Урок внеклассного чтения в 11 классе на тему Нравственные уроки повести В. Г. Распутина Последний срок

Урок литературы в 11 классе посвящен вечным семейным ценностям. Представители 6 групп заранее получают задание собрать сведения о судьбах всех детей старухи Анны и самой главной героини. Эвристическая беседа, элементы инсценировки позволяют сделать урок по-настоящему интересным, сделать вывод о том, почему скудеют человеческие души и что необходимо людям для сохранения родственных связей..
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 54

Советского района Волгограда»































УРОК литературы



«НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПОВЕСТИ В.Г. РАСПУТИНА «ПОСЛЕДНИЙ СРОК»





Мохнаткина Анжела Ивановна,

учитель русского языка и литературы МОУ СШ №54

Советского района Волгограда









Волгоград 2015

Содержание и методические основы урока

2.1. ФИО учителя: Мохнаткина Анжела Ивановна

2.2. Тема урока: «Нравственные уроки повести В. Г. Распутина «Последний срок» (Внеклассное чтение)

2.3. Учебник: Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. - В 2 ч. Ч. 2/ В. В. Агеносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова. - М.: Дрофа, 2014.

2.4. Форма проведения урока: семинар

2.5. Используемые методы и технологии: эвристическая беседа, анализ фрагментов, метод творческого чтения, проблемно-поисковая технология обучения.

2.6. Возрастная группа учащихся: юноши и девушки 16-17 лет

2.7. Класс: 11

2.8. Число учащихся: 25

2.9. Методические рекомендации проведения урока: для подготовки к уроку учитель заблаговременно предлагает старшеклассникам несколько коллективных, индивидуальных и групповых заданий.

Задание для всех. Прочитать повесть В. Г. Распутина «Последний срок». Ответить письменно на вопросы: «Что значит для вас семья? Какие взаимоотношения должны быть между родственниками? Можно ли оправдать разобщенность близких людей дальностью расстояния, нехваткой времени, суетностью нашей сегодняшней жизни?»

Групповое задание. 6 групп по 4 человека готовят сообщения о главной героине повести и её 5 детях, рассматривая «узловые» эпизоды произведения.

Индивидуальные задания. Двум ученикам дается проследить композицию повести.

Трём ученикам поручается собрать материал о письмах героев.

Отдельным учащимся предлагается подготовить выразительное чтение диалогов героев в ключевых фрагментах повести.

Тема. Нравственные уроки повести В.Г. Распутина «Последний срок»

Цели: Анализируя повесть В.Г. Распутина «Последний срок», обратить внимание обучающихся на раскрытие темы семьи в творчестве В. Г. Распутина;

- способствовать формированию идеала гармоничной и благополучной семьи, построенной на традиционном, освященном поколениями наших предков духовно-нравственном основании, той среды, где закладывается будущее всего общества;

- продолжить обучение анализу литературного произведения.

Оборудование: портрет В. Г. Распутина, фонограмма Брамса «Симфония № 3», 3 часть, репродукция Владимира Игошева «Она всё сына ждет» 1974 г., эпиграфы к уроку:

Эпиграфы к уроку:

Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле»

Пятая Божья заповедь

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.

А.С. Пушкин

Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба или своекорыстна в сравнении с нею.

В. Г. Белинский

Чем длительнее разлука между родителями и детьми, тем больше родители любят детей, тем меньше дети любят родителей.

И.Н. Шевелев

Так же как и смерть, загадка семьи непонятна, не разрешена. Династии, общества, империи обращались в прах, если в них начинала рушиться семья…

В.П. Астафьев

Ход урока

Учитель. (Звучит фонограмма Брамса «Симфония № 3», 3 часть) Сегодня мы будем говорить о замечательном произведении В.Г. Распутина, написанном в 1970 году. Обратимся к эпиграфам, которые записаны на доске (учитель зачитывает известные высказывания). Думаю, вы со мною согласитесь, что каждый из них в какой-то степени раскрывает грани глубокого содержания повести В.Г. Распутина. После прочтения у каждого из вас сложилось определенное мнение об авторе, о теме, к которой он обращается в своём произведении, о роли семьи в жизни человека, о нравственном долге перед родителями. Поделитесь первыми впечатлениями от прочитанной повести и расскажите о вашем идеале семьи.

