Интеллектуальный конкурс по русскому языку для 8 класса «Пазл «Успех»»

"Описание материала: Интеллектуальные игры, конкурсы давно вошли в учительскую практику. Едва ли найдется учитель, который не имел бы в своей методической копилке разработок игр или конкурсов. Я чаще всего этот метод использую для закрепления темы, во внеурочных мероприятиях по языку, по литературе. Эффективны игровые моменты при промежуточном закреплении изучаемой темы, при обобщении знаний. Я готовила задания с учетом того, что у детей в 7 классе было 0,5 часа русского языка, в 8 классе - 1....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пазл УСПЕХ

Подготовительный период.

- Ученики двух классов формируют команды.

- Команда поручает одному ученику подготовить домашнее задание пятого элемента пазла Трудолюбие.

Нужно выбрать одну из выученных на уроках русского языка тем и, пользуясь материалами справочника (ученики с 5 класса составляют самостоятельно справочники), обобщить изученный материал, составив обобщающую схему или таблицу.

- Представитель каждой команды готовит выразительное чтение стихотворения.

- Формируется экспертная комиссия для оценки успехов команд.

Ход занятия

Сегодняшний лингвистический конкурс - это поиск составных успеха. Успеха не в конкурсе, даже не в успеваемости в школе. Мы сегодня в поиске составляющих успешности в жизни. Главное в нашем мероприятии - не столько соревнование, сколько раздумья над путями достижения поставленной цели. Вы уже достаточно взрослые, чтобы планировать свою жизнь, определиться с жизненной позицией, быть готовыми корректировать, если необходимо, свое поведение в обществе.

Итак, о чем необходимо не забывать, чтобы достичь успеха в жизни? В нашем пазле сегодня немного элементов. Наметим главные составные успеха.

Первый элемент пазла.

Знания.

Мы живем в 21 веке, веке высоких технологий. Сложно найти сейчас профессию, которая не требовала бы от человека определенного уровня знаний как профессиональных, так и общеобразовательных. Даже на бытовом уровне человек, не обладающий знаниями, может быть выброшен жизнью с седла. Поэтому надежной уздой, позволяющей управлять жизнью, безусловно, является образованность, знания.

Теперь смоделируем требования жизни на наш конкурс. Давайте вставим первый элемент в пазл Успех.

Задания этого конкурса - проверка теоретических знаний и практических навыков по программному материалу.


Задание 1. Экспресс- разминка.

Один из представителей команды без подготовки должен дать ответ на вопрос.

За каждый правильный ответ команда получит 1 балл.

1. Какой раздел науки о языке вы сейчас изучаете?

2. Что изучает синтаксис?


  1. Что такое словосочетание?

  2. Что такое предложение?


  1. Назови структуру словосочетания.

  2. Назови виды связи слов в словосочетании


  1. Виды предложений по цели высказывания.

  2. Виды предложений по количеству грамматических основ.


  1. Виды предложений по интонации.

  2. Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения.


  1. Назови главные члены предложения.

  2. Назови второстепенные члены предложения.


  1. Что такое подлежащее?

  2. Что такое сказуемое?


  1. Что такое дополнение?

  2. Что такое определение?


  1. Приведи пример предложения с простым глагольным сказуемым.

  2. Приведи пример предложения с составным глагольным сказуемым.

Задание 2. Пиши грамотно - 9 баллов

За три минуты команда должна исправить ошибки в тексте.

Для команд

Красив осений парк. Метет багрянная метель по дорошкам. Уходит вдаль алея вытканная опавшими листьями. Тих белоствольный строй берез, на их тонких ветках нимного листьев осталось но каждый дрожыт, нереливаится, сверкает.

Для проверки

Красив осеННий парк. Метет багрЯНая метель по дороЖкам. Уходит вдаль аЛЛея,(!) вытканная опавшими листьями. Тих белоствольный строй берез, на их тонких ветках нЕмного листьев осталось,(!) но каждый дрожИт, переливаЕтся, сверкает.

Второй элемент пазла

Эрудиция.

Успех - жизненный приз не только людям грамотным, знающим свое дело. Нужно уметь расположить к себе людей, вызвать доверие к себе. А такая задача по плечу только человеку эрудированному.

Задание 1. Определите лексическое значение слова. Приведите пример использования слова в предложении.

На выполнение задания у вас есть 2 минуты. Правильный ответ - 2 балла

РЕКОНСТРУКЦИЯ - 1) коренное переустройство; перестройка по новым принципам;

2) восстановление чего-л. по сохранившимся остаткам или описаниям.

РЕСТАВРАЦИЯ - 1) восстановление в первоначальном виде произведений изобразительных искусств и архитектуры, пострадавших от времени или испорченных, искаженных последующими переделками;

2) восстановление старого, свергнутого революцией строя или династии, напр. Р. Бурбонов во Франции в 1814 и 1815гг.;

3) в палеонтологии - восстановление недостающих частей скелета или отдельных его элементов.

