В мире красоты

Цель: формирование навыка правильного написания с дефисом и без дефиса приложения. Задачи: повторить знания о приложении; находить приложение в предложении; отличать приложение от несогласованных определений. Повторение: орфография и пунктуация. Тип урока: повторение и обобщение.  Вид урока: в мире красоты. Оборудование: карточки, иллюстрации, ИКТ                                           Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Цель: объяснить учащимся цель урока.    Ребята,  на прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Приложение», а сегодня мы потренируемся в написании приложения с дефисом и без дефиса, попробуем составить предложение и текст.   А самое необыкновенное мы прикоснемся к миру красоты –цветам.  Но прежде вспомним всё, что мы знаем о приложении. 2. Актуализация опорных знаний.   Цель: повторить знания о приложении на основе примеров, записанных на доске.  Давайте попробуем восстановить в памяти
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В мире красоты

Цель: формирование навыка правильного написания с дефисом и без дефиса приложения.

Задачи: повторить знания о приложении; находить приложение в предложении; отличать приложение от несогласованных определений.

Повторение: орфография и пунктуация.

Тип урока: повторение и обобщение.

Вид урока: в мире красоты.

Оборудование: карточки, иллюстрации, ИКТ

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Цель: объяснить учащимся цель урока.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Приложение», а сегодня мы потренируемся в написании приложения с дефисом и без дефиса, попробуем составить предложение и текст.

А самое необыкновенное мы прикоснемся к миру красоты -цветам.

Но прежде вспомним всё, что мы знаем о приложении.

2. Актуализация опорных знаний.

Цель: повторить знания о приложении на основе примеров, записанных на доске.

Давайте попробуем восстановить в памяти

Что такое приложение? Почему оно получило такое название?

Чем оно интересно? Что в нем необычного? На что оно указывает?

Как приложение пишется? Когда пишется дефис, когда не пишется?

(Один ученик у доски отвечает на вопросы, все слушают его, рецензируют и дополняют;

сильным ученикам можно предложить подобрать для таблицы свои примеры)

Серьги -изумруды (серьги с изумрудом, качество)

брат Коля ( степень родства)

девочка -украинка (национальность)

сосед - учитель( профессия)

дерево берёза ( видовой признак)

судьба-злодейка (экспрессивная оценка)

река Тобол (имя собственное в роли определения)

Заполни таблицу.

Дефис пишется Дефис не пишется

Красавец (брат), обезьяна (шимпанзе), река ( Ишим), Варвара (краса), Иртыш (река), товарищ (водитель), чайка (рыболов).

3. Слово учителя.

Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой, совершенной и тонкой красоты, смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера. Любовь к родной природе - это любовь к Родине. Можно восхищаться видом каждого листочка, каждой росинки. Мир цветов таинствен и чудесен. Тысячи видов их украшают нашу планету, и ярчайшим проявлением любви разных народов к ним являлись праздники цветов. С недавнего времени многие цветы наших лугов и лесов занесены в Красную книгу, в тревожный список охраняемых растений. Но запрет сам по себе ничего не даёт, если люди не осознают, что без цветов, лесов и зелени они и сами будут обречены на вымирание. Охраняя природу, мы охраняем здоровье и благополучие тех, кто придёт за нами. Сохранив растения, мы сохранимся и сами, ибо только в согласии с природой возможно наше существование.

- По лексическому значению определите, о каком растении идет речь.

Светло- синий полевой цветок - сорняк, растущий во ржи и других злаках. (Василёк).

- Как оно пишется и почему? Есть ли в данном предложении приложение?

- На партах перед вами приведён деформированный текст о васильках. В нём нарушена последовательность абзацев. Ваша задача - восстановить нужную последовательность:

Греки связывали василек с именем кентавра Хирона, обладавшего даром целителя. Хирон соком василька лечил раны.

В Древнем Риме васильки были посвящены богине Церере. Считалось, что именно

по её воле они растут среди хлебов, дабы напоминать, что «не хлебом единым жив человек». Синие, будто кусочки неба, они должны настраивать крестьян на мысли о богах, которым они обязаны хорошим урожаем.

