Конспект по русскому языку на тему Сложное предложение (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Сложное предложение. 9 класс

Цели урока: 1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, их видах.

2.Развивать логическое мышление учащихся путем применения различных видов заданий.

3.Воспитать любовь к окружающему миру.

Лексическая тема: Легенды о весенних цветах

Вид урока: нестандартный, урок-соревнование

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала

Форма работы: групповая

Ход урока:

  1. Подготовительный этап.

Учащиеся делятся на 2 команды. Каждая команда выявляет своего спикера. Представление команд.

  1. Слово команде «Эрудит»

  2. Слово команде «Знатоки»

  1. Игровой этап 1-тур.Блиц-вопросы. Каждой команде по 10 вопросов. За правильный ответ -1балл.

1-команде: 1. Что изучает синтаксис?

  1. Виды предложений (простые и сложные)

  2. Назовите соединительные союзы

  3. Из каких частей состоит СПП?

  4. Что изучает фонетика?

  5. Не являются звуками

  6. Сколько гласных букв в русском языке?

  7. Назовите главные члены предложения

  8. Вопросы обстоятельства

  9. Знаки препинания в БСП

2-команде: 1. Что изучает морфология?

2.Сколько частей речи в русском языке?

3. Назовите противительные союзы

4.На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

5.Что изучает лексика?

6.Какие слова называются омонимами?

7.Назовите второстепенные члены предложения.

8.Вопросы определения

9. Как связаны предложения в БСП?

10.Знаки препинания в БСП

2-тур. Художественный. ( 5 баллов)

1-команда работает над текстом «Легенды о весенних цветах».

2-команда работает над текстом «Мак».

Задания к обеим текстам:

  1. Выразительное чтение текста

  2. Определение типа текста

  3. Составление плана и сжатый пересказ текста

  4. Синтаксический разбор выделенного СП.

Легенды о весенних цветах

Весной наша казахская степь покрывается тюльпанами.

Когда зацветают тюльпаны, земля радуется и от избытка счастья протягивает каждому встречному разноцветные бокальчики: белые, алые, фиолетовые, желтые, темно-красные.

Из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпанах. В золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, потому что не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребенком, мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку, и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не могла сделать никакая сила. С тех пор люди стали дарить тюльпаны только тем, кому желают счастья.

Мак

Мак - древнейшее растение. Семена его находили еще в остатках жилищ первобытного человека.

Легенда говорит, что, когда на земле появились первые люди, природа позаботилась о том, чтобы они не только охотились, промышляли и хорошо работали, но спокойно отдыхали. Для этого она подарила им ночь. Ночь скрывала от людей красоту, добычу, чтобы они ничего не видели и, следовательно, ничего не делали.

Но люди и ночью продолжали бодрствовать. Ночь, чувствуя свое бессилие, кутала голову в туман и потихоньку плакала. И на земле от ее слез образовалась роса. Тогда природа сжалилась над людьми и послала им сон и сновидения. Люди как-будто успокоились.

И все-таки ни ночь, ни сновидения не могли успокоить озабоченного человека. Как ни успокаивала его ночь, как ни убаюкивали сновидения, как ни закрывал его веки сон - человек не спал. Сон рассердился на собственную слабость, со зла воткнул в землю царственный жезл и полетел прочь. Ночь вдохнула в этот жезл жизнь, и он пустил корни, зазеленел и раскрылся красивыми цветами. Так появился мак. В наших краях есть предание: если обильно цветет мак, значит будет хороший урожай.

3-тур. Творческий.Капитаны команд выбирают карточки со словами «сон» и «дождь». Представители команд рисуют рисунок ,составляют СП и разбирают у доски.( 5 баллов)

( работа проводится на интерактивной доске)

«Сон» ( можно нарисовать маленькую кровать и спящего малыша)

Примерное предл.

Наш маленький малыш спит так сладко, что не хочется шуметь, чтобы не разбудить его.

, (что...), (чтобы...).

«Дождь» ( можно нарисовать фигуру мальчика с зонтиком в руках)

Мы смотрим на эту фигуру, и нам кажется, что крупные капли дождя касаются нас.

,и (что...).

4-тур. «Капитаны, вперед!»( 5 баллов)

Капитаны команд берут карточки с заданиями и выполняют их.

Задания: чтение предложений и определение их видов.

5-тур. Тестовые вопросы проецируются на интерактивной доске.



  1. Подведение итогов. Подсчитывается количество баллов, определяется команда-победитель.



© 2010-2022