Презентация внеклассного мероприятия Вечер-портрет, посвящённый 105 - летию Павла Васильева

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рушанова Кульжиян Рамазановна

учитель русского языка и литературы

средней школы №15

г. Павлодар

Презентация внеклассного мероприятия Вечер-портрет, посвящённый 105 - летию Павла ВасильеваВечер - портрет, посвящённый 105-летию со дня рождения Павла Васильева

Цель: ввести учащихся в сложный мир васильевских стихов, его нравственных ценностей;

раскрыть особенности поэтического таланта Васильева, его взгляды на призвание и судьбу поэта;

показать место его лирики в отечественной культуре;

пробудить интерес учащихся к творчеству поэта.

Оформление: портрет Павла Васильева, стенгазета, плакаты с высказываниями, выставка его поэтических сборников и газет о нём, показ слайдов.

Эпиграф: Жить и сгорать у всех в обычае,

Но жизнь тогда лишь обессмертишь.

Когда ей к славе и величию

Своею жертвой путь прочертишь.

Борис Пастернак

  1. Вступительное слово учителя.

Про многих русских поэтов можно сказать, что судьбы их трагические. Как мы и говорим. Ещё гроше, что все эти лучшие русские поэты погибли в расцвете творческих сил, не договорив, не досказав. Унеся с собою великую тайну не раскрытых ещё возможностей. Пушкин пообещал: «Тогда-то мы начнём писать поэму песен в двадцать пять». Нет никаких сомнений, что произнеся эти слова, Пушкин уже обладал замыслом. Но мы никогда не узнаем, какая поэма потеряна для отечественной литературы вместе с Пушкиным.

Про Лермонтова нечего и говорить. Он не успел сказать и десятой доли того, что мог. Не говоря уже о том, что собирался издавать журнал.

И, наконец, Павел Васильев.

С Лермонтовым его роднит не только юношеский возраст, до которого они успели дожить (26 лет), не только пронзительность и огромность таланта. Но и те грандиозные потенциальные возможности, которые погибли вместе с поэтом.

Наш вечер посвящается прекрасному поэту, нашему земляку-Павлу Васильеву.

  1. Выступление учащихся.

Слово «Биографам»

1 ученик. Павел Васильев родился 5 января (по новому стилю) 1909 году в Зайсане, куда его отец был направлен по окончанию учительской семинарии. Но долго там семья не задержалась. Васильевы в Петропавловске, в Омске.

В 1920 году, преизлиха хлебнув мотырств, неустроенности в чужих краях, отец Васильева добился направления в родной город Павлодар. Здесь и прошло отрочество Павла, здесь он в юность вступил. Отсюда шагнул к шумной славе и к своей Голгофе.

В ноябре 1936 года был арестован прозаик М. Макаров, который дал показания, что Павел Васильев является физическим исполнителем террористического акта против Сталина. Он сознался во всём, что было и чего не было

6 февраля Павел Васильев был арестован. Мы никогда не узнаем всей правды о том, что пережил поэт в последние месяцы своей жизни. Он был расстрелян вместе с другими поэтами в один день.

2 ученик. Нелёгкая судьба выпала на долю родственников и близких Павла Васильева. Самого расстреляли на Лубянке 16 июня 1937 года. Год спустя за чтение стихов сына арестовали в Омске Николая Корниловича, отца поэта. Из лагеря ему не суждено было вернуться. Семью Васильевых - престарелую бабушку Марию Федоровну, мать Глафиру Матвеевну и братьев Льва и Бориса сослали в одно из дальних сёл Омской области. Младший брат Виктор был арестован уже на фронте и десять лет отбывал на лесоповале. Чуть ли не два десятилетия в лагере и ссылках провели Иван Михайлович Гронский, редактор журнала «Новый мир», свояк поэта и гражданская жена Елена Вялова -Васильева. И все не удалось палачам до конца истребить Васильевский корень. Чудом выжил младший брат Виктор Николаевич Васильев, хорошо известный павлодарцам как неизменный участник мероприятий, посвященный памяти великого поэта. А в Рязане живёт дочь Павла Васильева от первого брака Наталья Павловна Фурман. Выросли и внучки поэта Светлана и Людмила, растёт правнучка Алёна. Наталья Павловна многое делает для сохранения памяти о своём отце. Она неоднократно бывала в Павлодаре. Павлодарскому дому-музею Павла Васильева она любезно предоставила рукопись о жизни и творчестве отца с правом публикации отрывков из неё.

Слово « литературоведам»

1 ученик. Современники поэта не могли оценить в меру таланта Павла Васильева.

При жизни поэта отдельной книгой вышла только его поэма «Соляной бунт». Из пяти сборников подготовленных к печати «Песни», «Ясак», «Путь к Семиге», «Книга стихов», «Стихи» ни один так и увидел свет. Не могли знать современники и многого из написанного Васильевым - одни произведения поэт не успел завершить, другие не предлагались им в печать по причине их несоответствия идеологическим установкам.

