учителя. Беседа

- ознакомление учеников с биографией и творчеством Фонвизина;

- ознакомление с исторической основой комедии «Недоросль»;

- ознакомление с понятием классицизм;

- развитие навыка выразительного чтения.

7

Анализ эпизода коме­дии Д. И. Фонвизи­на «Недоросль» (по выбору учителя). Осо­бенности анализа эпи­зода драматического произведения. Основ­ные правила класси­цизма в драматичес­ком произведении

Практикум

Видефильм (сцены)

- проследить, как раскрываются характеры героев;

- развитие навыка анализа текста, навыка монологической речи;

- познакомить с основными правилами классицизма в драматическом произведении

8

Подготовка к домаш­нему сочинению «Че­ловек и история в фольклоре, древнерус­ской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1 - 2 про­изведений)

Урок развития речи

- обучение сочинению; развитие устной и письменной речи учеников.

Сочинение


Из русской литературы XIX века

9

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сати­рическое изображение человеческих и обще­ственных пороков

Рассказ учителя. Беседа.

(Урок - викторина)

Презента-ция

- расширение знаний учеников о баснописце и его баснях;

- развитие анализа текста, выразительного чтения.

Наизусть одну из басен

10

И. А. Крылов - поэт и мудрец. Многогран­ность личности басно­писца. Отражение в баснях таланта Крыло­ва - журналиста, музыканта, писателя, философа.

Урок внеклассного чтения

- развитие представлений о басне, морали, аллегории;

- развитие навыка анализа текста и выразительного чтения.

11

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева

Рассказ учителя. Практикум

Фрагмент из фильма «Покоре-нии Сибири Ермаком»

- ознакомление учеников с личностью К.Ф.Рылеева;

- понятие о жанре думы;

- показать, как события истории (покорение Сибири) отразились в памяти народа и в литературе;

- развитие навыка анализа текста, выразительного чтения.

12

А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы

Рассказ учителя. Беседа

Презента-ция

- расширение представления учеников о личности А.С.Пушкина как историка;

- разноплановость содержания стихотворения «Туча»;

- основные темы и мотивы лирики Пушкина;

-выявление особенностей поэтической формы лирики поэта

13

А. С. Пушкин и история. Историческая

тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)

Семинар

- повторение и обобщение изученного в 6-7 классах

14

А. С. Пушкин. «Исто­рия Пугачева» (отрыв­ки). История пугачев­ского восстания в ху­дожественном произ­ведении и историчес­ком труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и ав­тора

Рассказ учителя. Беседа

-познакомить с историей заглавия;

-выявить отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания

Рассказ ученика

15

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке

Беседа. Практикум

- раскрытие образа Пугачева;

- лексическое значение устаревших слов;

- развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

16

А. С. Пушкин. «Капи­танская дочка». История создания произ­ведения. Герои и их исторические прототи­пы

Рассказ учителя. Беседа

- ознакомление с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»;

- жанровое своеобразие повести;

II четверть

17

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

Беседа. Обучение устному рассказу

Видеофрагменты

-истоки формирования личности Петра Гринёва;

- путь духовного становления Гринёва;

- развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

18

Семья капитана Ми­ронова. Маша Миро­нова - нравственный идеал Пушкина

Беседа

- раскрытие смысла названия повести; доказать, что образ Маши Мироновой - нравственный идеал Пушкина;

-развитие навыков анализа текста, умения обобщать и систематизировать материал.

19

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в ро­мане «Капитанская дочка». Историческая правда и художест­венный вымысел. Осо­бенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произ­ведении. Подготовка к сочи­нению по роману А. С. Пушкина «Капи­танская дочка»

Урок развития речи

- историческая правда и художественный вымысел в романе; выявление различия авторской позиции в «Кап.дочке» и «Истории Пугачевского бунта»;

- дать начальные представления об историзме, реализме, романе;

-обучение сочинению; развитие устной и письменной речи учеников

Сочинение

20

А. С. Пушкин. «Пико­вая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов пер­сонажей в повес­ти. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиг­рафов, символических и фантастических об­разов, эпилога.

Рассказ учителя. Беседа

- место повести в контексте творчества Пушкина;

- смысл названия повести и эпиграфа к ней;

- композиция повести, система образов-персонажей;

-выявление значения образа Петербурга;

- идейно-композиционная функция фантастики

21

Контрольная работа по творчеству А. С. Пуш­кина

Урок контроля

(Урок-викторина)

-хорошее знание текстов и ориентирование в лирике и прозе поэта, владение терминологией

22

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воп­лощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученно­го в 6-7 классах)

Рассказ учителя. Семинар

Презен-тация

- ознакомление учеников с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова; обобщение ранее изученного.

