Литературная гостиная Встреча с И. А. Крыловым

 На фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящее время.  Литературная гостиная приобщает учащихся к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.Литературная гостиная "Встреча с И.А.Крыловым и его баснями" пом...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная гостиная

«Встреча с И.А.Крыловым и его баснями»

Цели: 1) углубить знания о жизни и творчестве И.А.Крылова;

2) знакомить с баснями и их особенностями;

3) развивать речь, память, расширять кругозор

учащихся;

Оборудование: портрет Крылова; иллюстрации к басням; выставка книг; эпиграф;

Ход мероприятия:

1. Чтение эпиграфа к уроку.

«Люблю, где случай есть пороки пощипать.»

2. Слово о писателе, баснописце, драматурге И.А.Крылове.

1- й ученик.

Более 200 лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

2- й ученик.

И.А.Крылов родился в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжёлых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была умна и добра от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете, Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений «подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

1-й ученик.

Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными.Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему ее даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.

2-й ученик.

Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества* Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов « посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов...»

1- й ученик.

По определению Н.В.Гоголя, басни Крылова- «книга мудрости самого народа». В.Г.Белинский высоко ценил творчество Крылова, говоря, что его будет читать весь русский народ. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира»

2- й ученик.

Иногда задумываешься: а что, если бы в баснях речь шла только о животных? Что, если бы и персонажи «мыслили» по-звериному? Или, напротив, действовали бы только люди? Пожалуй, всё бы пропало» Ведь «душа» крыловской басни в этом «органическом синтеза человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и поэтому никак не оскорбительном.

2.Выступление учащихся.

1.Крылов отрицательно относился к царю Александру первому, который много обещал и ничего не сделал для народа. Царя и его министров си высмеял в басне «Квартет». 2.В 1810 году Александр первый перестроил Государственный Совет, разделив его на 4 департамента. Во главе каждого

из них стоял министр. Однако законов никаких для облегчения жизни народа не последовало, Крылов высмеял это бесплодное мероприятие.

З.Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать»

3. Инсценирование басен.

Басня «Квартет» (учащиеся инсценируют басню, в руках инструменты- картонные скрипки, баса, альта.)

1- й ученик.

Чему учит эта басня? (разоблачает хвастунов, самоуверенных, берущихся не за своё дело)

2- й ученик.

Есть у Крылова басим, ь которых нет вывода, но сама сцена, коротенький сюжет заставляют задуматься,

4. Басня «Демьянова уха» (инсценировка)

1- й ученик.

Какие слова из этой басни часто употребляются в нашей речи? (пот градом, сыт по горло)

5.Выразительное чтение наизусть «Волк на псарне»

2- й ученик.

Басня «Волк на псарне» была написана Крыловым во время Отечественной войны 1812года. Французы заняли Москву. Наполеон предложил Кутузову заключить мир, но предложение было отвергнуто, и вскоре началось изгнание французов" из России. И.А.Крылов послал эту басню Кутузову в действующую армию.

б.Каждая басня имеет своих действующих лиц.

1-й ученик.

Сегодня вы были и артистами , и иллюстраторами, и знатоками басен Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов- актёр, художник, музыкант. Он читал свои басни, и замечательно!

2-й ученик.

Стихотворение М. Исаковского о Крылове и его баснях.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Всё знал и видел ум певца пытливый

Всего сильней желая одного.

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

1-й ученик.

Мы пригласили вас в нашу литературную гостиную, чтоб рассказать, что знаем о Крылове, раскрыть свой начинающий талант, и показать, как исполняли роли.

Заключительное слово.

Поэт Батюшков написал о Крылове: «Это человек-загадка, и великая!»

А великий критик Белинский восхищённо заметил: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего русского народа «

Дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.

Викторина но басням Крылова.

1.В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник?

( В Петербурге в Летнем саду)

2.Что означает слово «квартет»?

(Муз. произведение для 4 инструментов)

3.Из каких басен взяты эти строки?

Да только воз и ныне там. ( «Лебедь, Рак и Щука» )

Не оставь меня кум милый

Дай ты мне собраться е силой («Стрекоза и Муравей» )

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

(«Квартет»)

Вертит очками так и

То к темю их прижмёт,

То их на хвост нанижет («Мартышка и очки»)

У сильного всегда бессильный виноват (« Волк и ягнёнок»)

Голубушка! Как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки! («Ворона и лисица» )

© 2010-2022