Конспект урока по литературе Колесо истории в форме игры - состязания (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В ФОРМЕ ИГРЫ-СОСТЯЗАНИЯ

«Колесо истории»

9 класс

Конспект урока по литературе Колесо истории в форме игры - состязания (9 класс)







Тема: Игра- состязание «Колесо истории», посвященная

жизни и творчеству

А.С. Пушкина.

*»■

Цели:

Образовательная - в ходе игры - состязания «Колесо истории.» обобщить,

закрепить и пополнить уже имеющиеся у 9-классников знания о жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Развивающая - воспитывать в детях интерес к поэзии А.С. Пушкина, в которой живет и по сей день обаятельный образ самого поэта, и в то же время отразилась история целого поколения.

Воспитательная - научить детей взаимодействовать друг с другом;

формировать у них чувство ответственности, настойчивость. находчивость, умение радоваться успехам товарища.

Оформление урока:

  1. Плакат с высказыванием Н.В. Гоголя о А.С. Пушкин «Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет...»

  2. Портрет А.С. Пушкина.

  3. Имитация комнаты А.С. Пушкина. В углу стоит стол, покрытый ажурной скатертью. На столе горит свеча. Вдали виднеется карета.

  4. В сценарии используются портреты Кюхельбекера, Пущина, Дельвига.

  5. Картина «Имение Пушкиных в Михайловском».

  6. Магнитофон с записью романса Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «Сентиментального вальса» И.И. Чайковского.

Ход урока.

L Организационный момент.

IX Вступительное слово учителя.

Сегодня мы посвящаем наш урок А.С. Пушкину. Когда-то Н.В. Гоголь сказал об Александре Сергеевиче слова, с тех пор бессчетно повторяемые: «Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет...». Гоголь оказался абсолютно прав в долгосрочном пророчестве. Русский человек в своем развитии через 200 лет явился в Пушкине,

Итак, начинаем I тур.

В комнате юный Пушкин, он пишет пером:



















Сегодня 29 января 1815 года. Лицей. Я счастлив был !.. Нет, я вчера не был счастлив, поутру я мучался ожиданием с неописуемым волнением, стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу - ее не видно было!

Наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице - сладкая минута!

Итак, я счастлив был, и так я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался...

И где веселья быстрый день?

Промчался летом сновиденья.

Увяла прелесть наслажденья,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!..

Как она мила была! Как черное платье пристало к ней! Но я не видел 18 часов - ах! Какое положенье, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!

(Пушкин встает и уходит.)

Учитель. Это конкретный факт из жизни Пушкина. Действительно, Александр Сергеевич был влюблен в сестру лицейского друга. И не только он, а и Пущин, и Малиновский посвящали ей свои стихи. Она много позже, когда стала госпожой Полторацкой и когда Пушкин побывал на ее свадьбе, может быть, и узнала о «тройственном» лицейском «воздыхании».,.

Вопрос. О ком с таким волнением писал поэт и кому посвящал свои стихи? Назовите фамилию сестры лицейского друга.

Отвечают: желтые, красные, зеленые. (Можно посовещаться со своими болельщиками).

Правильный ответ зачитывает мудрец, он держит в руках энциклопедию.

Это Екатерина Павловна Бакунина, сестра лицеиста Бакунина, которая весной и летом жила с матерью в Царском селе.

Учитель (дополняет ответ). Екатериной Павловной Бакуниной увлекались и другие лицеисты, в том числе и И.И. Пущин, будущий декабрист. Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, весну и большую часть лета 1816 года. За это время он написал ряд элегий, которые носят печать глубокой меланхолии.

(Каждый игрок, ответивший правильно, получает 100 верст).

Учитель. Пушкин клеймил своим стихом лицейских Сердечкиных, хотя и сам иногда попадал в эту категорию. Его близкий лицейский друг перед самым выпуском лежал в больнице. Пушкин успел написать мелом на дощечке у его кровати:

Вот здесь лежит больной студент- Судьба его неумолима!

Несите прочь медикамент:

Болезнь любви неизлечима!





(Ассистент вносит портреты с надписями: Кюхельбекер, Пущин, Дельвиг).

Учитель, обращая, внимание на портреты, задает вопрос: «Кому из своих друзей посвятил эту эпиграмму А.С. Пушкин?

Отвечают: красные, зеленые, желтые. Это Иван Иванович Пущин - первый лицейский друг А.С. Пушкина.

П тур

Сцена,

Звучит «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского. (За столиком два исполнителя роли Пушкина, ведущая, Воронцова).

