- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «КАК СОЗДАТЬ НА УРОКАХ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ КОММУНИКАТИВНУЮ ВАЛЕНТНОСТЬ»
«КАК СОЗДАТЬ НА УРОКАХ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ КОММУНИКАТИВНУЮ ВАЛЕНТНОСТЬ»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чибисова С.В. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Хотынецкая средняя общеобразовательная школа
Хотынецкого района Орловской области
МАСТЕР-КЛАСС
НА ТЕМУ
«КАК СОЗДАТЬ НА УРОКАХ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ КОММУНИКАТИВНУЮ ВАЛЕНТНОСТЬ»
Провела мастер-класс
учитель русского языка и литературы
Чибисова С.В.
Февраль
2014/2015 учебный год
Мастер-класс для учителей-словесников на тему
«КАК СОЗДАТЬ НА УРОКАХ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ КОММУНИКАТИВНУЮ ВАЛЕНТНОСТЬ»
Цель:
-
показать способы и виды коммуникативной валентности;
-
помочь осознать роль учителя как художника, лидера, оратора, без которого нет современной школы.
Когда всерьез владеет что-то вами,-
Не будете вы гнаться за словами.
(И.-В. Гете)
Положительная коммуникативная валентность - настроенность учителя и учащегося на общение, основанная на взаимной расположенности, единстве позиций, владении культурой общения и качествами грамотной речи. Коммуникативная очевидность - комплекс ситуаций, когда диалог необходим и желателен; когда не воздвигнуты или уже разрушены барьеры, затрудняющие учебно-воспитательный процесс и подчас делающие его невозможным.
Творческое общение выдвигает принцип активного восприятия как вторичного творчества (К.С. Станиславский), а искусствовед М.С. Каган говорит о сопереживании и сотворчестве как естественных формах реагирования на преподнесение информации. В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандоров считают, что «сотрудничество - это не просто открытость и настроенность учителя на детей, это еще и способность через определенную систему принципов и мер организовать совместное творчество». (Канн-Калик В.А., Никандоров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990, с. 80).
-
Не всякий актер учит, но каждый учитель должен уметь играть. Но играть только в том ролевом диапазоне, который определяет риторическая позиция, присущая личности: «профессор», «художник», «собеседник», «приятель», «командир».
-
Чтобы уметь вести урок, надо уметь вести за собой. Это должна быть точка пересечения интересов различных людей - точка опоры, которую учитель дает сам себе, чтобы не перевернуть мир, а вести его!
-
Речь слушают, если сформирован интерес и внутренняя потребность в этом. Учитель идет от тех установок и речемыслительных схем, которые внутренне присущи ученикам к моменту общения, создает презентацию урока, подчеркивающую необходимость курса для обучающихся и значительный личностный прогресс после его освоения.
-
На уроке нет слов, которые были бы адресованы одному человеку: обращаясь к одному, создаем и моделируем реакцию остальных. Аксиальное (однонаправленное) общение приводит поначалу к равнодушному, а затем - к враждебному классу.
-
Высокомерие и крик обнажают трусость, незнание и неуверенность. Если хотим быть услышанными, ни в коем случае нельзя напрягать голос. Но если хотим дать оценку дурного поступка, пусть это будет заметно.
-
При классе неуместны разговоры о личности ученика: оценивается сказанное, а не сказавший, сделанное, а не сделавший. Опасен упрек в несуществующих проступках.
-
Не угрожать и не оправдываться: угрожающий будет бит до своего удара, а, оправдываясь, никто не мог еще оправдаться.
-
Учителей не слушают из-за отрицательных формулировок. Лучше короткое «Жду внимания, чем «Не вертись!»; лучше «Сиди, сиди с плеером…» вместо «Немедленно сними наушники!».
В нашей профессии - искусство актера и точность исследователя, глубина психолога и многомерность художника. В ней любовь к своей науке и к своему ученику, от реакции которого в конечном счете зависит наша профессиональная, да и человеческая судьба, - они неразделимы. Но что главное? Знания? Самоотверженность? Но и знания, и любовь, и самоотверженность учителя - это проявляется через слово; в общении с воспитанниками раскрывается в нас учитель, и мастерство общения определяет в конечном итоге умение быть учителем.
Когда всерьез владеет что-то вами,-
Не будете вы гнаться за словами.
(И.-В. Гете)
Великий мыслитель прав. И все же, если мы влюблены в свой предмет, могут ли ученики остаться равнодушными? Если мы готовы сердце отдать, могут ли его не востребовать? Увы, могут. Это происходит в том случае, когда знания и сердечное отношение не переданы - когда педагог не обладает речевым мастерством.
Ситуацию выбора, кризиса, когда учитель просто не имеет права на длительное размышление и аргументирование своих действий, описывает В.А. Сухомлинский.