Отклики учеников:

- Грустно, очень жаль героиню…

- Обидно, что дети, за исключением семьи Михаила, остаются глухи к своей матери, к её преклонному возрасту, к тому, что она стоит на пороге смерти и просит их побыть с ней совсем немного, а они…

-Удивил язык повести: живой, будто не литературный, а разговорный. Писатель удивительно передал интонации всех участников диалогов, и каждого не просто слышишь, но и представляешь отчетливо.

- Семейный очаг, родной дом, близкие люди - это самое важное в жизни каждого из нас. Если мы будем пренебрегать своими родителями, то мы будем просто «нелюдями».

Учитель. Действительно, родительский дом, отец и мать…Что может быть выше и незыблемее этих слов и понятий для нас? Какова сегодняшняя семья? Отличается ли проблема взаимоотношений родителей и детей в 70-е годы, когда была написана эта повесть, от сегодняшнего времени и почему происходит оскудение душ человеческих? Именно этим вопросам и будет посвящен наш урок, который озаглавлен как «Нравственные уроки повести В.Г. Распутина «Последний срок»». Писатель выбрал одну из трагических ситуаций, через которую проходит, рано или поздно, любая семья - смерть и похороны близкого, дорогого человека. Каждая семья сталкивается с этим испытанием, переживает его по-своему, и героям повести предстоит раскрыться перед нами во всех своих хороших и плохих качествах.

Первая учебная ситуация. Анализ композиции повести.

Учитель. В чем особенность композиции произведения Распутина? О чем мы узнаём из экспозиции повести?

- В.Г. Распутин использовал ретроспективную композицию: сюжет повести развивается медленно из-за «рассыпанных» эпизодов из прошлой жизни героев. Автор словно соотносит их прошлые качества, проявленные при определенных обстоятельствах, с истинным их отношением к умирающей матери. Всё, что мы увидим и услышим в повести, происходит за три дня. На самом деле временные границы раздвигаются, потому что благодаря ретроспективным отступлениям перед нами проходит вся жизнь Анны и её детей.

Автор знакомит нас со старухой Анной, с местом, где живет главная героиня, и сыном Михаилом, вызывающим телеграммами сестёр и брата.

С самого начала, буквально в первых двух абзацах нас поражает распутинская способность передать нам человеческую боль за другого человека. Перед нами кратко обрисована жизнь матери, у которой судьба и война отобрали первых детей и осталось в живых только пять: три дочери и два сына. Оберегает её старость младший сын с семьёй. Невольно вспоминаются русские сказки, где свой последний срок старые родители коротают с младшими детьми..

Вторая учебная ситуация. Знакомство с героями.

Учитель. Познакомимся поближе с героями повести, узнаем об их прошлой жизни, истинном отношении к матери, о том, как жили они вдали от родного дома, как часто навещали её и о чём были их письма домой. Предлагаю каждой группе охарактеризовать героя по всем предложенным вопросам. Какими мы увидели детей старухи Анны?

I группа рассказывает о Варваре.

Варвара - старшая старухина дочь, живущая в районе в пятидесяти километрах от матери. Как сказано в книге, ей шёл шестой десяток, своим сестрам и братьям по виду она годилась в матери, выглядела она плохо, была толстой и небыстрой. Варвара сама многодетная мать, но радости в своих ребятах она видит мало. Героиня мучилась и скандалила с ними, пока они росли, мучится и скандалит сейчас, когда выросли. Один раз в месяц она появляется в отчем доме, но её приезды носят скорее дежурный характер и больше продиктованы хозяйственными нуждами, чем настоящей потребностью видеть мать. Она постоянно ноет, причитает, явно завистливо относится к Люсе. Ещё будучи девушкой, она плакала и от Люси, и от ребят, и чуть ли не от мухи. Росла «размазней» и выросла «размазней. В ней мы не видим настоящих дочерних чувств к матери, она действует так, как должно быть, так, как поступали до нее другие, а она это видела. Получается, что её чувства к матери показные, а не настоящие.

