КИМ (тест) по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени. 9 класс. Вариант 1

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (ТЕСТ) ПО ЛИТЕРАТУРЕ

________________________________________________.

ВАРИАНТ 1.

  1. Что такое роман? В чём особенность романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания 1-6.

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя - и окончил искренней злостью. Сперва это её забавляло, а потом испугало.

  • Вы опасный человек! - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно.

  • Разве я похож на убийцу?..

  • Вы хуже...

Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:

- Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду- мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил, - тогда как - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей её половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочёл её эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять моё мнение: если моя выходка вам кажется смешна - пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

В эту минуту я встретил её глаза: в них бегали слёзы; рука её, опираясь на мою, дрожала; щёки пылали; ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, - впустило свои когти в её неопытное сердце. Во всё время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, - а это великий признак!

1.Как называется повесть, из которой приведён данный отрывок? __________________________________________

2. Каким термином называется воспроизведение внутренней жизни персонажа, подробная передача различных душевных движений (размышлений, чувств и переживаний, эмоций и настроений)? _______________________________________________________________________________________________________

З. Каким термином в литературоведении обозначается развёрнутое высказывание героя, например речь Печорина? _______________________________________________________________________________________________________

4. Как называется приём противопоставления, с помощью которого герой воспроизводит протекание внутренней жизни: «я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже»; «я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»? _________________________________________________________________________________

5. Как называется наделение предметов и явлений свойствами живых существ («разбудить воспоминание», «сострадание... впустило когти в её... сердце»)? ____________________________________________

6. Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционально окрашенных определений («бесцветная молодость», «холодное отчаяние»)? _______________________________________________________________________________________________________



  1. Вспомните содержание романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» и ответьте на вопросы.

  1. Вставьте пропущенные слова.

а) Девушку в Тамани Печорин называл именем героини поэмы В. А. Жуковского «_____________________» (название).

б) Квартиру в Пятигорске Печорин нанял у подножия горы ____________________________ (название).

в) Одна нога у Вернера была, как у _____________________________(поэт), короче другой.

г) Максим Максимыч о Бэле: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной_____________ ______________________, так и заглядывали к вам в душу».

д) В финале повести «Фаталист» Печорин пытается объяснить Максиму Максимычу смысл слова «_______________________________».


  1. Кто так характеризуется (описывается) в романе?

а) «Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему едва ли не 21 год» - ________________________________________________________________________________________________________

б) «Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его...» - ________________________________________________________________________________________________________

в) «Он не церемонился, даже ударил меня по плечу и скривил рот на манер улыбки» - ________________________________________________________________________________________________________

г) «Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин...» - ________________________________________________________________________________________________

д) «Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу: он мне раз говорил, что скорее сделает одолжение врагу, чем другу, потому что это значило бы продавать свою благотворительность...» - ________________________________________________________________________________________________________


  1. Кому принадлежат слова?

а) «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи» - ________________________________________________________________________________________________

б) «Что для меня Россия! <...> страна, где тысячи людей, потому что они богаче меня, будут смотреть на меня с презрением...» - ____________________________________________________________________________________________

в) «Наши мужчины так нелюбезны вообще, что с ними кокетничать должно быть для умной женщины несносно» - _______________________________________________________________________________________________________

г) «Ты знаешь, что я твоя раба: я никогда не умела тебе противиться... и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!» - _____________________________________________________________

д) «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности...» - _______________________________________________________________________________________________________


  1. Дайте название эпизода, сцены, фрагмента.

а) «Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно, если можете» - ___________________________

_______________________________________________________________________________________________________

б) «Посередине трещал огонек, разложенный на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг такой густой пеленою, что я долго не мог осмотреться...» - _______________________________________________________________________________________________________

в) «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? - Мой ответ - заглавие этой книги. - «Да это злая ирония!» - скажут они. - Не знаю» - ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

г) «Княгиня с дочерью явились из последних; многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что княжна Мери одевается со вкусом» - ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

д) «Пробегаю в памяти всё мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А верно она существовала, и верно было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...» - _______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Баллы ______________ Оценка________________________

Учитель ______________________________________________________

Ассистент ____________________________________________________



© 2010-2022