Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется. .. (проблема сквернословия среди подростков)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Граховская средняя общеобразовательная школа им. А.В.Марченко»



Секция: гуманитарная

Исследовательская работа

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…»

(проблема сквернословия среди подростков)






Авторы: Устинова Анастасия Степановна,

Мельникова Раиса Андреевна,

ученицы 9Б класса

Руководитель: Серебренникова

Галина Ивановна






село Грахово, 2013г.

Содержание


  1. Введение

  1. Цели, задачи, предмет исследования, гипотеза_____________________2-3

  1. Что такое сквернословие

  1. Понятие «сквернословие»_______________________________________4

  2. История возникновения сквернословия___________________________5-8

  3. Цели употребления нецензурных выражений_______________________9

  4. Возрастной диапазон использования бранных слов_____________________10

  5. Причины и факторы употребления нецензурных слов под­ростками и молодежью

  6. Сколько всего слов составляет ма­терный язык________________________11-13

  7. Стадии зависимости от мата_________________________________________14

  8. Наука о влиянии ма­терной речи на человека_________________________15-17

  9. Православный взгляд__________________________________________18

  10. Отношение государства________________________________________19

  1. Школьники и сквернословие. Исследования в МБОУ «Граховская СОШ им. Марченко»

  1. Результаты анкеты «Мое отношение к сквернословию»_____________20-24

  2. Проект «Школа без сквернословия»: этапы и реализация, уникальность, ожидаемые результаты_________________________________________25-26

  1. Заключение. Выводы____________________________________________________ 27

  2. Литература____________________________________________________________ 28

  3. Приложения







Введение

«Красота», «любовь», «солнце», «очаровать», «великолепный», «щедро», «мир» - слова, знакомые нам с детства. В каждом из этих слов скрывается свой определенный смысл. Глядя на солнце, мы радуемся его теплу, блеску и восклицаем: «Да будет солнце!» Отдыхая на берегу реки, мы наслаждаемся красотой, величием русской природы, и из груди вырываются слова гордости и ликования: «Это все моя Родина!»

Прекрасен, многообразен, богат, велик русский язык. Любое движение души, порыв чувств можно передать при помощи слова. Но наряду с прекрасными, добрыми словами русского языка, несущими свет, тепло, слышим и другие, пагубно влияющие на человека. Это нецензурные, бранные слова…

Убеждены, что сквернословие - социально опасная проблема нашего общества, наряду с табакокурением, алкоголизмом, наркоманией.

Считаем, что мат делает нашу речь отвратительной. К сожалению, такие выражения неприятно слушать и слышать.

Исследуя проблему сквернословия, мы пришли к выводу, что, выражаясь нецензурно, люди не замечают этого. Мат становится их обыденной речью.

Представьте себе обычный город, ничем не выделяющийся из других пятничный июльский вечер. Дети, радуясь любой летней погоде как впрочем, и всегда, и в жару и в дождь играют на улице. Говоря о детях, мы имеем в виду тех игривых, весёлых, радующихся всему маленьких людей, которые либо только начали ходить в школу, либо уже учатся «аж в пятом классе». Летние игры детей зачастую не сильно изменились за несколько десятилетий. Девочки также играют в классики, а мальчишки в футбол, когда же почти весь двор собирается вместе, то играют в прятки либо в казаки - разбойники.
Но, вечером открыв окно, чтобы насладиться вечерней прохладой после удручающего дневного зноя, мы порою можем услышать не только весёлый смех детей, но и отборную нецензурную брань и, что самое страшное, звучащую из уст этих же детей. Первое, что приходит на ум взрослому человеку после испытанного шока - «где же они этого набрались и от кого?!».

Среди пороков, распространенных в наше время, не последнее место занимает употре­бление в речи непристойных слов.

Мы взялись за эту тему, потому что в наше время проблема сквернословия является очень актуальной. Многие школьники употребляют в своей речи нецензурные выражения и брань, считая это нормой. Интересно узнать, почему люди, учащиеся используют в разговорах такие слова и с какой целью.

Цель данной работы:

  • Формирование личной негативной позиции подростка к сквернословию через воздействие на его информационное пространство.

  • выяснить, что является причиной сквернословия в нашей школе.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данному вопросу.

  2. Раскрыть отрицательное влияние сквернословия на духовное и физическое развитие человека.

  3. Изучить причины и факторы социальной среды, влияющие на распространение сквернословия.

  4. Предоставить как можно больше информации о вредном влиянии сквернословия на развитие и здоровье подрастающего поколения.

  5. Провести анкетирование учащихся 5 - 11 классов на тему «Сквернословие в моей жизни». Выяснить отношение подростков к сквернословию. Сравнить полученные результаты для юношей и девушек по возрастам.

  6. Разработать пошаговую реализацию системы мероприятий по предупреждению сквернословия.

Методы работы: анкетирование, работа с литературой, беседы, презентации

Объект исследования: речь учащихся школы

Предмет исследования: бранные слова

Участники исследования: учащиеся 5 - 11 классов

Гипотеза исследования:


Возможно, скверные слова появляются в речи школьников потому, что они подражают старшим.











Понятие сквернословия


Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова "скверно". В словаре В. Даля сказано: "Скверно - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, всё богопротивное". Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов.

Это определение - результат глубочайшего изучения Владимиром Далем прежде всего народной речи. Те, кто полагает, что на Руси матерились, особенно в деревнях, чуть ли не во все времена, глубоко заблуждаются и не знают собственной истории. Как раз в прежние времена люди куда более ясно отдавали себе отчет в том, что сквернословие - тяжкий грех перед Богом и перед другими людьми, за пристрастие к мату наказывали, причем по-настоящему строго.

Во всём мире известно, что Русский язык - один из самых богатых и выразительных языков. И весьма печально, что, обладая великим, прекрасным и могучим языком, многие русские люди отказываются от этого бесценного «клада и достояния», и в общении друг с другом пользуются жалким подобием человеческой речи - нецензурной бранью.

Причём матерные выражения человек употребляет не только ругаясь, но и в обычном разговоре. При этом разговор оставляет в душе всегда тягостное впечатление, так как любое матерное выражение несёт в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства. Нередко наличие матерных слов в речи считается признаком мужества и силы, а ведь это как раз является признаком духовной слабости. Речь человека, заражённого недугом сквернословия, до крайности бедна и свидетельствует о душевной неразвитости. Интересна мысль на эту тему Ф.М. Достоевского: «Сквернословят вслух, несмотря на целые толпы детей и женщин, мимо которых проходят,- не от нахальства, а так, потому что пьяному и нельзя иметь другого языка, кроме сквернословного... Известно, что в хмелю первым делом связан и туго ворочается язык во рту, наплыв же мыслей и ощущений у хмельного, или у всякого не как стелька пьяного человека, почти удесятеряется. А потому естественно, требуется, чтобы был отыскан такой язык, который мог бы удовлетворять этим обоим, противоположным друг другу состояниям... » (Дневник писателя).

Академик Д.С. Лихачёв, отбывая в молодости срок на Соловках, создал научный труд, в котором подверг филологическому анализу воровскую речь и пришел к интересным выводам. Сквернословие не является в подлинном смысле человеческим языком. Эти «слова» воздействуют не на интеллект человека, а на чувственную часть души, т.е. подобны сигналам, которыми пользуются животные. Из этого можно заключить, что не только употреблять в своей речи, но даже слушать сквернословие вредно, т.к. можно «испортить вкус» к нормальному человеческому слову.

Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит главным образом от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Если ребёнок слышит только речь, состоящую из двух-трёх десятков слов и выражений (в основном неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребёнка не может быть и речи. Достигнуть впоследствии каких-либо положительных жизненных успехов ему будет стоить огромных волевых усилий.