II группа рассказывает об Илье.

Илья - старший сын главной героини. Из-за малого роста Илью звали Ильёй-коротким. Оттого что больше десяти лет он прожил на Севере, волосы у него сильно повылезли, и голова оголилась. На Севере герой женился, но со временем его «раздавшаяся» жена приобретает над ним власть и до деревни доходят слухи, что Илья от неё терпит немало.

Илья рос «заполошным», как сказано в повести, при своем полном огороде лез в чужой, самим было есть нечего, а он единственный кусок отдавал первому встречному, Никогда нельзя было знать, что он выкинет через минуту. Мальчишкой по глупости застрелил поросёнка и двух молодок. Будучи парнем, пахал поле голым, шокируя женскую комиссию, которая объезжала с проверкой поля, за что здорово досталось матери Ильи от председателя. Он по-своему любит мать, но это тоже «дежурное» чувство, а не истинное. Чаще всего мы слышим, как он пытается балагурить с матерью, и самому ему кажется, что его слова подбадривают её. Но на самом деле эти шутки показывают пошлость героя, его «недалёкость».

III группа рассказывает о Люсе.

Люся - средняя дочь старухи Анны. Ей уже больше сорока, но она выглядит молодо. У неё чистое и гладкое лицо, она ухожена и со вкусом одета. Героиня уехала из деревни сразу после войны в город и там и осталась. Бог не дал ей детей. По характеру Люся была похожа на мать - тоже твердая и гордая, мало кому спустит, только твердости и гордости дома у неё хватало на троих.

В.Г. Распутин шестую главу (из одиннадцати) - композиционный центр - отдает Люсе. В этой главе мы слышим и скорбь писателя об искалеченной природе, заброшенной земле и погибающей душе человека. На третий день пребывания в родительском доме с утра, не зная, чем заняться дома, не желая никого видеть, ни с кем разговаривать, не чувствуя особой, ровной близости с родными («только знала о ней умом»), испытывая только раздражение против себя - оттого, что не может сойтись с ними душевно и проникнуться радостью встречи, и против них, и даже против матери, из-за которой ей пришлось напрасно приехать - именно потому, что напрасно», Люся отправляется в лес, чтобы «подышать свежим воздухом». Вид заброшенных полей вызвал у Люси «неожиданное», родившееся уже здесь чувство вины, которое она тут же старается заглушить, не желая страдать. В Люсе берет верх эгоистическое начало сохранить себя. После растерянности и тревоги от вида «заброшенной, запущенной земли» она вспоминает, что прежде здесь работала. Мы видим и самую пронзительную сцену в этой части - падение на пашне Игреньки и ласковую просьбу матери подняться на ноги. Она вспомнила, как ей пришлось спасаться от незнакомого страшного человека и как Михаил, рискуя собой, спас её. К Люсе приходит осознание вины перед родной землёй. В своей новой жизни, в городе, она забыла и воскресники по весне, и поля, где работала, и завалившегося Игреньку, и случай у черёмухового куста. Сама природа, земля, детство позвали Люсю, разбередили в ней совесть. Дальнейшие главы повести показывают, что в Люсе ничего не изменилось. Вспыхнувшие воспоминания очень быстро в ней погасли, и вновь ожили раздражение и недовольство каждым из родных вместо чувства родственной близости. Она может прикрикнуть и на мать. Чего стоят её начетнические назидания Михаилу по поводу несвежих простыней, на которых лежит мать! Именно Люся первая собирается уезжать из-за бесполезности своего пребывания в родительском доме и уводит от матери Илью и Варвару, По словам маленькой Нинки, тётя Люся - просто « обещалкина». Она холодно, отстраненно относится к матери-старушке, произносит правильные дежурные фразы, но её душа мертва.