Ведущая. В январе 1834 года Пушкин получил письмо. Такие конверты приходили осенью 1824 года из Одессы. Эти письма всегда волновали поэта,

И вот снова послание от нее. От «Далекой подруги». Спустя 10 лет.

Пушкин читает строки и перед ним встает образ обаятельной «Принцессы Бельветриль» - так поэт любил ее называть. На этот раз она обращается к Пушкину с просьбой принять участие в благотворительном альманахе.

Воронцова. Право не знаю, должна ли я писать Вам и будет ли мое письмо встречено приветливой улыбкой или же тем скучающим взглядом, каким с первых же слов начинают искать имя навязчивого автора.

Могу ли я не напоминать Вам о наших прежних дружеских отношениях, воспоминание о которых вы, может быть, сохранили... Будьте же добры не слишком досадоватьна на меня, и, если мне необходимо вступать в защиту своего дела, прошу вас, в оправданье моей назойливости я возврата к прошлому, принимать во внимание, что воспоминания - это богатство старости и что ваша старинная знакомая придает большую цену этому богатству...

34-летний Пушкин. Читая письмо, я ясно ощущая рядом с собою ее присутствие. \»Я, конечно, ничего не забыл... Осмелюсь ли, графиня, - написал я в ответном письме на французском языке\», - сказать Вам о том мгновении счастья, которое я испытывал, получил Ваше письмо, при одной мысли, что вы не совсем забыли самого преданного из Ваших рабов.

Ведущая. Пушкин познакомился с ней б сентября 1823 года в Одессе.

«...Эта женщина была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Многие без памяти влюблялись в нее», - отмечает писатель Сологуб.



















Она подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем, с подписью на древнееврейском языке. Это кольцо Пушкин бережно хранил.

Вопрос. Кто же эта обаятельная «принцесса Бельветриль?» О ком так нежно говорит А.С. Пушкин, посвящая строки:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня до дня гонения,

Во дни раскаянья, волненья;

Ты в день печали был мне дан.

Назовите ее фамилию?

Отвечают. Обаятельная «Принцесса Бельветриль» - так поэт называл Елизавету Ксаверьевну Воронцову.

Учитель. Дополнительные очки могут принести болельщики своим игрокам правильным ответом на вопрос.

( Висит картина «Имение Пушкиных в Михайловском».)

... Михайловское... Отрезать Пушкина от мира - таков был замысел царя. Неусыпная тайная слежка.

На сцену выходит молодой Пушкин и читает;

- Но злобно мной играет счастье:

Давно без крова я ношусь,

Куда подует самовластье;

Уснув, не знаю, где проснусь.

Всегда гоним, теперь в изгнанье Влачу закованные дни...

(К Языкову).

Учитель. Закованные дни поэта... О смутных временах шептали Пушкину старые рощи Михайловского и Тригорского... Здесь, в Михайловском, встретил ее втором раз.

И до сих пор каждому, кто приходит сюда, слышится в дуновении ветра, шелесте листвы... (Исполняется романс Глинки «Я помню чудное мгновенье»).

Вопрос. Кого увидел А.С. Пушкин в Тригорском и кому посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье?» Кому посвятил Глинка этот романс?

Отвечают.

(Выходит Мудрец и читает правильный ответ).

Стихи А.С. Пушкина были посвящены А.П. Керн. А романс Глинка посвятил дочери А.П. Керн Екатерине Ермолаев не. Композитор был влюблен в нее и сделал ей предложение.

Учитель. Игрок, который расскажет о первой встрече поэта с А.П. Керн, принесет команде дополнительно 100 верст.















(Если игроки не смогут ответить, то ответ зачитает Мудрец),

III тур

Учитель. Мы открываем самые прекрасные страницы из жизни А.С. Пушкина.

По шутливому признанию поэта, она была 113 любовь. Но те увлеченья, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были еще любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь. Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости.

«Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая вызывала бы столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся уже полтора века. По свидетельству современников, она была одарена божественной красотой, как Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Но с этой женщиной связано нечто большее для нас, чем гибель Трои. С этой женщиной связаны жизнь и гибель величайшего гения России - А.С. Пушкина», - писал о ней К. Доризо в своей статье «Жена поэта».

Сцена. На сцене ведущая и А.С. Пушкин.

Ведущая. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым владели им в эти годы. Пушкин встретил ее в декабре 1828 года.

Пушкин. Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой, - она... почти моя. Нет сомненья, предложение мое принято.

