Буквы Ч и Щ в суффиксах имен существительных -ЧИК, -ЩИК (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик"). 6-й класс.

Райш Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ ТСШ №2

Разделы: Русский язык

Цель: создать благоприятные условия для закрепления умения правильно употреблять буквы Ч и Щ в суффиксе -чик- и -щик-

Задачи:

-познавательная: знать способ действия при выборе написания -чик- -щик- в существительных

-развивающая: развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся.

-воспитывающая: воспитывать доброжелательность и уважение друг к другу, прививать интерес к изучению русского языка, к миру профессий.

Тип урока- урок совершенствования знаний, умений, навыков; закрепление изученной орфограммы.

Оборудование, техническое оснащение: мультимедийное сопровождение к уроку, раздаточный материал (карточки)

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя:- Добрый день, ребята. Попробуйте предположить , о чём мы сегодня будем говорить, чем заниматься на уроке? А для этого послушайте небольшую лингвистическую сказку и сформулировать тему нашего урока.

"Жили-были суффиксы - ЧИК и - ЩИК , разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс - ЩИК убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс - ЧИК , пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только - ЧИК , а ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор - ЩИК обходит пасеку стороной. Как только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает в гостях у брата очень редко".

2. Сообщение темы и целей урока.

- Сформулируем тему урока? (Буквы " ч " и " щ " в суффиксе имен существительных "- чик " ("- щик "). запись темы)

- Предположите цели сегодняшнего урока (ответы учащихся: научиться находить суффиксы -чик (-щик), научиться правильно писать суффиксы -чик (-щик);)

Обобщение учителя: Суффиксы будут работать и мы будем работать по различным специальностям.

Обращение к эпиграфу урока (слайд1): Ведь «Все профессии нужны,

Все профессии важны!»

3. Проверка домашнего задания.

А) Работа по карточке: (Лёт…чики увид…ли над г…ризонтом тр…вожные взмахи голубых лучей пр…жекторов)

- Ученик, выполняющий карточку работает шифровщиком.

Б) Фронтальный опрос. Работа в группе по карточке «Лови ошибку»:

(Орфограмма №33

В суффиксе существительных -чик-(-щик-)

После букв б-т, з-ш и ж пишется буква Щ.

В остальных случаях пишется буква Ч.

Верно ли?)

-Группа сыщиков исправляет ошибки в орфограмме и приводит примеры.

Подведение итогов опроса.

-Ваша «служба» была и опасна, и трудна.

Слово учителя: А знаете ли вы , что в мире существует около 50 тысяч профессий! А почему их так много (ответы учащихся). Ребята, каждый из вас, наверное, уже задумывался, кем он будет, когда вырастет? Может быть, вам понравятся профессии, образованные с помощью -чик- и -щик-.

4. Лексический диктант с комментарием.

-Отгадайте профессию!

  1. Рабочий по погрузке и выгрузке - грузчик

  2. Продавец мороженого - мороженщик

  3. Бродячий музыкант с шарманкой - шарманщик

  4. Типографский рабочий, делающий переплёты у книг - переплётчик

  5. Специалист, который даёт различным инструментам голос и делает его красивым, звучным - настройщик

  6. Специалист по переводам с одного языка на другой - переводчик

  7. Кучер наёмного экипажа, повозки - извозчик

Задания: 1) назовите слова , в которых вы написали -чик-? Почему?

2)Найдите устаревшие слова, над ними карандашом поставьте знак-букву У.(шарманщик, извозчик) Почему они устарели?

3) Составьте с одним из записанных слов предложение. Учащиеся работают устно. Запись в тетрадь наиболее удачного предложения.

5.Игра «Четвёртый лишний».

-Работаем сортировщиками. (Задание выполняется устно)

На доске:

Развед…ик

Расфасов…ик

Гардероб…ик

Перепис…ик

Фрезеров…ик

Дрессиров…ик

Свар…ик

Танцов…ик

Водопровод…ик

Автомат…ик

Буфет..ица

Прессов…ик

Задания: 1) Найдите и запишите сложное слово и выполните морфемный и словообразовательный разборы.

2) Лексическое значение какого слова вам неизвестно? (фрезеровщик) Работа с толковым словарём учебника с. 249

3) Составьте словосочетания по вариантам:

1 вариант- прилагательное + фрезеровщик* 2 вариант-глагол*+ фрезеровщик (Т. п.)

