Статья: Шаги к успеху. Учебно-исследовательская деятельность школьников по литературе. Из опыта работы

Как помочь ребёнку на пути научного познания? Как лучше формировать умения и навыки самообразования?  Как научить способам активной познавательной деятельности? Эти вопросы встают перед педагогом, организующим учебно-исследовательскую деятельность ученика. Статья посвящена проблеме организации учебно-исследовательской деятельности школьников по литературе. Автор рассматривает актуальность, цели и задач, содержание данного вида деятельности, основные этапы работы над учебным исследованием в облас...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Папий Татьяна Александровна,

учитель русского языка

и литературы высшей

квалификационной категории

МБОУ «СОШ №24»

г. Северодвинска

Архангельской обл.


ШАГИ К УСПЕХУ

Учебно-исследовательская деятельность школьников по литературе

Из опыта работы


Среди учителей-словесников бытует такое присловье: сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает …белена с чертополохом. Увы, бывает и так. Однако практически в каждом класс есть дети, которые много читают, пишут интересные сочинения, хотят знать больше, чем написано в учебнике, имеют способности к анализу и синтезу. Такие ребята - находка для учителя, стремящегося к развитию творческого потенциала школьников.

Программа по литературе под редакцией профессора В.Г.Маранцмана, реализуемая мною уже два десятилетия, направлена на то, чтобы помочь детям проявить себя, создать условия удовлетворения их интеллектуальных потребностей, формирования научных взглядов на мир. Данная образовательная программа имеет специальный раздел «Литературное творчество», задания которого нацеливают учащихся на плодотворный поиск за страницами учебника.

Указанные предпосылки и привели к решению организовать учебно-исследовательскую деятельность школьников по литературе - этой работой занимаюсь на протяжении последних 12 лет.

Актуальность работы

Сегодня учебно-исследовательская деятельность в школе - веление времени. Изменения, происходящие в современной общественной жизни, требуют развития новых способов образования, интерактивных педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, способностью самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Важнейшей задачей современной образовательной системы является формирование универсальных учебных действий, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию школьников. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учениками социо-культурного опыта исследовательской деятельности.

Важнейшее значение придается формированию коммуникативных умений, без которых осуществление исследования и его последующая защита на конференции невозможны. Вне уроков ученики включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта, необходимого им в дальнейшей жизни.

Исследовательская деятельность учащихся прописана и во ФГОС, на данный вид деятельности ориентированы программы всех школьных предметов, в том числе и программа по литературе.

Как же помочь ребёнку на пути научного познания? Как лучше формировать умения и навыки самообразования? Как научить способам активной познавательной деятельности? Эти вопросы встают перед педагогом, стремящимся к развитию интеллектуальной сферы личности и организующим учебно-исследовательскую деятельность ученика.

Цель учебно-исследовательской деятельности по литературе - обогащение читательского опыта школьников, воспитание культуры умственного труда, формирование оценочных позиций, помощь в профессиональном выборе учащихся.

Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особен­ности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает школьников к самостоятельной работе с текстом, помогает формировать исследовательских умения и навыки литературоведческого анализа. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности ученика, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявить его художественное и жанровое своеобразие, особенности авторского стиля, мастерства пи­сателя, типологии образов и т.п. Например (примеры тем даны из опыта работы): «Проблема русского национального характера в повести В.Личутина "Крылатая Серафима"», «Мотив пути в романе П.Коэльо "Алхимик"», «Образы-символы как отражение картины мира в "северном тексте" романа М.Попова "Свиток"».

2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер - теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например: «Притчевое начало в произведениях А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" и П.Коэльо "Алхимик"», «Маленький человек на страницах произведений Н.В.Гоголя и А.П.Чехова», «Пушкинские образы и мотивы в лирике А.А.Ахматовой».

3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, психологии, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методо­логические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Талант - дар или наказание? (по произведениям, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.Рюноскэ)».

4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области. Например: «Поэтическое творчество Иосифа Бродского периода северной ссылки». Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психо­логический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художест­венно-публицистического очерка.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

В процессе учебно-исследовательской работы по литературе используются следующие методы:

 теоретические - анализ литературы; моделирование общей и частных гипотез исследования; проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; синтез (обобщение) полученных результатов;

 специальные - интерпретационный (интерпретация, т.е. истолкование художественного текста); компаративный (метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в тексте);

 эмпирические - наблюдение над художественным текстом, опросно-диагностические методы (анкетирование, беседа);

 статистические - статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Содержание учебно-исследовательской деятельности по литературе

Следует отметить, что учебно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность обучающихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Данный вид деятельности предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере и принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру; такая цепочка является и неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности в области литературы, нормой ее проведения.