23

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в мона­стыре. Романтически-условный историзм поэмы

Беседа

- развитие навыка анализа текста, характеристики героев, выявление способов раскрытия образа главного героя поэмы;

24

Особенности компози­ции поэмы «Мцыри». Роль описаний приро­ды в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жан­ре романтической по­эмы

Практикум

- выявление структурных особенностей произведения, показ их взаимосвязи;

-развитие навыка анализа текста,

-иметь первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте.

Отрывок из поэмы наизусть

25

Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лер­монтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в по­эме «Мцыри» (по вы­бору учащегося)». «Мцыри как романти­ческий герой». «Природа и человек в поэме «Мцыри»

Урок развития речи

- развитие навыка выразительного чтения, анализа текста; уметь работать с критической литературой, писать сочинение.

Сочинение

26

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отно­шение к истории, ис­торической теме в ху­дожественном творче­стве. Исторические произведения в твор­честве Гоголя (с обобщением изученного в 5 - 7 классах)

Рассказ учителя. Семинар

Презента-ция

- углубления знаний учеников о творческой биографии писателя; закрепление знаний о драматическом роде литературы

27

Н. В. Гоголь. «Реви­зор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников

Рассказ учителя. Беседа

- знакомство с понятием социальной комедии;

- знание истории создания и истории постановки комедии;

-выявление отношения современной писателю критики, общественности к комедии

28

Разоблачение пороков чиновничества в пье­се. Приемы сатири­ческого изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

Беседа. Практикум

Видеофрагменты

- углубление понятия о сатире и её средствах;

-развитие навыка анализа текста, характеристики героев, навыков выразительного чтения; закрепление знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, умение пользоваться ими; развитие творческих способностей учеников;

- развитие навыка рецензирования, монологической речи.

29

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как

нравственное явление

Практикум

Видеофрагменты

- развитие навыка анализа текста, характеристики героев, навыка выразительного чтения.

- развитие навыка рецензирования, монологической речи.

30

Особенности компози­ционной структуры ко­медии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, не­мой сцены. Подготовка к домашнему сочи­нению «Роль эпизода в драматическом про­изведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Урок развития речи

- развитие навыка анализа текста, выделение композиционных элементов, монологической речи; обобщение материала предыдущих уроков;

-умение писать сочинение.

Сочинение

31

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

Рассказ учителя. Беседа

- расширение знания учеников о взглядах Н.В. Гоголя; показ связи его творчества с историей; углубление понятия о русском национальном характере; совершенствование навыка выразительного чтения, анализа текста.

32

Мечта и реальность в повести «Шинель».

Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

Практикум

Видеофрагмент

- совершенствование навыка характеристики героя, выразительного чтения, пересказа;

-развитие представлений о «маленьком человеке» в литературе

III четверть

33

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя,основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

Рассказ учителя. Беседа

- знакомство учеников с биографией и творчеством Салтыкова - Щедрина;

- напоминание об особенности жанра сказки в творчестве писателя;

-расширение представления о сатирической направленности произведений писателя.

34

Обучение анализу эпи­зода из романа «Ис­тория одного города». Подготовка к домаш­нему сочинению

Урок развития речи

- показ своеобразия историзма Салтыкова - Щедрина; развитие навыка анализа текста, пересказа и выразительного чтения;

- умение писать сочинение

Сочинение

35

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лер­монтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щед­рина

Урок контроля

-хорошее знание текстов, терминологии;

-умение обобщить и систематизировать пройденный материал

36

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравствен­ные проблемы рас­сказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновниче­ство. Развитие поня­тия о рассказе. Худо­жественная деталь как средство создания ху­дожественного образа

Рассказ учителя. Беседа

- расширение знаний учеников о биографии писателя; показ своеобразия историзма Н.С. Лескова; определение нравственных проблем рассказа; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения.

37

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социаль­но-нравственные про­блемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоедине­нии дворянства и на­рода

Рассказ учителя. Беседа

Презента-ция

- расширение знаний учеников о биографии писателя; показ своеобразия историзма Толстого; ознакомление учеников с историей создания рассказа «После бала»; определение социально - нравственных проблем рассказа; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения.

38

Мастерство Л. Н. Тол­стого в рассказе «Пос­ле бала». Особеннос­ти композиции. Анти­теза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображе­ния внутреннего состо­яния героев. Психоло­гизм рассказа

Практикум

- помощь ученикам при выявлении особенности рассказа, писательского замысла; развитие навыка анализа текста.

39

Нравственные пробле­мы повести Л. Н. Тол­стого «Отрочество»

Урок внеклассного чтения

- выявление идеи произведения; развитие навыка анализа текста, характеристики героев; обучение ведению диспута.

40

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчев, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

Урок внеклассного чтения

- показ значения образов природы в творчестве поэтов; поддержка интереса к поэзии, помощь в выражении зрительного образа при чтении стихотворений, понятие идеи, настроения, чувства поэтов; развитие навыков выразительного чтения, анализа поэтического текста.