Надинька, мой ангел, - она моя!

Все печальные сомненья исчезли перед этой райской мыслью. Бросаюсь в карету, скачу - вот их дом... Отец и мать сидели в гостиной. Позвали Надиньку - она вышла бледная, неловкая. Отец вышел и вынес образа... Нас благословили.

Учитель. Кто такая Надинька, о которой так трепетно говорит А.С. Пушкин? Отвечают: зеленые, желтые, красные.

Выходит Мудрец и читает. Надинька - Наталья Николаевна Гончарова, будущая жена поэта. (Ассистент ведет подсчет заработанных верст.)

Учитель, обращаясь к болельщикам:

Вы можете принести своим игрокам еще 100 верст, если расскажете, когда и где произошла первая встреча А. Пушкина с Н. Гончаровой? (Звучит «Вальс» П.И. Чайковского)

-Первая встреча состоялась зимой в 1828 году на балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля, где поэт увидел 16- летнюю необычайно красивую Наташу Гончарову...

(Ассистент ведет подсчет заработанных верст).

Учитель дополняет ответы болельщиков.





























Как девочка, тонка, бледна,

Едва достигнув совершеннолетия,

В день свадьбы знала ли она,

Что вышла замуж за бессмертье?

1831 год. 18 февраля. Москва. В церкви Вознесения, что у Никитских ворот, А.С. Пушкин и Н. Н. Гончарова были обвенчаны. Н.Н. Гончарову Пушкин называл «Мадонной» - за красоту и «Карсом.» - за неприступность.

Совершенно очевидно, что нельзя серьезно любить 113 женщин. Большинство увлечений Пушкина носит мимолетный характер. Однако не следует делать вывод, будто поэт вообще не был способен к глубокому чувству.

В этой чудесной биографии мы имеем возможность наблюдать самые разнообразные типы любви: от случайного каприза до напряженной, мучительной страсти.

(Подсчитывают версты и объявляется финалист).

Финал.

Оформление, Ассистенты выносят три портрета и раскладывают их по каретам: в зеленую - Александра - 1, в красную Павла-1, в желтую - Николая -1.

Учитель. Кто подписал постановление об учреждении Лицея, выразив желание, чтобы отбирались туда мальчики из высшего сословия. Правда, скоро царь охладел к этой идее, и великие князья в Лицее не учились.

Финалист поворачивается лицом к той карете, где, по его мнению, находится верный ответ. В этом направлении, через определенное количество верст, разложены конверты с заданиями. Финалисту необходимо набрать в общем 1000 верст.

Конверт №1 с вопросом.

С 1820 года образ этой женщины навсегда вошел в стихи, поэмы и письма, в сердце поэта. Она станет черкешенкой в «Кавказском пленнике», ей будут посвящены строки «Бахчисарайского фонтана» и поэмы «Полтава», о ней, уже томящийся в Сибири, вздохнет поэт в «Евгении Онегине»: «Иных уж нет, а те - далече...»

- Кто эта женщина? Назовите имя и фамилию.

Ответ. Мария Николаевна Раевская, будущая княгиня Волконская, дочь прославленного генерала 1812 года. Раняя юность Марии Раевской отмечена встречей с Пушкиным в годы его южной ссылки





Конверт №2,

Расставьте перечисленные стихотворения А. Пушкина («Воспоминания в Царском Селе», «К Чаадаеву», «Погасло дневное светило»... , «Я помню чудное мгновение», «Арион», «Осень», «Вновь я посетил») в хронологическом порядке. С какими событиями в жизни поэта связано создание этих произведений? Восстановите, опираясь на приведенные в списке стихотворения, основные вехи в жизни Пушкина.

Ответ 1. «Воспоминания в Царском Селе» (1814 - стихотворение было прочитано Пушкиным на торжественном экзамене в Лицее и заслужило высшую оценку Державина - Фактически она стала точкой отсчета поэтической биографии Пушкина и т.д.

Конверт №3,

Сатирическая сказка о царе, который был убит за свою неблагодарность, обман и жестокость, содержала в себе острые политические намеки и отражала личные накипевшие чувства поэта. Последними строками сказки Пушкин подсказывал читателю, что б ней следует угадать иной, затаенный смысл. «Сказка ложь, да в ней намек...» В рукописи эти строки были еще выразительней:

Сказка ложь, да нам урок. А иному и намек,

Ответ.

(Если участник финала ответит на все вопросы, подходит к карете и открывает дверцу. Загорается бенгальский огонь - участник выиграл.)











© 2010-2022