Этапы работы руководителя с учеником над учебным исследованием

в области литературы:

Этапы работы

Цели и задачи учебно-исследовательской работы

Содержание консультаций

1.Предварительный

Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика.

Формирование общих представлений об исследовательской работе по литературе; знакомство с достижениями литературоведческой науки.

Систематизация и углубление знаний о литературоведческих терминах и понятиях.

Развитие рефлексии.

Письменные и устные задания, вопросы для выявления уровня владения знаниями и умениями по литературе, способностей и интересов учащихся.

Знакомство с современными проблемами изучения художественной литературы, литературоведческими методами исследования (компаративный интерпретационный).

Обсуждение литературоведческих работ, выполнение заданий, моделирующих исследование).

Задания на систематизацию теоретических знаний в области литературоведения.

Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный отбор материала, ведение записной книжки или дневника исследователя

2.Выбор проблемы исследования

Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования

Обсуждение возможных тем исследования, предложенных с учетом личных качеств, интересов учащихся, их знаний, навыков, актуальных проблем литературоведения.

3.Изучение научной литературы

Обучение практическим навыкам работы со справочной и научной литературой

Составление библиографии по теме; выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ.

4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов исследования

Формирование исследовательских умений (формулирование темы, гипотезы, постановки целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования).

Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования.

5. Сбор материала

Обучение сбору материала по теме работы.

Консультирование по вопросам планирования работы и сбору материала.

6.Обработка полученного

ма­териала

Обучение навыкам литературоведческого ана­лиза и обработке полученных материалов, пред­ставлению результатов в виде таблиц и диаграмм

Литературоведческий анализ и статистическая обработка полученного материала

7. Формулирование выводов

Формирование умения обобщать собранный материал, формулировать выводы.

Систематизация и обобщение результатов работы.

8. Создание текста

Практическое овладение научным стилем речи

Обучение редактированию науч­ного текста, навыкам «свертывания» и «развертывания» текста.

Написание текста учебно-исследовательской работы

Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана.

9.Представление результатов работы

Обучение основам устного публичного выступления. Отбор материала для презентации.

Компьютерная презентация.

Представление работы на научно-практической конференции школьников.

10. Оценка работы

Получение навыков рефлексии на продукт и результат учебно-исследовательской работы

Анализ проделанной работы, ее результатов; обсуждение перспективы исследо­вания

Обсуждая с учеником полученные результаты исследования, мы обучаем мыслить, «как мыслят ученые». Мы не просто учим, а анализируем, ищем, находим, представляем результаты самостоятельно. Мы интегрируем дисциплины в разные образовательные области в процессе исследования. Мы не передаем знания, а анализируем, ищем их в сотрудничестве друг с другом.

После определения темы, проблемы, предмета и объекта исследова­ния необходимо организовать индивидуальные консультации учащихся непосредственно по работе с текстом, актуализировать знания о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений.

Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулирована примерная гипотеза исследования, можно предложить школьнику поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, моно­графии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор (анализ) прочитанного, руководителю нужно научить юного исследователя это делать. Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление параллельных конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.

Следующий этап - повторное обращение к анализу текста и переосмысление его ре­зультатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Ребята не только учатся быть самостоятель­ными, но и усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны и актуальность своего исследования, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых.

Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе научный руководитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, в подготовке презентации по теме работы. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежден­ность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы - все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу школьника.

Очевидно, что характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по литературе, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается юному исследователю в художественном тексте. Чем лучше развито эмоциональное восприятие, языковое чутье, творческое мышление, тем интереснее интерпретации прочитанного. Поэтому, сотрудничая с учеником в процессе выполнения работы по литературе, необходимо уделять самое пристальное внимание развитию этих качеств, помня о том, что в литературоведении равно важны как уверенное владение зна­ниями, так и богатство личности исследователя.

Каждое учебное исследование по литературе - «штучный товар», в основе его - кропотливая работа с художественным текстом и критической литературой, индивидуальные консультации по теме. Многолетняя практика руководства учебно-исследовательскими работами школьников в области литературы заставила искать различные формы совместной деятельности. Приобретенный за годы опыт позволил выработать алгоритм работы над учебным исследованием, который воплотился в рабочую тетрадь «Учебно-исследовательская работа по литературе», призванную помочь ученику написать собственное литературоведческое исследование.