IV группа рассказывает о Таньчоре

Таньчора - любимая младшая дочь старухи Анны. В повести она изображена только в материнском восприятии. Героиня отличается от других детей старухи Анны «своим особым характером» - мягким и радостным, своей привычкой тихонько смеяться, совершенно особенным характером. Таньчора была последним ребенком у Анны, поэтому мать больше замечала её, чем своих старших, а потом дольше не хотела отпускать от себя на волю. Даже в детстве малышка нашла для матери ласковое необычное слово «мамынька». Героиня не была похожа ни на кого из сестёр. Очень общительная, весёлая, лёгкая по характеру, находчивая и умная, умеющая расположить всех и вся, она была душой любой компании. Татьяна видела в матери все её достоинства и не раз смущала мать своими красивыми словами о ней. Таньчора всегда обходилась с матерью ласково и тепло, делясь с ней, как с подружкой, тем, что доверят не каждой матери. Но героиня так и не познакомила мать со своим мужем. Испросив родительского благословения, любимая дочь словно «сгинула». Да, она продолжала писать изредка матери, обещала не однажды приехать, но так ни разу и не сдержала слово. На вопрос, почему же не приехала Таньчора, ответа в повести нет. Но, думается, за столько лет любящая дочь могла бы всё-таки навестить мать. Выходит, что и её любовь была показная, только на словах.

V группа рассказывает о Михаиле

Михаил - младший сын старухи Анны, который остался жить в деревне в родительском доме с семьёй и с матерью. Внешне Михаил совсем не похож на старшего брата, потому что имеет по-цыгански густые и кудрявые волосы и бороду. Смуглолицый из-за постоянного пребывания на открытом воздухе. У него добрая, хорошая, хозяйственная жена Надя, взрослый сын Владимир, который уже второй год служит, и пятилетняя смышленая дочь Нинка. Мать не считала Михаила лучше других своих ребят, а принимала свое совместное проживание как судьбоносное решение, данное свыше. Герой всегда был возле матери, при ней женился, стал мужиком, отцом, как все мужики, заматерел, при ней все ближе подступал к старости. Все изменения, которые происходили в нем, теперь оставались для неё незаметными. Понимая, что мать стоит на пороге смерти, Михаил хочет представить и родительнице, и сестрам с братом возможность увидеться. Все действия Михаила продиктованы не только традициями многих семей, но и искренним отношением к матери. Осознавая отчаяние матери из-за неприезда любимой Таньчоры, он берёт удар на себя и говорит, что это он своей телеграммой остановил младшую сестру, тем самым подвергнув мать пустым горьким ожиданиям. Поступок надо отметить в высшей степени милосердный, потому что все негодование матери и родственников обратилось на него. Не выдержав обвинений в свой адрес, полупьяный Михаил в конце повести, потрясенный черствостью брата и сестёр, просит прощения за себя у матери. Михаил - единственный сын старухи Анны, который с состраданием и любовью относится к матери.

-Какой жизненный путь пришлось пройти Анне? VI группа рассказывает о старухе Анне

Главная героиня повести - старуха Анна, которая прошла трудный жизненный путь подобно многим русским женщинам. Имея много детей, героиня только и делала, что думала о том, как накормить, напоить и обстирать детей, во дворе её ждала скотина, двор и дом постоянно требовали рук, а ещё работа в поле, в лесу, в колхозе. За свою жизнь Анна похоронила первых пять детей, которые умерли из-за болезни, троих взрослых сыновей убила война. Из большой отцовской семьи она одна задержалась здесь, последний брат скончался в позапрошлом году, и муж Анны умер в войну. Жили они с ним плохо. Муж не давал героине никакого житья, был привередлив и изводил её своими придирками или впадал в другую крайность: не разговаривал с нею по полгода. Единственным счастьем в их совместной жизни было то, что он подолгу отсутствовал дома из-за сезонных работ. Смерть мужа примирила их, и Анна нашла в этом тайный знак свыше. Она сама себе удивлялась, как могла она столько терпеть его упреки, прощала же , потому что он был отцом всех её ребят- и мертвых, и убитых, и живых. К моменту начала повести Анне было «к кому уходить и от кого уходить». Вместе с тем мы видим и подругу старухи -Мирониху, их связывает трепетное отношение друг к другу. В жизни, как видим, Анне приходится пройти ещё одно страшное испытание - пережить отчуждение детей.