Инвективная (оскорбительная) и непристойная лексика существует во многих языках и культурах. Именно из таких слов состоит мат. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном сообществе накладывается табу. В эту группу входят наименования человеческого тела, прежде всего гениталий (так называемая лексика «телесного низа»), физиологических отправлений, полового акта, а также производные от них слова. Сюда же относятся некоторые оскорбительные лексемы наподобие слова, в своем основном значении служащего названием распутной женщины, но чаще используемого все-таки в междометной функции - при выражении всей гаммы человеческих эмоций: гнева, возмущения, изумления и даже восторга.

История возникновения сквернословия


Существует множество гипотез истории возникновения и происхождения такого явления как русский мат. Одни считают, что корни мата следует искать в дохристианском язычестве славянских народов, другие обнаруживают в матерной брани языковые заимствования с тюрского языка, делая выводы о татаро-монгольском происхождении многих бранных выражений. Но большинство специалистов сходится в одном: мат, или, выражаясь научным языком, «обсцесная лексика», в изначальном своем происхождении и употреблении носила магический характер! Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Любопытны наблюдения, вынесенные из изучения русской бранной лексики лингвистом В. Мокиенко. В привычной и воспринимаемой порой как «шутливая», «добродушная» повседневной брани можно обнаружить следующие пласты:

1. Посулы к какому-либо демоническому персонажу, олицетворяющему зло.

2. Пожелание зла и неудачи.

3. Выражения, прямо именующие «способ» наказания того человека, к которому обращено заклятие.

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидится, на берегу реки или озера - оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. Отсюда и выражение "поле брани". Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова "мат" в изначальном варианте, то оно означает "крик" громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных - "ма" и "мя" - в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

Глубинное исследование одного наиболее распространенного и оскорбительного ругательства (не зря же в нашем языке сохранилась корневая близость слов «мат» и «мать», проявляющаяся в простонародном выражении «ругаться по матери», т.е. по «матерному») позволяет проследить его языческое происхождение. В исследовании Б.А. Успенского, направленном на поиск мифологических и ритуальных корней мата, устанавливаются ритуальные функции матерной брани, ее связь с культом земли, опосредованная через Мать-Землю с Богородицей и родной матерью, чем и объясняется запретность этих выражений. На Руси говорили: «У человека четыре матери - кровная мать, что на свет породила, Родина-мать, что хле­бом кормила, матушка Церковь Божия да Пресвятая Богородица». Таково на Руси почитание образа женщины.

Вот и выходит, что сквернословец поносит не только мать своего собеседника, но и свою Родину и то, что для других свято.

В средневековье языческое наполнение матерной брани изменяется на «антихристианское», богохульное. Из магической формулы матерная брань превращается в «язык дьявола», «бесий язык», посредством которого изъясняются одержимые, невменяемые. Это другой язык, где слово «логос», перевернуто, извращено. Здесь, в отличие от Евангелия, где «в начале было Слово», - мат, это слово «в конце» - в смерти, грехопадении, отречении, во всем комплексе мыслимых и немыслимых грехов, нарушающих все человеческие представления и запреты.

«Матерная брань, согласно данному комплексу представлений (которые отражаются как в литературных текстах, так и в языковых фактах), - это «песья брань»; это, так сказать, язык псов или, точнее, их речевое поведение, т.е. лай псов, собственно, и выражает соответствующее содержание. Иначе говоря, когда псы лают, они, в сущности, бранятся матерно - на своем языке; матерщина и представляет собой, если угодно, перевод песьего лая (песьей речи) на человеческий язык. Но - только как метафора. Потому что псы не «бранятся», или, по крайней мере, бранятся не всегда. Они просто так «разговаривают». Другое дело, что в пределах собственно «человеческой» территории их речь, как и прочие формы свойственного им поведения, не может восприниматься иначе как брань. И матерщина не есть перевод песьей речи на человеческий язык. Она сама и есть - песья речь. Еще одно подмечено большинством исследователей, но никем до сей поры удовлетворительно не объясненная особенность матерной речи - склонность большинства говорящих «на мате» вставлять едва ли не после каждого «смыслового», «человеческого» слова матерное слово или целую матерную конструкцию.

В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько мерзко сквернословие, за него строго наказывали. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни. Соборное Уложение1649 г. открывает статья: «Буде кто иноверцы какия ни буди веры, или русский человек возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Богородицу и присно Деву Марию, или на честный крест, или на святых Его угодников - и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, зжечь». При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами.

Потом пришли иные времена. Великий перекройщик России Петр Первый ввел пьянство в обычай русского народа. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В дневниках знатока русской души писателя Федора Михайловича Достоевского есть великолепная зарисовка. Группа мастеровых, среди которых Достоевский случайно оказался, в течение получаса передавала «...все мысли, ощущения и даже целые глубокие рассуждения одним лишь названием этого существительного, до крайности к тому же немногосложного».

Законодательные памятники петровского времени - Воинский, а затем, с незначительным дополнениями, и Морской Уставы - уточняли предметы христианского поклонения, брань которых расценивалась как богохульство, и разграничили «умышленное» и «легкомысленно» богохульство, сохранив в целом самые тяжелые формы наказания за подобные преступления: «Кто имени Божие хуление приносит и оное взирает, и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и Святым Таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в пьяном или трезвом уме учинится: тогда ему язык раскаленным железом прожжен и отсечена глава будет» (Морской устав, кн. 4, гл.1, п. 2).

По словам исследовавшей данную тему Е. Смилянской, на основании 133 дел о богохульстве и кощунстве в России XVIII в. можно заключить, что большинство преступлений «богохульников» состояло в пьяной брани или ругательстве в состоянии аффекта, когда в бранную речь включались упоминания святых, Церкви, креста, Всевышнего, Богородицы.

Известны примеры, когда смертной казни за матерную брань и кощунство подвергались даже духовные лица. Так, протопоп Екатеринбурга Иван Федосьев в 1738 году на Святой неделе пришел с образами в дом екатеринбургского секретаря Кузнецова и там на свою беду повстречался с лютеранином ректором Штерманом. Возник спор. Поп Иван спросил: «Ты бусурманин и …(непечатное слово)?» Штерман ответил: «Не подобает пьяному с иконами по улице ходить!» Поп Иван: «Которое-де лучше, пьяницей быть или блудником?» Штерман: «Пьянство более грех от того, что от пьянства многие злодеяния происходят, и надлежал тебе быть зерцалом народу (примером поведения -Ред.), а ты хуже скота… Смотри, Богородица пред тобой стоит (икона), а ты скверные и непристойные слова говоришь». Тут разъяренный протопоп произнес: «Что мне Богородица…» (и выбранился). Секретарь Кузнецов донес, и дело рассматривалось Тайной канцелярией. В ходе следствия протопоп Иван Федосьев ссылался на меланхолическую болезнь, что был пьян и ничего не помнит, но казнен 21 сентября 1738 года.

Примечательно, что в XVIII в. обвинение в богохульстве выдвигалось даже в случае критического высказывания о плохом пении и чтении в церкви. Например, православных Иван Липа, вернувшись из церкви, пожаловался соседке на несогласное пение: «в церкви пели, аки собаки лаяли». Такие слова доносительница назвала «богохульными». Купец Федор Чутчуев обвинялся в том, что, вспоминая о посещении Воскресенского монастыря в Москве, сказал, что Херувимскую там пели «по-бесовски». За эти слова, произнесенные «в состоянии меланхолии», купец был наказан плетьми».