Рабочая тетрадь имеет следующие разделы:

I. Мотивация. Выбор объекта, предмета и темы исследования

II. Выбор методов исследования

III. Целеполагание. Задачи исследования темы

IV. Планирование работы над темой исследования.

V. Выдвижение гипотезы

VI. Формулирование выводов. Заключение

VII. Справочно-библиографический аппарат

VIII. График работы

IX. Консультации руководителя

Приложение 1. Структура учебно-исследовательской работы

Приложение 2. Требования к оформлению работы

Приложение 3. Словарик литературоведческих терминов

Работа с каждым разделом тетради предполагает поэтапное, шаг за шагом продвижение учащегося в исследовании избранной темы. Задача педагога - вдохновить школьника на новые открытия, поддержать, помочь советом, контролировать ход работы.

Таким образом, руководство самостоятельной учебно-исследовательской деятельностью школьников - сложная, педагогически продуманная система творческого общения, в процессе которого и рождается юный исследователь. Исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике и дает положительные результаты.

Достижения учеников Т.А.Папий

в учебно-исследовательской деятельности

Уч.

год

Мероприятие

Уровень

конкурса

Фамилия, имя участника, класс

Результат

2002-2003

Конкурс учебно - исследовательских работ «Возрождение Севера в руках юных»

муниципальный

Бердинских Екатерина, 11Б

победитель

2009-2010

Учебно - исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Погорелова Екатерина, 10Б

Диплом

II степени

2009-2010

Учебно - исследовательская конференция «Юность Поморья»

региональный

Погорелова Екатерина, 10Б

Диплом

II степени

2010-2011

Учебно - исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Погорелова Екатерина, 11Б

Диплом

II степени

2011-2012

Учебно - исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Волкова Софья, 10А

победитель

2011-2012

Учебно - исследовательская конференция «Юность Поморья»

региональный

Волкова Софья, 10А

победитель

2012-2013

VII молодежный научный форум Северо-Запада России «Шаг в будущее»

федеральный

Волкова Софья, 11А

Диплом лауреата

2012-2013

XX Всероссийская молодежная научная конференция «Шаг в будущее»

федеральный

Волкова Софья, 11А

Диплом

III степени

2012-2013

Учебно - исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Трифан Анастасия, 10Б

победитель

2012-2013

Учебно - исследовательская конференция «Юность Поморья»

региональный

Трифан Анастасия, 10Б

победитель

2013-2014

VIII молодежный научный форум Северо-Запада России «Шаг в будущее»

федеральный

Трифан Анастасия, 11Б

Диплом лауреата

2013-2014

Конкурс «Ученые будущего». Секция «Литературоведение»

муниципальный

Шарыгина Анна, 6Б

победитель

2013-2014

Конкурс «Ученые будущего». Секция «Языкознание»

муниципальный

Лах Андрей, 8В

победитель

2014-2015

Конкурс юношеских исследовательских работ им.М.В.Ломоносова

региональный

Шарыгина Анна, 7Б

Диплом

II степени

2014-

2015

Конкурс научно-исследовательских работ «Классная работа»

федеральный

Шарыгина Анна, 7Б

Лах Андрей, 9В

«Благодарственное письмо»

2014-

2015

Конкурс научно-исследовательских работ «Классная работа»

федеральный

Лах Андрей, 9В

«Благодарственное письмо»

2014-

2015

Конкурс проектов и исследовательских работ

«Я - исследователь»

международный

Шарыгина Анна, 7Б

VII место, сертификат

2014-

2015

Учебно - исследовательская конференция «Юность Северодвинска»

муниципальный

Шеметева Алёна, 11Б

Диплом

II степени

2014-

2015

Научно-практическая конференция «С наукой в будущее»

федеральный

Шеметева Алёна, 11Б

IV место, сертификат

Учебно-исследовательские работы учащихся опубликованы в «Сборнике ученических исследовательских работ участников конкурса «Классная работа» IV Всероссийского интернет-педсовета» (Москва, Образ-Центр, 2014) и в сборнике «Учебно-исследовательская деятельность школьников по литературе» (Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2014).

Статья: Шаги к успеху. Учебно-исследовательская деятельность школьников по литературе. Из опыта работыСтатья: Шаги к успеху. Учебно-исследовательская деятельность школьников по литературе. Из опыта работы

Статья: Шаги к успеху. Учебно-исследовательская деятельность школьников по литературе. Из опыта работы

Статья: Шаги к успеху. Учебно-исследовательская деятельность школьников по литературе. Из опыта работыСтатья: Шаги к успеху. Учебно-исследовательская деятельность школьников по литературе. Из опыта работы

12

© 2010-2022