Третья учебная ситуация. Письма к матери как одно из средств характеристики героев.

Учитель. Есть что-то очень трогательное в том, как терпеливо, истово ждет Анна писем от детей, и в них, мы понимаем, выражается душа героев, их отношение к матери, поэтому развитие сюжета в IX главе «приостанавливается», и перед нами возникают послания. Охарактеризуем их и соотнесем с тем, чего ждала мать от своих детей.

Ученики. В письмах сына Ильи мать запомнила: торопливо и как бы в шутку он спрашивал: «Как там мать дышит? Как там у матери делишки?»

Дочь Люся, непрерывно инструктировавшая «темную» родню, сохранила и в письмах начетнический склад речи: «Скажите маме, что лекарства помогают в любом возрасте»; «Следите, чтобы мама зимой одевалась лучше», - как будто мать без неё не знала, что в холода по-летнему не проживёшь. Илья, слава Богу, советов не давал.

Учитель. Чего же ждала от этих писем Анна?

Героине не этого надо было от них, она хотела знать, как живут они сами, как одеваются в морозы, что едят. Люся и Илья о себе писали так мало, что Анна приставала к Наде, которая читала письма, с въедливыми и дотошными вопросами. От Ильи же раз в год шли «коротенькие, в ладошку писульки». Мать ждала от детей живого участия, а не казенных фраз, ей так не хватало человеческого тепла

Письма же Таньчоры были специально для старухи. Они были не похожи ни на чьи и представляли предмет гордости матери: «То, что Таньчора хотела сказать ей, она говорила не через кого-то, а прямо, как бы видя перед собой мать, она не писала «скажите маме», она писала «мама моя!», и это ласково-призывное и одинокое «мама моя!» заставляла старуху замирать от счастья и страха…» И мы видим, как дороги они были для Анны: «И старуха вдруг светлела, легко, кончиками губ произносила те же самые слова и слышала в них только ласку, пронизанную мягким Таньчориным голосом. Потом слова эти повторялись уже без неё, без старухи, без её губ - одним Таньчориным голосом, звучащим близко и ясно, как наяву, но все тише и тише; наконец они умолкали до полного беззвучия». Дочь всегда обходилась с ней ласково и тепло, делясь, как с подружкой, тем, что доверят не каждой матери. Горько Анне было только от того, что она не знала, кто берёт её дочь в жены, но родительское благословение дала, потому что не могла отказать Таньчоре. Сколько раз потом мать с великим волнением ждала дочь с зятем в гости, но за все долгие годы так и не состоялась их долгожданная встреча. Сердце матери готово все простить, поэтому даже сейчас перед смертью Анна винит себя, понимая, что не может мать так долго не видеть своего ребенка, есть в этом что-то противоестественное.

Четвертая учебная ситуация. Анализ ключевых эпизодов произведения.

Учитель. Одним из средств раскрытия характеров героев является их речевая характеристика, и поэтому так важны диалоги, в которых проявляется человеческая сущность персонажей повести.

I эпизод: Сёстры и братья вечером за семейным столом в I день встречи.

  1. Учитель. Проинсценируем предложенный фрагмент (диалог читается заранее подготовленными учащимися). Чтение эпизода со слов:

- Давно мы вот так все вместе не сидели, - с взволнованной грустью сказала вдруг Люся. - Татьяны только нет. Приедет Татьяна, и будто никто никуда не уезжал. Мы ведь раньше всегда за этим столом и собирались, в комнате только для гостей накрывали. Я даже на своём месте сижу. А Варвара не на своём. И ты, Илья, тоже.

- Где уж там - не уезжали! - стал обижаться Михаил. - Уехали, и совсем. Одна Варвара заглянет, когда картошки или ещё чего надо. А вас будто и на свете нету…» до предложения: «Все они, пожив отдельно, теперь мало походили друг на друга»)

  1. Обратим внимание на ключевые слова и словосочетания, характеризующие героев и выражающие авторскую позицию.

