Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Цель работы: показать формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и во внеурочной деятельности в условиях гимназии с этнокультурным компонентом.

Для достижения цели нужно решить следующие задачи:

1) Обобщение опыта по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы;

2) Методы и приемы, используемые учителем на уроках, для формирования ключевых компетенций;

3) Необходимость продуктивной работы над речевой деятельностью учащихся,

4) Создание условий на уроках русского языка для речетворчества учащихся.

Целью обучения является формирование у обучаемых языковой и коммуникативной компетенции. Кроме названных, я применяю на уроках лингвистическую, культуроведческую, информационную компетенции.

Коммуникация - акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетентность равна коммуникативная способность + коммуникативное знание + коммуникативное умение, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах - чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь" - без этих условий нет урока.

На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся - как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

Коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала в разделах «Развитие речи» и «Культура речи» на уроках русского языка. Кроме того, коммуникативный подход предполагает изучение языковых единиц с учетом их функций и взаимодействия в речи, усвоение особенностей функционирования грамматических форм и структур в различных типах и стилях речи, т. е. изучение фактов языка в единстве их формы, значения и функции.

Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русскому языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях.

К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

  • снижение уровня читательской культуры;

  • снижение уровня индивидуального словарного запаса;

  • низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.

Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.

Совершенствуя речевую деятельность учащихся, опираюсь на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика.

Начиная с V класса, ученики учатся читать и пересказывать тексты различного содержания. Комплексный анализ текста - один из самых продуктивных видов деятельности детей в гимназии с этнокультурным компонентом. С V класса дети работают в сборниках В.Малюшкина «Комплексный анализ текста», это рабочая тетрадь учеников.

Система работы с лингвистическим и художественным текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.

Как известно, конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

Формирование коммуникативной компетенции происходит не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности учеников. Это могут быть театральные постановки, литературно-музыкальные композиции. Со II класса проводим читательские конференции. Считаю необходимыми посещения театров, музеев, кинотеатров с целью отработки умения обсуждать, строить правильную монологическую речь и диалог.

Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.

Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕГЭ.

Тема: «Комплексный анализ текста». Подготовка к ЕГЭ.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3,

В 1, В 2, В3, В4, В5, элементы части С.

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:

- понимать читаемый текст,

- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

- аргументировать свою точку зрения,

- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.

Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

- коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.

Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов.

Задачи урока:

· Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;

· Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;

· Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;

· Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;

· Совершенствовать навыки правописания.

Комплексный анализ текста

(подготовка к ЕГЭ)

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • повторить и обобщить теоретические сведения о художественном стиле речи;

  • совершенствовать навык комплексного анализа текста;

  • развивать навык аналитической работы с текстом;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • формировать эстетический вкус, прививать любовь к художественному слову; воспитывать любовь к природе, Родине.

  • через реализацию национально - регионального компонента воспитание нравственных качеств человека; формирование навыков контроля и самоконтроля.

Ход урока:

1) Орг. момент. Сообщение целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами будем отрабатывать умение выполнять комплексный анализ текста художественного стиля речи (слайд №1). Таким образом, систематизируя знания по этой теме, мы готовимся к качественному выполнению тестовых заданий, предлагаемых на ЕГЭ. Записываем число, тему и эпиграф к уроку: «Природа милостей полна, когда ты в ней, а не над нею» (В.Носков) (слайд 2). Дайте синтаксическую характеристику этому предложению (сложное, сложноподчинённое с придаточным времени). Как вы думаете почему мы взяли такой эпиграф? Взаимоотношения человека и природы - проблема нравственная и в то же время социальная. Именно так ставят её и решают в своих произведениях известные современные писатели. Вопрос об отношении к природе - это вопрос об отношении к Родине, вопрос о том, каков есть человек и каким он должен быть. Сегодня для анализа мы взяли текст Николая Верзакова, который пишет о том, что нельзя допустить разрыва связи между человеком и окружающим его миром, живой природой. А кто же такой Н. Верзаков? (сл 3) (сообщение ребят)

2)Орфоэпическая разминка. Прочитайте в соответствии с орфоэпическими нормами.

aгЕнт, алфавИт, баловАть, бАнты, гналАсь, досУг, завИдно, каталОг, квартАл, кУхонный, молЯщий, мусоропровОд, обеспЕчение, облегчИть, принУдить, созЫв, столЯр, танцОвщица, фенОмен, христианИн.( слайд 4)

3) Анализ текста.

а) Перед началом анализа текста повторим некоторые определения.

( по толкованию лексического значения слова определить, о чём идёт речь)

  1. Как называется сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)

  2. То, о чём говорится в тексте? (тема текста)

  3. Какие типы речи вы знаете?

  4. Как называется тип речи, в котором изображаются люди, предметы, природа? (описание)

  5. Как называется тип речи, в котором повествуется о каких - то событиях (повествование)

  6. То, к чему призывает автор текста, чему учит, ради чего написан текст? (основная мысль текста)

  7. Разновидность языка, особенности которой связаны со сферой её применения (стиль речи)

  8. Какие стили речи вы знаете?

  9. Как называется стиль художественной литературы, который выполняет образно - познавательную и идейно - эстетическую функцию? (художественный стиль речи)

  10. Речь одного лица (монолог).

  11. Как называется приём построения произведения? (композиция)

Мы будем разбирать текст художественного стиля, поэтому вспомним характерные черты этого стиля (сообщения учащихся)

Итак, мы повторили с вами некоторые понятия о тексте, а сейчас переходим непосредственно к анализу текста. Мы возьмём фрагмент из повести Верзакова. А о чём же сама повесть?