Словарь иностранных слов. 18-е издание, 1989г.

Задание 2. По отрывку из произведения определите название произведения, автора.

«Есть ли нужда отрицать, что многие в нашем роду умирали смертью внезапной, страшной и таинственной? Так пусть же не оставит нас провидение своей неизреченной милостью, ибо оно не станет поражать невинных, рожденных после третьего и четвертого колена, коим грозит отмщение, как сказано в Евангелии. И сему провидению препоручаю я вас, дети мои, и заклинаю: остерегайтесь выходить на болото в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно».

Артур Конан Дойл «Записки Шерлока Холмса»

«Это было в мае. В ноябре неприветливый чужак, которого доктора именуют Пневмонией, незримо разгуливал по колонии, касаясь то одного, то другого своими ледяными пальцами. По Восточной стороне этот душегуб шагал смело, поражая десятки жертв, но здесь, в лабиринте узких, поросших мохом переулков, он плелся нога за ногу.

Господина Пневмонию никак нельзя было назвать галантным старым джентльменом».

О'Генри «Последний лист»

Время - 1 минута. Правильный ответ - 3 балла.

Третий элемент пазла.

Креативность

Современная жизнь все выше поднимает планку успеха. Чтоб достичь всего, что запланировали в жизни, нужно научиться неординарно, творчески мыслить. Не всегда на работу возьмут того, кто только много знает. Очень важно быть готовыми к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления

Способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, плоскости - важные составные успеха.

Задание 1. Очаруйте стихотворением русского классика присутствующих

Цена конкурса - 3 балла

Задание 2. Подберите рифмы к слову УСПЕХ

Количество баллов по количеству рифм.

Задание 3. Составьте четверостишье с рифмой СЛОВО - ? - 3 балла

(Сурово, клево, ново, готово, другого, любого, такого)

Время - 2 мин

Четвертый элемент пазла

Настойчивость

Я думаю, все со мной согласятся, что целеустремленность, настойчивость нужно воспитывать в себе смолоду. Именно «воспитывать в себе», потому что с этими качествами никто не рождается. А без них, будь ты семи пядей во лбу, успех так и останется недосягаемой звездой.

Задание 1. Из данных элементов соберите пословицу

К ТО НЕ РАБ ОТА ЕТ ТОТ НЕ Е СТ

ДЕ ЛУ ВРЕ МЯ ПО ТЕ ХЕ ЧА С

Задание 2.

- В каких предложениях слово ГРУСТНО является прилагательным?

1. Нам грустно расставаться.

2. Расставание всегда грустно.

3. Он грустно взглянул на меня.

- Сколько различных смыслов имеет фраза

Письмо знакомой с Киева.

Прокомментируйте ответ

Пятый элемент пазла

Трудолюбие

Настойчивость, конечно, необходима. Но в народе говорят: «Терпение и ТРУД все перетрут». Без трудолюбия, трудоспособности все составные пазла рассыпятся, успех не будет достигнут.

Задание этого элемента домашнее. Нужно было выбрать одну из выученных на уроках русского языка тем и, пользуясь материалами справочника (ученики с 5 класса составляют самостоятельно справочники), обобщить изученный материал, составив обобщающую схему или таблицу. Выполняя задание, нужно было повторить материал, посидеть за компьютером и составить электронную версию схемы или таблицы.

Спроектировав свои работы на экран, ученики защищают их.

Оценивается работа экспертной комиссией. Максимальное количество баллов - 3

Критерии оценки: - правильность подобранного материала

- количество информации

- компьютерный дизайн

Итак, пазл «Успех» составлен. Мы определили основные составные успеха, успешности. Хотя это, конечно, далеко не все. Не от нас зависит, насколько близкие люди будут способствовать достижению цели. Но без поддержки в жизни бывает очень трудно.

Поэтому в конкурс я включила конкурс болельщиков. Они смогут добавить командам баллы.


  1. Что изучает раздел науки о языке «Морфология»?

  2. - «Лексика»?

1. Антоним слова вражда

2. Синоним слова смелый


  1. Персональное досье ученика (дневник)

  2. Одиннадцатилетняя воспитательница ученика (школа)

Что это?


  1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнайки, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).

  2. Ее заваривают, затевая неприятное, а потом расхлебывают, ее «просит» дырявая обувь; она бывает в голове (каша).

  3. Его рискуют проглотить вместе с чем-нибудь вкусным, за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нем вертится то, что трудно вспомнить; его держат за зубами, чтоб не сказать лишнего (язык).

  4. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, чтоб не проболтаться; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими (вода).

Пока экспертная комиссия готовит отчет об успехах команд, присутствующие слушают песню в исполнении ученицы.

Экспертная комиссия объявляет итоги конкурса.

© 2010-2022