Конспект урока по литературе по теме Интерпретация библейских легенд (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе по теме Интерпретация библейских легенд (6 класс)Урок русской словесности в 6 классе

Тема: Интерпретация библейских легенд в литературе: А.С. Пушкин «Ангел», М.Ю. Лермонтов «Демон» (фрагменты) , А.А.Ахматова «Лотова жена».

Цель: Образовательная задача урока: знакомство со стихотворениями А.С. Пушкина «Ангел» М.Ю. Лермонтова «Демон» А.Ахматовой «Лотова жена», чтение и анализ стихотворений.

Развивающая задача урока:

раскрыть значение понятия слов «греховность»,«праздность»; «сострадание»

осмыслить интерпретацию легенды о Лотовой жене А. Ахматовой;

раскрыть символику соли в библейском и авторском плане.

Воспитательная задача урока:

научить видеть в любопытстве отрицательное качество человека;

с помощью постижения психологической шкалы чувств человека, расстающегося с самым дорогим в его жизни, научить детей таким духовным ценностям как сочувствие, сострадание, сопереживание.

Тип урока: совершенствование ЗУН учащихся.

Вид урока: урок новых знаний.

Оборудование: Эпиграф, учебник, тетради, названия групп.

Ход урока.

1 Орг.момент

2Актуализация знаний.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы вновь возвращаемся к Библии, знакомство с которой началось на прошлом уроке.
классе

Работать будем по группам. 1- Умники, 2- Знатоки

Прочитайте слова, которые будут эпиграфами к нашему уроку.

1 гр.-Библия - это величайший памятник человеческой культуры, в который заложены основы
христианской веры. Знакомство с ней необходимо каждому человеку, верующему и нет.

2 гр.-Иван Златоуст говорил:"священное писание - это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильной, твердой и мудрой".

Учитель. В мире нет более распространенной книги. Она переведена на 1907 языков.

А что означает слово Библия? (с греч. "живая книга")

Блиц-опрос по страницам ветхого завета.(поочерёдно каждой группе)

1.На сколько частей разделена Библия? Какие?

2Что означает слово «Завет»

3 На каком языке написана библия?

4 Какие истории из Ветхого Завета вы знаете?

5.Как звали первых людей на земле? Что означали их имена? (Адам и Ева)(человек и жизнь)

6Какой предмет стал причиной изгнания из рая? (Яблоко)

7.Кто такие Каин и Авель? (Дети Адама и Евы)

8.Почему жена Лота была превращена в каменный столб? (Оглянулась)

3.Восприятие и осмысление темы урока

Мы уже знаем, что на основе библейских историй и легенд поэты и писатели создавали свои произведения. Сегодня мы познакомимся с такими произведениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А. Ахматовой. Запись темы урока в тетрадь

Словарная работа. Запись в тетрадях:

Эдем - рай

Ангел - посланец Бога, хранитель души человека (изображается крылатым отроком, юношей).

Демон - злой дух, дьявол (коварный, злой, властный).

Дьявол - злой дух, чёрт.

Херувим - высший ангел.

Нарисуйте словесный портрет ангела (1 гр.)и демона(2гр) ( На листах в виде кластера, рисунка)

2. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Ангел» (учитель ).

Каким изобразил ангела Пушкин? А демона? Эпитеты

Где обитает ангел и откуда был изгнан демон в стих. А.С. Пушкина. Опишите это место.

Как демон относится к ангелу?

.Составим синквейн к слову 1гр.. Ангел 2 гр.. Демон.

(1стр. Сущ.2 стр. 2 прил. 3 -3 гл. 4стр. предл. 5 1сущ.-ассоц.)

А теперь посмотрим как Лермонтов изображает героя библейской мифологии Демона.

3. Чтение ст. М.Ю. Лермонтова «Демон» (отрывок из поэмы).Чтение про себя учениками.

Расскажите о прошлом демона в приведённом отрывке из поэмы М.Ю. Лермонтова.

Как демон «властвует» над землёй? Что вы можете сказать об этом герое? Нравится ли ему его предназначение?

4 Стихотворение А. Ахматовой написано на основе легенды. И мы попытаемся выяснить, почему А. Ахматова обратилась к эпизоду из этой легенды.

Выясним, чем отличается взгляд поэтессы на историю о Лотовой жене от библейского.

Анализ, сравнение, сходство и различие.

Что заставляет жену лота оглянуться в библейском мифе и в стихотворении А. Ахматовой?

За что наказана женщина в первом и во втором случае?

Как относится к её поступку поэтесса?

За что были наказаны жители городов Содом и Гоморра? Какие качества людей являются грехом?

Злость, жестокость, зависть, ложь (обман), воровство, лень и др.

Таким образом, жизнь этих людей утратила стремление к добру, к пользе. Их поступки жестоки. Эти люди порочны.

Главный порок жителей этого города - праздность - безделье, суетность. В русском языке есть пословица «Праздность - мать пороков».

В чем смысл этой пословицы? Лень, безделье губят человека, развращают его.

