Конспект урока по теме «Постановка тире в бессоюзном сложном предложении»

Материал для учащихся 9 класса. Содержит конспект урока по теме «Постановка тире в бессоюзном сложном предложении». Разработан с учётом возрастной специфики учащихся. Предназначен для школ с профильным изучением русского языка и литературы. В работе используется видеоролик и презентация по изучаемой теме. ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, экран.Методы обучения: наглядность, проблемность, дифференцированное обучение, личностно-ориентированный подход. Методы соответствуют изучаемом...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении

Цели урока:

Образовательные: усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки тире в простом предложении;

Развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.

Воспитательные: воспитание интереса к языку; воспитание взаимоуважения.

Оборудование:

  • экран,

  • ноутбук,

  • проектор,

  • индивидуальные карточки с выполненным домашним заданием

  • таблицы

  • карточки для написания графического диктанта

Ход урока

  1. Оргмомент;

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас и наших гостей! Я надеюсь, что сегодня у вас всё получится! А чтобы вас подбодрить и настроить на работу, я хочу рассказать вам притчу. Она называется «Корова»

Задумала корова стать лошадью. Стала прыгать по полянке, бегать и звонко ржать. Она думала, что всё у неё получается так, как у настоящей лошади. Её ржание-мычание привлекло волка. Но вместо того чтобы встретить его рогами, корова повернулась к нему и стала лягаться, как лошадь. Вечером хозяин нашёл в лесу рожки да ножки.

Мораль этой притчи такова: Используй то, что ты имеешь, и это принесёт тебе успех.

  • А что мы с вами будем использовать, чтобы сегодня добиться успеха?

!!!!!!! Правильно: хорошее настроение, желание узнать больше и, конечно, знания, полученные ранее.

- Итак, напомните мне, какие сложные предложения мы изучаем? (сложные бессоюзные)

- Почему они так называются? (нет союзов)

- Как же соединяются части таких предложений? (при помощи интонации)

- Какие знаки препинания в БСП можно использовать? ( , ; : - )

- Правила постановки каких из них вам уже знакомы? (, ; : )

- Какое из этих правил мы изучали последние два урока? (постановка двоеточия)

- Напомните это правило мне и всем присутствующим, начиная фразу так « Я поставлю двоеточие, если:

1. Если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова «А ИМЕННО»)

Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь поблизости

2. Между частями складываются изъяснительные отношения ( можно вставить И УВИДЕЛ , ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО)

Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти

  1. Во второй части называется причина того, о чём говорится в первой (можно вставить ПОТОМУ ЧТО; ТАК КАК; ПОСКОЛЬКУ)

Он покраснел: ему было стыдно убить безоружного человека.

4. Вторая часть - прямой вопрос.

Я часто спрашиваю себя: кто виноват в смерти Бэлы?

Молодцы, ребята! Отлично знаете правило.

А сейчас мы увидим, насколько хорошо вы умеете им пользоваться: в качестве домашнего задания вам были даны карточки с предложениями. Что нужно было сделать с этими предложениями? (расставить знаки препинания и распределить по группам в зависимости от условия постановки двоеточия)

  1. Я доверяю любящим: они великодушны. причина

  2. Предметы потеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. пояснение

  3. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. изъяснение

  4. Я смотрю на часы : мы точно выполняем расчёты штурмана. изъяснение

  5. Мир строит война разрушает.

  6. Однако пора спать: уже без четверти шесть. причина

  7. Погода была ужасная: мокрый снег падал хлопьями. пояснение

  8. Упадёт луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом

Правильно, молодцы!!!!!!!


  • А в каких из этих предложений вы затруднились поставить знаки препинания??? (5,8)

Действительно, в этих предложения вам сложно было поставить знаки препинания, так как они относятся к теме сегодняшнего урока. И я надеюсь, что в конце урока вы не только сможете поставить недостающие знаки препинания в этих предложениях, но и объяснить их с помощью правила.

