Поурочные по русскому языку на теуу «Употребление имен прилагательных в речи» (10 класс)

Қызылорда қаласы Қараөзек ауыл №39 «Қызылөзек» орта мектебі Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Сейдалиева Салима   Тема:   «Употребление имен прилагательных в речи» Класс:  10 «Б» Цели урока: Обучающие Формирование умения определять роль прилагательных в тексте, речи; Совершенствование умения работать с художественным образом, изобразительными средствами языка. Развивающие Развитие эмоционального восприятия слова, художественного текста, мышления, творческого воображения; Развитие устной и... Знал (а) Что известно ученику по данной теме Узнал (а) Что нового узнал (а) из текста     Много  употребляем  в  речи. Придаёт  речи  не  только точность,  меткость,    и  особую  выразительность. Имена  прилагательные   занимают третье  место  после  существительных  и  глаголов. В  художественной  речи  часто  используются  прилагательные,  употребленные  в  переносном  значении,   прилагательные- синонимы,  прилагательные- антонимы.                   Стихотворение  Ф. И. Тютчева  «Чародейкою  зимою» .   Выразительное  чтение. Задания к тексту: 1.К какому стилю относится этот текст?(Художественному). 2.Тип речи – описание, повествование, рассуждение? 3. Какую картину автор рисует в тексте? (образную картину зимнего леса) 4. Какие слова нам помогают ярче представить эту картину? В  стихотворениях  часто  используются   слова имен  прилагательных  в  переносном  значении.  Это  средства  языковой  выразительности,  как  метафоры   и  сравнен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Қызылорда қаласы

Қараөзек ауыл

№39 «Қызылөзек» орта мектебі

Орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі Сейдалиева Салима

Тема: «Употребление имен прилагательных в речи»

Класс: 10 «Б»

Цели урока:

Обучающие

Формирование умения определять роль прилагательных в тексте, речи;

Совершенствование умения работать с художественным образом, изобразительными средствами языка.

Развивающие

Развитие эмоционального восприятия слова, художественного текста, мышления, творческого воображения;

Развитие устной и письменной речи учащихся.

Воспитательные

Формирование духовно развитой личности;

Формирование интереса к русскому языку, его богатству, желания пользоваться средствами выразительности, говорить красиво и образно.

Формы учебной деятельности: фронтальная, работа с учебником, индивидуальная работа, практическая работа.

Оборудование: учебник, карточки, разноуровневые задания.

Ход урока:

I. Организация урока (проверка готовности к занятию, создание у

учащихся благоприятного настроя на работу).

II. Актуализация знаний учащихся.

На доску повешен плакат с рисунком вопросительного знака.

Здесь спрятаны вопросы по разделу «Имя прилагательное»

  1. Дайте определение имени прилагательного.

  2. Назовите разряды прилагательных.

  3. Какие прилагательные являются качественными?

  4. Какие прилагательные являются относительными?

  5. Какие прилагательные являются притяжательными?

  6. У каких прилагательных есть краткая форма?

  7. На какие две группы делятся степени сравнения?

  8. Как образуются степени сравнения?

  9. Когда в именах прилагательных пишутся две буквы н, а

когда одна буква н?

  1. Правило о написании кратких прилагательных с шипящей на конце?

  2. Какими членами предложения чаще всего бывают прилагательные?

  3. Какова роль имен прилагательных в речи?

Прилагательные делают нашу речь более точной и образной, так как позволяют показать различные признаки предмета. И мы ещё раз убедимся в этом на сегодняшнем уроке.

Записать в тетрадях число и тему урока.

III. Опережающее задание.

Упражнение 196. Прочитать текст , озаглавить каждую часть текста и подготовить пересказ. Выполнить задания к тексту.

IV. Практическая часть.

Разноуровневые задания

Первый уровень

Упр 197 Прочитайте качественные прилагательные. Запишите только те прилагательные, которые характеризуют человека по его внутренним качествам.

Второй уровень:

Упр 198 Запишите данные ниже прилагательные по группам, указывающие: 1) на место; 2) время; 3) назначение предмета;

4) материал, из которого сделан предмет; 5) принадлежность.

Третий уровень:

Упр 199 Определите значения прилагательных в данных ниже словосочетаниях. Составьте предложения, используя выделенные

словосочетания.

2. Упр 200 Чтение текста. ( о прилагательном)

Приём «Бортовой журнал».

Знал (а)

Что известно ученику по данной теме

Узнал (а)

Что нового узнал (а) из текста

Много употребляем в речи.

Придаёт речи не только точность, меткость, и особую выразительность.

Имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.

В художественной речи часто используются прилагательные, употребленные в переносном значении, прилагательные- синонимы, прилагательные- антонимы.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою» . Выразительное чтение.

Задания к тексту:

1.К какому стилю относится этот текст?(Художественному).

2.Тип речи - описание, повествование, рассуждение?

3. Какую картину автор рисует в тексте? (образную картину зимнего леса)

4. Какие слова нам помогают ярче представить эту картину?

В стихотворениях часто используются слова имен прилагательных в переносном значении. Это средства языковой выразительности, как метафоры и сравнения, эпитеты.

Индивидуальная работа.

Просклоняйте словосочетания зимнее солнце, ослепительная краса.

Некоторые имена прилагательные в русском языке с течением времени превратились в существительные, так как перестали обозначать признак, а стали называть предмет: столовая, ванная, жаркое.

Такие существительные могут образовать словосочетания по схеме: прилагательное +существительное: новая столовая, вкусное жаркое.

Многие слова в современном русском языке употребляются и как существительные, и как прилагательные: больной, родной.

Например: Больной выздоравливал. (подлежащее выраж им. сущ)

Больной человек выздоравливал.( человек- какой? больной)-имя прилагательное.

Карточки. На каждой карточке пословицы. Объясните значения пословиц. Сделайте синтаксический разбор.

  1. Трусливый и ленивый в дружбе живут.

  2. Глупый осудит, а умный рассудит.

  3. Лучше ученый, чем золочёный.

  4. Скупой платит дважды.

V. Обобщение.

-Над какой темой мы работали на уроке? (Употребление имён прилагательных в речи)

-Работая над темой, что нового вы узнали?

прилагательные необходимы речи , потому что они…

VI. Подведение итога урока, вставить оценки.

VII. Домашнее задание. Упр 206 стр 112





© 2010-2022