Методика подготовки и проведения литературного конкурса, «Живое слово», посвящённого Дню матери

     Данная методическая разработка подготовки и проведения литературного конкурса "Живая классика", посвящённого Дню матери является прекрасным подспорьем в воспитании  учащихся любви, уважения, бережного отношения к матери, привитии любви к мировой классической литературе. Главными задачами данной разработки являются научение выразительному чтению, воспитанию в коллективе уважения, взаимопонимания, способствование творческому развитию школьников.           В разработке подробно изложен план пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа»















Методика подготовки и проведения литературного конкурса, «Живое слово»,

посвящённого Дню матери.









Мероприятие подготовила: Бодарева

Александра Григорьевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ пст. Абезь».



2015 г.

Методика подготовки и проведения литературного конкурса «Живое слово», посвящённого Дню матери.

Цели: воспитание любви, уважения, бережного отношения к матери, привитие любви к мировой классической литературе.

Задачи: научить выразительному чтению, воспитать в коллективе уважение, взаимопонимание, способствовать творческому развитию школьников.

План проведения мероприятия:

  1. Предварительная работа

  2. Коллективная работа

  3. Коллективная подготовка

  4. Творческая сборка

  5. Коллективное подведение итогов

  6. Последействие.

Литературный конкурс «Живое слово», посвящённый Дню матери.

Цели: работа над взаимоотношениями между детьми и педагогом, коллективное составление плана подготовки и проведения обще классного дела, работа над художественными произведениями, над стихами, посвящённых матери, няне, бабушке и т.д.

  1. Предварительная работа.

1.Беседа о проведении мероприятия;

2.Накопление идей;

3.Обсуждение состава участников в конкурсе;

4.Обсуждение состава жюри;

5.Объявление о предстоящем мероприятии;

6.Назначение проведения конкурса.

2. Коллективное планирование.

Между учащимися 10-11 классов распределяются отрывки из художественных произведений, в которых говорится о взаимоотношениях матерей и их детей, а также стихи известных поэтов. Коллективное обсуждение и составление сценария, подготовка слайдов с изображением матери с ребёнком на руках, женщин 19 века, 20 века; подготовка репродукций картин с изображением женщин; оформление класса (плакаты, выставки).

3.Коллективная подготовка.

Каждый день, до даты запланированного мероприятия , классным руководителем, проводится проверка выразительного чтения отрывков из художественных произведений, а также стихов заученных наизусть.

4. Творческая сборка.

В классе собираются ученики 10-11 классов и всех желающих посетить внеклассное мероприятие; оформление класса плакатами, репродукциями картин, а также выставкой на тему: «Женщина-мать».

Конкурс, «Живое слово», проводится один раз в год, между учащимися 10-11 классов. По окончании мероприятия жюри выставляет баллы (наивысший 5 баллов); выявляется лучший чтец; по результатам конкурса, участники могут занять первое, второе или третье место.

Программа проведения литературного конкурса «Живое слово».

  1. Отрывок из произведения М.Горького «Мать».

  2. Отрывок из произведения Л.Н.Толстого «Детство».

  3. Отрывок из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

  4. Стихотворение А.С.Пушкина «Няне».

  5. Стихотворение Н.А. Некрасова «Старушка».

  6. Стихотворение И.А. Бунина «Матери».

5. Коллективное подведение итогов.

Жюри подсчитывает количество набранных баллов, учащимися 10-11 классов. После подведения итогов проходит награждение грамотами «За активность», с указанием занимаемого места:

1 место;

2 место;

3 место.

Завершением конкурса является импровизированная сценка «Три мамы».

6.Последействие

Участники конкурса совместно с классным руководителем обсуждают полученные результаты. Обсуждают вопросы по подготовке к следующему мероприятию: Какое это будет мероприятие? К чему оно будет приурочено? Кого следует привлечь к этому мероприятию?

По окончании мероприятия участники устраивают чаепитие.