После революции мат вошел и в лексикон политических деятелей. Перед самой перестройкой он взял еще одну - последнюю ступень. Его подхватила «интеллигенция», особенно гуманитарная. Молоденькие девушки, выходящие из дверей филологического факультета МГУ, часами, не повторяясь, демонстрировали свои способности в сквернословии. Налицо нравственная деградация нашего поколения. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение, что, кажется, нисколько не волнует чиновников, занимающихся вопросами культуры, во всяком случае, их голосов протеста не слышно.

Расхожей стала философия, что мы, русские люди, не можем жить без мата, что он-де у нас в крови. Плохого в нем ничего нет. Напротив, он позволяет избавиться от накопившегося раздражения, что называется, выпустить пар. А так ли он безобиден?

Вокруг русского мата в обыденном сознании сложился целый ряд мифов. Самый устойчивый из них - представление о том, что наиболее циничные ругательства появились в период татаро-монгольского ига и привнесены в русский язык именно ордынцами. Это неверно: корни большинства нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение. Кстати, имея столь древнюю историю, лексика далеко не всегда осознавалась как неприличная.

Например, одно из самых распространенных в наши дни ругательств - нецензурный синоним проститутки и производные от него слова свободно проникали в книжные источники еще в конце XVII века. Однако постепенно эти слова стали восприниматься как "срамные" и в 1730 году, как говорят специалисты, были запрещены в книжных источниках чуть ли не специальным указом.

Второй миф, в чем-то противоположный первому, - убеждение в особом пристрастии к мату именно русских. Мол, уже в глубокой древности наши предки не могли обойтись без соответствующей лексики даже в ритуальных действиях, даже в свадебных обрядах. Действительно, у восточных славян, как, впрочем, и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба, как источник урожая.

Да, на русских свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в будущей жизни), часто, на наш современный взгляд, непристойные. Естественно, подобные представления и ритуалы по необходимости должны были иметь свой особый словарь - однако тогда входящие в него слова не воспринимались как неприличные.

И только по отношению к более поздним временам, когда с принятием христианской культуры на лексику "телесного низа" был наложен запрет, можно говорить о ритуальном сквернословии, которое бытовало еще в прошлом столетии. Например, русский крестьянин, отпугивая нечистую силу, совсем не обязательно осенял себя крестным знамением, но, веря в то, что "черт матюгов боится", мог для "обереги" использовать нецензурную лексику.

Сквернословие имело своей целью привлечь к себе нечистых духов, раз­жигающих плоть, возбуждающих похоть и страстные низменные вле­чения в человеческой душе. В некоторых культах сквернословие служило своеобразной словесной жертвой для злых сил. В V в. н. э. в Древней Гре­ции сквернословие составляло часть трагических представлений, так на­зываемой драмы сатиров, лесных де­монов, поносящих богов. Естественно, с зарождением христианства в I в. н. э. поклонники этих и других языческих культов обрушились с бранью на хри­стианские святыни. Они норовили на­гадить в храмах, осквернить священ­ные объекты поклонения или хотя бы опохабить их словом. Им и уподобля­ется сквернословец, изрыгающий сло­весный «понос» из своих уст.

Ругательства, связанные с глаголами движения: «иди..», «пошел…», «катись на…» в просторечии обозначают действие, выражаемое словосочетанием «послать матом». Если перенести оценку этого действия из филологической плоскости в религиозную, то «послать матом» будет ничем другим, как выражением акта заклятия. «Иди» или «пошел», как глагольные формы, есть обычное вступление магических заговорных формул: «я хочу, чтобы ты пошел туда-то», «чтобы с тобой сделалось то-то». Иначе говоря, ругательство - это проклятие. Такое же значение имеет и, так называемая, «божба» (от божиться - обещаться, клясться именем Бога) как действие, направленное не на другого, а на себя. При божбе Имя Божие не просто употребляется всуе, а святотатствуется, поскольку подвергается различной смысловой хуле. Часто, особенно в пьяном и невменяемом состоянии, божба и ругань, - являют собой акты богоотречения. Человек, утрачивающий над собой контроль в ругани и божбе, никогда не утрачивает его абстрактно. Утрата контроля означает овладение волей человека кем-то другим, в данном случае бесами. Утрата воли есть одержимость, и нередко в пьяной брани опустившегося человека мы слышим жуткие гимны богоотступничества, древние формулы проклятия в адрес Создателя, многотысячелетнюю ненависть падших духов.









Что такое сквернословие?


Так что же такое матерная речь или, как принято говорить в народе, мат?

Недавно заведующий кафедрой иностранных языков Волгоградской сельскохозяйственной академии, профессор, доктор филологических наук А.Олянин провел целое научное ис­следование, посвященное ненорматив­ной лексике. «Если сравнить родную лексику с мощным водным потоком, то мат - это своего рода «сбросы» не­чистот, загрязнение речи», - полагает ученый. Исследователь пришел к вы­воду, что матерные слова произошли от древних заклинаний. Профессор считает, что в

древности слова, кото­рые сегодня считаются непристойны­ми, служили проклятьями и заговора­ми

Во все времена наш народ любил и почитал Матерь Божию, Матерь-Церковь, свою мать, мать-землю и мать-Родину. И тогда, когда Русь 300 лет находилась под татаро-монгольским игом, захватчики, зная, кого и что почитает русский народ, старались специально нанести оскорбление ему. Матерные слова они направили против Матери-Церкви, против Матери Божией. В МАТЕ - САТАНИНСКИЙ ДУХ. И недаром в русском народе матерщинников издавна называли богохульниками.

Православные верующие знают, что Богородица особо просит у Господа спасения Руси, ибо Русь является одним из Её уделов на земле. Но, молясь за Православную Русь, Пречистая Дева, разумеется, не поминает в Своих молитвах тех, кто сквернословит. Она не может молиться за тех, кто ругается матом.

Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке, и все, для кого «мат» и «матерь» едины, должны помнить, что они добровольно служат сатане. Дьявольские силы, устремившиеся погубить Православную Русь, делали и делают всё, чтобы народ наш сам себя осквернял. Если мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, не рассыпался бесплотным прахом, мы должны решительно отказаться от сквернословия и беречь великий Божий дар - человеческий язык.

Также гнусно поступает и тот, кто в качестве ругательства использует наименование церковнославянской буквы, намекая тем самым на по­хабное слово, также начинающееся с этой буквы. Казалось бы, это даже не ругательство, а всего лишь наиме­нование буквы, только намек на дур­ное слово. Однако не все знают, что святые просветители Земли Русской, братья Кирилл и Мефодий, ввели эту букву в славянскую азбуку, чтобы на­чертание ее напоминало о крестной смерти апостола Андрея, близкого друга и ученика Иисуса Христа. Свя­той Андрей был распят язычниками на косвенном кресте, имеющем фор­му буквы X, на нем он и окончил свою земную жизнь. Апостол Андрей учил в Крыму, водрузил крест на горах Киевских, в месте, где через 900 лет русичи крестились, и, по преданию, дошел до Валаама. Поэтому он в тече­ние десяти веков почитается как свя­той покровитель Руси. В связи с этим косвенный крест святого апостола Андрея изображен на славном флаге Морского Флота России. Достойно ли нам использовать для обозначения гнусного слова наименование буквы, начертание которой является государ­ственным общенациональным и ре­лигиозным символом, ведь ради него наши солдаты и моряки не щадили своих жизней, защищая его от поруга­ния врага? Особенно скверно на душе, когда слышишь подобную брань из уст военного или офицера.

