Конспект урока по рассказу М. Горького Старуха Изергиль

Интересные тесты.Изучайте лингвистику.В выборе учебного материала особое внимание уделяю развитию речи учащихся,обогащению их словаря.Учу вдумываться в содержание прочитанного,вырабатываю умение читать ,,между строк'', общаться с автором.Использую задания,которые развивают у учащихся самостоятельность в овладении новыми знаниями,формируют умение учиться.Учебную деятельность строю так,чтобы дети сами находили ответы на поставленный вопрос...На своих уроках стараюсь,чтобы каждый ученик,даже слабый...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по рассказу А.М. Горького

«Старуха Изергиль» (2 часа)




Тема: Проблема идеала в рассказе А.М. Горького «Старуха Изергиль».

Цели урока: самостоятельное добывание учащимися ответов на вопросы: 1)что составляет художественную ценность ранних романтических рассказов Горького?, 2)в чём писатель следует романтической традиции и в чём её обновляет?, 3)чем романтические произведения Горького могут быть интересны современному читателю?

Оборудование урока: портреты М.Горького; иллюстрации к ранним романтическим рассказам, музыкальное оформление.

Методические приёмы: аналитическая беседа по индивидуальным опережающим заданиям (далее - ИОЗ).


Предварительная подготовка: 1)распределение ИОЗ среди уч-ся; 2)вопросы всему классу, организующие чтение:


  1. Чем, по-вашему, вызвано было «возвращение Горького к романтической традиции в 90-е годы 19 века?


  2. Каковы особенности структуры рассказа-легенды Горького? Как соотносятся между собой рассказ и легенды?


  3. Охарактеризуйте конфликт в каждой из легенд. Что общего вы находите во всех трёх конфликтах и чем они различаются между собой?


  4. В чём смысл противопоставления Ларры и Данко?


  5. Каково ваше отношение к образу старухи Изергиль? К кому она ближе - к Ларре или Данко? Сумела ли Изергиль следовать тем идеалам, которые сама провозглашает: «Каждый сам себе судьба!»?


  6. Какова художественная функция в рассказе образа Изергиль?


  7. Каким предстаёт идеал человека в рассказе Горького?



Ход урока:

Нет ничего лучше, сложнее,

интереснее человека…

А.М. Горький


Героическое дело требует

героического слова.

А.М. Горький


1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Изучение творчества М. Горького мы начали с его романтических рассказов. Именно они принесли Горькому известность. Появление этих произведений стало в литературе конца 19 века ярким, свежим звуком на фоне мрачных, пессимистических настроений «конца света».

Цель наших сегодняшних уроков - проанализировать рассказ «Старуха Изергиль», ответить на вопрос, в чём же особенность романтических рассказов Горького, каков идеальный романтический герой, может ли он быть интересен современному читателю.

Уроки будут строиться как аналитическая беседа по индивидуальным опережающим заданиям (ИОЗ).


3.Аналитическая беседа.


  • Вопрос классу.


- Чем, по-вашему, вызвано было возвращение Горького к романтической традиции в 90-е 19 века?

- Что такое романтизм? Какие черты романтизма есть в рассказах Горького?

ИОЗ № 1. Чем сходны принципы организации повествования в таких рассказах Горького, как «Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», и в чём состоит особенность повествования в последнем произведении? Как обрамление и легенды соотносятся между собой в художественном целом рассказа «Старуха Изергиль»?

(Жанр - рассказ -легенда. Взаимосвязь между реалистической и романтической структурами.

«Рассказ в рассказе». В «Старухе Изергиль» эта форма более усложнена, т.к. есть и

повествователь-слушатель, и героиня-рассказчица.)


  • Вопрос классу.


- Каковы особенности структуры рассказа-легенды Горького? Как соотносятся между собой рассказ и легенда?

4.Наблюдения над текстом, над языковыми средствами.

ИОЗ № 2. Покажите на первых пяти абзацах, как совершается переход от реального мира к легендарному, от действительности к сказке. Возвращение к реальности (обратное движение) раскройте, анализируя последние два абзаца рассказа.

(Анализ обрамления. В начале рассказа - конкретное место (Бессарабия, Аккерман). Описание

мужчин и женщин - начало перехода к сказке. В финальной части - обратное движение: тихо,

темно, скучно, печально - действительность.)


ИОЗ № 3. «Переходные мостки» между легендами и реальностью.

Найдите в рассказе общее введение и эпилог к каждой из легенд. Какие составляющие постоянны во всех «увертюрах»? Проанализируйте их.

(Все «увертюры» непременно включают экспрессивный пейзаж, создающий фон; диалог

между Изергиль и Максимом и образы-символы. В каждой из «увертюр» задаётся «базовая»

проблема соответствующей легенды.)


5.Анализ легенд.


  • Вопрос классу.