Вывод: Мероприятие прошло успешно, были достигнуты поставленные цели и задачи: в процессе подготовки мероприятия у школьников наладились взаимоотношения, проявились творческие способности; дети научились передавать чувства в процессе чтения стихов и отрывков произведений; дети сделали для себя выводы по отношению к самому близкому человеку - к маме.

Место проведения: МБОУ «СОШ».



Список используемой литературы.

  1. Внеклассные мероприятия : 8 класс/Авт-сост. О.Г. Черных.-М.: ВАКО, 2011.-272 С. - (МОЗАИКА ДЕТСКОГО ОТДЫХА).

  2. Литература: «Справочник классного руководителя» 5-9 классы Н.И.Дереклеева, М.Ю. Савченко.-4-е изд.перераб. и доп.- М.: ВАКО, 2011.-416стр.(Педагогика. Психология. Управление).









Приложение.

Ведущий. Сегодняшнее наше мероприятие мы хотели бы посвятить Женщине - матери, как раз в преддверие Дня матери..

Этот день нужен для того чтобы снова и снова говорить тёплые слова благодарности женщине - матери.

Поклон Вам женщины России,

За ваш нелёгкий, нужный труд,

За всех детей, что вы взрастили,

И тех, что скоро подрастут .

За вашу ласку и вниманье,

За искренность и простоту,

За мужество и пониманье,

За чуткость, нежность, доброту.

Нет ничего прекрасней радости матери, склонившейся к ребёнку. Нет любви сильнее материнской, нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бесконечных тревожных ночей и несомкнутых глаз материнских.

«Если в сердце сыновнем загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь гореть неугасимым пламенем», - гласит мудрое изречение.

Ведущий 2.

«В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг… Гусята были счастливы.

Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала отзывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И каждому из них стала нужна мать: они подняли маленькие головки и побежали к ней.

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла своих детей…

Гусята слышали как будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все стихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не смогла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива…»

Чтец. (Стих-ие И.А.Бунина «Матери»).


Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня

И полушепотом бранит,

А сладкий сон, глаза туманя,

К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь...

Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки...

Не ты ли ангелом была?

1906 - 1911


Ведущий 1. Очень важно в жизни научиться жалеть, оберегать сердце матери, потому что оно неисчерпаемо и бесконечно в своей любви.

Чтец. (Отрывок из произведения М.Горького «Мать»).

Однажды после ужина Павел опустил занавеску на окне, сел в угол и стал читать, повесив на стенку над своей головой жестяную лампу. Мать убрала посуду и, выйдя из кухни, осторожно подошла к нему. Он поднял голову и вопросительно взглянул ей в лицо.

-- Ничего, Паша, это я так! -- поспешно сказала она и ушла, смущенно двигая бровями. Но, постояв среди кухни минуту неподвижно, задумчивая, озабоченная, она чисто вымыла руки в снова вышла к сыну.

-- Хочу я спросить тебя, -- тихонько сказала она, -- что ты все читаешь?

Он сложил книжку.

-- Ты -- сядь, мамаша...

Мать грузно опустилась рядом с ним и выпрямилась, насторожилась, ожидая чего-то важного.

Не глядя на нее, негромко и почему-то очень сурово, Павел заговорил:

-- Я читаю запрещенные книги. Их запрещают читать потому, что они говорят правду о нашей, рабочей жизни... Они печатаются тихонько, тайно, и если их у меня найдут -- меня посадят в тюрьму, -- в тюрьму за то, что я хочу знать правду. Поняла?

Ей вдруг стало трудно дышать. Широко открыв глаза, она смотрела на сына, он казался ей чуждым. У него был другой голос -- ниже, гуще и звучнее. Он щипал пальцами тонкие, пушистые усы и странно, исподлобья смотрел куда-то в угол. Ей стало страшно за сына и жалко его.

-- Зачем же ты это, Паша? -- проговорила она. Он поднял голову, взглянул на нее и негромко, спокойно ответил:

-- Хочу знать правду.