Использование нецензурных выражений обусловлено различными целями:

  • оскорбить, унизить, опорочить;

  • сиг­нализировать о собственной принад­лежности к определенной социальной группе: продемонстрировать неприя­тие социальных запретов, табу;

  • пока­зать свою «свободу», раскованность;

  • усилить эмоциональность речи;

  • снять психологическое напряжение


Диапазон использования нецензурных выражений широк: от элементарного хулиганства в виде «надписей на заборах» до циничного использования нецензурных выраже­нии некоторыми «деятелями» кинема­тографа, эстрады, литературы, поли­тики. Особую тревогу вызывает широ­кое распространение так называемого аффективного сквернословия, которое связано с бурным выражением эмо­ций, является взрывной реакцией не только на поведение других людей, но даже на свои собственные действия.

Возрастной диапазон. Речевое поведение формируется

  • на уровне привычки еще в дошкольном возрасте. По свидетельству американ­ского педагога и психолога А. Фромма, многие дети рано или поздно начинают произносить бранные слова, посколь­ку им свойственно быстро впитывать все новое и неизведанное. Между тем дурной пример подают сами взрос­лые. «Дети усваивают определенный словарь от товарищей по играм и не­посредственно от нас», - утверждает А. Фромм, обращаясь к родителям;

  • если нецензурные выражения появились в речи младшего школьника, то велика вероятность, что он просто не понимает негативного смысла про­износимого, тем не менее прекрасно чувствует их эмоциональный заряд и произносит в ситуации повышен­ного эмоционального напряжения. Если ребенок после сообщения взрос­лого о недопустимости использова­ния данных слов продолжает сквер­нословить, значит, он пытается с их помощью удовлетворить какую-то свою потребность, привлекает к себе внимание. Взрослые не должны оставлять данные факты без внима­ния. Терпимое отношение к наруше­нию ребенком норм речевого этикета провоцирует формирование привыч­ки сквернословить. Бранные слова поначалу используются неосознанно, потом - для выражения плохого на­строения, неуважения к собеседнику, презрения к нормам морали, а далее уже бесконтрольно, безо всякого пово­да, и на этой стадии побороть данную привычку практически невозможно.

  • на­чинать борьбу со сквернословием в подростковом возрасте уже поздно. Применительно к подросткам и моло­дежи уместно говорить о профилак­тической работе. Необходимо вдоволь «напитывать» воспитательное про­странство подростков и молодежи со­держательной жизнедеятельностью, актуальными для них и ценными для общества образцами жизнетворчества и примерами успешной социали­зации, демонстрировать конструктив­ные модели поведения, воспитывать у них достоинство и самоуважение.






Каковы же причины и факторы употребления нецензурных слов под­ростками и молодежью , представи­телями тех возрастных групп, кото­рым самой природой предназначено ощущать радость бытия, позитивный настрой, тягу ко всему прогрессивно­му, способствующему развитию?

  1. В связи с экономическим кризисом провоци­руют в обществе эдакое «вселенское хамство» - ситуативную агрессию, злобу, зависть как реакцию на условия жизни.

Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. Глубоким анахронизмом стало правило "не выражаться при дамах": мат ныне неизбирателен по полу, и некоторые "дамы", особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа. Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времен.


  1. Отмена политической и языковой цензуры привела к про­никновению сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лек­сики в средства массовой информа­ции, кино и литературу. И. А. Стернин в своей статье «Социальные факторы и развитие современного русского языка» с научной точки зрения филолога-лингвиста показывает нам возможные причины, которые стали основанием для развития и «стабилизации» в языке наших детей нецензурной брани. Он пишет, - «Отмена политической цензуры привела и к исчезновению языковой цензуры, что, в свою очередь, привело к проникновению в печать, на экраны телевизоров, на радио, в кино и литературу большого объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики. Это связано также со смешением в массовом сознании понятий свобода слова ('говори, что хочешь') с понятием свобода речи ('говори, как хочешь'), что, разумеется, не одно и то же. Подобное смешение, существующее в настоящее время в повседневном сознании многих носителей языка, приводит к заметной и неоправданной либерализации отношения к нормам языка, и прежде всего - в сфере культуры речи и культуры общения. Значительно увеличилась в сознании людей степень публично допустимого в разговорной речи, сплошь и рядом используются слова и выражения, ранее никогда публично не произносившиеся, расширяется психологическая готовность носителей языка позволить себе 'речевые вольности' вплоть до грубой и нецензурной лексики. Увеличивается доля людей, считающих для себя возможным пренебрежительно относиться к нормам речевого этикета. Заметно увеличилась частотность использования обращения на 'ты' к незнакомым людям, особенно в крупных городах, наблюдается тенденция к формированию у людей мнения об 'условности' речевого этикета, его ненужности в современном общении. 'Свобода речи' заметно расшатывает систему тематических табу, существовавших в русском коммуникативном поведении - так, стали публично обсуждаться темы секса, противозачаточных средств, гомосексуализм и др.».Образовался общенационалъный сленг, занимающий место между разговорной и так назы­ваемой сниженной лексикой (словами и выражениями, не соответствующи­ми литературным нормам и языково­му стандарту)


  1. Врагом воспитания культурных чле­нов общества являются телевидение, видео и компьютерные технологии поголовное увлечение просмо­тром телевизионных программ и ком­пьютерными играми значительно затрудняет физическое и творческое развитие детей и подростков. Оказы­вается, что даже нейтральные по со­держанию телепередачи и игры могут спровоцировать вызывающее поведение и агрессию. Механизмы данного явле­ния раскрывают врачи-антропософы В. Гебель и М. Глеклер. Ребенок, сидя перед экраном, ли­шен возможности выполнять самые важные для его развития действия: двигаться, общаться, подражать про­исходящим вокруг процессам, осмыс­ленно делать что-либо. Находясь про­должительное время в неестествен­ной неподвижности, ребенок приходит в состояние повышенного двигатель­ного возбуждения, становится скло­нен к агрессии, пребывает в дурном настроении и ведет себя вызывающе. Все это, повторим, связано не столько с содержанием увиденного, сколько с долговременным вынужденным по­коем у экрана.

Однако чрезмерное увлечение про­смотром телевидения, видео и ком­пьютерными играми служит питательной базой для формирования привычки к сквернословию. Дети и подростки, регулярно и подолгу сидящие у теле­визора и за компьютером, во-первых, и в реальной жизни склонны к мгно­венному получению впечатлений без приложения усилий («нажатием кноп­ки» в буквальном смысле слова), что стимулирует подверженность вред­ным привычкам, в том числе сквер­нословию; во-вторых, у них плохо раз­вита речь, а разрастающиеся пробелы в словарном запасе и пустоты в духов­ной жизни со временем заполняются «материалом» из окружающей дей­ствительности


  1. Ориентировка на внешний блеск, «упаковку» в виде дорогой и модной одежды, стремление к мишурно «кра­сивой» жизни, пу­стое проведение молодежью свободного времени .«тусовки», в ходе которых проявляются «стадные» ин­стинкты, в том числе специфический сленг.


