1 урок по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина «Ужасный век, ужасные сердца…»

Цели:  - создание  интриги для изучения трагедий, организация творческого пространства для интерпретаций читательских, актерских, режиссерских;   - знакомство с историей создания «Маленьких трагедий», основной идеей и  конфликтом пьес    Задачи:  n   совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения; n  развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков; n  развитие творческого мышления, речи, ораторского мастерства, креативности n  формирование положительных нравственных ориентаций n   воспитание  толерантности, самостоятельности Тип урока   урок – мастерская Форма проведения - групповая Методы и приемы:  аналитическое чтение, сравнительный анализ, метод ассоциаций, работа над проблемными ситуациями, составление кластера Оборудование: Интерактивная доска (презентации и работа в  Activе Studiо), тексты «Маленьких трагедий», ватман, маркеры. Запись песни А.Дольского «Деньги, деньги, вещи, вещи…» Класс разбит на 4 группы, вся предлагаемая работа обсуждается  в группах и  защищается, группа  фиксирует степень участия каждого в работе на протяжении всего урока. Ход урока. 1.  Орг. момент. 2.   Постановка цели урока 3.  Работа по теме урока «Ужасный век, ужасные сердца» ( Слайд) * Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с вами с удивительным произведением, «Маленькие трагедии». А начнем мы работу, как всегда,  с  глубокого обдумывания названия произведения. -  О чем  говорит название? - О чем пойдет речь? -  Подберите ассоциации к каждому слову (Ответы детей. Маленькие – беззащитные, крохотные, незначительные, пустяк Трагедии – драмы, боль, страх, безнадежность, событие.) ·        Составьте по 2 – 3  вопроса к названию «Маленькие трагедии» и ответьте на них ( Что такое трагедия? Разве бывает трагедия маленькой? А кому она может показаться маленькой? ( Только стороннему наблюдателю, но не тому, с кем она приключилась)  - Как называется прием, когда совмещены понятия несовместимые? ( оксюморон) *  Слайдовая презентация  подготовленных учащихся об истории создания «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина ( индивидуальная самостоятельная  работа)  *  Работа над проблемной ситуацией ( Слайд) n  Автор переносит нас в разные страны, разные эпохи: n     «Скупой рыцарь» - средневековье, Франция. n     «Каменный гость» - Испания n     « Пир во время чумы» - Англия, великая чума 1665 года n     « Моцарт и Сальери» - Вена, 1791 год, последние дни Моцарта -  Как эти данные можно связать с эпиграфом произведения «Ужасный век, ужасные сердца…»?
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кучина Людмила Николаевна,

учитель русского языка и литературы

ГУ «Кабанбайская средняя школа № 1»

1 урок по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина

«Ужасный век, ужасные сердца…»

Цели: - создание интриги для изучения трагедий, организация творческого пространства для интерпретаций читательских, актерских, режиссерских;

- знакомство с историей создания «Маленьких трагедий», основной идеей и конфликтом пьес

Задачи:

  • совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения;

  • развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков;

  • развитие творческого мышления, речи, ораторского мастерства, креативности

  • формирование положительных нравственных ориентаций

  • воспитание толерантности, самостоятельности

Тип урока урок - мастерская

Форма проведения - групповая

Методы и приемы: аналитическое чтение, сравнительный анализ, метод ассоциаций, работа над проблемными ситуациями, составление кластера

Оборудование: Интерактивная доска (презентации и работа в Activе Studiо), тексты «Маленьких трагедий», ватман, маркеры.

Запись песни А.Дольского «Деньги, деньги, вещи, вещи…»

Класс разбит на 4 группы, вся предлагаемая работа обсуждается в группах и защищается, группа фиксирует степень участия каждого в работе на протяжении всего урока.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Постановка цели урока

3. Работа по теме урока «Ужасный век, ужасные сердца» ( Слайд)

* Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с вами с удивительным произведением, «Маленькие трагедии». А начнем мы работу, как всегда, с глубокого обдумывания названия произведения.

- О чем говорит название?

- О чем пойдет речь?

- Подберите ассоциации к каждому слову

(Ответы детей. Маленькие - беззащитные, крохотные, незначительные, пустяк

Трагедии - драмы, боль, страх, безнадежность, событие.)

  • Составьте по 2 - 3 вопроса к названию «Маленькие трагедии» и ответьте на них

( Что такое трагедия? Разве бывает трагедия маленькой? А кому она может показаться маленькой?

( Только стороннему наблюдателю, но не тому, с кем она приключилась)

- Как называется прием, когда совмещены понятия несовместимые? ( оксюморон)

* Слайдовая презентация подготовленных учащихся об истории создания «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина ( индивидуальная самостоятельная работа)

* Работа над проблемной ситуацией ( Слайд)

  • Автор переносит нас в разные страны, разные эпохи:

  • «Скупой рыцарь» - средневековье, Франция.

  • «Каменный гость» - Испания

  • « Пир во время чумы» - Англия, великая чума 1665 года

  • « Моцарт и Сальери» - Вена, 1791 год, последние дни Моцарта

- Как эти данные можно связать с эпиграфом произведения «Ужасный век, ужасные сердца…»?

