Сказка на картинах В. М. Васнецова

Сказка на картинах В. М. Васнецова Маннанова Земфира Зинфритовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОБУ Лицей № 6  г. Мелеуз С чего начинать обучение литературному исследованию школьника? Конечно со сказки! С пятиклассниками мы изучаем особенности волшебной сказки, использование средств художественной изобразительности. Находим сказочные элементы в произведениях русских писателей. Пытаемся сами написать сказку. (Э. Шишкова «Необычная встреча в лесу. Зимняя ск...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сказка на картинах В. М. Васнецова

Маннанова Земфира Зинфритовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОБУ Лицей № 6

г. Мелеуз

С чего начинать обучение литературному исследованию школьника? Конечно со сказки! С пятиклассниками мы изучаем особенности волшебной сказки, использование средств художественной изобразительности. Находим сказочные элементы в произведениях русских писателей. Пытаемся сами написать сказку. (Э. Шишкова «Необычная встреча в лесу. Зимняя сказка».// «Учитель Башкортостана», № 2, 2013, с.28).

В этом учебном году уже с шестиклассниками мы изучаем сказку по… картинам русских художников. Ведь приходит к нам сказка не только с рассказами мам и бабушек. Она приходит вместе с добрыми мультиками, с красиво раскрашенными детскими книжками. В большинстве случаев именно художники помогают нам прочитать, увидеть сказку. Вспомним картины И. Билибина, М. Врубеля, Н. Рериха, В. Васнецова.

Подлинно русская природа, живой фольклор, впитанные с детства, становятся, как правило, источниками творчества многих поэтов и писателей, художников и композиторов. Таким источником стала для Виктора Михайловича Васнецова Вятская губерния. Свой же главный труд художник назвал «Поэмой семи сказок». В нее вошли семь картин: «Спящая царевна», «Баба - Яга», «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Царевна - Несмеяна», «Сивка Бурка», «Ковер-самолет». Эти картины создавались художником исключительно для души, и в настоящее время являются украшением Мемориального Дома-музея В.М.Васнецова в Москве.

Так какая же сказка у Васнецова? Начинается она с «Аленушки». Александр Прокофьев пишет об этой картине:

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,

В ней тростник качается, шумит,

А на берегу, совсем как в сказке,

Милая Аленушка сидит.

Одна героиня в сказках исчезает, т.к. добрый молодец хотел сиюминутного счастья (как в сказке «Царевна - Лягушка», (картина «Царевна - Лягушка»), другая («Спящая царевна») оказывается усыплена колдуньей, и разбудить ее сможет только любящее сердце. Или вообще оказаться в подземном царстве (картина «Три царевны подземного царства»).

Спасти красавицу может только достойный ее сердца герой. Он выходит в путь - дорогу («Богатырский скок») и оказывается на распутье («Витязь на распутье»).

Выбрав дорожку, добрый молодец идет по ней, либо его направляет клубочек. На своем пути добрый молодец обязательно увидит избушку на курьих ножках, а в ней - Бабу - Ягу (картина «Баба-Яга»).

Добро в работах Васнецова кажется хрупким и беззащитным, совсем как юная царевна на картине «Кощей Бессмертный». В подземелье своего дворца Кощей уговаривает прекрасную царевну стать его женой.

Зло может предстать грозным и неодолимым. Цена победы над ним - потоки крови и страшные раны, как на полотне «Бой Ивана - царевича с трехглавым змеем» В ней художник еще раз обратился к теме изображения силы и мужества русского народа.

Разгаданы загадки старой ведьмы, побежден Змей Горыныч, убит Кощей Бессмертный. Героя ожидает награда - любовь девицы и богатство. И вот перед нами картина «Иван-Царевич на Сером Волке». Мчится сквозь темный, страшный лес Серый Волк, спасает от погони Ивана Царевича и Елену Прекрасную. Ее золотистые волосы развеваются по ветру. Скорость, с которой волк их несет, огромна: даже тяжелый меч Ивана Царевича взвивается в воздух. Васнецов показывает в картине, как от пылкого чувства в холодном, мрачном лесу происходит настоящее чудо: на ветке яблони, неожиданной здесь, в чащобе, распускаются нежные, как любовь в сердцах сказочных героев, цветы.

А вот еще одна картина. По небу среди мягких ласковых облаков летят на ковре - самолете Иван Царевич и Елена Прекрасная. («Ковер-самолет») Иван на ковре - самолете - олицетворение непреодолимого стремления человечества летать, творить и побеждать.

В подмосковном Абрамцеве (в 1882 году) Виктор Васнецов оформлял декорации к сказке А. Островского «Снегурочка». Появилась знаменитая «Снегурочка».

В Абрамцеве написана и самая известная картина Васнецова - «Богатыри». Перед нами Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. У каждого свой характер. Один - уже готов к бою. Конь Добрыни Никитича будто говорит своему хозяину, что враг близко. Другой богатырь, Алеша Попович, тоже не подпустит врага - он крепко держит в руках лук со стрелами. Васнецов мечтал, что картина будет помещена в специальном зале Исторического музея, посвященном Киевской Руси, и поэтому стремился к монументальности и декоративности в ее решении.

При всем разнообразии, а порой и неравноценности картины В. Васнецова объединяет желание художника раскрыть, прежде всего, подлинную суть русской народной сказки, заключенное в ней понимание добра и зла, воссоздав ту атмосферу переплетения реального и фантастического, которая составляет главное очарование сказки. Сказка предоставила ему благодатный материал для воплощения своей давней мечты, причем дала возможность как нигде более выразить ее в цельности, объединяющей васнецовское понимание родной природы и русского человека.

Литература

1. Казиева М. Сказка в русской живописи // М. изд.-во Белый город, 2008

2. Мананнова З.З. От чтения - к исследованию // Современные гуманитарные исследования. 2010. №2

© 2010-2022