Урок-викторина «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»»

Данная разработка поможет учителю закрепить и обобщить знания детей о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях,однородных членах предложения,вводных словах,сравнительных оборотах,а также способствует развитию умения работать в группах,анализировать текст,воспитвть чувства коллективизма и любви к русскому языку,поможет учителю воспитать культуру речи,любовь и внимание к слову,бережное отношение к родному языку,доброе отношение друг к другу,оценивать свою деятельность и рабо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

(урок-викторина)

Цели и задачи:

Образовательные: закрепить и обобщить знания о синтаксисе и умения расставлять знаки препинания при обращениях, однородных членах предложения, вводных словах, сравнительных оборотах.

Развивающие: способствовать развитию умения работать в группах; анализировать текст.

Воспитательные: способствовать воспитанию чувства коллективизма, любви к русскому языку, воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, компьютер, экран.

Листы с рабочими материалами для учащихся.

Ход урока.

1 Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я, Гузенкова Марина Николаевна, и 5А класс покажем вам урок на тему: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». Урок пройдёт в форме викторины. Нам помогут консультанты, учащиеся 7 класса.

2 Представление команд.

Начнём с представления команд.

1 команда: капитан Коноплёва Дарья

Я буду главным в мире этом,

Ведь называю я предметы. (существительное)

Капитан команды показывает табличку с названием команды.

2 команда: Антонова Алина.

Что без действия предмет?

Он умрёт в любой момент. (глагол)

Капитан команды показывает табличку с названием команды.

3 команда: капитан Карпова Светлана.

Даю я признаки предметам,

Они со мной весьма заметны. (приагательное)

Капитан команды показывает табличку с названием команды.

Учитель: Сегодня мы вместе с вами должны вспомнить всё о синтаксисе и пунктуации. Итак, что же такое синтаксис? Что изучает пунктуация? (фронтальная работа)

Учащиеся : Синтаксис - это раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения, а также их роль в речи.

Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.

Учитель: Внимание на экран! Вот как о нём (синтаксисе) сказал поэт.

Читает ученик с экрана.

На экране: Я изучаю связи слов

И знаю их предназначенье.

Я вам всегда помочь готов

Из слов построить предложение.

Его строенье я постиг

И форму словосочетанья.

И в строе речи каждый сдвиг

Я не оставлю без вниманья.

П. Чесноков.

Учитель: Прав ли он? Согласны вы с мнением поэта?

Ученики: Прав!

Учитель: Переходим теперь непосредственно к заданиям викторины. У вас на столах лежат рабочие карты, в них даны задания для каждой команды. Каждый член команды получает такую карту, в ней вы выполняете задания, можно советоваться друг с другом, ведь вы команда.

Начинаем как всегда с теоретических вопросов. Итак, первое задание. (Теорет. вопросы 1 команды появляются на экране и т.д.)

3 I задание. Теория.

1 команда.

- Что называется предложением?

- Какие бывают предложения по цели высказывания? Расскажите о них.

2 команда.

- Какие вы знаете второстепенные члены предложения? Расскажите о них.

- Чем может быть осложнено предложение?

3 команда.

- Расскажите о главных членах предложения?

- Какие предложения называются сложными?

(За каждый верный ответ команда получает два балла, если команда не может ответить, то отвечает другая команда и зарабатывает себе балл).

4 II задание. Изменить цель высказывания.

Измените предложения, сделав их побудительными, запишите их, выделите в них грамматическую основу.

1 команда: Ребята участвуют в лыжных гонках.

2 команда: Юннаты охраняют птиц зимой.

3 команда: Школьники строят кормушки для птиц.

(Максимальная оценка 2 балла, за ошибку балл снимается)

5 III задание. Найди словосочетание.

Из данных предложений выпишите словосочетания, определите их вид.

1 команда: Резные снежинки блестят на ветках деревьев.

2 команда: По зимнему небу плывут низкие облака.

3 команда: Лёгкий снежок лёг на крокетной площадке.

(За каждое правильно названное словосочетание команда получает 1 балл)

6 IV Конкурс капитанов.

Синтаксический разбор предложения.

1 команда: Шишки украшают вершины елей, словно гирляндами.

2 команда: Не трещите морозы в заповедном лесу.

3 команда: К счастью зима в этом году наступила поздно.

7 V Составь предложение.

В то время, как капитаны команд выполняют задания у доски, команды составляют предложения из данных слов.

Составьте предложение из данных слов, если нужно, расставьте знаки препинания.

1команда.

Чудесное, каникулы, время, зимние.

2 команда.

Поход, грезится, лыжный, одному, об, снежки, мечтает, игре, в, другой.

3 команда.

Что, у, каникулы, хорошо, ещё, зимние, меня, будут.

У команд должен получится следующий связанный текст:

Зимние каникулы - чудесное время.

Одному грезится лыжный поход, другой мечтает об игре в снежки.

Хорошо, что зимние каникулы будут у меня ещё.

Учитель: По ходу выполнения задания учитель может спросить о правилах постановки знаков препинания, типах предложений. После получения связанного текста учитель спросит о типе речи в данном тексте (рассуждение).

(Максимальная оценка данного задания - 3 балла).

После составления предложений проверка заданий, данных капитанам. (Максимальная оценка 5 балла, за каждую ошибку минус один балл).

8 Физкультминутка.