  1. Ускоренная социализа­ция современных подростков и мо­лодежи приводит к формированию «поведенческой раскованности» (А. В. Петряевская)


  1. Складывающаяся в Рос­сии американская модель отношения к человеческим ресурсам - воспитательное про­странство для избранных. Стратегия поиска лучших, талант­ливых, успешных, продвинутых, одним словом лидеров, на данный момент недемократична, выстроена в антигуманистическом духе, сопро­вождается агрессивным информаци­онным обеспечением и создает пред­посылки для формирования самых разнообразных комплексов: у добив­шихся «успеха», попавших «в обой­му» - приспособленчества, эгоизма, чувства ложного превосходства, у ока­завшихся «за бортом» - зависти, не­приязни, чувства неполноценности, попытки демонстративного асоциаль­ного поведения

  1. Биологические факторы:

  • гормональные из­менения в организме, проявляющиеся в повышенной возбудимости, эмоцио­нальной неустойчивости, провоци­рующих трудности во взаимоотноше­ниях, различные виды девиантного поведения;

  • половое созревание, вы­зывающее желание найти признание у противоположного пола и иногда, по свидетельству И. С. Кона, приво­дящее к использованию аморальных способов поведения;

  • несоответствие биологических данных социальному статусу подростка или юноши, при котором физиологически он является взрослым, а его социальные и психо­логические возможности ограничены (отсутствует жизненный опыт, не сло­жилось мировоззрение, не сформиро­ваны защитные механизмы). Стремление преодолеть это проти­воречие может привести к принятию внешних атрибутов взрослости, таких как курение, употребление спиртных напитков, сквернословие .

Таким образом, нетрудно заметить, что большая часть перечисленных причин и факторов юношеского сквер­нословия относится к сфере ответ­ственности общества, взрослых, педа­гогической общественности. Поэтому впору говорить о сквернословии как о социально-педагогической ката­строфе: взрослые не просто не создают условий для гуманизации жизни де­тей, но активно вытравляют присущие им доброту и чувство сострадания.


Теперь мат используется для:


  1. Повышения эмоциональности речи.

Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия (кто-то, наверное, легко вспомнит слова, которые он произносит или хочет произнести, когда, изо всех сил ударяя молотком по гвоздю, попадает себе по пальцу). Часто, хотя и не всегда, аффективный мат представляет собой оскорбление.


  1. Эмоциональной разрядки.

Кстати, существует точка зрения, согласно которой именно возможность снятия сильного психофизического напряжения за счет употребления запретной лексики как раз и является основной причиной ее существования. Причем чем сильнее табу, тем большую эмоциональную разрядку приносит нарушение запрета. Поэтому, дескать, в разных культурах создаются и, естественно, табуируются оскорбления того, что является священным или жизненно важным для данного этноса: у русских это оскорбление матери (в славянских культурах ценится родство по материнской линии), у католиков - Мадонны и т.д. Наиболее оскорбительное выражение, бытующее у чукчей и эскимосов, можно перевести примерно так: "Ты - неумеха". Английский медицинский журнал прошлого столетия писал: "Кто первым на свете обругал своего соплеменника, вместо того чтобы дубиной раскроить ему череп, тем самым заложил основы нашей цивилизации; ведь если вы кому-то наступили на мозоль, он вас или ударит или обругает, то и другое одновременно вряд ли возможно".

Хотя последнее утверждение весьма сомнительно, мат как разновидность аффективного поведения реально существует. Но и он, разумеется, находится за пределами "культурной рамки" общения.

3. Оскорбления, унижения адресата речи

4. Демонстрации агрессии

5. Демонстрации отсутствия страха

6. Демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов.

Еще одно из проявлений сквернословия - намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата весьма широк - от элементарного лингвистического хулиганства, надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных (на публике) выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства - книг, кинофильмов, спектаклей. Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями.

7.Демонстрации принадлежности к «своим» и др.

Основная среда формирования привычного сквернословия - семья, основная причина - культурный вакуум, царящий в ней. Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители "ласкают" друг друга забористым словом, почти наверное вырастет "матерноговорящим" и передаст эту привычку своим детям. Широко распространено так называемое аффективное сквернословие.

Сколько всего слов составляет ма­терный язык?

В целом где-то около сотни. В активном же словарном запасе находится в основном приблизительно 20-30. Предпринимаются попытки (это характерно и для детской среды) вытеснить нецензурные слова, заменить их другими. Именно в этом причина распространения слова блин в своеобразной междометной функции: "Вот, блин, опять не получается". И, хотя здесь присутствует явный и нескрываемый фонетический намек на "первоисточник", это все же не грязное ругательство. Активно используются замены других слов (ё-моё, едрё- на матрёна, япона мать, ёлки-палки, ёксель-моксель, ёрш твою медь, ёклмн и др.).

Стадии зависимости от мата


В этом процессе наблюдаются 3 стадии:

Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово за компанию, для разрядки или напускной удали;

Третья стадия - человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже- он уже вообще не может изъясняться без мата, забывает другие слова.








Наука о влиянии ма­терной речи на человека


Но так ли безобидно сквернословие?

«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека-это видимая, осязае­мая связь, союзное звено между телом и духом»

Владимир Даль

Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека - тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее - добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией. В книге С.С. Орбелиани "Мудрость вымысла" в одной притче говорится, что охотник пригласил друга - медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.

Прошло время, он встречает охотника и говорит: "Ударь топором по голове, чтоб рана была". Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: "Посмотри - рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей - до сих пор саднит мне сердце".

Очень хорошо это выразил М.Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.

Волновые «уши» молекул ДНК не­посредственно усваивают звуковые колебания. При этом для них не имеет значения, является ли собеседник жи­вым человеком или телевизионным героем...

Молекулы ДНК слышат человече­скую речь. Их «уши» специально при­способлены к восприятию таких аку­стических колебаний. Мало того, мо­лекулы наследственности получают и световую информацию: человек может не произносить вслух, а мысленно чи­тать текст, но содержание все равно «дойдет» до его генетического аппа­рата по электромагнитным каналам. Но самое главное то, что ДНК небезразличны к получаемой информации. Одни сообщения оздоравливают их, другие травмируют. Слова, несущие свет любви, пробуждают резервные возможности генома, а проклятия по­вреждают даже те программы, кото­рые обеспечивают нормальную работу организма. По словам Петра Гаряева: «Генетическому аппарату далеко не безразлично, о чем вы думаете, говорите или читаете: любые слова могут впечататься в волновой геном. Любое произнесенное слово - это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь. Иногда слово срабатывает, вызывая рак или, наоборот, устраняя болезнь». Таким образом, самый большой вред сквернослов наносит себе и свое­му потомству. Как считают многие со­временные ученые, человеческие гены «слышат» мысли и слова, восприни­мают их и фиксируют в генетическом коде, передавая мутацию следующему поколению. Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные "благословляли" т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. А жидкость, которую ругали и обзывали «дурой», превратилась в груду уродливых ледяных осколков.

Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского - 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

Вот такие неопровержимые факты. В Библии сказано: "От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься". Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.

Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. Бездуховность - вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний.

Историки вспоминают, что в 1825 году знаменитый парижский врач и педагог, один из родоначальников детской психиатрии Жан Итар безуспешно пытался вылечить 26-летнюю дочь маркиза де Дампьер, у которой была загадочная болезнь. Маркиза с ранних лет страдала так называемыми генерализованными тиками - импульсивными подергиваниями мышц лица, рук, плечевого и тазового пояса. В самые неподходящие моменты, например, на балу, она вдруг принималась подмигивать, закатывать глаза, вертела головой, подрагивала плечами и руками, подпрыгивала, приседала. Кроме того, мадемуазель де Демпьер неожиданно для окружающих и самой себя начинала громко и изобретательно ругаться. Доктор Итар описал эти синдромы и дал название заболеванию - капролалия (от греческого kopros- «помет», «кал» и lalia - «речь»). Маркиза де Дампьер прожила 85 лет, на протяжении которые ее безуспешно лечили многие медики Европы. Последним ее доктором был невропатолог Жорж Эдмон Альберт Брут Жиль де ля Туретт (1857 - 1904). В 1884-1885 годах он опубликовал доклады о девяти подобных пациентах. С тех пор недуг носит его имя.

