Конспект урока по развитию речи на тему Работа с картиной 2 кл. (ПНШ)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка (развитие речи)

по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Задачи урока: учить работать с живописным произведением, чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами художник; показать второклассникам, что название картины тоже может быть содержательным.

Цели урока:

Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины; учить детей «читать» картину; осмысливать и понимать её содержание.

Деятельностная: находить на картине указанные детали; самостоятельно открывать подробности, характеризующие предмет изображения; уметь отвечать на вопросы;

выделять на картине фрагменты, имеющую самостоятельную ценность и целостность.

Развивающая: устанавливать причинно - следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения; открывать подробности, характеризующие предмет изображения; воспитывать культуру поведения: развивать устную речь.

Тип урока : изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты:

Личностные результаты:

-Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметны результатые:

Познавательные УУД:

-сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

-находит необходимую информацию в предложенной учителем дополнительной литературе;

-умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.

-определяет тему и главную мысль текста (главное впечатление художника).

Регулятивные УУД:

-Учится высказывать своё предположение,

-умеет работать по предложенному плану, используя необходимые инструменты.

-оценивает выполнение действия, ориентируясь на его содержательные основания.

Коммуникативные УУД:

-оформляет свою речь в устной и письменной речи;

-обосновывает высказанное суждение;

-старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в группе;

-умеет задавать уточняющие вопросы.

Предметные результаты:

Научиться

почувствовать и понять те переживания, которыми делится с нами художник.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная работа.

На данном уроке дети должны: научиться определять тему картины и главное переживание, выраженное в картине.

Содержание учебного материала: развитие речи через разбор картины художника А. Рылова «Полевая рябинка»

Единица содержания образования: рассматривание картины с помощью рамочки; составление устных и письменных ответов на вопросы.

Оборудование:

1.Учебник Русский язык 2 ч. Развитие речи 2 класс Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. М. Академкнига/учебник 2010г.

2. Учебник Литературное чтение 1ч. Н.А. Чуракова М. Академкнига/учебник 2010г.

3.Учебник Хрестоматия Наш мир О.Н. Федотова,Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов Академкнига/учебник 2010г.

4. Рамка, светофоры, цветные карандаши.

5.Презентация



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые (УУД) умения

1.

Орг. момент

Цель: включение уч-ся в деятельность

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Проверьте готовность к уроку: учебник Русский язык 2 ч., учебник Литературное чтение 1ч., Хрестоматия по Окружающему миру, рамка, светофор, цветные карандаши.

Проверяют наличие учебных вещей.


Коммуникативные

Личностные

2.

Актуализация знаний.

Цель: актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

У нас урок развития речи. Для чего нам нужны уроки развития речи?

Слайд 1

Слайд 1

Ребята, я приглашаю вас в музей.

Давайте вспомним как нужно вести себя в музее?

Приглашаю вас в наш маленький и необычный музей. Подумайте, чем он необычный?

Что вы увидели в нашем музее?

С чем мы сегодня будем работать на уроке?

Назовите тему нашего урока

Это не совсем картины -это репродукции картин, т.е. копия оригинальной картины художника

В нашей беседе мы будем использовать слово «фрагмент». Слайд 3

Чтобы узнать смысл непонятного слова, можно обратиться к толковому словарю Слайд 4

Высказывания детей:

-Чтобы обогащать словарный запас, учиться правильно и красиво высказывать свои мысли, грамотно составлять предложения.

Правила поведения в музее

Он у нас в классе и в учебниках (в учебниках-показать)

Картины

С картинами

Работа с картиной


Зачитывают значение слова Рус. яз 2 часть стр. 128

Познавательные: осознать учебно-познавательную задачу.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.

3.

Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи

Цель: проговаривание цели урока в виде вопроса. На который предстоит ответить.

Как вы думаете какова цель нашего урока? Чему мы будем учиться?

Вспомните прошлый урок развития речи, чему мы учились на уроке при работе с текстом? Что учились определять?

А можно ли определить тему и главное переживание у картины.

Чему еще будем учиться на уроке?

Откройте учебник русского языка на стр. 42 и прочитайте тему нашего урока. Слайд 5

Что художник может отразить в своей картине? Какие главные слова принесла нам сегодня летучая мышь. Они выделены на страничке. Слайд 6

Закройте учебник.

Мы сегодня с вами постараемся увидеть это по репродукции картины Аркадия Рылова. Слайд 7

(Портрет художника) Слайд 8

«Я посвятил свое искусство родному пейзажу, потому что люблю свою страну, люблю ее природу» (А. Рылов) Найдите пейзаж этого художника в "Музейном Доме" Как он называется? Слайд 9

Мы будем учиться рассматривать картины.

Повторить сведения о тексте и картине.

Можно

Определять тему и главное переживание картины.

Работа с картиной.

Тему и главное переживание. Читаем по учебнику с 42



"Полевая рябинка"

Познавательные: способность самостоятельно формулировать цели урока.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению

4.

Открытие новых знаний.

Цель: решение устной задачи и обсуждение ее решения;

Работа в группах. Слайд 10

И сейчас работа в группах. Каждой исследовательской группе будет дано задание. Выполнить его поможет прямоугольная рамка, чтобы точнее разглядеть элементы картины и, чтобы видеть нужный фрагмент на картине.