1-2 стихотворе-ния наизусть

41

А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упу­щенном счастье. Пси­хологизм рассказа

Рассказ учителя. Беседа

- расширение представления учеников о личности

А.П. Чехова; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста.

Из литературы XX века

42

И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бу­нина-прозаика

Рассказ учителя. Беседа

Презента-тация

Расширение представления учеников о личности И.А. Бунина; показ особенностей его творческой индивидуальности; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста.

43

А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравст­венные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о люб­ви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

Рассказ учителя. Беседа

-расширение представлений учеников о личности и творчестве А.П. Куприна; -выявление нравственных проблем рассказа «Куст сирени»;

-развитие навыка работы с текстом.

44

Урок-диспут «Что зна­чит быть счастливым?». Подготовка к домаш­нему сочинению по рас­сказам Н. С. Лескова, Л.Н.Толстого, А. П. Че­хова, И. А. Бунина, А. И. Куприна

Урок развития речи

- развитие навыка анализа текста, выделение композиционных элементов, монологической речи; обобщение материала предыдущих уроков;

-умение писать сочинение.

Сочинение

45

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ Рос­сии и ее истории. Обучение выразитель­ному чтению

Рассказ учителя. Беседа

Презента-ция

- краткое ознакомление учеников с личной и творческой биографией А.А. Блока; показ особенностей его подхода к истории; развитие навыка выразительного чтения.

46

С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводи­теля восстания. Поня­тие о драматической поэме

Рассказ учителя. Беседа

- расширение представлений учеников о личной и творческой биографии Есенина; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста

47-48

Урок-конференция. Об­раз Пугачева в фоль­клоре, произведе­ниях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подго­товка к домашнему сочинению

Урок развития речи

-развитие навыка монологической речи;

-умение обобщать и систематизировать пройденный материал;

-умение писать сочинение.

Сочинение

49

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

Рассказ учителя. Беседа

Презента-ция

- краткое ознакомление учеников с личной и творческой биографией писателя; вызвать интерес к творческой работе; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

50

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатири­коном» (отрывки). Са­тирическое изображе­ние исторических со­бытий. Ироническое повествование о про­шлом и современ­ности. Тэффи. «Жизнь и во­ротник». М. М. Зо­щенко. «История бо­лезни»

Урок внеклассного чтения

- приобщение учеников к восприятию сатиры и юмора; умение понимать юмор и сатиру в художественном произведении; показать, как создают юмористические и сатирические произведения; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста.

Доклад ученика

51

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Тол­стого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Бло­ка, С. А. Есенина

Урок контроля

-умение обобщать и систематизировать материал, выделять главное; знание терминологии

52

М. А. Осоргин. Сло­во о писателе. Соче­тание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Рассказ учителя. Беседа

Презента-ция

- краткое ознакомление учеников с биографией и творчеством М.А. Осоргина; развитие навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

IV четверть

53

А. Т, Твардовский. Слово о поэте. Поэ­ма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Ро­дине. Восприятие по­эмы современниками

Рассказ учителя. Беседа

Презента-ция

-краткое ознакомление учеников с вехами жизненного и творческого пути Твардовского; создание эмоционального фона для восприятия поэмы, показ роли поэмы в годы Великой Отечественной войны, рассмотрение особенности жанра и сюжета; восприятие понятия о народности в литературе; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.

54

Василий Теркин - за­щитник родной стра­ны. Новаторский ха­рактер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твар­довского

Композиция и язык поэмы «Василий Тер­кин». Юмор. Фольклор­ные мотивы. Авторс­кие отступления. Мас­терство А. Т. Твардов­ского в поэме

Обучение устному рассказу

Практикум

- выявление определяющих качеств Василия Тёркина; развитее навыка ведения монологической речи, анализа поэтического текста;

- слежение, как в поэме сочетаются героика и юмор; авторские отступления как элемент композиции; развитие навыка анализа поэтического текста

Отрывок из поэмы наизусть

55

А. П. Платонов. Сло­во о писателе. Карти­ны войны и мир­ной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная пробле­матика и гуманизм рас­сказа

Урок внеклассного чтения

Видеофрагменты

-углубление знаний учеников о личности и творческой биографии А.П. Платонова; раскрытие нравственного смысла рассказа; определение роли художественных приёмов; развитие навыков анализа художественного текста.

56

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е. Винокурова («Москвичи»), М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б.Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А.Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»)

Урок развития речи

Литературно - музыкальная композиция

- рассказ о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показ, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялось с глубоко личными переживаниями, помощь в понимании пафоса поэзии военных лет, развитие навыка выразительного чтения.

