Главные члены предложения» 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Главные члены предложения» 11 классГлавные члены предложения» 11 классТема урока: «Главные члены предложения» 11 класс /ЕМН/


Чичибаева Г.С.

учитель русского языка и литературы

«Жайсанской средней школы с дошкольным мини-центром»

государственного коммунального учреждения

Жамбылского района

Алматинской области


а) организационный момент;

б) проверка домашнего задания.

I ЭТАП

Задания «Мостика» на повторение пройденного материала

Задания на актуализацию знаний.

  1. Сколько главных членов предложений есть в русском языке?

Ответ:две

Какие главные члены предложения вы знаете?

Ответ: подлежащее и сказуемое

  1. Как переводятся слова подлежашее и сказуемое на казахский язык?

  2. Ответ: подлежащее-баяндауыш, а сказуемое--баяндауыш

  3. На какие вопросы отвечают подлежащее и сказуемое ?

Ответ: подлежащее отвечает на вопросыкто? что? сказуемое отвечает на вопросычто делать? что сделать?

  1. Чем может быть выражено подлежащее в предложений?

Ответ: Подлежащее может быть выражено: именем существительным, прилагательным, местоимением, причастием,…..

  1. Какую основную синтаксическую функцию выполняет глагол в предложении?

Ответ: сказуемое

Как подчеркивается подлежащее и сказуемое?

Ответ: подлежащее подчеркиваетсяодной чертой------------------------, а сказуемое двумя ----------------------------

7 .Какие типы сказуемых вы знаете?

Ответ: /распишите/

/ПГС/Простое глагольное сказуемое,

/ СГС/Составное глагольное сказуемое,

/ СИС/Составное именное сказуемое .

II ЭТАП


«Узнавание»:

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: найдите в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и другие задания информационного характера.А также задания, содержащие слова и сочетания слов: запомнить…, составить список…, выделить…, рассказать о…, показать…, назвать… и т.д.

  1. Найдите главные члены предложения и определите способы выражения подлежащего и тип сказуемого.

сущ

а/.Владимир начинал сильно беспокоиться. - СГС

сущ

б/.Мартышкавздумала трудиться.- СГС

в/. Курицабыла поймана и возвращена на место.- СИС

мест

г/. Кто-то тихо пробежал по коридору.- ПГС

  1. Рассмотрите таблицу на стр 45. Прочитайте теоретический материал на стр. 47.

Задания для самостоятельного усвоения новой темы.

  1. Прочитайте ниже приведенные примеры.

Найдите предложение, в котором подлежащее выражено причастием.

а/.Анна Васильевна изумилась и расхлопоталась.

б/.Он стоял здесь у камина.

в/.Кто-то прошел по коридору.

г/.Танцующие теснились и толкали друг друга.

Ответ:-----------------------------------------------------------------

«Понимание»:

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: почему? зачем? объясни…, найди причину…, докажи…, придумай… и т.д. Данные вопросы ставятся к ответам учащихся из предыдущего «Узнавания».

1Работа с учебником. Упр.92. Вставьте пропущенные буквы. Выделите грамматическую основу предложения. Определите способы выражения подлежащего

Ответ: Сонный туман на лугах серебр…тся. Ступать по палубе было тру..но . Крепко она задел… за сердце Зобара, очень кре..ко . Будущее его был… еще неясно . Оба что-то скрывал.. и вот теперь избегал… глядеть на Качушина .

  1. Упр. 97. Выделите в предложениях грамматические основы и определите типы сказуемых.

Я вскоре возвратился в Москву. Художественный театр готовился ставить «Синюю птицу». Был я в то время студентом в провинциальном университете. Мы расстались большими приятелями. Кое-где начинал сверкать огонек.

«Анализ»:

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: сравните…с … … (сравниваются ответы из «Понимания»); выявите различия между… …; найдите общее… …; выделите главную идею темы…

Задание1. По диаграмме Венна сравните два главных члена предложения.

Подлежащее СХОДСТВАСказуемое

Способы

выраж разными частямиречи

Различ по составу и спосморфол выражения

Оба являются главными членами предложения


Задание2. Выдели главную идею темы:

а/ Общее между подлежащим и сказуемым заключается в том, что они оба являются -------------------------------------------------------------------

б/ Особенность подлежащего заключается в том, обозначает ------------------------------- и отвечает на вопросы именительного падежа -------------? ------------------?

в/ Особенность сказуемого заключается в том, что обозначает ---------------------------- и отвечает на вопросы -------------------------

«Синтез»:

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: а) приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.); б) сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение (на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа» ).

  1. Составь опорную блок-схему.

ГЧП

-------------------------- ----------------

Отвечает на вопросыотвечает на вопрос


------------------------------- -------------------

  1. Как можно найти подлежащее в предложений?

Ответ: Прочитать предложение и найти слово,которое отвечает на вопрос ----------? или ------------?

Как нужно задать вопрос сказуемому?