  2. Сделаем выводы о детях Анны в этом эпизоде.

-Каждый герой индивидуален. В данном фрагменте мы видим проблеск живого чувства в словах Люси, которая, подобно чеховскому Ионычу в момент встречи с бывшей любимой Катериной Ивановной, ощущает боль от долгой разлуки. А в словах Михаила мы слышим горький упрек брату и сёстрам. Больно сознавать им справедливость обиды, поэтому начинают «парировать» каждый по-своему младшему брату. Очевидна разобщенность старшей «деревенской» сестры Варвары и средней «городской» Люси. Поражает, что Илья и Люся не видели мать пять лет и находили этому жалкие отговорки.

Учитель. И писатель показывает чудо в начале повести: то, как оживает Анна, как прибывают силы, когда семья собирается вместе, когда съезжаются дети. Но дети старухи Анны не замечают этого чуда воскрешения. Они даже начинают тяготиться, спешат «разбежаться» кто куда: Люся уходит в лес, Варвара идет к соседям, братья предаются пьянству.

.

II эпизод: Сцена скандала в IX главе

Учитель. Никак не хочет старая Анна умирать в одиночку…без последней встречи с Таньчорой! Тоска не отпускает её из жизни. Поистине повесть Распутина можно назвать повестью-драмой, потому что старухе Анне предстоит стать свидетельницей не просто скандала у своего смертного одра, но и пережить горький момент, когда Михаил говорит, что остановил Татьяну своей второй телеграммой. Обратимся к этому эпизоду и охарактеризуем поведение детей в этой сцене.

  1. Чтение эпизода заранее подготовленными учащимися со слов: «Ладно, хватит. -Михаил пристукнул ладонью по столу…» до слов: «Они так тебя больше любят, когда ты здесь лежишь».

  2. Оценка слов героев на предложение Михаила взять к себе мать.

  3. Оценка поведения Михаила.

Ученики. Михаил - единственный, кто до конца осознает, в каком состоянии находится мать и как важна для неё встреча с её любимицей, и поэтому он, чтобы как-то извинить отсутствие сестры, говорит, что это из-за его телеграммы она не приехала. Поистине великодушный поступок: взять чужую вину на себя. Но расстроенная мать, а вслед за нею и сестры с братом начинают стыдить, обвинять Михаила в кощунственности его поступка. И вот здесь Михаил не выдерживает и задает страшный вопрос родственникам: «Кто заберёт мать к себе, да ещё впридачу он отдаст корову?» Шквал негодования и неопровержимые доказательства, что это невозможно сделать, фактически показывают ненужность им матери. Можно лишь догадываться, что испытывает она при этом, но и к Михаилу после этого приходит осознание, какому испытанию он подверг мать, он понимает, что нет ему прощения.

III эпизод: Отъезд детей на III день (XI глава)

Учитель. Повесть «Последний срок» имеет многозначительную концовку», скупо освещающую весь скрытый, но весьма напряженный конфликт. Обратимся к нему.

  1. Сжатый пересказ эпизода.

  2. Анализ фраз-реплик детей.

- Нельзя седни от матушки уезжать, нельзя, - волновалась Варвара. - Вы прямо как неродные. Нельзя.

-Помру я, помру. От увидите. Седни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ниче боле не надо. Люся! И ты, Илья! Погодите. Я говорю вам, что помру, и помру.

Люся, явно не слыша слов матери, сетует: «Опять ты, мама, о том же. Мы тебе о жизни, ты нам о смерти». Илья перед отъездом говорит циничные слова: «Приезжай, мать. В цирк сходим. Я рядом с цирком живу. Клоуны там. Обхохочешься». И прощание их с матерью напоминало скорее бегство:

«Сборы были торопливые, неловкие. Старуха больше не плакала, она, казалось, оцепенела, лицо её было безжизненно и покорно. Ей что-то говорили, она не отвечала. Только глаза забыто, потерянно следили за суматохой»

Даже Варвара, которая недавно училась у матери отпевать покойных и только сейчас усовещевала Илью и Люсю, вдруг тоже засобиралась домой, добавив, что «вместе веселей». И прощание с матерью у них тоже как с неродной: Люся чмокнула мать в щёку, Илья пожал ей руку, Варвара заплакала.