б) Выразительное чтение текста.

В чем же загадка художественного стиля? Давайте перейдем к следующей части нашего урока и реализации нашей второй цели - проанализируем художественный текст, то есть разберемся в его идейном замысле, построении, художественных особенностях, чтобы понять, каким образом выполняется основная задача стиля - эстетическое воздействие на читателя.

в) Беседа по общим вопросам:

- О чём идёт речь в тексте? Какова его тема? (о двух волках, которые не обнаружили волчат в логове, о потере ими веры в человека)

- Что хотел сказать автор, написав этот текст? Определите идею текста. (Человек должен быть созидателем, а не разрушителем. Человек должен беречь и охранять природу, а не уничтожать её).

-Для какой сферы общения характерен текст? ( Для художественной сферы. Автор хочет поделиться своими впечатлениями о случае из жизни)

- Какая форма речи используется в этом тексте? (письменная, монологическая, соответствует книжному стилю).

- Определите тип речи текста (повествование с элементами описания)

- Почему повествование? (в тексте повествуется о том, как люди безжалостно отнеслись к волчьим детёнышам).

- Каков жанр текста? (фрагмент повести)

- Какова композиция произведения? (завязка действия - беспокойство волков; кульминация - волчат не было; развязка - потеряна связь с человеком)

- Как связаны предложения в тексте? (при помощи личных местоимений и лексического повтора)

Продолжаем работу с текстом в парах, сделаем различные виды анализа и разбора текста: стилистический, орфографический, пунктуационный и другие.

г) Самостоятельная работа (10 минут) (слайд 11)

  1. Докажите, что это текст художественного стиля.

  2. Определение лексических языковых признаков текста.

  3. Определение морфологических языковых признаков текста.

  4. Определение синтаксических языковых признаков текста и выполнение выборочного пунктуационного анализа текста.

  5. Выполнение орфографического выборочного анализа текста.

  6. Выполнение разных видов разбора слов: морфемного, фонетического, морфологического, словообразовательного (слова выбирают сами).

  7. Выполнение творческой работы: вспомнить загадки и пословицы, крылатые выражения о природе.

  8. Построить схемы сложных предложений и прокомментировать их.

д) Выступление групп (10 минут)

Послушаем, что у вас получилось. Дадим слово представителям групп.

е) Тестовые задания в форме ЕГЭ по вариантам с самопроверкой (слайд 12)


Для 1- варианта:

1)Какие слова являются грамматической основой в предложении 15) В сухом болоте она обтоптала место под кривой сосной, опустила волчонка в мох и легла рядом.

а) она обтоптала, опустила

б) она обтоптала, опустила и легла

в) она обтоптала место

г) она обтоптала место и легла

2)Укажите верную характеристику предложению 5) Белая сунула морду в устье норы: волчат не было.

а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

б) сложноподчинённое

в) сложное бессоюзное

г) простое осложнённое

3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова его из предложения 3.

а) наречие б) предлог в) притяжательное местоимение г) личное местоимение

4) Из предложения 3 выпишите слова, образованные приставочно - суффиксальным способом (загривке);

5) Из предложений с 11-13 выпишите все деепричастия (щурясь);

6) Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление (почуяла беспокойство);

Для 2 варианта:

1) Какие слова являются грамматической основой в предложении 20) И ничто теперь не удерживало, не заставляло обходить жилище Человека.

а) ничто не удерживало

б) не удерживало, не заставляло обходить жилище

в) ничто не удерживало, не заставляло обходить

г) ничто не заставляло

2)Укажите верную характеристику предложению 13) Волчонок лизнул её в нос и вылез за ней на пятачок, щурясь от яркого света.

а) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

б) сложноподчинённое

в) сложное бессоюзное

г) простое осложнённое

3)Укажите правильную морфологическую характеристику слова ничто в предложении 20

а) наречие б) имя существительное в) краткое прилагательное г) отрицательное местоимение

4) Из предложения 12 выпишите слова, образованные приставочно - суффиксальным способом (послышался, показался);

5) Из предложений с 14-17 выпишите все причастия (отрезанное, замкнутым);

6)Из предложения 19 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (с Барсучьей норой);

ё )Самопроверка и самооценивание. ( слайд )

ж) Музыкальная минутка

Итак, мы проанализировали текст с лингвистической стороны, а если обратиться к его идейному смыслу, то мы должны с вами сделать вывод для себя. Какой? Чем трепетнее будет отношение человека к природе, тем меньше будет катаклизмов не только для природы, но и для духовных устоев самого человека, для будущих поколений, для всего общества в целом. Прав Марк Гроссман, когда, обращаясь к современнику, пишет: «Воздай природе добротой и данью, дай убедиться ныне и навек, что ты и впрямь - вершина мирозданья, и полубог, и, значит Человек».

Слушая музыку, составьте предложения, создавая те образы, картины природы, которые вызывает эта музыка.



з) Заключительный этап урока. Подведение итогов.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Прошу вас ответить на несколько вопросов..

Вопросы для рефлексии:

  1. Сегодня мне на уроке было интересно (неинтересно), потому что…

  2. Мне было легко (трудно), так как…

  3. Работа в группах помогает…

  4. Сегодняшний урок помог мне…

Домашнее задание.

Написать сочинение, взяв за основу главную мысль текста.



© 2010-2022