Конспект урока русского языка в 9 классе

Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. УМК. С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А.Чешко Тип урока: комбинированный   Цели урока образовательные: -формировать умение определять значение придаточного предложения, находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении; -совершенствовать пунктуационные навыки, навыки построения схемы; -производить синонимическую замену придаточных предложений там, где это необходимо и возможно; -активизировать деятельность учащихся в применении знаний ранее изученных тем; воспитательные:   - воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучениюрусского языка; -воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; -формировать чувство ответственности и коллективизма, учить добиваться результатов в работе, быть тактичным, корректным, справедливым развивающие: -активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы. -развивать положительную мотивацию учебной деятельности -развивать творческие способности, умение думать, рассуждать, делать выводы, работать над развитием речи, памяти, воображения -создать оптимальные психолого-педагогические условия для самореализации индивидуальных способностей учащихся на уроке.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

конспект урока русского языка в 9 классе.

Тема урока:

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

УМК. С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А.Чешко

Тип урока: комбинированный

Цели урока

  • образовательные:

-формировать умение определять значение придаточного предложения, находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении;

-совершенствовать пунктуационные навыки, навыки построения схемы;

-производить синонимическую замену придаточных предложений там, где это необходимо и возможно;

-активизировать деятельность учащихся в применении знаний ранее изученных тем;

  • воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

-воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

-формировать чувство ответственности и коллективизма, учить добиваться результатов в работе, быть тактичным, корректным, справедливым

  • развивающие:

-активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.

-развивать положительную мотивацию учебной деятельности

-развивать творческие способности, умение думать, рассуждать, делать выводы, работать над развитием речи, памяти, воображения

-создать оптимальные психолого-педагогические условия для самореализации индивидуальных способностей учащихся на уроке.

I.Проверка домашнего задания

Ребята, были ли у вас затруднения при выполнении домашнего задания? Выборочно проверяется домашнее задание упражнение 88

Вопросы для повторения.

- Дать определение сложноподчиненного предложения.

-Назвать сочинительные союзы.

- На какие группы делятся все сложные предложения, а на какие сложноподчиненные?

-Перечислить подчинительные союзы и союзные слова.

- Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?

Работа в тетрадях ( записывается число, классная работа)

У доски 3 ученика работают индивидуально по карточкам. (см. приложение)

Задание 1 Цифровой распределительный диктант

Простые Бессоюзные Сложносоч. Сложноподч.

Я прочитаю вам предложения, называя порядковый номер каждого, а вы должны разнести их номера по нужным колонкам.

1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.

2. Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.

3. Светило солнце, но было очень холодно.

4. Я поднял книгу, упавшую со стола.

5. Я встретил тетушку, которая приехала на последней электричке.

(Проверка: БСП -1;СПП-2,5; ССП -3; ПП- 4; Если нет ошибок, поставьте 1 балл на полях)

Задание 2. Прием «Верите ли вы?»

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" , если нет - "0".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где - подчинительные?

2. Определение не отвечает на вопрос чей?

3. Предложение - это синтаксическая единица?

4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?

5. Союз однако - подчинительный?

6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть - придаточное предложение?

9. [ ], (который...). - схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у вас должен получиться следующий ответ:

«101 100 101».

( Производим проверку. Если у ученика нет ошибок, то на полях он ставит себе 3 балла, если есть ошибка - 2 балла, если 2 ошибки - 1 балл, если допущено более двух ошибок - 0 баллов )

3. Разбор предложения

За равниной тянется черная пашня, над которой пестрят не то грачи, не то галки. (Чехов) (в тетрадях самостоятельно)

(Пример этот дает возможность вспомнить разделительные повторяющиеся союзы и пунктуацию при них, а также правописание корней с чередующимися гласными.)

Работу у доски по карточкам проверяет учитель и 2 консультанта.

II. Подготовка к изучению нового материала.

  • Вопросы и задания к написанному на доске и разобранному с классом примеру:

1) К чему относится придаточная часть?

2) Что она обозначает?

3) Чем присоединяется?

Запись в тетрадях темы урока.

