Рабочая программа по литературе для 10 класса по учебнику В. Агеносова. Базовый уровень

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа №11

«Рассмотрено»

Руководитель методического объединения учителей _______________________

________/______________/

Протокол №_______

от «___» __________20___

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________/_____________/

«___» __________20____

Утверждаю

Директор школы

__________/_____________/



Приказ №______

от «___» ___________20___


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

ДЛЯ 10 КЛАССА



НА 2015/2016 ГОД







Составитель программы

Мартынова Ольга Владимировна






Калининград

2015 г.




I. Пояснительная записка

Программа по литературе для 10 класса разработана на основе:

- требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г.;

- примерной основной образовательной программы;

-учебного плана МАОУ СОШ №11 (с учётом федерального и регионального компонента, компонента ОУ);

-программы курса «Русская литература XIX века 10 класс (авторы В.В.Агеносов, А.Н.Архангельский)

-учебника: Агеносов В. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч., М.: Дрофа, 2007

II. Цели изучения предмета в контексте целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета «Литература»

Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального

самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- устные и письменные интерпретации художественного произведения;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

III. Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью полного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Изучение литературы в 10 - 11 классе строится на историко-литературной основе.

В основе содержания обучения литературе лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций выделены главные содержательно-целевые направления развития учащихся средствами предмета «Литература».

Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается осведомлённость школьников о системе основных теоретико-литературных понятий и овладение необходимыми предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: осознанное творческое чтение; анализ и интерпретация произведения; составление планов и написание отзывов; проектная деятельность.

Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать (при необходимости) свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы.

Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.

Общекультурная компетенция. Под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о литературе как элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития литературы на разных исторических этапах; о высокой значимости литературы с точки зрения создания и развития культуры человечества, а также о важной роли литературы с точки зрения формировании таких важнейших черт личности, как моральное сознание и осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам идр.

IV. Описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане МАОУ СОШ №11

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 11-й класс. Учебный план МАОУ СОШ №11 предусматривает обязательное изучение литературы в 10 классе -102 ч.из расчета 3 часа в неделю.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного

предмета «Литература»

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественных произведений, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

-. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметными результатами являются следующие:

- понимание ключевых проблем изученных произведений литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

VI. Содержание учебного предмета «Литература» 10 класс

Литературное произведение в историко-культурном контексте (1 ч).


Русская литература первой половины XIX века(24)

А.С. Пушкин (12ч).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также три стихотворения по выбору («К морю», «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…»).

Поэма «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов (4ч)

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору («Дума», «Поэт», «Пророк»).

Н.В. Гоголь (7ч)

Одна из петербургских повестей по выбору («Невский проспект»).

Русская литература второй половины XIX века(77)

А.Н. Островский (8ч)

Драма «Гроза».

Ф.И. Тютчев (2ч)

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), а также три стихотворения по выбору («От жизни той, что бушевала здесь...». «Бессонница», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.»).

А.А. Фет (3 ч)

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору («Как беден наш язык…», «Но верь весне…», «Я тебе ничего не скажу…»).


И.А. Гончаров (6ч)

Роман «Обломов».

Очерки «Фрегат Паллада» (фрагменты) (только для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения).

И.С. Тургенев (8 )

Роман «Отцы и дети».

А.К.Толстой.(1) Основные темы, мотивы и образы поэзии.

Н.С.Лесков(2) Повесть «Очарованный странник»

М.Е.Салтыков-Щедрин (2) «История одного города»

Н.А. Некрасов ( 6ч)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», а также три стихотворения по выбору («Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»).

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения - обзорное изучение с анализом фрагментов).

Ф.М. Достоевский (11ч)

Роман «Преступление и наказание».

Л.Н. Толстой (17ч )

Роман-эпопея «Война и мир».

А.П. Чехов (8ч)

Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору («Дуэль», «Палата № 6»).

Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой».

Пьеса «Вишневый сад»

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы(1)

VII. Тематическое планирование и виды деятельности учащихся

10 класс.


Раздел /тема

Универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные)

Кол-во часов

Контрольные работы

1

Литературное произведение в историко-культурном контексте

Познавательные: постановка проблемы, аргументация ее актуальности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; перевод устной речи в письменную.

Коммуникативные: адекватное восприятие устной и письменной речи, умение точно и ясно выражать свои мысли, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация к учебе, адекватная позитивная самооценка, готовность к самообразованию и самовоспитанию.

