Конспект урока на тему «Повелительное наклонение» (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







КОНСПЕКТ

открытого урока

в 6 классе на тему

«Повелительное наклонение»





Учитель

русского языка

и литературы

Камалетдинова Э.Н.















2014 год








Тема: «Повелительное наклонение»

Цели:

  1. обучающие: организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний в рамках темы «Наклонение глагола»; подвести к пониманию особенностей глаголов повелительного наклонения (знать: значение глаголов повелительного наклонения, их морфологические признаки, способы образования, употребление в речи);

  2. развивающие: создать условия для развития внимания, общего кругозора, познавательного интереса, мотивации учения, письменной и речевой культуры, памяти, воображения;

  3. воспитательные: создать условия для формирования чувства уверенности в себе, воспитывать бережное отношение к природе, способность к восприимчивости прекрасного.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, учебник, толковый словарь.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Приветствие, организация внимания.

  2. Работа по теме.


  1. Актуализация знаний.

Вам предлагается несколько утверждений, среди которых есть верные и неверные. Отметьте верные утверждения единицей, неверные - нулем.


  1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета.

  2. Глаголы отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?

  3. Глагол имеет постоянные морфологические признаки: спряжение, переходность, вид, наклонение.

  4. Глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам.

  5. Глаголы прошедшего времени изменяются лицам и числам.

  6. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и родам (в единственном числе).

  7. Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени.

  8. Глаголы несовершенного вида могут иметь простую форму будущего времени.

  9. Глаголы в условном наклонении изменяются по лицам, числам и родам (в единственном числе).

  10. Глаголы условного наклонения образуются от основы глагола неопределенной формы с помощью суффикса -л- и частицы бы.

Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

0

1

0

0

1

0

0

1


  1. Формулирование темы урока после предварительной беседы по вопросам:


  1. С каким непостоянным морфологическим признаком глагола мы познакомились в 6 классе?

  2. Какие наклонения глагола существуют?

  3. Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

  4. Что обозначают глаголы в условном наклонении?

  5. О каком наклонении глагола пойдет речь на сегодняшнем уроке? Сформулируйте тему. (Запись темы в тетрадь).

  1. Целеполагание.

Сформулируйте вопросы, которые мы должны будем решить на сегодняшнем уроке.

- Что обозначают глаголы повелительного наклонения?

- Как образуются глаголы повелительного наклонения?

- Какую роль выполняют в речи?

- Как употребляются в речи?

Чему должны будем научиться?

Находить глаголы повелительного наклонения в тексте, учиться употреблять их в речи.


  1. Зрительный диктант.

- Прочитайте выразительно отрывки из стихотворения А. Яшина «Покормите птиц» (по вариантам).

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

<…>

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

В течение 1 минуты запомните отрывок. Запишите его по памяти. (Затемнение экрана).

- Проверьте себя.

- Найдите в записанных текстах глаголы, подчеркните их как члены предложения (на доске и в тетрадях).

- Какие из глаголов обозначают действие, которое просит выполнить автор стихотворения? Форму какого наклонения имеют эти глаголы? (Повелительного наклонения). Какими по цели высказывания являются предложения, в которых эти глаголы выступают в роли сказуемого? (Побудительными).

- Какому лицу направлено побуждение к действию? (Подберите личное местоимение). (Вы покормите, приучите).

- Определите число глаголов повелительного наклонения. Поставьте данные глаголы в форму единственного числа. Сделайте вывод о том, в какой форме обычно употребляются глаголы повелительного наклонения и изменяются ли они по временам.

- Сопоставьте свои выводы с материалом учебника в рамке и теоретическими сведениями на с. 206.

5. Работа с таблицей.

Настоящее, будущее время глагола в изъявительном наклонении

Повелительное наклонение

единственное число

множественное число






Прочитайте отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова:

Трудись, покамест служат руки,

Не сетуй, не ленись, не трусь,

Спасибо скажут наши внуки,

Когда разбогатеет Русь.

К чему призывает поэт своих соотечественников?

Словарная работа:

- Значение каких слов вам не понятно? Попробуйте разобраться,

Соедините стрелками слова с соответствующим им лексическим значением.

Сетовать

Испытывать скорбь, горевать

Скорбеть

Крайняя печаль,
горесть, страдание

Скорбь

Жаловаться, скорбеть

Какую стилистическую окраску имеют эти слова? (Эти слова принадлежат высокому стилю).

Найдите устаревшее слово, замените его современным синонимом. (Покамест - пока).

- Заполните таблицу «Образование глаголов повелительного наклонения» глаголами из текста, размещая их в соответствующей графе на отдельной строчке.

Настоящее, будущее время глагола в изъявительном наклонении

Повелительное наклонение

единственное число

множественное число

трудись

служат

не сетуй

не ленись

не трусь

скажут

разбогатеет

- Образуйте недостающие формы, впишите их в таблицу. (По рядам). Выделите окончания, в словах 1 столбика - основу слова. Подумайте, какой морфемой является -и- в отдельных словах? Докажите.

-Рассмотрите получившуюся таблицу. Сделайте вывод о том, как и от чего образуются глаголы повелительного наклонения?

- Сопоставьте свои выводы с теоретическими сведениями учебника на с. 207.


  1. Физкультпауза.

Дружно встаньте, потянитесь

И друг другу улыбнитесь.

В ладоши все похлопайте,

Ногами все потопайте.

Пальцы разомните,

Свои места займите.


  1. Закрепление материала.

1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения В. Шефнера «Миг». В каких словах заключается его основная мысль? К чему призывает нас лирический герой?