Однако вот что интересно: если с 1885 по 1965 годы в мире было зарегистрировано лишь 50 случаев синдрома Жиля де ля Туретта, к 1970 году - около 200, то к началу третьего тысячелетия число одержимых «синдромом сквернословия» начало стремительно увеличиваться. Сегодня ученые говорят, что «в общей популяции проявления синдрома Туретта в 3-30 раз выше, чем раньше. Начинается это заболевание, как правило, в возрасте 7-10 лет. Копролалия развивается не сразу: ее появлению предшествует промежуток от нескольких месяцев до 10 лет, по истечении которого возникают так называемые «вокализации» - непровоцированное выкрикивание бранных слов, лай, вой. Некоторые в такие моменты кукарекают, хрюкают, мяукают, квакают, шипят как змеи или кошки, воркуют как голуби, и т.п. Особенно мучаются те, кто непроизвольно выкрикивает отвратительные ругательства.

В медицинской практике существует непонятное явление. Порой, при полной парализации речи, когда человек вообще не может выговорить ни одного слова, он тем не менее свободно произносит целые фразы, состоящие из непонятной брани. О чем же оно свидетельствует? И врачи, и священнослужители в этом вопросе единодушны. Получается, что бранные слова проходят путь от мозга к органам речи совершенно по другим нервным цепочкам, чем все остальные.

В течение ряда лет ученый и несколько его единомышленников вели наблюдение за двумя группами. Первая из них состояла из людей, в разговоре не обходившихся без матерщины, вторая - принципиально не использующих в обиходе «крепких» словечек. И вот что показали многолетние наблюдения. У «матерщинников» очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.
Аналогичные результаты были получены на другой стороне земного шара. Американская ассоциация психотерапевтов опубликовала данные многолетних исследований здоровья тысяч верующих и атеистов. Медики пришли к выводу, что в среднем человек, регулярно посещающий церковь и молящийся в ней, живет дольше, чем отвергающий религию. При этом верующие гораздо реже болеют так называемыми болезнями века: раком, гипертонией, диабетом. И это не случайно: ведь молитвы

Употребление матерных слов ведет к гормональным нарушениям. Осо­бенно это заметно у женщин. Косме­тологи замечают, что клиентки, которые не могут жить без мата, больше остальных страдают от повышенной волосатости конечностей. Голос таких женщин со временем становится все ниже. Другими словами, если женщи­на матерится, в ее организме происхо­дит гормональный дисбаланс.

Сквернословие приносит нежелательные последствия, хотя об этом мало кто сегодня задумывается. Сквернословить - это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к вам. Те люди, которые часто и много сквернословят, подвергаются ругани со стороны других. Если вы сквернословите, то обязательно придет время, когда вы будете страдать от того, что ругают вас. В основе сквернословия лежат такие проявления души, как ненависть, гнев, зависть и т. д. Если сквернословишь, то превращаешь своей мир, т. е. мир вокруг себя, в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью и подобными проявлениями души. Так человек попадает в очень жестокие и суровые человеческие отношения. мат, обидные, колючие замечания глубоко ранят человека. Вспомните, когда вас самих обругали - грубо, грязно (не важно, по поводу или без повода), начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится. В конце концов, обида приводит к стрессам, стресс - к нервным расстройствам, а последние - к совершенно конкретным болезням: экземам на тыльных сторонах рук и ног, язве желудка, а также к инфаркту и инсульту.

В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют.

Православный взгляд


С православной точки зрения сквернословие - это грех. Он был осужден на Карфагенском соборе: «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других». Употребляющий скверную брань, прежде всего, позорит честь матерей, нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам рожден и воспитан матерью. В русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками.

Церковь и сквернословие. Церковь боролась со сквернословием с древнейших времен. Вот что писал святитель Иоанн Златоуст: «Хочешь ли знать, сколь великое зло - говорить срамное и постыдное? Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие... Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу».

Сейчас часто стали говорить о некотором магическом действии слов, имён, названий, так вот именно в этом ключе говорил о сквернословии Епископ Варнава (Беляев): «Сквернословие - гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху. От него стонет земля русская, им растлены души и уста великих философов и писателей, которые еще стараются учить других добру и произносить вслух прекрасные слова, никак не могут справиться наедине, когда ничто уже не препятствует сдерживать себя... Есть растление тела, и есть растление души, и насколько душа превосходит тело, и поскольку слово есть самое ценное и высокое в человеке, отличающее его от скотов и уподобляющее Богу (Бог-Слово), настолько растление души и этого слова - великий грех в сравнении со всеми прочими. Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах древнего Востока, начиная с глубин сатанинских и темных бездн в честь Ваала, Астарты, Хамоса и проч. Причем этот порок и какое-то тайное, странное тяготение к нему стоят в прямой зависимости от того, насколько близко стоит человек к Богу. И если он отодвигается от Божества, то тотчас же начинает задом входить в область сатанину и приобретать эту скверную привычку - вместо Бога имя лукавого и вместо божественных вещей поминать срамное. Скверные чудовищные выражения суть на самом деле "священные" "молитвенные" формулы, обращенные к срамным демонам. Христианин! Употребляя их, кому ты служишь вместо Бога, кому молишься, что ты делаешь! Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не простую грубую шутку допускаешь, слова твои - не просто колебания воздушных волн. Но ты произносишь - хотя, несчастный, и не веришь - страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву! ...Ты делаешься, не зная и не хотя этого, колдуном, магом, чародеем»...
Пишет о распространении порока сквернословия в наши дни и архимандрит Рафаил (Карелин). Брань «загрязняет наши улицы и дома, так, как будто пробилась система канализации, и ее содержание льется под наши ноги». «Сквернословие, - говорит он, - это попытка низших душ уравнять себя с теми, которые выше их, а, с другой стороны, убить в себе собственное духовное достоинство, которое заключается в умении уважать другого человека». «Надо отметить, - продолжает отец Рафаил, - что сквернословие пытается унизить самое святое для человека, оплевать, втоптать в грязь, поэтому в скверной брани часто упоминается имя Бога, а еще чаще имя матери, которое дорого для каждого человека, кроме законченных подонков.

Человек освобождается от чувства стыда и видит в этом также свободу... Сквернослов, в сущности, обнажается перед всеми, как будто говорит: "Посмотрите, какой я герой, во мне не осталось даже капли стыда".

С горечью писал архиепископ Никон о том, что «присущее очень многим сквернословие, особенно развито среди военных. Многие нижние чины, учителя новобранцев и ополченцев, унтер-офицеры и фельдфебели, на всяком слове сквернословят, как будто не могут обойтись без крепких слов. И даже пред глазами смерти не могут расстаться с пагубною привычкою. Уж не за то ли нас Господь наказывает на войне и не дает успеха, что весь воздух заражен сквернословием, как бы удушливым газом, и помощь Божия и благословение отгоняется таким, почти общим, грехом наших воинов? И не есть ли сквернословие измена русских людей православной вере и учению христианскому?»

Осталось добавить, что, по свидетельству Церкви, самое распространенное наказание свыше, постигающее сквернослова, - смерть без покаяния, то есть внезапная смерть. Имеется в виду не то, что она случится раньше времени, а то, что будет такой в конце естественного срока жизни. Для человека верующего это всегда страшно, ведь среди обязательных христианских молитв есть и молитва с просьбой о достойной, сопровождаемой покаянием кончине.












Отношение государства


Аристотель писал: «Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков». А какие же у нас теперь времена, если сквернословие стало нормой? У нас в России теперь даже с подмостков самых больших театров сквернословить модно.

«Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!» - русская пословица

Государство действует здесь своими методами. Возможно, вы не знали, что нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и квалифицируется как мелкое хулиганство.

Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»

ГЛАВА 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

Ст. 20.1. 1.Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, …. - влечет штраф в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В начале марта 2004 года нижняя палата Конгресса США подавляющим большинством голосов одобрила законопроект, предусматривающий серьезное ужесточение наказания за загрязнение телевизионного и радиоэфира нецензурными выражениями и непристойностями. Штраф за подобные правонарушения теперь составит полмиллиона долларов. В американских семьях существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке ребенка заставляют вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот.

Неплохо бы и нам ввести для своих детей подобный обычай.

Все единодушны в том, что нецензурной брани нет места в нашей жизни. Однако почему об этом все еще приходится говорить? Почему проблема по-прежнему остается актуальной?

Вызывает тревогу, что значитель­ная часть россиян, по данным опро­сов, в своей речи использует матер­ные слова

  • часто - 13%, иногда - 52%). Вообще не используют их 35% граждан, т.е. меньшая часть населе­ния страны

  • Мужчины чаще употребляют нецен­зурную брань, чем женщины

  • Старики бранятся реже, чем молодежь и люди среднего возраста

  • Люди с высоким уровнем дохода позволяют себе «выра­жаться» чаще, чем россияне, имеющие средний достаток

  • В крупных городах матерная речь звучит реже, чем в сель­ской местности



Школьники и сквернословие.

Исследование


В 2012 -2013 году в нашей школе мы провели исследование на тему сквернословия и бранных слов среди учащихся 5-11 классов. Всего было опрошено 34 мальчика и 22 девочки. Учащимся было предложено заполнить анкету, состоящую из двенадцати вопросов с вариантами ответов.

1.Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

3. Как часто ты произносишь эти слова?

4.В каких ситуациях это происходит?

5. Как ты думаешь, плохо это или нет?

6.Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

7.Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

9.От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?

11.Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?





И вот результаты.


Вопросы

мальчики

девочки

1.Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

  • чтобы показать какой человек крутой.

  • чтобы показать свою взрослость.

  • ругательства используются для связки слов.

  • люди используют бранные слова для того, чтобы оскорбить ненавистного им человека.

  • таким способом выпускают из себя злость.

  • некультурные.

  • потому что все говорят.

7

0

16

0

13

8

2

4

1

0

4

1

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

1. Используют, когда злятся.

2. Случайно выскакивают.

3. Привычка.

4. Не произносят вообще.

5. Для связки слов

6. Потому что все используют.

16

4

5

5

5

3

6

2

0

10

0

0

3. Как часто ты произносишь эти слова?

1. Редко

2. Часто

3. Когда вынуждают

4. Никогда

19

8

3

4

11

2

1

8

4. В каких ситуациях это происходит?

1. Когда выводят из себя

2. В ссорах, драках

3. Среди друзей

4. Везде

5. Когда больно

14

13

2

10

2

3

2

1

0

0

6.Ни в каких

3

6

5. Как ты думаешь, плохо это или нет?

1. Плохо

2. Все равно

3. Нет

24

5

5

19

3

0

6.Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

1. Ничего

2. Становится стыдно

3. Свою некультурность

4. Облегчение

5. Чувствуют себя взрослее

6. Не знаю

17

7

2

16

2

4

2

2

2

2

0

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

1. Думают, что некультурный человек

2. Удивляются

3. Не знаю

4. По-разному

5. Мне все равно

8

5

7

9

5

22

0

0

0

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

1. Ничего

2. Смешно

3. Мне неприятно

24

7

3

2

0

20

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

1. От друзей

2. От одноклассников

3. На улице

4. От пьяных

5. От взрослых

10

28

3

1

6

2

2

1

1

2

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?

1. Не знаю

2. Стараться не употреблять эти слова

3. Воспитывать

4. Наказывать

5. Платить штрафы

6. Ничего

2

14

2

15

2

6

2

4

4

3

2

11.Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?

1. Не говорить мне эти слова

2. Ничего

3. Не доводить меня

4. Нужно найти компромисс

5. Познакомиться с девушкой

6. Сделать их общеупотребительными словами

7. Чтобы меня перевели в другой класс

8. Меня поедают слова-паразиты

26

13

5

2

1

1

1

0

4

0

2

0

0

0

0

1

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

1. Нет, не хочу, чтобы использовали.

2. Нет, так как это плохо.

3. Нет, мне будет стыдно.

4. Нет, это некультурно.

6

14

2

6

0

1

18

3

5. Да

6

0

Итак, подведём итоги нашего исследования и выявим основные причины того, почему школьники используют в своей речи бранные слова и ругательства.


Результаты анкетирования


По результатам проведенного исследования мы видим, что отношение к бранным словам у опрошенных школьников нашей школы разное. Существенных различий в ответах мальчиков и девочек 5 - 7 классов нет. Ненормативную лексику они употребляют, чтобы казаться «крутыми» и продемонстрировать свою взрослость. Дети бранятся, когда ссорятся и испытывают чувство злости. Многие из шести-семиклассников никаких чувств при этом не испытывают, лишь иногда легкое чувство стыда. Эти дети не обращают внимания на то, когда другие выражаются в их присутствии.

Ответы юношей старшего звена существенно отличаются от ответов девушек. Например, когда юноши произносят матерные выражения, они не испытывают при этом никаких чувств, а девушкам в это время стыдно. Девушкам кажется, что их не уважают, когда ругаются матом в их присутствии, а юношам все равно.

Учащиеся 6 - 10 классов не знают, как можно искоренить эту вредную привычку. При этом никто не хочет, чтобы его дети использовали в своей речи ненормативную лексику. Отдельные старшеклассники предлагают ввести систему штрафов, чтобы избавиться от сквернословия.

Таким образом, наша гипотеза лишь получила частичное подтверждение, так как только каждый шестой школьник слышит матерную речь от взрослых, остальные от сверстников, друзей, одноклассников.

Причины употребления нецензурных слов:

  • раздражение;

  • бедный лексический запас;

  • нарушение психики человека;

  • злость;

  • один из способов снять нервное напряжение;

  • привлечь к себе внимание;

  • скрыть свои слабости;

  • берем пример со взрослых;

  • если это звучит с экранов телевидения, значит это нормально;

  • демонстрации принадлежности к «своим».

Что предлагают учащиеся школы? «Рецепты избавления от этой дурной зависимости»:

  • наложить штраф за нецензурные выражения в общественном месте;

  • обратить внимание на семью, как ячейку общества;

  • повышение общего уровня культуры населения;

  • ввести в школе уроки по дисциплине «культура речи»;

  • провести акцию «Мир без сквернословия».

И в итоге мы хотим обратить внимание на то, что большая часть опрошенных нами учащихся не знают, что нужно сделать для того, чтобы другие ребята, и они сами не ругались матом.



Для работы с учащимися школы был разработан данный проект, который мы хотели бы порекомендовать и другим школам.

Этапы и пошаговая реализация проекта


Название этапов

Шаги реализации

Подготовительный этап

1.Сбор информации

2. Проведение анкетирования и их обработка.

4. Выявление проблем

Первый этап

1.Создание совета

2.Установление связей с общественностью

3. Разработка классных часов и публичных лекций по проблеме сквернословия

Второй этап

1.Круглый стол по теме «Сквернословие и здоровье человека» среди учащихся школ с представителями общественности.

2. Организация публичных лекций в образовательных учреждениях и на предприятиях на темы «Культура отношений» «Духовная культура», «Азбука Общения», «Бесконфликтное общение», «Способы снятия психологического напряжения», «Влияние СМИ на психику человека»

3.Ввести в школе уроки по дисциплине «культура речи»;

4. Конкурс плакатов и рисунков «Горькая правда о сквернословии»

5.Организовать родительские собрания совместно с детьми «Как ваше слово отзовется», «Мир человеческих встреч».