1


22

Русская литература первой половины XIX века

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Н.В.Гоголь

Познавательные: постановка проблемы, аргументация ее актуальности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; перевод устной речи в письменную.

Коммуникативные: адекватное восприятие устной и письменной речи, умение точно и ясно выражать свои мысли, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация к учебе, адекватная позитивная самооценка, готовность к самообразованию и самовоспитанию.

23

Сочинение


Сочинение

3

Русская литература второй половины XIX века

Н.А.Островский

Ф.И.Тютчев

А.А.Фет

И.А.Гончаров

И.С.Тургенев

А.К.Толстой

Н.С.Лесков

М.Е.Салтыков-Щедрин

Н.А.Некрасов

Ф.Достоевский

Л.Толстой

А.П.Чехов

Познавательные: постановка проблемы, аргументация ее актуальности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; перевод устной речи в письменную.

Коммуникативные: адекватное восприятие устной и письменной речи, умение точно и ясно выражать свои мысли, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация к учебе, адекватная позитивная самооценка, готовность к самообразованию и самовоспитанию.

77

сочинение

дом.сочин

сочинение

сочинение


дом.сочин

сочинение

контр.соч

дом.соч


4

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Познавательные: постановка проблемы; аргументация ее актуальности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное проведение исследований на основе применения методов наблюдений. Коммуникативные: участие в продуктивном диалоге; адекватное восприятие устной и письменной речи; умение точно и ясно выражать свои мысли. Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация к учебе; нравственно-этическая ориентация;

1




VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса по предмету «Литература»

Технические средства обучения

-мультимедийный компьютер;

-мультимедиапроектор;

-экран (на штативе или навесной);

-интерактивная доска.

Учебно- методическое обеспечение.

1. Агеносов В. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч., М.: Дрофа, 2007

2. Агеносов В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя, М.: Дрофа, 2009

3.ВасильеваТ.Б.,ИвановаИ.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.-М.: Вентана-Граф, 2009

4. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008

5.Лебедев Ю.В. Литература.10 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2009

6. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2009

7. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. СПб., 2008

8.Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997

9. Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2008

10. Папка с раздаточными материалами «теория литературы 5-11 классы»

11. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)

IX. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»


Изучение литературы в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  1. в личностном направлении:

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

- представление о литературе как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность;

- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

- способность к эмоциональному восприятию;

  1. в метапредметном направлении:

- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

3) в предметном направлении:

- умение работать с художественным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять литературоведческую терминологию;

- понимание ключевых проблем изученных произведений литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.

Требования к уровню подготовке обучающихся

В результате изучения литературы в 10 классе обучающийся должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.

Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:

ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка "5" ставится за сочинение:

- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

- допускается одна - две неточности в содержании.

Оценка "4" ставится за сочинение:

- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по темесочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

- логическое и последовательное в изложении содержания;

- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

- в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,

- обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на

- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка "1" ставится за сочинение:

- написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

- содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки

























муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа №11

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА 2015- 206 ГОД

По литературе

Класс 10

Учитель Мартынова О.В.

Количество часов: 102; в неделю 3часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя Мартыновой О.В.,утвержденной директором школы; приказ №____от ____.08.20__






п/п

Содержание материала (раздел, тема)

Кол-во часов

Даты проведения по плану

Даты проведения по факту

Виды и формы контроля

примечания

1.

Введение. Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры.

1

Письменный ответ на вопрос.


Русская литература первой половины 19 века

24


2.

Обзор русской литературы первой половины XIX века Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм.

1

Опрос.


А.С.Пушкин

10+2


3.

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).

1

Доклады, сообщения учащихся

4.

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина.

1

Анализ стихотворений.

5.

"Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия).

1

Анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть.

6.


Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Пушкин и европейский романтизм. Байронизм.

1


Анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть.

Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и Дж. Байрона.

7.

«Евгений Онегин» как любовный роман и как художественная энциклопедия русской жизни.

1

Тест на знание содержания романа

8.

Проблема героя и точки зрения автора. Татьяна и пушкинский идеал.

1

Работа по карточкам

9.

Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.

1

Самостоятельная работа на знание текста.

10.

Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

1

Работа по карточкам.

11.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

1

Фронтальный опрос.

12.