Голос его звучал тихо, но твердо, глаза блестели упрямо. Она сердцем поняла, что сын ее обрек себя навсегда чему-то тайному и страшному. Все в жизни казалось ей неизбежным, она привыкла подчиняться не думая и теперь только заплакала тихонько, не находя слов в сердце, сжатом горем и тоской.

Ведущий 1. Гражданин, воин, патриот начинается с преданной, бескорыстной и щедрой любви к матери. Самая чистая, действенная и светлая любовь - это любовь к матери и Родине. Это чувство не зависит от того, красивы ли реки, горы, леса, поля, мягок ли климат, богата она или бедна. Людям свойственно относится к своей Родине как к своей матери.

Чтец. (Стих-ие Н.А. Некрасова «Старушке»).


Когда еще твой локон длинный
Вился над розовой щекой
И я был юноша невинный,
Чистосердечный и простой, -
Ты помнишь: кой о чем мечтали
С тобою мы по вечерам,
И - не забыла ты - давали
Свободу полную глазам,
И много высказалось взором
Желаний тайных, тайных дум;
Но победил каким-то вздором
В нас сердце хладнокровный ум.
И разошлись мы полюбовно,
И страсть рассеялась как дым.
И чрез полжизни хладнокровно
Опять сошлись мы - и молчим...
А мог бы быть и не таким
Час этой поздней, грустной встречи,
Не так бы сжала нас печаль,
Иной тоской звучали б речи,
Иначе было б жизни жаль...

Ведущий 2.

Да, всё лучшее в нас начинается с Любви к матери! К этому высокому чувству можно добавить и чувство уважения и восхищения женщиной-матерью, потому что на своих хрупких плечах она несёт не только бремя заботы о своих детях, но и заботу о всей стране, о всём мире.

Чтец. (Отрывок из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Ночь еще только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. Он

развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом, потому что ночной воздух был

довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее, когда был дома.

Он вскоре захрапел, и за ним последовал весь двор; все, что ни лежало в

разных его углах, захрапело и запело; прежде всего заснул сторож, потому что

более всех напился для приезда паничей.

Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей

своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно

всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела

всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она

вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их - и только на

один миг видит их перед собою. "Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами?

что ждет вас?" - говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших

ее когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая

женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую

горячку страсти, в первую горячку юности, - и уже суровый прельститель ее

покидал ее для сабли, для товарищей, для бражничества. Она видела мужа в год

два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. Да и когда

виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела

оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она

была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых

разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой. Молодость без

наслаждения мелькнула перед нею, и ее прекрасные свежие щеки и перси без

лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами. Вся любовь, все

чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней

в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная

чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее,

берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при

первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат

брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица; а за каждую

каплю крови их она отдала бы себя всю. Рыдая, глядела она им в очи, когда

всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: "Авось либо Бульба,

проснувшись, отсрочит денька на два отъезд; может быть, он задумал оттого

так скоро ехать, что много выпил".

Ведущий 2. В нашей стране более половины всех специалистов с высшим образованием -женщины. Женщин-инженеров свыше миллиона, техников - более двух миллионов, 270 тысяч женщин-врачей и более миллиона женщин-педагогов. В трудные годы Великой Отечественной войны более 150 тысяч женщин были награждены за боевые заслуги орденами и медалями, 91 женщина удостоена высокого звания Героя Советского Союза.

Чтец. (Отрывок из произведения М.Горького «Мать»).

Ей было сладко видеть, что его голубые глаза, всегда серьезные и строгие, теперь горели так мягко и ласково. На ее губах явилась довольная, тихая улыбка, хотя в морщинах щек еще дрожали слезы. В ней колебалось двойственное чувство гордости сыном, который так хорошо видит горе жизни, но она не могла забыть о его молодости и о том, что он говорит не так, как все, что он один решил вступить в спор с этой привычной для всех и для нее жизнью. Ей хотелось сказать ему: "Милый, что ты можешь сделать?"

