- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧАЩИХСЯ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧАЩИХСЯ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фалькова С.С. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Фалькова Светлана Станиславовна
(МКОУ Заводская СОШ Калачеевского района)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧАЩИХСЯ
Понятие личностного роста в современной науке связывается с рассмотрением нескольких категорий: личность, развитие, рост, самообразование, самосовершенствование, самопознание, саморегуляция, самоопределение. Поэтому личностный рост учащихся на уроке создается посредством поддержки у них доминанты на «само». Какие же нужны технологии, методы и педагогические идеи для достижения результатов?
Одним из продуктивных путей к осуществлению личностного роста учащихся считаю использование метода проектов на уроках русского языка и литературы. Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели. Данная технология направлена на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идейного продукта. В своей педагогической практике использую следующие виды проектов: мини-проекты, укладывающиеся в один урок или часть урока; краткосрочные проекты, требующие выделения 4-6 уроков; недельные, выполняющиеся в ходе проектной недели; долгосрочные (годичные) проекты. По количеству участников разделяю проекты, ориентированные на индивидуальную, парную и групповую деятельность учащихся. По комплексности - монопредметные, межпредметные и надпредметные.
В качестве примера долгосрочного группового проекта предлагаю краткий обзор лингвистического практико-ориентированного проекта «Особенности школьного сленга» (2010-2011 учебный год). Основой данной работы стал эмпирический материал, собранный в процессе исследования в МКОУ Заводская СОШ инициативной группой учащихся 7-9 классов. Целью данной работы является анализ особенностей школьного сленга. В соответствии с этим исследователями были поставлены следующие задачи: Выявить основные тематические группы школьного сленга и проследить динамику их развития.
1) Вычленить наиболее продуктивные способы словообразования.
2) Выявить особенности фразеологии школьного сленга.
3) Оценить место сленга в речевой культуре школьников.
В ходе исследования учащиеся дали определение рассматриваемому явлению, выявили ряд причин появления школьного сленга:
1) Желание подростков проявить свою самостоятельность.
2) Употребление школьниками сленговых выражений для оживления обыденной речи, словесной игры.
3) Стремление показать свою принадлежность к какой-либо неформальной группе (спортивные фанаты, представители различных молодежных субкультур и т.п.).
Исследователями была сформулирована тематическая классификация школьного сленга, связанная со следующими четырьмя сферами: сферой школы (наименования учебных предметов и других реалий учебного процесса); сферой досуга (названия занятий, вещей и мн. др., не входящее в рамки школьной жизни); сферой быта (лексемы, называющие части тела, одежду, обувь, аксессуары, различную бытовую технику); сферой оценки (вокативы и собственно оценочная лексика).
Также были определены способы словообразования школьного сленга: аффиксальный (дискач, стукач образованы с помощью суффикса -ач); безаффиксный (отпад, облом, прикид); от иноязычной основы (клевый от clever - умный, фигня от things - вещи); метафорический перенос (копыта, фары, виза, тормоз, камчатка).
Результатом исследования стал мультимедийный и печатный словарь школьного сленга, употребляемого учениками МКОУ Заводская СОШ. В ходе работы над проектом были решены задачи по формированию общеучебных умений и навыков словарной работы, повышению речевой культуры и познавательного интереса к изучению языковых и социальных явлений, овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему и установлению эффективной коммуникации между участниками исследования (навыки взаимодействия при работе в группах).
В рамках внедрения технологии проектной деятельности мною также были реализованы следующие проекты:
1) Исследовательская работа «Мой земляк - Н.Н. Садовский. Поэт, художник, музыкант» (надпредметный, парный, недельный проект).
2) Литературоведческий исследовательский проект «Образы-символы в лирике С. Есенина» (монопредметный, индивидуальный, годичный проект)
3) Проект «Автобиография причастия» (монопредметный, групповой мини-проект).
4) Творческий проект по написанию и инсценированию лингвистических сказок «Буквы о-а в корне -лаг-, -лож- » (монопредметный, групповой мини-проект)
Таким образом, можно сделать вывод о перспективности метода проектной деятельности в современном образовании и его преимуществах перед традиционой классно-урочной системой: актуальность, создание комфортной образовательной среды для личностного роста, дифференцированный подход, использование информационных технологий, формирование исследовательских навыков и мн.др.