- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок - игра по творчеству Чехова
Урок - игра по творчеству Чехова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Самойлова Н.Л. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок - игра по творчеству А.П. Чехова
«Умники и умницы»
Цель: Знать творчество А.П. Чехова; понимать место, значение, новаторство творчества А.П. Чехова в мировом литературном процессе; применять интеллектуальные знания по творчеству писателя в процессе игры; развивать познавательную деятельность, дух соперничества, стремление к изучению нового; воспитывать потребность к изучению классической литературы.
Ход:
-
Вступительное слово.
На грани 19 и 20 веков настроение общества особенно ярко проявилось в творчестве А.П. Чехова. Антон Павлович в своих произведениях - новеллах, повестях, а затем в пьесах - вел читателей от тусклой, засасывающей бытом жизни к жизни свободной и ясной. В его произведениях интерес представляет душевное состояние героев, формы общения выражены не в поступках, не словесно, а построены на погружение в душевное состояние героев, названном впоследствии «искусством переживания».
Чехов - новатор в литературе рубежа веков. Его произведения и сегодня учат бороться с бездуховностью.
И задача нашей игры показать интеллектуальные знания по творчеству А.П. Чехова.
-
Сообщение правил игры.
Игра состоит из 3-х агонов («агон» с греческого означает «соревнование», «состязание»), в ходе которого из 9 участников в финал выйдут только трое. Финальное состязание определит одного победителя.
За каждый правильный ответ игроку вручается ордер шелкового умника. Если его ответ не верен, ведущий обращается к «теоретикам» (из числа зрителей-болельщиков).
Перед началом игры розыгрыш дорожек производит ведущий, предварительно объяснив следующее:
-
Красная дорожка - самый короткий путь к победе, ибо участник должен ответить всего на два вопроса. Однако, избрав красную дорожку, он подвергает себя большому риску, так как не имеет права ошибаться.
-
На желтой дорожке игрока ожидают 3 вопроса, зато здесь допускается 1 неточность в ответе.
-
Зеленая дорожка длиннее предыдущих. Ведущий задает выбравшему ее несколько вопросов, тем не менее, у зеленой дорожки есть свое преимущество: здесь можно ошибаться дважды.
-
Представление членов ареопага.
-
Игра.
Первый агон
(по материалам рассказов А. П. Чехова
«Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч»)
С целью розыгрыша дорожек ребятам предлагается вспомнить псевдонимы А. П. Чехова.
(Антоша Чехонте.
Врач без пациентов.
Юный старец.
Старец Антоний.
Вспыльчивый человек.
Гайка № 9.
Шампанский.
Человек без селезенки.
Брат своего брата.
Улисс.
Макар Балдастов.
Крапива.
Дяденька.
Спиридонов-Сволачев
Высокий ареопаг оценивает творческий вклад каждого игрока. На подготовку ответов дается 2-3 минуты.
В зависимости от решения судейской коллегии, соревнующиеся занимают игровые дорожки. После чего должны будут «узнать себя», то есть угадать тех литературных героев, в которых им предстоит перевоплотиться.
Ведущий читает описание внешности персонажей А.П. Чехова, начинается основная часть игры.
Зеленая дорожка
Характеристика героя:
«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в колошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». (Беликов, «Человек в футляре»)
Вопросы и задания:
-
Г-н Беликов, почему коллеги побаивались вас, ведь вы стремились поддерживать добрые отношения с товарищами? («… было у него странное обыкновение - ходить по … квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит, и как будто что-то высматривает. Посидит этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами»»).
-
Скажите, чей портрет стоял у вас на столе?
(Моей невесты Вареньки Коваленко).
-
Вы так благосклонно относились к Вареньке. Что же вдруг изменило ваше мнение о ней? («… катит на велосипеде Коваленко, а за ним Варенька, тоже на велосипеде …» Ему стало так нехорошо, что на другой день он «с занятий ушел, что случилось с ним в первый раз в жизни. И не обедал»).
Желтая дорожка
Характеристика героя:
«… постарел, располнел, обрюзг; щеки, ноги и губы тянутся вперед - того и гляди, хрюкнет в одеяло…». (Николай Иванович Чимша-Гималайский, «Крыжовник»)
Вопросы и задания:
-
Г-н Чимша-Гималайский, вы ради мечты о своем имении оставили службу. Где вы служили, позвольте узнать? («… тосковал в казенной палате. Годы проходили, а он все сидел на одном месте. Писал все те же бумаги»).
-
Как, по вашему мнению, выглядит идеальное имение?
( «барский дом; людская; огород; крыжовник»).