Рано осознав своё предназначение «неуёмной песней в этом новом мире прозвенеть», поэт предъявил себе самые высокие требования, неустанно стремиться к совершенству. Он не подавался модному щегольству формалистическими новшествами, претендовавшему на создание революционного искусства, свободного от «устаревшего наследия классиков». Поэтика Васильева несёт на себе печать такой самобытности, что его стихи «узнаются» по нескольким строчкам. Он свободно владеет всеми стихотворными размерами от ямба до гекзаметра, но большая часть его стихов имеет совершенно своеобразный рисунок, неповторимую архитектонику, свою тональность.

Васильевский стих, по образному определению В.Цыбина «Стихийно-вечевой», у него не дневник, как у Анны Ахматовой, а «он принародно выкрикивает всё о себе, о любви и ненависти, восхищаясь и проклиная». Ему присуща та «лирическая дерзость», без коиорой, как считал Лев Толстой, не может быть великого поэта.

Этим не исчерпывается «магия» васильевского стиха». Послушайте высказывание о Павле Васильеве.

2 ученик читает высказывание поэта Бориса Пастернака:

Презентация внеклассного мероприятия Вечер-портрет, посвящённый 105 - летию Павла Васильева «В начале тридцатых годов Павел Васильев производил на меня впечатление приблизительно того же порядка, как в своё время, раньше, при первом знакомстве с ним, Есенин и Маяковский. Он был сравним с ними, в особенности с Есениным, творческой выразительностью и силой своего дара и безмерно обещал, потому что в отличие от трагической взвинченности, внутренне укоротившей жизнь последних, с холодным спокойствием владел и распоряжался своими бурными задатками.

У него было то яркое, стремительное и счастливое воображение, без которого не бывает большой поэзии и примеров которого в такой мере я уже больше не встречал ни у кого за все истекшие после его смерти годы. Помимо печатавших его вещей ( «Соляной бунт» и отдельных стихотворений), вероятный интерес и цену должно представить все то, что тот него осталось».

3 ученик читает высказывание поэта Сергея Острового:

Презентация внеклассного мероприятия Вечер-портрет, посвящённый 105 - летию Павла Васильева «Объяснить большого поэта, в данном случае очень-очень большого поэта- это все равно, что попытаться ладонями вычерпать океан - занятие малопочтенное и малопривлекательное. А главное- бесполезное.

… Это был необыкновенно красивый молодой человек, тонкий в поясе, статный, стройный, высоколобый, синеглазый, с вьющимися волосами, с прекрасным голосом. А читал он стихи так, что из ныне живущих я не знаю никого, кто мог бы с ним в этом поспорить. Читал он великолепно. Голос у него был низкий, сочный».

4 ученик читает высказывание поэта Расула Гамзатова:

Презентация внеклассного мероприятия Вечер-портрет, посвящённый 105 - летию Павла Васильева « У меня много украдено времени. Меня в школе учили на стихах Безыменского, Жарова, Виктора Гусева, Демьяна Бедного, Лебедева-Кумача. Я о Павле Васильеве не знал ничего. Есенин был запрещён, даже Маяковского преподавали однобоко. Я, к сожалению, поздно пришёл к Павлу Васильеву, но его творчество взволновало меня, особенно ода Наталье, да и другие произведения. Я человек непостоянный, по настроению человек, но в отношении к Павлу Васильеву я ни разу не изменился. Это сакля, отдельный аул во всей литературе. Он не подходит к группам, ни к поколениям. Поэтов любят делить наши критики по поколениям, по группам, по темам. …Он живёт как паспорт, как удостоверение личности русской национальной поэзии».

5 ученик читает высказывание поэта Олжаса Сулейменова:

Презентация внеклассного мероприятия Вечер-портрет, посвящённый 105 - летию Павла Васильева« Со стихами Павла Васильева я впервые познакомился в литературном институте имени Горького, где я учился, начиная с 1958 года. Влюбился в его энергичный ярко- образный стих, в котором отразился дух, энергия павлодарской степи. Творчество Павла Васильева - это дар нам, входившим тогда в литературу».

6 ученик читает высказывание художника Виктора Поликарпова:

Презентация внеклассного мероприятия Вечер-портрет, посвящённый 105 - летию Павла Васильева« Бесконечный мир степей, седой Иртыш. Звучание казахской и русской речи - воздух моего детства. Павел Васильев подарил мне мир моих дедов, они стали моими ровесниками, всегда со мной. Неиссякаем их разговор, вечно кланяется под ветром трава у их ног, горяч песок, глубок Иртыш.

Могучий творческий дух потрясает. Несметны богатства его интуиции, поразительна смелость поиска истины, образы и краски его неуёмной песни завораживают. Я рисую не собственно иллюстрации к его поэзии, своё чувство причастности к вечному, до которого меня возвышает его чудотворное поэтическое слово».

Слово «артистам»

1 ученик

-Программным в его отношении к своему высокому ремеслу можно считать стихотворение «Быть мастером», написанное тяжеловесным гекзаметром.

Мню я быть мастером,

Затосковав о трудной работе,

Чтоб останавливать мрамора

Гиблый разбег и крушение,

Лить жеребцов из бронзы

Гудящей, с ноздрями, как розы,

И быков, у которых

Вздыхают острые рёбра

Веки тяжёлых каменных женщин

Не дают мне покоя.

