Технология развития критического мышления

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я думаю, вы согласитесь, что наша профессия предполагает не только глубокое знание преподаваемого предмета, но и умение донести их до детей. Я говорю о методике преподавания дисциплины, которая составляет, на мой взгляд, основу профессионализма каждого из нас. (слайд №2) За последние 30 лет, не могу взять цифру 40, так как ещё не достигла её, мы апробировали огромное количество разных технологий, (попросить назвать) и суть каждой из них заключалась в одном: результативность обучения. Многие помнят комментированное письмо Софьи Лысенковой, Школу радости Амонашвили, очень быстро мы освоили «Колесо ускорения» Зайцева, на мой взгляд, надо вернуть жужжащее чтение не только в начальном звене. А авторские школы Ямбурга, Тубельского и других существуют до сих пор. Мы работали с СОУ и СОКами Симонова, мне нравился разговор о «Зонах ближайшего развития» Максима Поташника. Сегодня многие технологии прошлого века получили иное звучание. Например, УДЕ на уроке русского языка раньше- это огромное количество оформленных на ватмане опорных таблиц, сегодня- электронные таблицы.

Без применения Современных образовательных технологий сегодня никто не работает. (слайд №3) Достаточно изучить Энциклопедию современных образовательных технологий Германа Константиновича Селевко, который был руководителем Центра саморазвития и самосовершенствования личности Международной академии наук педагогического образования. В интернете можно послушать его выступление на 3-ей международной конференции. Можно пройти дистанционные курсы, что очень удобно, в любом институте страны и получить вот такие пособия для руководства к действию.

Что же такое образовательная технология? (Слайд №4) появился более 50 лет назад и означает построение педагогического процесса с гарантированным результатом. Все вы знаете критерии технологичности,(слайд №5) они же зафиксированы в ФГОС 2 поколения. На мой взгляд, и данным критериям, и стандартам полностью соответствует применяемая мною Технология развития критического мышления (ТРКМ). Сопоставьте цель данной технологии, (слайд №6) определение понятия критическое мышление (слайд №7), исходные научные идеи с ФГОС (слайд 9-11). Если в начальной школе выпускник должен овладеть основами умения учиться, быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, должен уметь слышать и слушать, высказывать своё мнение, то заканчивая основную и среднюю школу, он должен быть готовым самостоятельно продолжить свою образовательную траекторию до конца жизни. Выпускники каждого уровня обучения должны уметь добывать, извлекать необходимую информацию,(слайд №12) и что не мало важно- правильно оценивать результат своего обучения.

Каковы же критерии оценки результата по ТРКМ?(слайд №13) Это критичность мышления, а значит- оценка (объективная), правильный диагноз, способность к самоконтролю, аргументированная критика (не менее 2-х аргументов, как на ЕГЭ), прогнозирование дальнейших действий. Всё это можно увидеть на уроке, кстати и наш семинар я попыталась построить по ТРКМ. (слайд №14) Вызов был у нас, когда я предложила вам поговорить о технологиях вам известных, а дальше пошло осмысление методом сопоставления ТРКМ с ФГОС , ну а совсем скоро ждите рефлексию. Каждый этап урока имеет свои задачи. (слайд №15-17).

Я стараюсь давать детям больше самостоятельности и в определении темы урока, хвалю их за имеющиеся знания по той или иной теме, опираюсь на их опыт и подталкиваю к определению задач урока. А на стадии осмысления оказываю как групповую, так и индивидуальную помощь. Очень важно наладить доброжелательное взаимодействие учащихся на уроке, научить слушать друг друга, тактично исправлять ошибки.

Приёмы работы у нас разные: заполнение кластера (слайд №18), он позволяет дать, а затем систематизировать большой объём материала, а вот это и есть теперь уже электронные таблицы по УДЕ (слайд 19-21). Группировку тех или иных орфограмм дети проводят, заполняя вот такие таблицы. (слайд №22-23).

И наконец, рефлексия также проводится по-разному: уже могут дети 6-7 классов составлять синквейны,(СЛАЙД №24) а порой дети получают карточки для оценки результата усвоения материала (слайд №25) и так далее.

Давайте составим синквейн на тему ТРКМ.

ТРКМ

Современная, востребованная.

Развивает, заставляет, аргументирует.

Очень актуальна в наши дни.

Результат.

(потом показать слайд №26)

А теперь очень попрошу оценить результат своей работы здесь и сейчас. (раздать оценочный лист-инсерт слайд №27) Инсерты я даю детям чаще на 1 стадии урока. Спасибо. Эти маленькие буклетики напомнят вам уже дома, на работе, что технологий много (слайд 28), но среди них есть ТРКМ, и хотя она была разработана не в дружественной для России Америке, но всё больше развивается у нас особенно сейчас, как вы поняли, так как соответствует новому образованию (это я о ФГОС).




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Городовиковская общеобразовательная средняя школа №2»





Методический семинар

«Технология развития

критического мышления»













Выполнила: учитель русского языка

и литературы Лалушева Р.Ф.

г.Городовиковск-2015 г.




© 2010-2022