За какой порок была наказана Лотова жена?

За любопытство. Ей стало любопытно увидеть, что происходит с городом, как он пылает и рушится, как ведут себя те, кто остался там.

Давайте подумаем, почему человеческое любопытство является одним из грехов?

Оно приносит вред окружающим. На какой почве рождается любопытство?

На почве невоспитанности, неуважения по отношению к другому человеку, некультурности.

В русском языке есть схожее понятие - любопытство.

Давайте подумаем, какой омоним противопоставляется пороку любопытства?

Любознательность - положительное качество человека, склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Любознательность расширяет кругозор человека.

Любопытство - желание все знать и видеть без цели и пользы, дознаваться того, до чего нет дела. Это мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям чего-либо.

Как в народе осуждается любопытство? Обратимся к некоторым пословицам о любопытстве.(группы вспомнить пословицы о любопытстве)

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали
Много будешь знать - скоро состаришься.
За любопытство Лотова жена была превращена в соляной столп.

Анализ стихотворения А.Ахматовой «Лотова жена»

Учитель: А теперь давайте познакомимся со стихотворением А. Ахматовой «Лотова жена».

Читается стихотворение.

Чем пленил поэтессу А. Ахматову поступок Лотовой жены?

А. Ахматова считает, что Лотовой женой руководило вовсе не любопытство. В Лотовой жене «говорила тревога» («Но громко жене говорила тревога»)

Что тревожит ее сердце?

Уходя из Содома, она оставляет там всё самое дорогое, что у нее было. Она заботится не о материальных, а о духовных ценностях. Она расстается с домом, где жила, с домашним очагом.

Домашний очаг - это семья, дети, родство, покой, любовь. Она прощается с тем, что составляло смысл ее жизни.

В чем заключается духовная сила Лотовой жены?

Она знает, что будет наказана, если посмеет ослушаться. Но то, что остается за ее спиной - самое дорогое, что у нее было в жизни. И ради этого дорого она готова принять смертное наказание.

В трагедии Лотовой жены поэтесса видит трагедию своей личной жизни. Ее мужа невинно расстреляли, обвинив его соучастником политического заговора. Через некоторое время по ложному обвинению был арестован ее сын. Ее семья была разрушена, был потерян домашний очаг. Но эти тяжелые удары судьбы она сумела мужественно перенести, не упала духом. Поэтому А. Ахматова понимает поступок Лотовой жены иначе, чем в Библии:

Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

5. Обобщающий вопрос

Как вы думаете, греховным падением или духовным подвигом можно считать прощальный взгляд Лотовой жены? Почему?

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание: Выучить одно из стихотворений наизусть.












Чтение библейского мифа о жене Лота.

Пересказ (близко к тексту).

Чтение стихотворения;

Комментированное чтение;

Урок русской словесности в 6

Образовательная задача урока: знакомство с библейской легендой Ветхого Завета «Содом и Гоморра» и стихотворением А.Ахматовой «Лотова жена».

Развивающая задача урока:

раскрыть значение понятия слова «праздность»;

осмыслить интерпретацию легенды о Лотовой жене А. Ахматовой;

раскрыть символику соли в библейском и авторском плане.

Воспитательная задача урока:

научить видеть в любопытстве отрицательное качество человека;

с помощью постижения психологической шкалы чувств человека, расстающегося с самым дорогим в его жизни, научить детей таким духовным ценностям как сочувствие, сострадание, сопереживание.

Жена Лота оглянулась,
чтобы увидеть катастрофу,
и превратилась в соляной столп.
Библия, Ветхий Завет

1. Восприятие и осмысление темы урока

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с легендой Ветхого Завета «Содом и Гоморра» и со стихотворением поэтессы серебряного века А. Ахматовой «Лотова жена». 2. Текстуальный анализ легенды «Содом и Гоморра»

Читается легенда

Содом и Гоморра - название древних городов Палестины, в которых жили злые люди. Эти города провалились сквозь землю. На их месте образовалось Мертвое море. Вода в нем горькая и соленая.

Что могли увидеть посланники, застав на месте преступления жителей городов?

Враждебность, недоброжелательность. «Еще не успели гости лечь спать, как городские жители окружили дом и потребовали от Лота, чтобы он выдал им пришельцев».

С какой целью?

Ясно, чтобы с ними расправиться. Их не остановило даже то, что эти люди были в белых одеждах - ангелы.

Что еще могли они увидеть?

3

4. «Словесное рисование» как прием активизации творческого мышления учащихся.

Задание: опишите психологическую шкалу чувств Лотовой жены, ее душевное состояние, когда она покидает родной город, дом. (5-6 предложений)

6. Домашнее задание: читать библейскую легенду о Вавилонской башне.





«Священное писание - это духовная пища,

которая украшает ум и делает душу

сильной, твердой и мудрой".

Иван Златоуст

-Библия - это величайший памятник человеческой культуры, в который заложены основы христианской веры. Знакомство с ней необходимо

каждому человеку, верующему и нет.


Умники

Знатоки


© 2010-2022