Пушкин и его литературные современники. Е.А. Баратынский. К.Ф. Рылеев.

1

Доклады учащихся.

13-14.

Р.р. Сочинение по

творчеству А.С. Пушкина

2

Сочинение.


М.Ю.Лермонтов

4


15.

Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова (обзор).

1

Доклады, сообщения учащихся

16.

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

1

Анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть.

17-18.

Роман «Герой нашего времени». Образ главного героя. Автор и герой. Композиция. Реализм и романтизм.

2

Тест.


Н.В.Гоголь

5+2


19.

Жизнь и творчество Н.В Гоголя (обзор).

1

Подготовленные публичные выступления. Рецензирование докладов товарищей.

20.

«Петербургские повести» как художественное целое. Романтизм и реализм.

1

Тезисы по содержанию лекции.

21.

Повесть "Невский проспект" Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности.

1

Тест на знание содержания повести.

22.

Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

1

Анализ эпизода. Развернутый ответ на вопрос.

23.

Поэма «Мертвые души»: идейное содержание и искусство композиции. Образ дороги и лирическое начало. Смысл названия.

1

Тест.

24-25.

Р.р.Контрольноесочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

2

Сочинение.


Русская литература второй половины 19 века

77


26-27.

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина мировое признание.

2

.

Защита проектов.


Н.А.Островский

6+2


28.

А. Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор).

1

Качество подготовки рефератов, докладов, публичных выступлений.

29.

Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия.

1

Тест на знание содержания драмы «Гроза»

30.

Изображение "жестоких нравов" "темного царства". Образ города Калинова.

1

Характеристика представителей «темного царства».

31.

Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народнопоэтическое и религиозное в образе Катерины.

1

Характеристика образа Катерины.

32.

Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.

Смысл названия и символика пьесы.

1

Выразительное чтение наизусть монологов Катерины или Кулигина (на выбор).

33.


Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

1



Н. А. Добролюбов "Луч света в темном царстве".

Самостоятельная работа на знание текста статьи Н.А. Добролюбова "Луч света в темном царстве».

34-35.

Р.р. Сочинение по драме А. Н. Островского "Гроза".

2

Сочинение.


Ф.И.Тютчев

2


36.

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество

1

Качество подготовки рефератов, докладов, публичных выступлений.

37.

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева.

Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и "поединок роковой". Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

1

Письменный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева.

Выразительное чтение наизусть стихотворений Ф.И. Тютчева.


А.А.Фет

2+1


38.

А.А.Фет. Жизнь и творчество

1

Качество подготовки рефератов, докладов, публичных выступлений.

39.

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория "чистого искусства".

"Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

1

Письменный анализ стихотворения А.А. Фета.

Выразительное чтение наизусть стихотворений А.А. Фета.

40.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

1

Сочинение.

И.А.Гончаров

5+1


41.

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество

1

Качество подготовки рефератов, докладов, публичных выступлений.

42.

Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа.

1

Тест на знание содержания романа.

43.

Петербургская "обломовщина". Глава "Сон Обломова" и ее роль в произведении.

1

Монологический рассказ по заданной теме, пересказ фрагментов текста.

44.

Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе.

1

Письменная характеристика героев романа.

45.

Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

1

Защита проектов.

46.

Р.р. Сочинение по роману И. А. Гончарова "Обломов".

1

Сочинение.

И.С.Тургенев

7+1


47.

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество.

1

Качество подготовки рефератов, докладов, публичных выступлений.

48.

Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России.

1

Тест на знание содержания романа.

49.

Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова.

1

Письменная характеристика образа Базарова.

50.

"Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия.

1

Сравнительная характеристика «отцов».

51.

Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи.

1

Письменный ответ на проблемный вопрос.

52.

"Вечные" темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. "Тайный психологизм": художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания.

1

Письменный анализ эпизода (по вариантам).

53.

Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

1

Защита проектов. Конспект статьи Д. И. Писарева

54.

Р.р. Сочинение по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети".

1

Сочинение.


А.К.Толстой

1


55.

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого.

Основные темы, мотивы и образы поэзии..

1

Качество подготовки рефератов, докладов, публичных выступлений. Выразительное чтение наизусть стихотворений поэта, анализ стихотворений.


Н.С.Лесков

2


56.

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество.

Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести.

1

Качество подготовки рефератов, докладов, публичных выступлений.

57.

Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

1

Тест на знание содержания повести, понимание ее идейно-тематического содержания.


М.Е.Салтыков-Щедрин

2


58.

М.Е.Салтыков-Щедрин .Жизнь и творчество .

«История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства.

1

Тест на знание содержания произведения.

59.

Собирательные образы градоначальников и "глуповцев". Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала "Истории". Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

1

Опрос по вопросам учебника. Защита проектов.

Н.А.Некрасов

5+1


60.

Н.А.некрасов. Жизнь и творчество (обзор).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя.

1

Качество подготовки рефератов, докладов, публичных выступлений.

61.

Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение "вечных" тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

1

Анализ стихотворения.

Выразительное чтение наизусть стихотворений поэта.

62.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа.

1

Пересказ отдельных фрагментов произведения. Тест на знание содержания произведения.

63.

Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и "народного заступника" Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков.

1

Пересказ отдельных фрагментов произведения.

64.

Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл "бабьей притчи". Тема народного бунта. Образ Савелия, "богатыря святорусского". Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

1

Письменный ответ на вопрос. Защита проектов.

65.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. А. Некрасова.

1

Сочинение.


К.Хетагуров

1


66.

К.Хетагуров. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

1

Анализ стихотворения.

Выразительное чтение наизусть стихотворений поэта. Защита проектов.


Ф.М.Достоевский

9+1


67.

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество.

1

Качество подготовки рефератов, докладов, публичных выступлений.

68.

Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра.

1

Тест на знание романа.

69.

Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание.

1

Работа по карточкам. Характеристика Раскольникова.

70.

Раскольников и его "двойники".

1

Сравнительная характеристика «двойников» Раскольникова.

71.

Образы "униженных и оскорбленных". Второстепенные персонажи.

Приемы создания образа Петербурга.

1

Опрос по вопросам учебника.

72.

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.

1

Анализ эпизодов.

73.

Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения.

1

Сообщения по индивидуальным заданиям.

74.

Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога.

1

Письменный анализ эпизодов.

75.

"Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора.

Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

1

Письменный ответ на проблемный вопрос.

76.

Р.р. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

1

Сочинение.


Л.Н.Толстой

16+1


77.

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество.

1

Качество подготовки рефератов, докладов, публичных выступлений.

78.

Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности.

1

Тест на знание содержание романа-эпопеи.

79-80.

Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1

Рассказ о духовных исканиях Андрея Болконского и Пьера Безухова. Защита проектов.

81.

Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни".

1

Письменная характеристика Платона Каратаева.

82.

Изображение светского общества.

1

Письменный анализ эпизода

83.

"Мысль народная" и "мысль семейная" в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских.

1

Самостоятельно сформулированные вопросы по теме урока. Защита проектов.

84.

Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога.

1

Цитатный план по образам Наташи Ростовой и княжны Марьи

85.

Тема войны в романе. Толстовская философия истории.

1

Письменный ответ на проблемный вопрос

86.

Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.

1

Анализ эпизодов

87.

Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого.

1

Цитатный план характеристики образа Тихона Щербатого

88.

Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина.

1

Пересказ эпизодов

89.

Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса.

1

Самостоятельно составленный перечень эпизодов для характеристики Кутузова и Наполеона

90.

Москва и Петербург в романе.

1

Анализ эпизода.

91.

Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев ("диалектики души").

1

Тест на обнаружение языковых средств художественной образности.

92.

Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи.

Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

1

Тест по творчеству Л.Н. Толстого. Защита проектов.

93.

Р.р. контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".

1

Сочинение.


А.П.Чехов

7+1


94.

А.П.Чехов. Жизнь и творчество.

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов.

Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова.

1

Качество подготовки рефератов, докладов, публичных выступлений.

95.

Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни.

1

Тест на знание содержания рассказов А.П. Чехова

96.

Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

1

Письменный ответ на вопрос. Защита проектов.

97.

Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада.

1

Тест на знание содержания комедии

98.

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта.

1

Цитатный план характеристики Раневской и Гаева

99.

Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс).

1

Характеристика героев произведения.

100

Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра.

Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

1

Письменный развернутый ответ на проблемный вопрос.

101

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. П. Чехова.

1

Сочинение.

102


Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

1


Качество подготовки рефератов, докладов, публичных выступлений.


Домашнее сочинение-2

Классное сочинение-6

Контрольное сочинение-2

Наизусть-8
























© 2010-2022