О результатах своих исследований вы сообщите нам, ответив на вопросы - помощники

- Первая группа, используя рамку, объяснит смысл названия картины полевая рябинка (вопросы возьмите)

- вторая группа сообщит нам о результате исследования «Описание первого плана картины (цветы на полянке среди травы). Это и будет тема вашего исследования.

-Третья группа расскажет о результатах исследования, описание второго плана картины. Чтобы точнее рассмотреть фрагменты используйте рамку.

- А четвертая группа сообщит о результатах исследования на тему «значение цвета в пейзаже Аркадия Рылова.

Результаты исследования 1 группы. Тема вашего исследования. Смысл названия картины «Полевая рябинка»

Вопросы.

  1. Вы когда-нибудь видели гроздья рябины? Где вы видели грозди рябины?

  2. Внимательно рассмотрите желто-оранжевые цветы. Сравните желто-оранжевые светы с гроздями рябины. Цветы похожи на эти гроздья? Чем похожи?

  3. Почему же художник дал такое название картине?

Всем. Откройте «Окружающий мир» в конце иллюстрированный словарик растений и животных.

- Выясните как же по научному называются желтые цветы, который изобразил художник.

- Почему Аркадий Рылов не назвал картину точным названием цветов, а назвал полевая рябинка?

- Какое же главное переживание стремиться передать автор в названии картины?

ФИЗМИНУТКА

Результат исследований 2 группы. Описание первого плана картины

1. Внимательно рассмотрите. Что изобразил художник на первом плане?

2. Можно ли сказать, что цветы обступали его со всех сторон?

4. Как вы думаете, чувствовал ли он их аромат?

5. Какое желание испытывает каждый, кто окажется там, среди пышного ковра трав и цветов?

Результаты исследования 3 группы. Описание второго плана картины

  1. Возьмите рамку, положите на картину так, чтобы выделить фрагменты на втором плане

- Что вы видите?

  1. Где находятся березки? Какие они?

  2. Что можно сказать о небе?

  3. Что можно сказать о реке?

Всем - Закройте ладошками цветы.

- Можно ли назвать летний день на картине солнечным, безоблачным, ясным?

- Есть ли на небе солнышко?

- Уберите ладошки. А теперь какой нам кажется день?

- Почему же создается впечатление яркого солнечного дня?

Результаты исследования 4 группы. Значение цвета в пейзаже Аркадия Рылова

Вопросы

  1. Какими красками написана картина? Эти краски яркие или бледные?

  2. Какого цвета в картинке больше? (почему?)

  3. Какой цвет использовал художник для изображения полевой рябинки, чтобы она была нарядной? (какой фрагмент выделите рамкой?)

  4. В каких фрагментах (выделите рамкой) Аркадий Рылов использует синий цвет?

  5. Какого цвета на картине меньше всего? Что изображает белый цвет?

Даю вам минутку, чтобы обобщить работу своей группы, а представитель вашей группы сообщит о вашем мини - исследовании (не читая вопросов,1 человек выступает от своей группы)

Слайд 11 (1 группа)

-Какую картину исследовали? Понравилось ли вам картина Аркадия Рылова «полевая рябинка»? Какое настроение эта картина создает?

Слайд 12

Оценивание (с помощью светофора)






Обсуждение.

Работа с репродукцией



Желтые цветы на картине напоминают гроздья ягод рябины

Ответы детей

Пижма


он относиться к ней нежно, любит эти цветы


Цветы, трава

Ответы детей



На втором плане ярко синяя река, пушистые облака на голубом небе


День пасмурный

Оно спряталось за облаками

Это впечатление создается, благодаря ярко - тёплыми цветам, которые наполняют карниз




река, небо

белого

оживляет пейзаж


Ответы детей

Личностные: осознанно строят речевые высказывания, приобретают новые знания.

Регулятивные: рефлексия своих действий

Познавательные: участвуют в обсуждении содержании материала. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Извлекают необходимую информацию.

Коммуникативные: формируют собственные мысли обосновывает высказанное суждение; старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в группе; развивают умение задавать уточняющие вопросы.

5.

Первичное закрепление. Цель: применение новых знаний

Как вы поняли, что такое главное переживание в картине?

Какой прием помогает выразить художникам главное переживание в своих творениях? А теперь давайте составим текст, который передал бы главное переживание о картине А. Рылова «Полевая рябинка»

Работа в парах с самопроверкой по эталону. . Слайд 13

Работа с текстом. Проверка Слайд 14


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения.

6.

Подведение итогов.

Цель: соотнести поставленную цель и достигнутые результаты

Какие цели мы ставили в начале урока? Удалось ли нам достичь этих целей?

Каким образом?

Все ли у нас получилось?

Отвечают на вопросы. Совместно с учителем делают умозаключения

Регулятивные: анализируют и оценивают результат. осуществляют самоконтроль.

Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение о позицию

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: выяснить эмоциональный настрой учащихся в конце урока

Выразите свое главное переживание к уроку в цвете. Раскрасьте кружки у себя на столе. Расскажите какой цвет вы выбрали и какое настроение он выражает.

Слайд 15

Раскрашивают в цвет соответствующий их настроению

Регулятивные: адекватно, самостоятельно оценивать свою работу на уроке.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

8.

Домашнее задание.

Цель: самостоятельно закрепить изученный материал в процессе выполнения домашнего задания

Запишите домашнее задание:

Нарисуйте рисунок любимого времени года и выразите свое главное переживание.

Записывают домашнее задание.



© 2010-2022