Но она боялась помешать себе любоваться сыном, который вдруг открылся перед нею таким умным... хотя немного чужим для нее.

Корзина мудрых мыслей.

Ученики достают из «корзины мудрых мыслей» высказывания и выразительно их читают.

1.Настоящая женщина мать нежна, как лепесток только что распустившегося цветка, и тверда, мужественна, несгибаема к злу и беспощадна, как справедливый меч. ( Василий Александрович Сухомлинский).

2.Великое искусство быть матерью в том и состоит, что воплотить всю нравственность в детской любви, которая в действительности является первой её формой. (Жан Мари Гюйо).

3.Материнство облагораживает женщину, когда она отказывается от всего, отрекается, жертвует всем ради ребёнка. (Януш Корчак).

4.Женщины! Женщины! Кто их поймёт? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаённую нашу мысль , то не понимают самых ясных намёков…(Михаил Юрьевич Лермонтов).

5.Вы созерцаете звезду по двум причинам: потому, что она сверкает, и потому, что она непостижима. Но рядом с вами сияние более нежное и тайна более глубокая: женщина. (Виктор Гюго).

6.Всё лучшее, что я сделал,- во имя и ради женщины. (Фёдор Иванович Шаляпин).

7.Мать - это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей. (Уильям Теккерей).

8.Будущее нации - в руках матерей. (Оноре де Бальзак).

9.Мы будем вечно прославлять ,

Ту женщину, чьё имя Мать.(Муса Джалиль).

10.О высокие чувства матери! Ваша тень, даже слабый отблеск делает сердце чистым и приближает людей к ангелам. ( Чарльз Диккенс).

Чтец. (отрывок из произведения Л.Н.Толстого «Детство»).

Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело.Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.

Поздоровавшись со мною, maman взяла обеими руками мою голову и откинула ее назад, потом посмотрела пристально на меня и сказала:

- Ты плакал сегодня?

Я не отвечал. Она поцеловала меня в глаза и по-немецки

спросила:

- О чем ты плакал?

Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда

говорила на атом языке, который знала в совершенстве.

- Это я во сне плакал, maman, - сказал я, припоминая со всеми подробностями выдуманный сон и невольно содрогаясь при этой мысли.

Ведущий 1.

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках
От любой напасти заклиная
Ей-то уж добра не занимать
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать
Свет любви издревле ей завещан,
И с тех пор живет она в веках,
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках
Все на свете мерится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей
Яблоня украшена плодами,
Женщина судьбой своих детей
Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках

Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.

Чтец. (Стих-е А.С. Пушкина «Няне»).

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...

И в заключении нашего мероприятия мы продемонстрируем Вам сценку «ТРИ МАМЫ».

Действующие лица
Роль исполняет взрослый:
Ведущий
Роли исполняют дети:
Таня
Мама
Бабушка

________________________


В центре зала или на сцене стол, три стула.
На одном из стульев сидит кукла.
На столе блюдо с четырьмя ватрушками).

Ведущий:
Наши дети так упрямы!
Это каждый знает сам.
Говорят им часто мамы,
Но они не слышат мам.
Танюша под вечер
С прогулки пришла
И куклу спросила:

Входит Таня, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки.

Таня:
Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!

Ведущий:
Танюшина мама с работы пришла
И Таню спросила:

Входит мама, садится на стул около Тани.

Мама:
Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
Обедать кричала бабуся не раз,
А ты отвечала: сейчас да сейчас.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка, обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!

Ведущий:
Тут бабушка - мамина мама - пришла
И маму спросила:

Входит бабушка с палочкой, подходит к столу и садится на третий стул.

Бабушка:
Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд.
Нельзя же весь день сидеть без обеда.
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!

Все едят ватрушки.

Ведущий:
Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками сделать упрямыми?

Все трое: Ох, как не просто быть мамами!



17


© 2010-2022