6.Физкультминутка

- А сейчас, ребята, прозвучат отрывки из разных песен. Выполняя комплекс упражнений. попробуйте на слух запомнить слова с изученными суффиксами. А я буду регулировщиком.

Барабан был плох. Барабанщик - бог.
Ну, а ты была вся лучу под стать.
Так легка, что могла
Ты на барабане танцевать.

На Тихорецкую состав отправится.
Вагончик тронется, перрон останется.
Стена кирпичная, часы вокзальные.
Платочки белые /3 раза.
Платочки белые, глаза печальные.

Фонтан черёмухой покрылся.
Бульвар французский был в цвету.
"Наш Костя, кажется, влюбился," -
Кричали грузчики в порту.

Вопрос: в чём особенность суффикса в слове вагончик? (уменьшительно- ласкательное значение) а в словах барабанщик, грузчик?(со значением лица)

7.Задание для переписчиков. На доске слова: экскаватор, кран , пила, паркет, обои

Слово учителя: Строитель - очень важная профессия. Что нам стоит дом построить! А для этого нужно выполнить следующее задание: образовать от данных слов с помощью суффиксов -чик- -щик- различные строительные специальности.Записать профессии в алфавитном порядке, обозначить суффиксы

(Крановщик, обойщик, паркетчик, пильщик, экскаваторщик)

8.Синтаксическая минутка.

- Теперь вы переписчики. На нашей стройке кипит работа. Запишем под диктовку предложение. (Работает у доски один учащийся, все остальные записывают в тетрадь)

Неутомимо трудятся бетонщики, каменщики, кровельщики, арматурщики.

Задания: 1) кто такой арматурщик?- (специалист по установке арматуры)

2) когда пишется ь знак перед -чик- -щик-? (только после буквы Л)

3)Найдите в предложении слово с этой орфограммой и обозначьте её и предыдущем задании тоже.

4) Объясните постановку знаков препинания, составьте схему предложения.

Слово учителя: У В. Маяковского есть стихотворение «Кем быть? » Самостоятельно прочитайте строку из этого стихотворения на доске:

Я бы в кетличи пошёл, пусть меня научат.

- Переставьте в слове буквы так, чтобы можно было прочесть название профессии (летчики)

- Да, есть такая профессия - Родину защищать.

9. Задание «Наборщики»: За одну минуту напишите как можно больше военных специальностей с _-чик- -щик-.

Счётчик в действии.

(Лётчик, вертолётчик, пулемётчик, разведчик, автоматчик, ракетчик, наводчик…)

-Выбираем знатока профессий.

Слово учителя: Ребята, для каждой профессии требуется своё орудие, свой инструмент. Что вы достаете из портфеля, когда приходите в класс? (ручки, тетради, карандаши) Это ваши инструменты.

Инструмент- символ профессии. Каких только инструментов нет!

10. «Черный ящик» Вновь поработаем сыщиками.

- Угадайте, что в нём?

- Этот инструмент появился 3,5 тысячи лет назад. Сейчас его используют портной, садовник, парикмахер.

(Ножницы)

Задание: 1) какая орфограмма в слове? 2) Изменяется ли это слово по числам? (Нет)

-Этот инструмент связан с ещё одной профессией.

11. Приём «Собери слово». Поработаем наборщиками. (Один учащийся у доски с обратной стороны. Показ карточки- ответа после того как будет собрано слово)

1. Возьми приставку из слова зашить.

2.Корень- из слова кройка.

3.Суффикс - из слова уборщица.

4.Окончание - из слова пуговица

Ответ: закройщица

12. Итог урока.

-Вы пока ещё не выбрали себе инструменты и профессию, но вскоре сделаете это. Главные же ваши «инструменты»- сердце, голова и руки. Если сердце будет хотеть, голова -думать, а руки -уметь, то вы справитесь с любой работой :и с тестом , и с домашним заданием.

13.Тест по теме «Суффиксы -ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

(учащимся раздаются тесты и бланки для ответов)



  1. В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

  2. В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

  3. В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

  4. В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

  5. В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

  6. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

  7. В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

  8. В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

  9. В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик

  10. В каком слове суффикс -ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик

Код ответов:

№задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

1

4

3

1

3

1

1

2

3

13.Домашнее задание -двух уровней.

1уровень - обязательный для всех: орфограмма №33, упр.249

2уровень - творческое задание (по вашему желанию, предлагаю написать рассказы, стихотворения, загадки о профессиях, сделать их в виде книги и оформить рисунками. А назвать её можно так:«Банкир, фермер иль портной…Кто же я буду такой???»



© 2010-2022