Выступление учителя на педагогических чтениях в школе в марте 2014 года

На современном этапе развития методики преподавания русского языка одной из главнейших задач является формирование коммуникативной компетенции учащихся, что предполагает развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты. Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся, однако многое зависит и от нас, учителей русского языка. Для совершенствования процесса преподавания русского языка необходимо вести системную, целена...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация работы с текстом в средних классах как один из основных этапов подготовки к ЕГЭ.

(выступление на школьных педчтениях в марте 2014 года)

Панева Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы средней школы№4 г.Каменска-Уральского

На современном этапе развития методики преподавания русского языка одной из главнейших задач является формирование коммуникативной компетенции учащихся, что предполагает развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты. Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся, однако многое зависит и от нас, учителей русского языка. Для совершенствования процесса преподавания русского языка необходимо вести системную, целенаправленную, личностно ориентированную, дифференцированную работу по подготовке к ЕГЭ, начиная с 5 класса, максимально используя для этого все имеющиеся резервы, ресурсы и потенциал.

Я считаю, что наиболее актуальным является работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь. Без планомерной и целенаправленной работы невозможна подготовка к итоговой аттестации, в котором среди прочих проверяются умения понимать текст, анализировать его, выявляя отличительные признаки и текстообразующие элементы, логически выстраивать план повествования, формулировать основные тезисы, приводить аргументы в их защиту, делать обобщения.

Для того чтобы добиться высоких показателей в этом направлении, работу с текстом нужно проводить уже в среднем звене. Начинать следует с простого. На уроках русского языка в 5 классе я использую такой вид работы, как речевая разминка. В начале каждого урока я раздаю учащимся карточки с короткими текстами.

Например:

Мурка.

У Васи была кошка Мурка. У нее были котята. Кошка и котята жили в углу, в ящике. В окно влетел петух. Кошка, защищая своих детей, бросились на петуха. Глаза у нее горели, а от петуха одни перья летели. Пришел Вася и выгнал петуха метлой.

Этапы работы с текстом:

Примечания

- Прочитать текст «про себя»,

- подготовиться к быстрому

плавному чтению.

Объем текстов постепенно увеличивается в зависимости от продвижения школьника.

Прочитать текст вслух так, чтобы все остальные поняли, о чем говорится в тексте.

Все остальные учащиеся внимательно слушают текст и готовятся ответить на вопросы учителя.

Похвала учителя.

Повышение мотивации ребёнка к чтению.

Учитель задает вопросы по содержанию текста всему классу.

Стимулирование к внимательному отношению школьников к прослушиванию текста; система поощрений.

Оценивание чтения учащимися.

Оценка «3» за подобную работу не ставится, чтобы не вызвать негативного отношения к чтению у учащихся.

Вопросы к тексту:

-Кто влетел в окно?

-Что сделал Вася?

-Почему кошка бросилась на петуха?

Вопросы нацелены на то, чтобы выяснить, как учащиеся усваивают информационный план текста, его смысловую сторону в процессе самостоятельного чтения вслух, как понимают главную мысль прочитанного.

Первый вопрос - информационный. Ответ на этот вопрос требует точного воспроизведения отдельных смысловых единиц текста.

Второй вопрос - на понимание смысловых связей между отдельными информационными единицами текста. Он направлен на выяснение способности делать вывод на основании содержания текста.

Третий вопрос - исходя из ответов на вопросы и опираясь на текст, учащиеся находят самые важные слова или предложения в тексте и определяют его главную мысль.

В 7 классе у учащихся уже формируются определенные навыки работы с текстом, так что задачу можно усложнить.После изучения темы «Словосочетание» я предложила учащимся такой текст:

(1)Медвежонок был одинок. (2)Зиму он провел около матери. (3) Весною же в берлоге оказались еще два маленьких медвежонка, а сам он стал нянькой, пестуном. (4) Он должен был следить за ними, забавлять их. (5) К тому же лучшая добыча отдавалась теперь маленьким, а ему доставались лишь остатки.(6) Как-то он отнял у маленьких братьев вкусные тетеревиные яйца. (7) Те завопили. (8) Тогда, следуя законам звериного царства, медведица жестоко избила пестуна и выгнала его из своей семьи. (9)Когда же он попробовал вернуться к матери, жалобно повизгивая, трепка повторилась.(10) Пришлось уйти. (11) Не сразу он научился ловить птиц и мелких зверушек, а потому питался только ягодами и корнями трав.(12) Осенью медвежонок издалека наблюдал, как старые медведи устраивали берлоги. (13) Он тоже нашел себе укромное место и впервые самостоятельно устроился на зимовку.

(И.Зыков)

1. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?

А) В берлоге весной появилось много маленьких медвежат.

Б) Однажды медвежонок отнял у малышей тетеревиные яйца.