На Руси считали, что василёк - это околдованный русалкой молодой пахарь Василь. Не сумев уговорить Василя жить с ней в реке, влюблённая русалка превратила его в цветок, синий, как вода. И растёт теперь василёк на милой его сердцу пашне, среди колосьев.

Проверка восстановленного текста на доске.

В Древнем Риме васильки были посвящены богине Церере. Считалось, что именно

по её воле они растут среди хлебов, дабы напоминать, что «не хлебом единым жив человек». Синие, будто кусочки неба, они должны настраивать крестьян на мысли о богах, которым они обязаны хорошим урожаем.

Греки связывали василек с именем кентавра Хирона, обладавшего даром целителя. Хирон соком василька лечил раны.

На Руси считали, что василёк - это околдованный русалкой молодой пахарь Василь. Не сумев уговорить Василя жить с ней в реке, влюблённая русалка превратила его в цветок, синий, как вода. И растёт теперь василёк на милой его сердцу пашне, среди колосьев.

-Выписать из текста приложения и объяснить правописание.

- Объяснить подчёркнутые орфограммы в словах

- Объяснить знаки препинания в 4 предложении.

4. Даны начала предложений. Ваша задача их дописать, после того, как прослушаете текст.

Записать на доске:

С васильками у славян связано….

Праздник «пошел колос на ниву» отмечался, когда…

Праздник «именинный сноп» проводился….

Есть ли в тексте приложения? Запишите это предложение по памяти.

С васильками у славян связано два празднества: « пошел колос на ниву» и «именинный сноп». Первый отмечался, когда на ниве появлялись колосья. Во время этого праздника молодые девушки и парни собирались на окраине деревни. Они становились в два ряда друг против друга, брались за руки , а по рукам, как по мосту, шла убранная васильками и лентами девочка. Пары переходили из последних рядов в первые до тех пор, пока девочка по их рукам не подходила к ниве. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село, где её дожидались родители.

Праздник « именинный сноп» проводился в конце лета, перед уборкой хлебов. Женщины - хозяйки выходили с хлебом и солью зажигать ниву. Вязали первый сноп, украшали его васильками и ставили в красный угол дома. Первый сноп и носил имя именинника.

Для справок.

Красный угол - в старых крестьянских избах передний, противоположный печному, обращённый на юго-восток угол. В нем ставился стол и вешалась икона.

По русскому земледельческому календарю 4 июня - васильковый день. В этот день не сеяли ржи, чтобы на ниве не родилось васильков.

5. Выразительное чтение текста.

Неподалеку от въезда в Волгограда месте бывших ожесточенных боёв установлен необычный памятник: девочка с васильком в руках склонилась над солдатским письмом- треугольником, на котором выгравированы слова гвардии майора Д. Петракова дочери Миле: « Идёт бой, кругом рвутся вражеские снаряды… И здесь же растёт цветок… Очередной взрыв… Василек сорван. Я поднял его и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не поднял, его бы затоптали. Мила! Папа Дима будет биться до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой, как с этим цветком».

- Есть ли здесь приложения?

- Выпишите их и объясните правописание.

-Почему майор Петраков так поступил? А если бы это был другой цветок?

- Составьте словарный диктант по данному тексту, включив в него слова, которые на ваш взгляд вызывают трудность в написании.

- Разбор слов по составу: положил, цветок, растёт, взрывной.

- Объяснить знаки препинания в последнем предложении.

6. Тест. Укажите приложения. Поставьте, где необходимо дефис, кавычки.

1 вариант

Цветки трубочки, богиня Помона, береза целительница, вальс Осенний сон, журнал Вестник, симфония Шуберта.

2 вариант.

Соцветие корзинка, летчик Валерий Чкалов, гора Олимп, книга Мир растений, газета Взгляд, балет Лебединое озеро.

Проверка теста.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

8 Рефлексия.

Я умею….

Знаю…

Понравилось…

9. Домашнее задание

Сочинение -миниатюра

Цветы, цветы, я таю от восторга!

10.Заключительное слово учителя.

Завершая урок, хочу призвать вас включиться в охрану окружающей среды. Живя на Земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, о приумножении её естественных богатств.

Не рвите цветы, не рвите

Пускай расцветает Земля!

А вместо букетов дарите

Васильковые,

Незабудковые

И ромашковые поля!

© 2010-2022