Итак, открывайте ваши тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока:


Семнадцатое марта

Классная работа

Тире в бессоюзном сложном предложении

  • Ребята, как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? (ответы детей)

Правильно! Итак, за работу!

  • Прослушайте объяснение новой темы: включается видеоурок « Тире в БСП»


  • Всё ли вам понятно?

Чтобы лучше усвоить правило, откройте ваши учебники и прочитайте правило на странице 185 параграфа 32 (про себя)


  • А теперь выполним упражнение 275 (устно): читаем предложение и объясняем постановку тире (на партах лежит таблица «Тире в БСП»)

Замечательно!

Физкультминутка

А сейчас слушайте меня внимательно и выполняйте мои команды:

  • Встаньте и поднимите левую ногу, если сегодня понедельник.

  • Похлопайте над головой, если у вас хорошее настроение.

  • Подпрыгните 3 раза, если у вас форма зелёного цвета.

  • Если ваш день рождения летом или весной, покивайте головой; если зимой или осенью - сделайте боксирующие движения.

  • Если 7 на 7 равно 64, поднимите правую руку, если нет - левую.

  • Если сегодня у вас 7 уроков, попрыгайте с поднятыми руками на правой ноге, если 6- на левой.

  • Присядьте те, кто считает, что среда - третий день недели

  • Вдохните глубоко и настройтесь на работу

Молодцы!

Итак, за работу!

  • Лингвистическое моделирование: упр.276 стр. 187 (самостоятельно)


Проверка

  • А теперь устно выполним небольшой открытый тест, в котором есть предложения с разными знаками препинания в БСП. А поможет вам в выполнении теста таблица «Знаки препинания в БСП» Напишите цифры от 1 до пяти и по каждой цифрой напишите ответ значком:

(презентация)

Отлично! Молодцы, ребята!

Перед выполнением следующего задания мы ещё раз вспомним, какие знаки препинания используются в БСП и при каких условиях:

  • Запятая и точка с запятой?

  • Двоеточие?

  • Тире?

Всё правильно. Вы неплохо знаете правило!

Давайте вернёмся к предложениям, которые вызвали у вас затруднение при выполнении домашнего задания. Объясните знаки препинания в них.

Мир строит - война разрушает. (противопоставление)

Упадёт луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.(условие)

А теперь приступаем к написанию графического диктанта: нужно проставить карандашом галочки напротив необходимого знака препинания. У вас должно получиться 10 галочек. Каждая галочка - 1 балл.

Те, кто не уверен в своих силах, могут пользоваться таблицей «Знаки препинания в БСП»; те, кто хочет получить 9-10, таблицей не пользуются.

За работу!

  • Проверка: ключ

Знаки
препинания

Предложения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Запятая

Двоеточие

Тире

Молодцы! Если вас устраивает ваша отметка, подойдите в конце урока с дневником!

Мы сегодня отлично поработали, и пришло время записать домашнее задание: параграф 32, упражнение 282: закончи предложения.

Минутка безопасности: А так как урок наш сегодня последний, я ещё раз хочу напомнить вам о

том, что самое ценное - это жизнь. Будьте внимательны при переходе дороги, смотрите по сторонам. Помните, что автомобиль или другое транспортное средство невозможно остановить в одно мгновение.

Спасибо за урок! До встречи!

Приложение

Игра «Продолжи пословицы, в которых ставится тире»

- Будешь трудиться - будешь и кормиться.

- Ноги носят - руки кормят.

- Напишешь пером - не вырубишь топором.

- Любишь кататься - люби и саночки возить.

- Лето припасает - зима поедает.

- Недруг поддакивает - друг спорит.

- Не спеши языком - торопись делом.

- Волков бояться - в лес не ходить.

- Поспешишь - людей насмешишь.

- Пришла беда - отворяй ворота.

5

© 2010-2022