- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Буквы Ч и Щ в суффиксах имен существительных -ЧИК, -ЩИК (6 класс)
Буквы Ч и Щ в суффиксах имен существительных -ЧИК, -ЩИК (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Райш О.А. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик"). 6-й класс.
Райш Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ ТСШ №2
Разделы: Русский язык
Цель: создать благоприятные условия для закрепления умения правильно употреблять буквы Ч и Щ в суффиксе -чик- и -щик-
Задачи:
-познавательная: знать способ действия при выборе написания -чик- -щик- в существительных
-развивающая: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.
-воспитывающая: воспитывать доброжелательность и уважение друг к другу, прививать интерес к изучению русского языка, к миру профессий.
Тип урока- урок совершенствования знаний, умений, навыков; закрепление изученной орфограммы.
Оборудование, техническое оснащение: мультимедийное сопровождение к уроку, раздаточный материал (карточки)
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя:- Добрый день, ребята. Попробуйте предположить , о чём мы сегодня будем говорить, чем заниматься на уроке? А для этого послушайте небольшую лингвистическую сказку и сформулировать тему нашего урока.
"Жили-были суффиксы - ЧИК и - ЩИК , разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс - ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс - ЧИК , пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только - ЧИК , а ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор - ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко".
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сформулируем тему урока? (Буквы " ч " и " щ " в суффиксе имен существительных "- чик " ("- щик "). запись темы)
- Предположите цели сегодняшнего урока (ответы учащихся: научиться находить суффиксы -чик (-щик), научиться правильно писать суффиксы -чик (-щик);)
Обобщение учителя: Суффиксы будут работать и мы будем работать по различным специальностям.
Обращение к эпиграфу урока (слайд1): Ведь «Все профессии нужны,
Все профессии важны!»
3. Проверка домашнего задания.
А) Работа по карточке: (Лёт…чики увид…ли над г…ризонтом тр…вожные взмахи голубых лучей пр…жекторов)
- Ученик, выполняющий карточку работает шифровщиком.
Б) Фронтальный опрос. Работа в группе по карточке «Лови ошибку»:
(Орфограмма №33
В суффиксе существительных -чик-(-щик-)
После букв б-т, з-ш и ж пишется буква Щ.
В остальных случаях пишется буква Ч.
Верно ли?)
-Группа сыщиков исправляет ошибки в орфограмме и приводит примеры.
Подведение итогов опроса.
-Ваша «служба» была и опасна, и трудна.
Слово учителя: А знаете ли вы , что в мире существует около 50 тысяч профессий! А почему их так много (ответы учащихся). Ребята, каждый из вас, наверное, уже задумывался, кем он будет, когда вырастет? Может быть, вам понравятся профессии, образованные с помощью -чик- и -щик-.
4. Лексический диктант с комментарием.
-Отгадайте профессию!
-
Рабочий по погрузке и выгрузке - грузчик
-
Продавец мороженого - мороженщик
-
Бродячий музыкант с шарманкой - шарманщик
-
Типографский рабочий, делающий переплёты у книг - переплётчик
-
Специалист, который даёт различным инструментам голос и делает его красивым, звучным - настройщик
-
Специалист по переводам с одного языка на другой - переводчик
-
Кучер наёмного экипажа, повозки - извозчик
Задания: 1) назовите слова , в которых вы написали -чик-? Почему?
2)Найдите устаревшие слова, над ними карандашом поставьте знак-букву У.(шарманщик, извозчик) Почему они устарели?
3) Составьте с одним из записанных слов предложение. Учащиеся работают устно. Запись в тетрадь наиболее удачного предложения.
5.Игра «Четвёртый лишний».
-Работаем сортировщиками. (Задание выполняется устно)
На доске:
Развед…ик
Расфасов…ик
Гардероб…ик
Перепис…ик
Фрезеров…ик
Дрессиров…ик
Свар…ик
Танцов…ик
Водопровод…ик
Автомат…ик
Буфет..ица
Прессов…ик
Задания: 1) Найдите и запишите сложное слово и выполните морфемный и словообразовательный разборы.
2) Лексическое значение какого слова вам неизвестно? (фрезеровщик) Работа с толковым словарём учебника с. 249
3) Составьте словосочетания по вариантам:
1 вариант- прилагательное + фрезеровщик* 2 вариант-глагол*+ фрезеровщик (Т. п.)