- Используя информацию, данную выше, ответить на вопрос, почему эти произведения объединены А. С. Пушкиным в цикл «Маленькие трагедии»? ( География - великие страны Европы, время - столетия. Человеческие страсти кипят везде и всегда.)

  • Работа над эпиграфом.

«Ужасный век,

ужасные сердца…»

«Скупой рыцарь» А. С. Пушкин


Каждая группа составляет ассоциативный ряд на каждое слово эпиграфа (защита происходит при помощи Асtive studio)

  • Работа в группах. Для чего Пушкин использовал прием оксюморона в названиях?
    Дать понятие каждого слова в названиях произведений, показав их несовместимость.
    (составление кластера на ватмане)

  • 1 группа

  • Скупой Рыцарь

Страсть к золоту, т.е. мир средневековья - мир

жажда богатства, жажда рыцарских турниров, патриархальности,

власти поклонение даме сердца

ощущает себя всемогущим, рыцарь - воплощение чести,

всесильным благородства, независимости,

вступались за слабых, обиженных

2 группа

  • Пир Во время чумы

Радость, надежда, будущее болезнь, смерть, потеря

3 группа

  • Каменный Гость

Тяжелый, неизменный, черствый, тот, кому рады, добро, надежды

Жестокий

4 группа

  • Моцарт Сальери

Добродушие, человечность, гениальность зависть, злость, гордыня

  • Почему и в чем герои противопоставлены? Сделать общий вывод.

  • Посмотрим, как работает прием контраста на примере пьесы «Скупой рыцарь»
    (Работа на интерактивной доске, составление кластера)

  • БАРОН ( отец) АЛЬБЕР ( сын)

  • Богат, потому кажется беден, потому зависим;

cвободным и независимым ищет путь к независимости

НО И

  • служит золоту - рыцарь, находит его в золоте

который занят накопительством.

  • Это приводит его к разрыву с это приводит его к

людьми, с собственным сыном, преступлению

к безнадежному одиночеству.

  • Владыка денег, он становится

рабом; чувствует приближение

смерти и понимает, что дело

его жизни рухнет

  • Оба - и отец, и сын - делают ставку на золото

  • Что получили от золота?

  • (Составление ассоциативного ряда)

символ веры

  • ЗОЛОТО источник коварства, злодеяний

начало преступления

золото не освобождает человека, а закабаляет его душу:

  • Ø отец и сын становятся врагами

  • Ø отец теряет все человеческие чувства

  • Ø сын совершает преступление

  • Работа с текстом. Инсценирование отрывка. Сравните, каким Барон вошел в подвал, и каким вышел.

  • Вывод: золото убило душу. Последние слова Барона «Ужасный век, ужасные сердца!» подчеркивают, что понятия о чести, благородстве растоптаны.

Слайд для анализа

За власть отечество забыли,

За злато прОдал брата брат.

Добро и зло - все стало тенью,

Все было предано презренью

Как ветру предан дольный прах.

4. Обобщение.

«Маленькие трагедии» - произведение о человеке, его возможностях, о границах добра и зла.

О каждом из героев существует легенда, которая в произведениях Пушкина отвергается.

Дополни выводы, собрав правильно предложения:

Слайд

  • Альбер видит в отце только… ( праздного гуляку).

  • Сальери видит в Моцарте …. (скрягу, холодного и жестокого ростовщика).

  • Дон Гуан, по мнению слуги и влюбленной в него женщины, - … (безбожником)

  • Вальсингам, пирующий с друзьями, кажется священнику …. .(безбожный развратник.)

Слайд И всякий раз молва, легенда оказывается ложной.

  • Барон умирает потому, … (что гордость, человеческое достоинство возьмут в нем верх).

  • Дон Гуан оказывается… (способным на истинную любовь).

  • Моцарт сохраняет…. ( верность себе, доверие даже перед смертью.)

  • С кем из героев вы ассоциируете следующий ряд словосочетаний?

  • Гордость, презирающая всех -

  • Жадность, не дающая подумать человеку и минуты о духовном -

  • Зависть, доводящая до злодеяний -

  • Чревоугодие, не знающее никаких постов, страстная привязанность к увеселениям-

  • Гнев, вызывающий разрушительные последствия -

Творческая работа учащихся

На фоне записи песни А.Дольского «Деньги, деньги, вещи, вещи…» учащиеся готовят сочинение - миниатюру по группам:

1. В чем современность пьесы?

2. Может ли фигура Барона появиться сейчас?

3. Современные бароны, кто они?

4. Можем ли мы сказать, что эпиграф «Жестокий век, жестокие сердца» стал пусковым механизмом для всех четырех пьес «Маленьких трагедий»?

  1. Рефлексия. Что потрясло? Что запомнилось? Над чем буду думать?

Самоанализ работы и анализ работы каждого в группе. Оценивание.

6 Домашняя работа

Читать и анализировать пьесу «Моцарт и Сальери».

1 вариант. О чем пьеса всего в 7 страниц?

2 вариант. Почему Пушкин сменил первоначальное название «Зависть»?

Индивидуальная: слайдовая презентация «Легенда и факты жизни Моцарта и Сальери»






© 2010-2022