Урок внеклассного чтения по рассказу Н. Лескова Христос в гостях у мужика (6 класс)

Данный урок внеклассного чтения является одним из заключительных уроков изучения раздела "Библейская мифология" в 6 классе. Учащиеся дома читают текст, а также заранее получают задания по группам. Цель урока: познакомить учеников с жанром святочного рассказа, с рассказом Н.Лескова «Христос в гостях у мужика», проанализировать его содержание. Одна из задач - развитие навыков выразительного чтения, сопоставления рассказов Н.Лескова и Ф.Достоевского. ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения по рассказу Н.Лескова «Христос в гостях у мужика» 6 класс ( 2 урока)



Тема: «Пока ты зло помнишь - зло живо».

Задачи: 1. Формирование знаний учащихся по творчеству Лескова, знакомство со святочным рассказом.

2.Развитие навыков выразительного чтения, анализа художественного произведения, сопоставления рассказов Н.Лескова и Ф.Достоевского. 3. Воспитание в учащихся гуманности, сострадания, сопереживания.

Цель: Познакомить учеников с жанром святочного рассказа, прочитать рассказ Н. Лескова «Христос в гостях у мужика», проанализировать его содержание.

Тип урока: комбинированный.

Методы: информационно-сообщающий, творческий, практический, аналитический.

Оборудование: репродукции картин, изображающие бедных людей и Иисуса Христа.

Ход урока.

I. Индукция

- Ребята, что такое прощение?

- Подумайте и ответьте, а умеете ли вы прощать?

II. Рассказ учителя о святочном рассказе как жанре литературы ( запись в тетрадях).

В святочных рассказах воплощается христианское душевное устроение, эмоциональная атмосфера любви, милосердия, сострадания, смирения, упования на Бога в сложных житейских ситуациях. Вторичные жанрообразующие признаки святочного рассказа:

1)прирученность действия к Рождественским праздникам- святкам или одной рождественской ночи;

2) описание чудесных событий, которые предопределяют душевное прозрение или перерождения героя;

3)счастливая развязка;

III. Представление команд. Команды выступают с домашним заданием. 1. Творчество Николая Лескова. История создания рассказа «Христос в гостях у мужика» (1881г.) (Можно использовать слайдовую презентацию)

  1. Жизнь и учение Иисуса Христа. Новый завет. (Учащиеся рассказывают о жизни Иисуса и его учениках, о предательстве Иуды и о прощении)

  2. Презентация «Образ Христа в живописи» (Учащиеся третьей команды демонстрируют слайды с репродукциями картин мировых художников)

  3. Афоризмы о добре и прощении.(Выступление учащихся сопровождается презентацией)

IV. Ассоциативный ряд На доске записаны слова- антонимы «ДОБРО» и «ЗЛО». По три участника каждой команды по очереди выходят к доске и записывают слова - ассоциации.( В ходе этой работы ребята визуально ощущают разницу между понятиями «добро» и «зло»)

V. Чтение рассказа Н. Лескова « Христос в гостях у мужика» Перед чтением учитель задаёт вопросы:

  1. От чьего имени написаны начало и конец рассказа?

  2. Кто рассказывает историю о том, как Христос побывал в гостях у Тимофея?

  3. Почему автор воспроизводит рассказ «старого сибиряка», а не излагает сам эту историю?

VI. Письменное составление плана рассказа (по ходу прочтения)

  1. Дружба « старого сибиряка» и Тимофея Осиповича.

  2. Обида Тимофея.

  3. Обещание Христа побывать в гостях у Тимофея.

  4. Ожидания Тимофея.

  5. Рождество Христово и появление Тимофея.

  6. История дяди.

  1. Анализ прочитанного произведения. Почему Тимофей Осипович оказался в Сибири?

  1. Какие события в юности резко изменили жизнь героя?

  2. Какую обиду он затаил в душе?

  3. Как чувства обиды, гнева, желание мстить воспринимаются верующим человеком? ( «Пока ты зло помнишь - зло живо»)

  4. Почему автор сопровождает появление дяди описанием чудесных явлений?

  5. По каким признакам рассказ «Христос в гостях у мужика» можно отнести к святочным произведениям?

  6. Какие нравственные идеи воплотил Лесков в рассказе?

  7. Что общего и в чем различия темы и идеи рассказов Н.Лескова «Христос в гостях у мужика» и Ф.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»?

  8. Какие христианские заповеди иллюстрирует рассказ?

VIII. Составление синквейна. У каждой команды своя тема: ДОБРО, ЗЛО, ОБИДА, ПРОЩЕНИЕ.

План составления синквейна.

1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). 2. Вторая строка - описание темы двумя словами (прилагательные) 3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия) 4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) 5. Пятая строка - одно слово, синоним темы.

IX. Домашнее задание По выбору прочитать рассказы Н.Лескова «Пугало», «Неразменный рубль», «Под Рождество обидели». Написать эссе «Умение прощать».

X. Рефлексия

1.Ребята, что нового вы узнали в ходе сегодняшнего урока?

2. Изменилось или дополнилось ваше представление о добре и зле?

3. Какие моменты урока вам понравились больше всего?



© 2010-2022