Миг

Не привыкайте к чудесам, -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,-

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так - и все не так

Через одно мгновенье.

В. Шефнер

- Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них форму единств. числа. Выделите суффикс и окончание. (Самостоятельно работают 2,3 вариант, 1 вариант - у доски). По окончании работы консультанты проверяют.

2. Анализ текста

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб.

Не разрешай ей спать в постели

До света утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя безжалостно сорвёт.

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай до темна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

- Прочитайте стихотворение про себя, подготовьте его выразительное чтение вслух.

- К чему призывает автор стихотворения? О чем это стихотворение? В каком предложении заключена основная мысль текста? (Душа обязана трудиться.)

- Как вы понимаете эти слова?

- Какие языковые средства помогают выразить основную мысль? (Глаголы в повелительном наклонении, побудительные предложения, восклицательные предложения, фразеологические обороты).

- Выпишите глаголы повелительного наклонения, образуйте форму множественного числа.(1, 2 вариант)

- Найдите фразеологизмы. Выделите их. (3 вариант)

- Выполните задание: установите соответствие между фразеологическими оборотами и их лексическим значением. (У доски работают)

Толочь в ступе воду

Выполнять бесполезную, бестолковую работу

И день и ночь

Всегда

Держать в чёрном теле

Содержать в строгости

Не снимать узды

Не давать послабления

Дать поблажку

Дать послабление, снисхождение

Сорвать последнюю рубашку

Оставить ни с чем


  1. Игра «Пантомима»

- Какой жанр устного народного творчества близок по своей иносказательности к фразеологизмам? (Пословицы и поговорки).

- В пословицах и поговорках часто употребляются глаголы в повелительном наклонении. Поиграем в игру. Мои ассистенты будут изображать жестами содержание пословицы, которая содержит глагол повелительного наклонения. Вы должны ее отгадать.

Не зная броду, не суйся в воду.

Пришла беда - отворяй ворота.

На чужой каравай рот не разевай.

Сделал дело - гуляй смело.

Куй железо, пока горячо.

Дают - бери, бьют - беги.


  1. Самостоятельная работа.

1 группа:

Задание №1. Упр. 491 на с. 207.

Делай - делайте, украшай - украшайте, выращивай - выращивайте, борись - боритесь, не оправдывай - не оправдывайте.

2 группа:

Задание №2. Прочитайте текст. Коротко, опуская подробности и объяснения, расскажите, в какой последовательности сооружают скворечники. Напишите инструкцию, что и в какой последовательности нужно делать, чтобы приготовить птичий домик. В каком наклонении вы поставите глаголы в инструкции?

Инструкция - руководящие указания, наставления.

Свод каких-либо правил.

Скворечники и другие домики для птиц сколачивают гвоздями из досок 20-25 миллиметров. Доски строгают только с одной стороны; внутри домиков они должны быть невыстроганными, чтобы птицы могли цепляться за них коготками. Крыши домиков делают не плоские, а выпуклые - из горбыля (так называют доски, обрезанные у поверхности ствола), чтобы с них стекала дождевая вода. Крыша со всех сторон должна выступать над стенками, больше всего спереди, над летком.

Правильно размечают и вырезают входное отверстие - леток. Птицы не поселятся в домике, если леток на нем будет узкий или, наоборот, слишком широкий. Леток делают под крышей, на расстоянии, равном примерно диаметру летка. У скворечника ниже летка прикрепляют деревянный стерженек - насест, но это не обязательно. В домиках для мелких птиц никаких насестов делать не надо.

Ключ:

1. Возьмите доски толщиной 20-25 мм, обстругайте их с внешней стороны.

2. Сколотите гвоздями стены и дно скворечника.

3. Крышу скворечника делайте из горбыля так, чтобы она выступала со всех сторон над стенками скворечника.

4. На передней стенке разметьте и вырежьте леток.

5. Ниже летка приделайте насест.

3 группа:

Задание № 3. Составьте мини-текст на одну из предложенных тем «Берегите планету, люди!», «Не переставайте удивляться чудесам», используя, когда это необходимо, глаголы повелительного наклонения.


  1. Тест. Определите наклонение глагола.

1 вариант

I. Прячься быстрее.

II. Будет смеяться.

III. Не болел бы.

IV. Зачем покупала?

V. Нарежьте помидоры.

VI. Ей кажется.

VII. Хотя б не врал.

VIII. Не обрежься.

IX. Диск испортится.

X. Зажги свет.

2 вариант.

I. Она не испугается.

II. Не плачьте снова.

III. Будешь радоваться.

IV. Лягте в постель.

V. Встретятся обязательно.

VI. Сядьте смирно.

VII. Удваивает темп.

VIII. Зажала в руке.

IX. Забудь обиды.

X. Записал бы слова.

1 - изъявительное наклонение

2 - условное наклонение

3 - повелительное наклонение


  1. Итог урока.

- Чему мы учились на уроке?

- Чему научились?

- Какой вид работы показался вам наиболее интересным?

- Какую полезную информацию для себя вынесете с урока?

- На каком этапе работы испытывали трудности?

- В каких жизненных ситуациях могут пригодиться знания и умения, приобретенные сегодня на уроке?


  1. Домашнее задание.

Параграф 85.

Задания по выбору:

  1. Упр. 492.

  2. Составить инструкцию «Как смастерить табурет, (поклеить обои, подготовиться к контрольной работе) и т.п.»

  3. Написать сочинение «Любите землю!» или «Воспитай себя сам».

© 2010-2022