- Охарактеризуйте конфликт в каждой из легенд. Что общего вы находите во всех трёх конфликтах и чем они различаются между собой?

ИОЗ № 4. Дайте аналитический комментарий к легенде о Ларре. Охарактеризуйте конфликт в легенде. Каковы взаимоотношения Ларры с племенем и со старейшинами? Почему столь сокрушительным для Ларры оказался приговор, вынесенный ему старейшинами?

(Ларра сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня всячески подчёркивается

повествователем и в портрете, и в позе, и в отношении к людям.)


  • Вопрос классу.


- За что был наказан Ларра? Почему он стал искать смерти? Где грань между гордостью и эгоизмом?

ИОЗ № 5. В чём суть спора повествователя и рассказчицы? Каковы позиции спорящих? Как этот спор отражается в сюжете исповеди героини-рассказчицы?

(История Изергиль излагается от первого лица, в форме исповеди - здесь Изергиль и

рассказчица и главная героиня. Исповеди предшествует спор Изергиль с повествователем,

а затем - портрет рассказчицы. Диалог между Изергиль и Максимом пронизывает весь

рассказ. Особый накал этот диалог достигает в рассказе Изергиль о самой себе. Часто

перебивается вопросами. Этот диалог служит одним из важнейших способов

взаимодействия между миром легендарным и миром реальным. Спор о жизненных

ценностях, о смысле жизни).

ИОЗ № 6. Выберите в исповеди Изергиль наиболее важные эпизоды из её жизни. Как они соотносятся между собой, какую жизненную философию раскрывают?

(«Рыбак с Прута и гуцул», «В поисках любви», «Отвергнутый мешок червонцев»,

«Достойный пан с изрубленным лицом», «Последняя игра Изергиль». Понимание любви

как полной самоотдачи и высокий дар Изергиль - любить, «чтоб хватило крови».

Любовь и свобода.)


  • Вопрос классу.


- Каково ваше отношение к образу старухи Изергиль? К кому она ближе - к Ларре или к Данко? Сумела ли Изергиль следовать тем идеалам, которые сама провозглашает: «Каждый сам себе судьба!..»

ИОЗ № 7. Выделите в тексте рассказа детали портретной характеристики героини. Как портрет героини соотносится с её жизненной философией? И как в портрете Изергиль преломляется отношение слушателя к этой филофофии?


  • Вопрос классу.


- Какова художественная функция в рассказе образа Изергиль?

ИОЗ № 8. Дайте аналитический комментарий легенды о Данко:

- Почему племя оказалось в бедственном положении и не имело права погибнуть?

- Почему именно Данко взялся вывести племя из болот?

- Как развиваются взаимоотношения Данко и племени по мере развития сюжета?

- В чём состоит подвиг Данко? (Последний вопрос можно задать после реализации ИОЗ №9).

ИОЗ № 9. Прочитайте выразительно последнюю часть легенды о Данко. Подберите музыкальное сопровождение.


6.Сопоставление трёх легенд.

ИОЗ № 10. Сопоставьте Ларру и Данко в их отношении к свободе: кто из них более свободен, как каждый из них распоряжается своей свободой? Какова внутренняя смысловая связь всех трёх легенд?

(Ларра и Данко красивы, оба горды, сильны, свободолюбивы, оба - люди поступка. Таким

образом, в обоих заложено лучшее, что есть в человеческой природе. Но эти качества они

употребляют на противоположные цели. Ларра осознал своё «лучшее» как право стоять над

людьми, а Данко - как обязанность быть вместе с людьми. Ситуация конфликта с племенем:

один выбирает абсолютную свободу, другой - взваливает на себя ответственность за жизнь

других людей. Тень и искры.)


7.Аналитическая итоговая беседа.


  • Вопросы классу.


  1. Как же Горький утверждает свой романтический кодекс? Каким предстаёт идеал человека в рассказе «Старуха Изергиль»?


  2. Над чем заставил вас задуматься рассказ?


  3. В героях воплощены красота, сила, энергия, молодость, любовь к свободе. Может ли это быть главным при оценке человека? При каком условии всё это восхищает?


  4. «В жизни всегда есть место подвигам». В чём сущность подвига? Можно ли считать подвигом жизнь Изергиль? Подвиг Данко - ради людей. Но освобождённые люди забыли своего спасителя. Стоило ли жертвовать собой? Зачем в легенду введён эпизод с «осторожным человеком»?


  • Обобщение.


  1. Что составляет художественную ценность ранних романтических рассказов Горького?


  2. Каков смысл обращения писателя к романтической традиции? В чём он следует ей и в чём её обновляет?


  3. Чем романтические произведения Горького могут быть интересны современному читателю?



8.Домашнее задание. 1.Письменно ответить на вопрос: «Каким предстаёт идеал человека в романтических рассказах А.М. Горького? Согласны ли вы с этим идеалом?» 2.Прочитать пьесу «На дне».

© 2010-2022