-
Николай Иванович, говорят, о своей душе вы заботились солидно, по-барски. Добрые дела творили не просто, а с важностью? («…лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой, и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно …» Обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие»).
Красная дорожка
Характеристика героя:
«… полный красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Любил шутить и острить». (Иван Петрович Туркин, «Ионыч»)
Вопросы и задания:
-
Всем известно, г-н Туркин, что вы шутник. Как вы развлекали своих уже уходящих гостей? («… лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженный, с полными щеками
- А ну-ка, Пава, изобрази, - сказал ему Иван Петрович.
Пава стал в позу, поднял вверху руку и проговорил трагическим голосом:
- Умри, несчастная!
И все захохотали»)
-
Видя, что гость стал задумчив и скучен, вы читали ему письмо о том, что в имении испортились все запирательства, и обвалилась застенчивость. Кто прислал вам такое смешное письмо? (Немец-управляющий)
Второй агон
(по материалам рассказов А. Чехова
«Душечка», «Дама с собачкой», «Анна на шее»)
С целью розыгрыша дорожек ведущий предлагает игрокам после 2-х - 3-х минут обдумывания провести заочные экспромт-экскурсии по чеховским местам, используя заранее подготовленные книги и иллюстрации.Зеленая дорожка
Характеристика героя:
«… это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая.
Глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую, наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе …» - и тоже улыбались». (Оленька, «Душечка»)
Задания и вопросы:
-
Оленька, вы не можете жить, не любя кого-то. А кого вы любили до встречи с антрепренером Кукиным? («Раньше она любила своего папашу, который сидел теперь больной, в темной комнате, в кресле, и тяжело дышал; любила свою тетю, которая иногда, раз »).
-
Вы, Оленька, говорили своим знакомым, что самое замечательное, самое важное на свете - это театр. Что же вы ставили в своем театре? («Вчера у нас «Фауст наизнанку», и почти все ложи были пустые, а если бы мы с Ванечкой поставили какую-нибудь пошлость, то, поверьте, театр был бы битком набит. Завтра мы с Ванечкой ставим «Орфея в аду». Приходите»).
-
Отчего, Оленька, вы всю ночь не спали, горели как в лихорадке, а утром послали за пожилой дамой? (Влюбилась в управляющего лесным складом купца Бабакаева Василия Андреевича Пустовалова, за которого и вышла замуж).
-
Почему вы так боялись телеграммы из Харькова? («… телеграмма быть могла только от матери Саши, которая решила потребовать его к себе. От этого я приходила в отчаяние. Я ведь так его любила»).
Желтая дорожка
Характеристика героя:
«… по набережной прошла молодая дама, высокого роста, блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц». (Анна Сергеевна фон Дибериц, «Дама с собачкой»)
Вопросы и задания:
-
Анна Сергеевна, вы приехали в Ялту из С. Вы всегда жили в этом городе? (Нет, я выросла в Петербурге, вышла замуж и переехала в С., где живу два года на Старо-Гончарной улице).
-
Помните, как вы, уезжая из Ялты, прощались с Гуровым? (Я не плакала, но была грустна, точно больна, и лицо у меня дрожало. Гурову я сказала: «Я буду о вас думать … вспоминать. Господь с вами, оставайтесь. Не поминайте лихом. Мы навсегда прощаемся, это так нужно, потому что не следовало бы вовсе встречаться».)
-
Где вы останавливались, приезжая в Москву из С.? (В «Славянском базаре», и тотчас же посылала к Гурову человека).
Красная дорожка
Характеристика героини:
«... умела щурить глаза, картавить, принимать красивые позы, приходить, когда нужно, в восторг, глядеть печально и загадочно. … унаследовала (от отца) темный цвет волос и глаз, нервность и эту манеру всегда прихорашиваться. (Анна, «Анна на шее»).
Вопросы п задания:
1. Анна, ваш муж, Модест Алексеевич, был скуп и денег вам не давал. Почему же он делал вам дорогие подарки? («... зато он дарил Ане кольца, браслеты и броши, говоря, что эти вещи хорошо иметь про черный день. И часто он отпирал ее комод и делал ревизию: все ли вещи целы).
2. Анна, что изменилось в вашей жизни после зимнего бала в дворянском собрании? («... после у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро... Денег нужно было очень много, но она уже не боялась Модеста Алексеевича и тратила его деньги, как свои, ... посылала ему счета или записки: «... немедленно уплатить).
Третий агон
(по материалам рассказов Чехова
«О любви», «Дом с мезонином», «Невеста»)
Разыграть дорожку поможет конкурс на лучшего чтеца. Предлагаются З стихотворения А.П. Чехова.