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)

Посмотреть, который час (повороты)

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой)

Мышки дёрнули за гири (приседания)

Вдруг раздался страшный звон

Убежали мышки вон. (бег на месте)

9 VI Текст

Прочитать текст вставить пропущенные буквы, знаки препинания. (Текст даётся целостный, но поделённый для команд на абзацы.)

Хор ши снежные зимы в Р ссии! Блестят на со нце глубокие сугробы скрылись подо льдом б льшие реки и маленькие р чонки. Припорошила з ма землю словно снежной шубкой. Отдыхает з мля набирает силу. (1 команда)

Зимний лес это ска ка! Воздух чист прозрачен и свеж. Над л сными тр пинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея ств лы м л дых б рёз. Свежее дыхание з мы чу ствуется везде в воздухе на земле на деревьях. (2 команда).

Но вот зимний лес нап лняется жизнью. С шумом прол тит рябчик поднимется из снежной пыли глухарь пискнула т хонько лесная мыш.. .

Хор ша ты зимушка-зима ! радос но говорят люди. (3 команда)

(Максимальная оценка - 5 баллов, за каждую ошибку минус один балл)

Учитель: Определите темы текста, его основную мысль, тип речи.

Какие пунктуационные правила мы с вами уже повторили на уроке?

Ученики: Запятая при однородных членах предложения, обобщающем слове, сложном предложении, прямой речи, вводном слове, сравнительном обороте, обращении.

Учитель: А что ещё не успели повторить?

Ученики: Диалог!

Учитель: Вот для этого мы переходим к следующему заданию.

10 VII Диалог.

Составить диалог по данным картинкам: по два человека записывают диалог на доске, читают его с нужной интонацией.

Учитель: Не забудьте использовать в диалоге этикетные слова.

Урок-викторина «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»» 1 команда


Урок-викторина «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»» 2 команда

Урок-викторина «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»» 3 команда

Максимальная оценка - 5 баллов, за каждую ошибку минус один балл)

11 VIII Исправь ошибку.

В то время как двое участников команд составляют диалог, другие члены команды могут выполнять другие задания.

Исправьте ошибки, которые приводят к искажению смысла.

1 команда.

Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

2 команда

Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.

3 команда.

Настя стояла около заснеженной ели, которая находилась в сквере и ждала подругу.

(Максимальная оценка 2 балла)

Учитель: А теперь занимательный конкурс «Отгадай загадку», но не просто отгадай, а назови в неё главные и второстепенные члены предложения.

12 IX Отгадай загадку.

Отгадай загадку, назови главные и второстепенные члены предложения.

1 команда.

Летом одет, а зимой раздет. (лес)

2 команда.

Дедушка мост мостил без топора и без ножа. (мороз)

3 команда.

На дворе лежит, мёрзнет, а домой принесёшь - плачет. (снег)

13 X Схема предложения.

Расставить знаки препинания и начертить схему предложения.

1 команда.

Громко потрескивает лед на речке замерзли темно-зеленые ели.

2 команда.

Дорожки св_ркают серебряным блеском и лёд на реке окреп.

3 команда.

Веточки покрыты хлопьями но от каждого прикосновения снежинки осыпаются.

14 Знаковая

пауза.

Ученики инсценируют стихотворение С. Маршака «Знаки препинания» (на груди у участников изображения соответствующих знаков).

Чтец:

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал чудак -

Восклицательный знак.

Восклицательный знак (вбегая):

Ребята! В предложении

Стою я для того,

Чтоб выделять волнение.

Чтец:

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Вопросительный знак:

Где? Когда? Откуда? Как?

Чтец:

Явились запятые,

Девицы завитые.

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Запятые:

Мы особые запятые

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Точка с запятой:

Если нет над вами точки,

Запятая - знак пустой.

Чтец.

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие.

Двоеточие:

Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой.

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

Многоточие:

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

Чтец:

Вопросительный знак удивился.

Вопросительный знак:

То есть как?

Чтец:

Восклицательный знак возмутился.

Восклицательный знак:

То есть как!

Чтец:

И сказала точка,

Точка-одиночка.

Точка:

Мной кончается рассказ.

Значит, я важнее вас.

Во время знаковой паузы консультанты подводят итоги.

15 Рефлексия. Учитель: Какую тему мы сегодня повторили? Что мы вспомнили о словосочетании и предложении?

16 Домашнее задание дифференцированное.

Учитель: в ваших рабочих картах есть домашнее задание, оно трёх видов: 1) Написать сказку о знаках препинания. 2) Составить сложные предложения, предложения с однородными членами, обращениями. 3) Найти текст с разными пунктограммами.

18 Учитель выставляет и комментирует оценки. Благодарит учеников за участие, консультантов за помощь, гостей за внимание.




Литература


1 Мастер-класс учителя русского языка, 5-6 класс. Разработки уроков: путешествия и экскурсии, исследования, конкурсы и соревнования, игры и КВНы. /Авт. - сост. Павликовская Н.И. - М.: Издательство «Глобус», 2009. - 204 с. - (Уроки мастерства).

2 Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 206 с.

3 Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. Для учителя. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 176 с.

4 Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-7 классы. - Саратов: «Лицей», 1998. - 144с.

5 С.И. Львова, И.А. Бажанова. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по

русскому языку 5 класс. К учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова. (I, II ч.) - М., 2007.


7

© 2010-2022