Летом, в горячий июльский день, я пошел со своими воспитанниками в лес. Мы сели отдохнуть под развесистым дубом. Жара сморила детей. Кое-кто из них, едва коснувшись травы, уснул. Слышу - загремел гром. Небо потемнело, из глубины леса повеял холодный ветер. Что-то шумит, шумит - все ближе. В овражке, что пролег под нашим дубом, закипел бурный поток: где-то недалеко прошел ливень, а до нас уже дошла вода. «Это ведь очень опасно, - подумалось мне в ту минуту, - ведь детей окружает вода, что же мы будем делать, когда ее станет больше?» В тот же миг я припомнил, что шагов за тридцать, на склоне старого, заросшего кустарником оврага, - просторная, сухая пещера. Вспомнил - и сразу стало легче.
Вдруг затрещал громовой разряд, и верхушка нашего дуба задымилась. Снизу к нам приближалась вода, сверху - огонь. Малыши, прижавшись друг к другу, сидели молча и смотрели на меня. В их широких открытых глазах вы те трудные минуты страха не было, я видел только безграничное доверие. Единственным человеком, который переживал ужасное чувство смертельной опасности, был я, их воспитатель. Я чувствовал, что, если дети увидят в моих глазах растерянность и беспокойство о себе, а не о них, в ту же минуту я навсегда перестану быть их воспитателем. Сознание того, что дети беззащитны, что вся их надежда на меня, придавало мне сил. Я преодолел страх и стал смелым потому, что дети верили мне.
(Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.3. - М., 1981. - С. 381).
Речевое мастерство - часть общего педагогического мастерства и коммуникативной компетентности учителя, формирующая обучение и познание как творчество и помогающая быстрее и эффективнее организовать проблемные задачи в системе оптимальных и личностно востребованных речевых структур.
Материал взят из книги А.А. Мурашова «Педагогическая риторика». - М.: Педагогическое общество России, 2001.
Приложение.
Педагогические ситуации.
Прочтите их, пожалуйста, и попробуйте ответить, как бы вы поступили. Оценим их через призму педагогической риторики.
-
Пятый класс полностью не готов к уроку изучения сказок. Ваши действия.
-
Шестиклассник после бурного самопроявления опаздывает на урок. Ваши действия.
-
- Дневник - моя личная собственность, поэтому я его не дам, заявляет ученик в ответ на требование учителя…
-
Одиннадцатый класс или девятый на консультации к экзамену или на дополнительном занятии уже к середине встречи начинает шуметь, не участвовать в процессе. Как вы думаете, можно ли одной фразой заинтересовать детей, ведь занятия не являются обязательными, и дети могут вообще встать и уйти?
Существуют некоторые правила, запоминание которых важно как ключевые для грамотного, а значит, риторически подкованного учителя. Вот они.
-
Не всякий актер учит, но каждый учитель должен уметь играть. Но играть только в том ролевом диапазоне, который определяет риторическая позиция, присущая личности: «профессор», «художник», «собеседник», «приятель», «командир».
-
Чтобы уметь вести урок, надо уметь вести за собой. Это должна быть точка пересечения интересов различных людей - точка опоры, которую учитель дает сам себе, чтобы не перевернуть мир, а вести его!
-
Речь слушают, если сформирован интерес и внутренняя потребность в этом. Учитель идет от тех установок и речемыслительных схем, которые внутренне присущи ученикам к моменту общения, создает презентацию урока, подчеркивающую необходимость курса для обучающихся и значительный личностный прогресс после его освоения.
-
На уроке нет слов, которые были бы адресованы одному человеку: обращаясь к одному, создаем и моделируем реакцию остальных. Аксиальное (однонаправленное) общение приводит поначалу к равнодушному, а затем - к враждебному классу.
-
Высокомерие и крик обнажают трусость, незнание и неуверенность. Если хотим быть услышанными, ни в коем случае нельзя напрягать голос. Но если хотим дать оценку дурного поступка, пусть это будет заметно.
-
При классе неуместны разговоры о личности ученика: оценивается сказанное, а не сказавший, сделанное, а не сделавший. Опасен упрек в несуществующих проступках.
-
Не угрожать и не оправдываться: угрожающий будет бит до своего удара, а оправдываясь, никто не мог еще оправдаться.
-
Учителей не слушают из-за отрицательных формулировок. Лучше короткое «Жду внимания, чем «Не вертись!»; лучше «Сиди, сиди с плеером…» вместо «Немедленно сними наушники!».
В нашей профессии - искусство актера и точность исследователя, глубина психолога и многомерность художника. В ней любовь к своей науке и к своему ученику, от реакции которого в конечном счете зависит наша профессиональная, да и человеческая судьба, - они неразделимы. Но что главное? Знания? Самоотверженность? Но и знания, и любовь, и самоотверженность учителя - это проявляется через слово; в общении с воспитанниками раскрывается в нас учитель, и мастерство общения определяет в конечном итоге умение быть учителем.
Когда всерьез владеет что-то вами,-
Не будете вы гнаться за словами.
(И.-В. Гете)