Губы у женщин тех молчаливы,

Задумчивы и ничего не расскажут,

Даёт мне больше недуга этого,

Жизнь - я не хочу утоленья

Жажды мне дай и уменья

В искусной этой работе…

2 ученик

-- Поэзия Васильева - мучительные метания большого таланта в клетке социалистического реализма. Перед ним каждый раз возникала дилемма как свою самобытность, поиск нехоженых путей, понимания своего высокого предназначения совместить с непререкаемыми идеологическими установками.

Сам он рассказывал об этом в стихотворении- исповеди «Раненая песня», написанная в 1933 году. С первых его строчек чувствуется, что автор писал «в стол», так набело, что невмоготу стало и сами собой пошлись горькие и яростные строки.

…Ни за что ни про что

Я на свете маюсь

Нет мне праздничных дней.

Так убегает по полю заяц.

От летящих на лыжах

Плечистых парней.

С гордостью поэт заявляет, что ему «не надо в иртышскую воду прятать концы».

Мы не отречёмся

От своих матерей,

Хотя бы нас

Садили на колья,

Я бы все пальцы выцеловал ей,

Спрятав свои слёзы в её подоле.

Это было уже явным вызовом - поэт не собирается расстаться с проклятым прошлым. Но за этими строками следует более «кощунственное».

Нечего отметину искать на мне,

Больно вы гадаете

Гладко да ровно-

Может быть лучшего ребёнка

В стране

Носит в своём животе

Поповна?

Обращаясь своим гонителям, Васильев грозится:

Что вы меня учите

Лизать сапоги…

Мой язык плохого

Прибавит глянцу…

Что вы осабачились

Не песнь мою

Песни - мои сестры,

А сказы- братья…

Кутайтесь в бобровых

Своих поэмах,

Мы ещё посмотрим на вас

В бою

Поддержат солдаты с звездою

На шлемах

Раненую песню мою.

Это стихотворение - крик отчаяния, задушенный собственной рукой, ибо и мыслить нельзя было о том, чтобы крик этот услышали те, кому он был адресован.

Стихотворение осталось незавершенным, а свет увидело лишь десятилетия спустя. Воистину, рукописи не горят!

3 ученик наизусть читает стихотворение

…И когда хрипловато, неспешно, врастяжку

Он читает стихи,

Воскресает кудрявый, талантливый Пашка…

У великой реки.

Воскресают июльское свежее утро …

И иртышский простор,

И казацкая сказка, и казахская юрта-

Белоснежный шатёр.

И когда так любовно, подробно, узорно

Он рисует стихи-

Видишь выпукло, ярко, как в трубке подзорной,

Краски каждой строки!

Век двадцатый корёжил и путал в тумане,

Врал, что выхода нет.

Выручали друзья и каморка в подвале,

И Поэзии свет.

Новый век не добавил ни денег, ни славы,

Но всё нипочём,

Ведь остался Васильев, как ангел кудрявый-

За правым плечом.

16 июня 2012 г

3. Заключительное слово учителя

-- Павел Васильев - необыкновенный поэт. Поэтические образы Павел Васильев постигал и в тюльниковых зарослях Иртыша, и на синеватых раздольях Зайсана, и шуме атбасарских, петропавловских и павлодарских базарах, и в старом доме в семье сказочников и песенников. И на школьной скамье, и во время странствий по просторам Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. Он принёс из детства и юности с собой в литературу, а значит в жизнь, узорность и меткость народного говора, выразительность и силу образа, раскованность мысли, красочность пейзажей. С головокружительной быстротой Павел Васильев проделал сложный путь от начинающего стихотворца к вершинам поэтического мастерства.

Презентация внеклассного мероприятия Вечер-портрет, посвящённый 105 - летию Павла Васильева Мемориальный камень П.Васильеву в Омске. Фото 2010 г.

Произведения П. Н. Васильева:

Избранное: Стихотворения и поэмы. - М.: Худож.лит., 1988. - 413 с.

Верю в неслыханное чувство: Стихотворения. - М.: Мол. Гвардия, 1988. - 159 с. - (В молодые годы)

Весны возвращаются. - М.: Правда, 1991. - 448 с., ил.

Соляной бунт: Поэма. - М.: Современник, 1983. - 127 с. - (Рос. Поэма)

Стихотворения и поэмы. - Алма-Ата: Жазуши, 1984. - 432 с.

Литература:

Кашина Л.С. Поэзия Павла Васильева:прошлое,настоящее, будущее// Простор .- 2004. - N 12. - С. 130-139

Красильников Н. Весны возвращаются// Нива.- 2004. - N 8. - С. 155-161

Куприн В. Дом детства: К 95-летию со дня рождения Павла Васильева// Нива.- 2004. - N 12. - С. 103-133

Поминов П. Талант - его крест [Текст] / Поминов П.// Мир искусства.- 2005. - 27 окт. ; 2006. - 27 янв.- С. 5

Черных С. Под небом Алтая.- Алма-Ата: Жазушы,1988.- 288 с.

© 2010-2022