Актерам-ремесленникам
(экспромт)
На сцене вижу я премного
Так называемых артистов.
Им несть числа, и мне, ей-богу,
Не до статистики ст
Разочарованным
Минутами счастья,
Верьте, не раз
Живет, наслаждаясь, каждый из нас,
Но счастья того мы не сознаем -
И нам дороже лишь память о нем.
Милого Бабкина яркая звездочка!
Юность по нотам allero промчится,
От свеженькой вишни останется косточка,
От буйного пира - угар п горчица.
Зеленая дорожка
Характеристика героя:
«Я живу в Софьино и занимаюсь хозяйством уже давно, … с тех пор как кончил в университете. По воспитанию я белоручка, по наклонностям - кабинетный человек». (Алёхин, «О любви»).
Вопросы и задания:
-
Г-н Алехин, по какому делу вы стали охотно бывать в городе? («Меня здесь выбрали в почетные мировые судьи... приходилось наезжать в город и принимать участие в заседаниях и съездах окружного суда. Я охотно знакомился... Самым основательным, и, правду сказать, приятным было знакомство с Лугановичем, товарищем председателя суда... и тут мне представился случай познакомиться с Анной Алексеевной, женой Лугановича»).
-
Лугановичи дарили вам подарки. Вас это смущало? (Да. Взамен этих подарков я посылал из деревни битую птицу, масло, цветы).
-
О чем вы думали, г-н Алехин, расставаясь с Анной Алексеевной? (Я думал, как мы несчастны, как ненужно, мелко, как обманчиво было всё то, что нам мешало любить... когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель... или не нужно рассуждать вовсе).
Желтая дорожка
Характеристика героя:
«... помещик, молодой человек, который вставал очень рано, ходил в поддевке, по вечерам пил пиво... Он жил в саду во флигеле». (Белокуров Петр Петрович, «Дом с мезонином»).
Вопросы и задания:
-
Петр Петрович, от чего вам тяжелее всего в жизни? («Тяжелее всего... что работаешь и ни в ком не встречаешь сочувствия. Никакого сочувствия!»).
-
А в чем, по-вашему, г-н Белокуров, состоит хорошее воспитание? («Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-то другой»).
-
Вы неинтересно живете, г-н Белокуров. Отчего, например, вы до сих по не влюбились в Лиду? («Вы забываете, что я люблю другую женщину (Любовь Ивановну)... Лида может полюбить только земца увлеченного так же, как она, больницами и школами»).
Красная дорожка
Характеристика героя:
«Он был всё такой же, как и прошлым летом: бородатый, со всклоченной головой, всё в том же сюртуке и парусиновых брюках, всё с теми же большими, прекрасными глазами; но вид у него был нездоровый, замученный, он и постарел, и похудел, и всё покашливал». (Саша, «Невеста»).
Вопросы и задания:
-
Почему, Саша, вы убеждали Надю, юную и чистую девушку, что жизнь ее нечиста? («… нечиста, безнравственна эта ваша праздная жизнь... Поймите же, ведь если, например, вы, и ваша мать, и ваша бабулька ничего не делаете, то, значит, за вас работает кто-то другой, вы заедаете чью-то жизнь, а разве это чисто, не грязно?»).
-
Какие люди, по вашему мнению, интересны и нужны? («Только просвещенные и святые люди интересны, только они и нужны. Ведь чем больше будет таких людей, тем скорее настанет царствие Божие на земле»).
Блиц-конкурс для вышедших в финал
I
-
Рассказ Чехова, в котором описан «рыбный день»? («Налим»).
-
Повесть Чехова, которую называют стихами в прозе. («Степь»).
-
Как назывался сборник рассказов Чехова, за который в 1888 году ему была присуждена Пушкинская премия? («В сумерках»).
II
-
Какая книга Чехова имеет географическое название? («Остров Сахалин»).
-
Можно ли пересолить собственный рассказ? («Пересолил»).
-
Назовите несколько рассказов Чехова, связанных с медициной. («Ионыч», «Попрыгунья», «Цветы запоздалые», «Врачи», «Хирургия»).
III
-
Помогите вспомнить лошадиную фамилию. («Овсов»).
-
Назовите последний рассказ Чехова. («Невеста»).
-
В каком рассказе герои теряют имена из-за своей комплекции? («Тонкий и толстый»).
Подведение итогов. Награждение победителя.
-
Рефлексия.
Оценочные суждения о действиях игроков, их ответах, активности болельщиков, выражение собственных мнений учащихся о результативности мероприятия.