Ответ:----------------------------------------------------------------------

Практическая часть

«Применение»

Требования к заданиям для формирования умений: выполни следующие задания (№ …, №…, №… или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор …, стр…)

Работа с текстом в учебнике «Ассамблея народа Казахстана» Упр 95,

стр 46.

  1. Составь вопросы к тексту.


  1. Переведите слова на казахский язык.

Нация- пропагандирует-

Национальный- культура-

Общественный- традиция-

Едиство- организация-

«Оценка» (рефлексия)

Вырази своё мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:

а) Как ты думаешь?

б ) Как бы поступил?

в) Для чего это нужно в жизни?

г) Какое применение может найти в жизненной ситуации…?

Ответь на вопросы.

  1. С какой целью была образована Ассамблея народа Казахстана?

  2. Какую функцию выполняет эта организация?

  3. Как ты думаешь, какую роль играет «Ассамблея народа» в жизни людей?

III ЭТАП

1-уровень (5 баллов)

Теория

«Узнавание»:

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: найдите в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и другие задания информационного характера.А также задания, содержащие слова и сочетания слов: запомнить…, составить список…, выделить…, рассказать о…, показать…, назвать… и т.д.

  1. Сколько главных членов предложений есть в русском языке?

а) три

б) два

в) пять.

  1. Какие главные члены предложения вы знаете?

а) дополнение , определение

б) обстоятельство, сказуемое

в) подлежащее, сказуемое.

  1. Подлежащее отвечает на вопросы:

а) кто? что?

б) какой? чей?

в) почему? зачем?

  1. Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

а) наречием

б) деепричастием

в) неопределенной формой глагола.

5 .Как подчеркивается подлежащее?

а) -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

б) -----------------------

в) ~~~~~~~~~~~~~

6. Переведите сказуемое на казахский язык

а) бастауыш

б) баяндауыш

в) анықтауыш

7. Определите тип сказуемого в предложений. Ветер был встречный

а) простое глагольное предложение

б) составное глагольное сказуемое

в) составное именное сказуемое

Практика

«Применение»:

(по образцу) применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название, автор, страница…).

  1. Работа по карточке

Определите, чем выражено подлежащее

Учиться- наша задача /глаголом неопределенной формой/

Меня никто не понял / местоимением/

Окружающие хвалили меня / причастием/

Так прошло несколько минут / словосочетанием/

  1. Определите типы сказуемых

Бедный старик на своей храмой лошади не мог ускакать от разбойников. /СГС/

Я любил смотреть картинки /СГС/

Двери были заперты/СИС/

Мне на ум пришла забавная история //ПГС/

2-уровень (5+4 балла)

«Понимание»:

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: почему? зачем? объясни…, найди причину…, докажи…, придумай… и т.д. Данные вопросы ставятся к ответам учащихся из предыдущего «Узнавания».

  1. Задание. Придумай предложение с разными типами сказуемых.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Придумай предложение, чтобы подлежащее было выражено прилагательным.

«Анализ»:

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: сравните…с … … (сравниваются ответы из «Понимания»); выявите различия между… …; найдите общее… …; выделите главную идею темы…

  1. Задание. Сравните данные предложения:

А/ Борис Борисович вскипел.

Б/ Он горел желанием выступить.

  1. Выявите различия и сделай вывод.

А/ Борис БорисовичБ/Он - местоимение

Подлежащее отвечает на вопрос кто?

Отвечает на вопрос кто? горел выступить-сказуемое

Вскипел/что сделал?/ Тип сказуемого / СГС/

Сказуемое

Тип сказуемого

/ПГС/

Вывод: В обеих предложениях есть главные члены предложения. Подлежащее выражены именем существительным и местоимением. В первом предложений одно простое глагольное сказуемое/вскипел/, во втором предложений два составных сказуемых / горел выступить/

Практика

«Применение»:

применение в изменённой ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название, автор, страница…).

3 задание Выполните задание

Напишите сочинение - эссе

«Что я думаю об Ассамблее Казахстана»

3-уровень (9+3 балла)

Теория

«Синтез»:

в правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова и сочетания слов: а) приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.); б) сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение (на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа» ).

Заполните таблицу


Способы выражения подлежащего


Какими частями речи выражено подлежащее

Примеры

1

числительным

Семеро одного не ждут

2

местоимением

Он хотел пить.

3

Именем существительным

Маша вернулась повеселевшая

4

прилагательным

Больные стали выздоравливать.

5

числительным

Два меньше пяти.

6

Глаголом неопределенной формы

Бить их жаль.

7

причастием

Гуляющие любовались морем и слушали прекрасную музыку.

«Оценка» (рефлексия)

Вырази своё мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:

а) Как ты думаешь?

б ) Как бы поступил?

в) Для чего это нужно в жизни?

г) Какое применение может найти в жизненной ситуации…?

-Как ты думаешь, нужна ли Ассамблея народа в Казахстане?

- Что пропагандирует Ассамблея Казахстана?



© 2010-2022