6.Физкультминутка
- А сейчас, ребята, прозвучат отрывки из разных песен. Выполняя комплекс упражнений. попробуйте на слух запомнить слова с изученными суффиксами. А я буду регулировщиком.
Барабан был плох. Барабанщик - бог.
Ну, а ты была вся лучу под стать.
Так легка, что могла
Ты на барабане танцевать.
На Тихорецкую состав отправится.
Вагончик тронется, перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные.
Платочки белые /3 раза.
Платочки белые, глаза печальные.
Фонтан черёмухой покрылся.
Бульвар французский был в цвету.
"Наш Костя, кажется, влюбился," -
Кричали грузчики в порту.
Вопрос: в чём особенность суффикса в слове вагончик? (уменьшительно- ласкательное значение) а в словах барабанщик, грузчик?(со значением лица)
7.Задание для переписчиков. На доске слова: экскаватор, кран , пила, паркет, обои
Слово учителя: Строитель - очень важная профессия. Что нам стоит дом построить! А для этого нужно выполнить следующее задание: образовать от данных слов с помощью суффиксов -чик- -щик- различные строительные специальности.Записать профессии в алфавитном порядке, обозначить суффиксы
(Крановщик, обойщик, паркетчик, пильщик, экскаваторщик)
8.Синтаксическая минутка.
- Теперь вы переписчики. На нашей стройке кипит работа. Запишем под диктовку предложение. (Работает у доски один учащийся, все остальные записывают в тетрадь)
Неутомимо трудятся бетонщики, каменщики, кровельщики, арматурщики.
Задания: 1) кто такой арматурщик?- (специалист по установке арматуры)
2) когда пишется ь знак перед -чик- -щик-? (только после буквы Л)
3)Найдите в предложении слово с этой орфограммой и обозначьте её и предыдущем задании тоже.
4) Объясните постановку знаков препинания, составьте схему предложения.
Слово учителя: У В. Маяковского есть стихотворение «Кем быть? » Самостоятельно прочитайте строку из этого стихотворения на доске:
Я бы в кетличи пошёл, пусть меня научат.
- Переставьте в слове буквы так, чтобы можно было прочесть название профессии (летчики)
- Да, есть такая профессия - Родину защищать.
9. Задание «Наборщики»: За одну минуту напишите как можно больше военных специальностей с _-чик- -щик-.
Счётчик в действии.
(Лётчик, вертолётчик, пулемётчик, разведчик, автоматчик, ракетчик, наводчик…)
-Выбираем знатока профессий.
Слово учителя: Ребята, для каждой профессии требуется своё орудие, свой инструмент. Что вы достаете из портфеля, когда приходите в класс? (ручки, тетради, карандаши) Это ваши инструменты.
Инструмент- символ профессии. Каких только инструментов нет!
10. «Черный ящик» Вновь поработаем сыщиками.
- Угадайте, что в нём?
- Этот инструмент появился 3,5 тысячи лет назад. Сейчас его используют портной, садовник, парикмахер.
(Ножницы)
Задание: 1) какая орфограмма в слове? 2) Изменяется ли это слово по числам? (Нет)
-Этот инструмент связан с ещё одной профессией.
11. Приём «Собери слово». Поработаем наборщиками. (Один учащийся у доски с обратной стороны. Показ карточки- ответа после того как будет собрано слово)
1. Возьми приставку из слова зашить.
2.Корень- из слова кройка.
3.Суффикс - из слова уборщица.
4.Окончание - из слова пуговица
Ответ: закройщица
12. Итог урока.
-Вы пока ещё не выбрали себе инструменты и профессию, но вскоре сделаете это. Главные же ваши «инструменты»- сердце, голова и руки. Если сердце будет хотеть, голова -думать, а руки -уметь, то вы справитесь с любой работой :и с тестом , и с домашним заданием.
13.Тест по теме «Суффиксы -ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»
(учащимся раздаются тесты и бланки для ответов)
-
В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик
-
В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик
-
В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик
-
В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик
-
В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик
-
В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик
-
В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик
-
В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица
-
В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик
-
В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик
Код ответов:
№задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответ
3
1
4
3
1
3
1
1
2
3
13.Домашнее задание -двух уровней.
1уровень - обязательный для всех: орфограмма №33, упр.249
2уровень - творческое задание (по вашему желанию, предлагаю написать рассказы, стихотворения, загадки о профессиях, сделать их в виде книги и оформить рисунками. А назвать её можно так:«Банкир, фермер иль портной…Кто же я буду такой???»