В) Медвежонка выгнали из семьи.

Г) Медвежонок сумел устроиться на зимовку.

2. Назовите тип связи, который используется в словосочетании жалобно повизгивая (предложение 9).

3. Из предложения 5 выпишите словосочетание, образованное способом согласования.

4. Из предложения 12 выпишите словосочетание, образованное способом примыкания.

5. Из предложения 11 выпишите словосочетание, образованное способом согласования.

6. Из предложения 12 выпишите словосочетание, образованное способом управления.

7. Из 9 предложения выписать все словосочетания.

Данный вид работы помогает, прежде всего, провести смысловой анализ текста (1 задание), что, безусловно, требует вдумчивого прочтения текста и его осмысления.

Потом идет группа заданий, предназначенных для проверки умения определять способ связи слов в словосочетаниях, которыми автор пользуется в тексте.

В 8 классе работа с текстом проводится по структуре контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена.

Часть I.

Прочитайте предложения А,Б,В,Г и выполните задания А1-А3.

А. Каждое утро на дощатый стол в саду мы насыпали крошки и крупу.

Б. У синиц белые пушистые щеки, и когда синицы все сразу клевали, то было похоже, будто по столу торопливо бьют десятки белых молоточков.

В. Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки.

Г. Синицы ссорились, трещали, и этот треск, напоминавший быстрые удары ногтем по стакану, сливался в веселую мелодию.

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А,Г,Б,В

В,А,Г,Б

А,В,Б,Г

Б,А,Г,В

А2. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста.

Предложение А - простое, повествовательное, подлежащее мы.

Предложение Б - сложное, состоит из четырех простых.

Предложение В - простое с однородными членами.

Предложение Г - простое с однородными членами.

А3. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

А4. В каком ряду во всех словах пишется буква а?

А5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А15. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Догорала на горизонте заря ( ) и синим туманом окутывала степь заснеженные крыши хат.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

И т.д.

Прочитайте текст и выполните задания А19 - А21, В1 - В5, С.

(1)Листопад завершен. (2) Раздетый лес потемнел, просматриваясь насквозь. (3) Лишь кое-где молодые дубки гремят летними доспехами. (4) Да ведь они и в зиму зачастую уходят с сухими листьями. (5) Старые же дубы отрясли жухлую ветошь, обнажив корявые сучья, раскидали желуди на загрубелую землю. (6) Того и гляди просыплется из низких всклоченных облаков снег.

(7)Пороша выпадает по-разному. (8) То нежданно-негаданно за ночь вывершится [насыплет снегу] по щиколотку, глубоко и прочно ложась на стылую землю. (9) Или ждем ее ждем, а она второпях рассыплет снежную крупу, а потом и вовсе пропадет. (10) Вообще-то всякая зима имеет не одну снежную примету. (11) И только на исходе ноября обыкновенно ложится снег.

(12) А пока предзимье - время свежих ветров и легких порош. (13) Природа как бы задумалась на пороге погодных перемен и медлит отпускать загостившуюся осень.

(По А.Стрижеву)

А19. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?

А20. Определите тип речи текста.

И т.д.

Часть II.

Ответы к заданиям В1 - В2 запишите словом (-ами)

В1. Из предложений 1 - 3 выпишите словосочетание со связью примыкание.

В2. Укажите способ образования слова снежную.

В3. Выпишите из текста краткое страдательное причастие прошедшего времени.

Ответы к заданиям В4 - В5 запишите цифрами.

В4. Укажите номера предложений, в которых есть деепричастные обороты.

В5. Среди предложений второго абзаца найдите сложное предложение, укажите его номер.

Часть III.

С. Напишите сочинение, опираясь на данный текст и развивая его основную мысль.

По таким направлениям, на мой взгляд, должна проводиться работа на каждом уроке по совершенствованию методики обучения учащихся русскому языку, что, в результате, приведет к успешной подготовке и сдаче экзаменационной работы по русскому языку.





Список использованной литературы:

Русский язык: Система подготовки к единому государственному экзамену. Работа с текстом / авт.-сост. Т.Ф.Сивокозова. - Волгоград: Учитель, 2007.

Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки / авт.-сост. М.Е.Прокопенко. - Волгоград: Учитель, 2009.

Русский язык и литература в якутской школе №2, 2009. Научно-методический журнал.

Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий по русскому языку, сгруппированные по классам / сост. Г.М.Вялкова, Т.Ф.Сивокозова. - Волгоград: Учитель, 2007.

Электронное пособие «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» / авт.-сост. М.П.Старостина, ст.преподаватель кафедры гуманитарных предметов ИПКРО.

Федосеева Л.Н. Русский язык. Быстрая подготовка к ЕГЭ. Теория, тесты, упражнения. - М.: Айрис-пресс, 2006.



© 2010-2022