Учитель. На протяжении всей повести мы слышим оценку словам, поступкам взрослых героев из уст маленькой дочери Михаила. В.Г. Распутин, подобно Л.Н. Толстому, изобразившему сцену в Филях через восприятие маленькой девочки, вкладывает осуждение детей старухи Анны в слова Нинки: « Они нехорошие»,- жалея старуху, сказала Нинка об отъезжающих.

Учитель. Почему так «невозвышенно» очень многое в поведении детей Анны?

- С одной стороны мы видим возвышенный, скорбно-просветленный поток жизнеощущений Анны и неглубокие, стандартные помыслы, поступки детей. Автор противопоставляет внутренний мир героини её детям. Они и в самом деле «нехорошие», и не только в момент их явно бесчувственного отъезда. Наверное, участь старухи Анны потому так жалка, что всю жизнь она постоянно жертвовала собой, была унижена, растворилась в постоянных заботах о детях, хозяйстве, довольствовалась скромным положением. К счастью, многое уже понял сын Анны Михаил. В финале он не принял предложения Ильи выпить на дорожку. Пришло просветление, мудрое понимание места матери в его жизни, поэтому и просит прощения он у неё.

Учитель. Почему же повесть названа «Последний срок»? Какие нравственные уроки мы можем извлечь из повести В.Г. Распутина?

- Название повести можно трактовать двояко. «Последний срок» жизни наступает для Анны, матери пятерых детей. Это её прощание с домом, детьми, с родовым укладом, её жизнь перед «порогом смерти». И «последний срок» наступает для детей, которые ещё могут искупить свою вину перед родительницей, согреть её старость своим вниманием, ещё не поздно им обратить свое сердце к той, которая всегда жертвовала собой ради них. Но не дано детям Анны, за исключением Михаила, использовать этот последний шанс, оттого и остается такая боль после прочтения этой повести. Возможно, произведение Распутина - это и обращение к нашей с вами совести, и напоминание о «последнем сроке» - той заветной черте, за которой нас ждет вечность и не должно быть осознания невыполненного долга.Нельзя забывать священной заповеди Божьей: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле» (Пятая заповедь Божья)

- Как видим, совесть, вина и память являются ключевыми нравственно-философскими категориями в произведении В.Г. Распутина. Именно совесть, человечность определяют поведение человека, его судьбу, связь с семьей, с народной памятью. По словам писателя, «отчуждение - самое опасное, что может проявиться в человеческом характере, попавшем в определенные условия». Стремление к сытости, комфорту, материальным благам становится главным в жизни людей, и в суете, в нетерпении жить легкой жизнью люди забывают о своей душе, перестают жить в согласии со своей совестью, в результате чего и происходит все большее отчуждение друг от друга, оскудение души. Рвутся родовые связи между поколениями, и разрушаются Семья, Дом, происходит попирание христианских традиций. Писатель не снимает с человека ответственности за свои поступки, за свою жизнь. Думается, что бездушное отношение к своей матери, к своему отчему дому бумерангом обернется в дальнейшем для старших детей Анны.

Бесспорна актуальность произведения, написанного в 1970 году, для нашего времени, потому что повесть В.Г. Распутина - это сама жизнь, заглядывающая в нас, разглядывающая нашу душу, обнажающая нас перед самими собой. Писатель задает тысячу вопросов и помогает каждому оглядеться, вспомнить о родстве своём, учит любить и беречь близких людей, свою семью, друзей, близких и дальних. Обратимся ещё раз к эпиграфам и осмыслим их ещё раз в свете сказанного (зачитываются эпиграфы и звучит фонограмма).

Домашнее задание

  1. Написать сочинение на тему «Какие «зарубки на сердце» оставила у вас повесть

В.Г. Распутина "Последний срок»?

© 2010-2022