Целеполагание

На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о сложноподчиненных предложениях , перед нами стоит задача научиться находить придаточные определительные в СПП; правильно употреблять их в речи, грамотно расставлять знаки препинания.

Изучение нового материала

  • Синтаксический разбор предложения В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах, плывущий с далеких полей.

-Замените обособленное определение придаточным предложением ; запишите полученное предложение, определите способ связи придаточного с главным; составьте его схему.

  • Вывод: для выражения признаков предметов могут быть использованы различные средства языка: прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определительные.

  • Работа с учебником

Использование приёма «Заметки на полях» Ученики самостоятельно читают текст и делают пометки: v-знал(а); + -узнал(а); ?- есть вопрос; !-самое важное.

  • Устная работа с текстом.

Сначала учащиеся читают то, что знали, затем то, что узнали. Идет осмысление текста.

  • Выводы по тексту.

Что нового вы узнали из статьи учебника?

Указательные слова в придаточных определительных служат для выделения определяемого существительного.

Придаточные определительные всегда стоят после определяемого существительного.

Местоименно -определительные придаточные относятся к местоимениям в значении существительных (тот, каждый, весь и т. д. ) и могут стоять как после, так и до определяемого слова.

III. Закрепление Материал для наблюдения:

Два ученика у доски разбирают предложения, составляют схемы;

1) Андрий поднял глаза и увидел стоящую у окна такую красавицу, какой еще не видывал отроду. (Гоголь)

2) На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят. …(Пушкин)

(Последний пример, кроме того, дает возможность отработать вопрос о месте придаточной части внутри главной и соответствующей пунктуации.)

Вопросы:

1) К чему относится придаточное предложение?

2) Чем прикрепляется придаточное предложение?

3)Где находится по отношению к определяемому слову?

IV. Тренировочные упражнения

  • Выполнение упражнения 92 с комментарием (устно)

  • Выполнение упражнения 93 (письменно)

  • Задание 3. (Развивает концентрацию внимания и моторную память.)

Срочно расшифруйте зашифрованное донесение!

(Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой. При правильном выполнении задания должно получиться предложение.) К какому типу оно относится? Составьте схему этого предложения.

(В комнате, куда я вошел, было темно.)



  • Задание 4. (Тренируйте наблюдательность.)

Еще одна шифровка!

(Люблю место, где родился.)

Вывод класс делает самостоятельно:

- Придаточные определительные могут присоединяться к главному не только при помощи союзного слова который, но и с помощью других союзных слов (куда, где, откуда, когда и др.).

V. Осуществление обратной связи

Самостоятельная работа по карточкам (игра «Умный редактор»).

Задание 1.

Исправьте предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, куда, откуда, когда. Исправленные предложения запишите, расставляя знаки препинания.

Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. - Город, где я родился...

1. Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в Тюмень был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инж_нера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

Задание 2. (Дополнительное - для более сильных и быстрых учеников.)

Выполнить упражнение 95

VI. Рефлексия и подведение итогов урока.

Вопросы классу:

-Что нового мы узнали сегодня на уроке?

-Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

-Что особенно понравилось?

Выставление оценок за работу на уроке. (учитывается рейтинговый балл, полученный на уроке)

Домашнее задание :

П.10, упр. 99

Придумать или подобрать из литературы 15 примеров сложноподчиненных предложений, в которых 5 было бы с союзным словом который, 5 - с где, 5 - с куда или откуда.

Карточки

№1I

Я пр_казал ехать на (не)знакомый предмет который тот(час) и стал подвига(т,ть)ся нам (на)встречу. (Пушкин)

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, найти главную и придаточную части, обозначить средство связи. Определить и обозначить, к чему относится придаточная часть.

№2

Вновь я посетил тот уголок земли где я провел изгна(н,нн)иком два года (не)заметных. (Пушкин)

Расставить знаки препинания, раскрыть скобки, найти главную и придаточную части, обозначить средство связи. Определить и обозначить, к чему относится придаточная часть.

№3

Я намерен был отправи(т,ть)ся на з_ре к крепостным воротам откуда Марья Ивановна должна была выехать. (Пушкин)

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания, найти главную и придаточную части, обозначить средство связи. Определить и обозначить, к чему относится придаточная часть.



© 2010-2022