• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Редакционно-издательская деятельность учеников средней ступени образования в контексте формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий

Редакционно-издательская деятельность учеников средней ступени образования в контексте формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гейда Е. А.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Школы № 166 г. о. Самара

Редакционно-издательская деятельность учеников средней ступени образования в контексте формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий

Федеральные государственные образовательные стандарты современной школы, помимо развития предметных академических умений и компетенций, призваны расширять и личностные способности ученика успешно коммуницировать с окружающей действительностью.

Так, коммуникативные универсальные учебные действия предполагают овладением всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми, адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.

В педагогической внеурочной деятельности одним из средств воспитания и развития перечисленных компетенций является редакционно-издательское творчество учеников 5-9 классов. На мой взгляд, выпуск информационного вестника «Учусь учиться» и впоследствии газеты «Виктория» помогает учащимся средней ступени образования формировать и развивать коммуникативные компетенции. Следует отметить, что издание газеты в качестве метода по формированию коммуникативных компетенций самостоятельно педагогическим сообществом до сегодняшнего дня не рассматривался, а потому актуальность данного вопроса в большей степени является новаторской точкой зрения.

Цель доклада - обобщение и систематизация средств и приемов формирования коммуникативных УУД в контексте редакционно-издательской деятельности моих учеников.

Коммуникативная компетенция основывается на двух базовых аспектах:

- общение и взаимодействие, то есть умение представлять и сообщать в письменной и устной форме высказывание по поставленной проблеме, а также использовать точные и выразительные речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- работа в группе, команде, то есть умение устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

В процессе редакционно-издательской деятельности учащиеся успешно развивают свои коммуникативные компетенции по этим аспектам. Для начала необходимо пояснить, как выпускается школьная газета и каким образом в процессе ее создания происходит развитие коммуникативных способностей учеников.

Газета «Виктория» - информационный вестник, освещающий социально значимые мероприятия в контексте жизни школы МБОУ Школы № 166, района, города, области, рассчитанный на думающую читательскую аудиторию из числа ученического состава, родительской и педагогической общественности. Формат издания интересен жанровым многообразием материалов - новостные статьи, обзоры, заметки, интервью, репортажи, очерки и фотоочерки.

Информационный вестник четко регламентирует содержание статей по рубрикатору. Так, в издании присутствуют рубрики: «Главная новость», «Проба пера», «В патриотическом задоре», «Открытая студия», «Пусть говорят», «Праздники», «Впереди планеты всей», «Званые гости», «Весело живем», «Поздравление», «Акция», «В двух словах», «Наши лидеры», «Короткой строкой», «Глазами семиклассницы», «Музыкальный калейдоскоп», «Игровые ноу-хау», «Соцопрос», «Толстушкам на заметку», «Байки», «По секрету всему свету», «Под прицелом», «Бегущая строка», «Личный опыт», «Правда жизни» и другие.

Информационное наполнение вестника происходит постепенно, в течение четверти, силами учеников, желающих испробовать свои творческие задатки в издательском деле. На сегодняшний день в число редакторского состава и корреспондентского штаба входят свыше 30 человек. Однако закрепления четких «должностей» за определенным учащимся не происходит. Так, ученик, сумевший проявить себя в корреспондентском деле и принесший определенный новостной контент, автоматически вносится в число лиц, принимавших участие в издании газеты, его фамилия печатается в выходных сведениях. Однако право числиться постоянным корреспондентом нужно доказывать каждую четверть, внося посильный информационный вклад и принимая участие на заседаниях редколлегии.

Так, на этапе планирования газеты ученики учатся формулировать концепцию издания - доводить наилучшим образом информацию о жизни социокультурного центра школы № 166 до сведения своей читательской аудитории: одноклассников, родителей и учителей. Ребята самостоятельно выбирают для освещения того или иного культурного события соответствующий жанр. В процессе моей педагогической деятельности в этом направлении учащиеся познакомились с информационными, аналитическими, художественно-публицистическими жанрами. И теперь умеют аргументировано доказать, например, что проблема конфликта в школе с разными участниками педагогического процесса наиболее доступна и познавательна для читательской аудитории будет в рамках интервью на третьей полосе без фотографии, но с черно-белой графической карикатурной зарисовкой в рубрике «Открытая студия».

Хочется отметить высокий уровень коммуникативных компетенций ученицы 6 класса «Г» Лукьяновой Виктории, которая четко и аргументированно отстояла право своего интервью быть в том виде, в каком она его задумала и донесла до читателя.

Концепция издания информационного вестника определяет макетирование, то есть размещение по полосам наиболее актуальных и интересных материалов согласно жанровому разнообразию. Таким образом, учащиеся самостоятельно в процессе культурного диалога ранжируют тематику подобранных материалов, обсуждают иллюстративный материал, аргументируя свою позицию и тем самым оттачивая свои коммуникативные компетенции.

Необходимо отметить, что в процессе коммуникации ребята также расширяют свой лексический диапазон, употребляют введенные специальные термины и понятия, постигая азы журналистской профессии. На мой взгляд, интересна и во многом показательна речь ученицы Лавриненко Полины из 6 класса «Г», которая, выбирая наиболее точные и выразительные речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, грамотно доказала право своей статьи располагаться именно на третьей полосе, причем не в подвале - нижняя часть полосы - и с подробным фотоотчетом (четыре фотографии!).

Развитию коммуникативной компетенции ребят во многом способствует речеведческая работа по подбору рубрик и сопроводительных комментариев к иллюстративному материалу. Задача интересна также и тем, что схожие по жанровой направленности материалы не могут дважды дублироваться в пределах одного информационного выпуска. Так, в номере от 20 марта 2014 года большой дискуссионный резонанс среди ребят вызвал подбор рубрики и заголовка к статьям, имеющим схожее военно-патриотическое звучание. Речь шла о проведении игры Зарница и праздновании Дня защитника Отечества. В процессе культурного диалога ребята проводили творческую лексическую работу - подбор синонимического ряда и определение наиболее звучного и тематически оправданного слова-лексемы. Ребята сумели придти к единому мнению, что заметка о проведении игры Зарница будет уместна под заголовком «Впереди планеты всей» в рубрике «В патриотическом задоре», а материал, посвященный Дню защитника отечества - под заголовком «Аты-баты, шли солдаты».

Мой сегодняшний опыт по формированию коммуникативной компетенции учащихся на средней ступени образования в контексте редакционно-издательского творчества учеников, конечно же, еще не закончен. Я поделилась с вами теми методами, которые помогают мне во внеурочной деятельности развивать и воспитывать интеллектуальную, творчески одаренную, нравственную личность, способную вести продуктивное речевое взаимодействие как со сверстниками, так и со взрослыми.

Поскольку в конечном счете основная задача учителя воспитать конкурентоспособного и толерантного гражданина современной и просвещенной России, данную работу по формированию коммуникативных УУД в контексте редакционно-издательской деятельности намереваюсь продолжить.


© 2010-2022