Выучить стихи (подготовить устный рассказ)

57

В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Рассказ учителя. Беседа

- углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева; развитие навыка выразительного чтения, анализа текста.

58

Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века»

Урок развития речи

-развитие навыка анализа поэтического текста, умения писать сочинение

Сочинение

59

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мо­тивы воспоминаний, грусти, надежды

Уроки внеклассного чтения

(Урок - концерт)

Муз.диск

- понятие о поэтическом языке; помощь в осмыслении почитанного; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Выучить стихи (выразитель-ное чтение)

Из зарубежной литературы

60

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные про­блемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произ­ведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта»

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

Презентация

- краткое представление о литературе и искусстве эпохи Возрождения, знакомство с биографией и творчеством Шекспира; выявление основных проблем трагедии «Ромео и Джульетта»; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.

61

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится род­ством своим и зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Со­нет как форма лири­ческой поэзии

Практикум

- представление о жанре лирической поэзии сонете,

-тематика, «вечные проблемы»

62

Ж. -Б. Мольер. «Ме­щанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невеже­ственных буржуа. Чер­ты классицизма в ко­медии Мольера. Мас­терство писателя. Об­щечеловеческий смысл комедии

Рассказ учителя. Беседа

- знакомство с биографией и творчеством Мольера; выявление основных проблем комедии «Мещанин во дворянстве»; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.

63

Годовая итоговая контрольная работа.

Урок контроля и коррекции

-умение обобщать и систематизировать материал, выделять главное; знание терминологии

64

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное ус­тройство общества

Урок внеклассного чтения

Видеофрагменты

- краткое ознакомление учеников с биографией и творчеством Свифта; выявление глубинного содержания его романа; развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста.

65

В. Скотт. Слово о пи­сателе. «Айвенго» как исторический роман

Урок внеклассного чтения

Видеофрагменты

- расширение понятия о жанре исторического романа; знакомство с Вальтером Скоттом как родоначальнике исторического романа, о его концепции истории и человека в романе; развитие навыка анализа текста.

66-67

Резервные уроки


68

Литература и история в произведениях, изу­ченных в 8 классе. Итоги года и задание на лето

Урок-зачет

(Урок-игра)

- проверка знаний и умений учеников; обобщение изученного


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

НОРМЫ ОЦЕНКИ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ


КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ


Отметка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

«4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

«3»

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

«2»

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

«1»

Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.


Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов

Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50%правильных ответов.

Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30%правильных ответов.


ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

5

100-150 слов

0,5 - 1,0 страницы

6

150-200 слов

1,0 - 1,5 страницы

7

200-250 слов

1,5 - 2,0 страницы

8

250-350 слов

2,0 - 3,0 страницы

9

350-450 слов

3,0 - 4,0 страницы

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.


Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение


Оценка

Содержание и речь

Грамотность


«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок



Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Журавлев В. П.,И., Коровин В.И.. Литература: 8 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2014.

Коровина В.Я., Журавлев В. П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 кл. - М.: Просвещение, 2014

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс: Метод. советы под ред. В. И. Коровина. - М.: Просвещение, 2012, 2014.

Для учащихся:

Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Колокольцев Е. Н. Альбом иллюстраций: Литература: 8 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: Методические советы: 8 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Матвеева Е. И. Литература: 8 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет­радь / Е. И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

Н. В.Золотарева, Н. В.Егорова. Поурочные разработки по литературе для 8 класса. Москва «ВАКО», 2007.

Н. Н.Оглоблина. Тесты по литературе. 5-11 классы. Москва. Олимп. 2002.


Произведения для заучивания наизусть.

А. С. Пушкин «К Чаадаеву»

М. Ю. Лермонтов «Мцыри» (отрывок).

Ф. И. Тютчев «Я встретил вас - и всё былое»

А. А. Фет. «Сияла ночь. Луной был полон сад»

А. К. Толстой «Средь шумного бала, случайно..»

М. И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано..»

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

О. Э Мандельштам «Мы живём, под собой не чуя страны»

А. А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь»

А. А.Ахматова «Мне голос был. Он звал утешно»

Н. М.Рубцов «Привет, Россия»

Список произведений для внеклассного чтения.

К. Г.Паустовский. «Михайловские рощи»

К. Г.Паустовский. «Разливы рек».

К. Г.Паустовский «Снег», «Бриз», «Белая радуга»

Н. В.Гоголь. «Петербургские повести».

И. С.Тургенев «Живые мощи» и другие рассказ

Л. Н.Толстой. «Юность»

М. Горький. «Мои университеты», «Сказки об Италии»

Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан», «200000 лье под водой»

Г. Уэллс. « Человек- невидимка», «Война миров»;

В. Скотт. «Айвенго», «Квентин Дорвард».








ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Название раздела, темы


Дата проведения урока по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения урока по факту
































































































15


© 2010-2022