6.Выпуск газет « Прекрасное рядом», «Великий, могучий русский язык».

7.Акция «Мир без сквернословия».

8.Совместное мероприятие с родителями «Давайте говорить друг другу комплименты».

9.Познавательно- развлекательное мероприятие «В мире непонятных слов», «Антиреклама сквернословию»

10. Разработать и вынести на рассмотрение ряд штрафных санкций за употребление нецензурных выражений в общественных местах.

Завершающий этап

1.Подведение итогов работы.

2. Анкетирование.

3. Создание территории свободной от сквернословия













Уникальность проекта


  1. Использование новых технологий при решении вопросов о сквернословии, такие как пресс-конференция, философский стол, круглые столы, связь с общественностью и средствами массовой информации.

  2. Социальный проект предполагает минимальные затраты и построен в основном на информационном пространстве, используются коммуникативные методы работы.

  3. Вся информация подается в достаточно доступной форме. Используются данные, полученные в результате анкетирования.

  4. Разработать стендовые классные часы, публичные лекции по этой проблеме.

  5. Вовлечение в реализацию данного проекта активных подростков, общественности, родительского комитета школы, духовных наставников.

Ожидаемый результат


В рамках реализации проекта создается совет, который будет вести активную пропаганду против сквернословия. Совет будет привлекать не только подростков для работы, но и общественные организации и церковнослужителей. Проведение научных конференций, круглых столов, тренингов, познавательных игр, лекций, встреч с интересными людьми приведет к осознанию подростками и взрослыми серьезного вреда, причиняемого сквернословием и формированию негативного отношения к нему. Все это впоследствие поможет расстаться с такой пагубной привычкой и сохранить здоровье для активной и деятельной взрослой жизни.

В этой работе рассматривается не просто вопрос о вредной привычке всего русского населения, а поднимается глобальная проблема - здоровье будущего поколения.







Заключение


Явление сквернословия, как никакое другое, характеризует нравствен­ную деградацию общества, в котором дискредитированы главные ценно­сти - любовь, красота и добро. Сло­весное оскорбление, ругательство во все времена было символом агрессии и бессилия одновременно. Печальной тенденцией последнего времени ста­новится употребление нецензурных выражений безо всякой причины, «для связки слов». Именно эту ситуацию эксперты называют «бранной эпиде­мией, «вирусом сквернословия». Воз­никает социально-психологическая «гремучая смесь».

С одной стороны - и это видно по результатам социологических иссле­дований, - подрастающее поколение понимает, что сквернословие означает грязь, ущербность, деградацию.

С другой стороны, сквернословие становит­ся вполне легальным языком общения в очень широких слоях населения, и чтобы быть понятыми, «своими», находиться «на волне», подростки и юноши стремятся не отставать.

Кто-то из великих сказал: «Воспитан­ность человека определяется не тем, чего он не может себе позволить при по­сторонних, а тем, чего он не может себе позволить наедине с самим собой». Про­блема обеспечения условий для чисто­ты и красоты речи подрастающего по­коления - это осознанный нравствен­ный выбор взрослых и кропотливый, ответственный педагогический труд.

Овладение родным языком, культурой речи, постоянное ее совершенствование особенно важно для тех, кто старается занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением у окружающих.

Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я - исключение, моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.
От всей души желаем вам быть по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

И в заключение, хотелось бы привести слова Александра Межирова:


" Друзья мои, внушайте людям веру.
И чаще говорите: " Добрый день!"
И следуйте хорошему примеру-
Продляйте добрым словом жизнь людей!"














Литература


  1. Толковый словарь живого великорус­ского языка В. И. Даля (тт. 1-4, 1863-1866)


  1. Пословицы и поговорки русского наро­да / Сост. В. И. Даль. - М.: Эксмо, 2006.


  1. О сквернословии. Наказанные Богом сквернословцы //Свящ. Николай Успенский. Как жить христианину по Заповедям Божиим. - Владимир, 1997.


  1. Анисимов В. Обойдемся без выраже­ний // Здоровье детей. - 2009. - № 1.


  1. Гебелъ В., Глеклер М. Ребенок. От младен­чества к совершеннолетию: Книга для роди­телей, педагогов и врачей / Пер. с нем. Н. Фе­доровой. - М.: Энигма, 1999.


  1. Жельвис В. И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема в языках и культу­рах мира: монография. - М.: Ладомир, 2001.


  1. Клавис К. Детское сквернословие: чем оно вызвано и как с ним бороться // Первое сен­тября. - 2007. - № 9.

  1. Фромм А. Азбука для родителей / Пер.с англ. И. Константиновой. - М.: Астрель,2003.


  1. Novayagazeta.ru







Приложения

Как же избавиться от сквернословия?

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ


  1. Не употреблять в собственной ре­чи нецензурных выражений.


  1. Осознавать, ценить и беречь свой авторитет, поддерживать имидж до­стойного и уважаемого человека.


  1. Уметь культурно отдыхать, вла­деть приемами снятия психологиче­ского напряжения.


  1. Не бояться противостоять среде, противодействовать употреблению нецензурных выражений в своем при­сутствии.

5. Научиться просить прощения, прощать самому.

6. Тренироваться в вежливой и кра­сивой речи. Подобрать для себя лите­ратурные выражения для использова­ния в критических ситуациях.


  1. Постоянно заниматься самосо­вершенствованием.


  1. Читать хорошую литературу.


  1. Быть разборчивым в выборе дру­зей.


  1. Искренне любить людей и боять­ся их обидеть.






Библейская, святоотеческая и народная мудрость о скверносло­вии и бранных словах

• Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе (Библия).

• Никакая нечистота да не имену­ется в вас (Библия).

• Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам (Библия).

• А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, скверносло­вие уст ваших (Библия).

• В собеседованиях не должно быть никакой грубости, ибо умных людей обыкновенно украшают скромность и целомудрие (Преподобный Антоний Великий).

• Нет ничего разорительнее много­словия и зловреднее невоздержанно­го языка, и ничто так сильно не рас­страивает и не истребляет богатство душевное (Преподобный Филофей Синайский).

• Бойся Вышнего, не говори лиш­него (пословица).

• Долг языка - говорить добро (по­словица).

• Слово слову рознь. Словом Бог мир создал, словом Иуда Господа про­дал (пословица).

• Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет (пословица).

• Парень ражий, а язык-то вражий (пословица).

• Не в том сила, чтоб города брать, а в том сила, чтоб с языком совладать (пословица).

• Все беды человека от его языка (пословица).

• Мерзость сквернословца - на го­лову его (пословица).

• К сквернословцу всякая порча липнет (пословица).

О скверном и святом

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово "мат" идёт от слова "мать",

Сквернейшее - от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

Э.Асадов


МУДРЫЕ МЫСЛИ О РЕЧИ И ЯЗЫКЕ

Речь - это показатель ума (Сене­ка).

У короткого ума - длинный язык (Аристофан).

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для на­зидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Евангелие).

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоцен­ней самой вещи (Н. В. Гоголь).

Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены (Ж.-Ж. Руссо).

Именно языку надлежит одно­временно и устанавливать пределы, и преступать их (Ж. Делез).

Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять (С. Довлатов).

Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, кото­рым он выражается (Дж. Свифт).

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен (А. П. Че­хов).

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущ­ной необходимостью (А. И. Куприн).

Язык - самое опасное оружие: ра­на от меча легче залечивается, чем от слова (П. К. де ла Барка).

Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускаю­щийся цвет всей его духовной жизни (К. Д. Ушинский).






Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется... (проблема сквернословия среди подростков).

33


© 2010-2022