Патриотическое воспитание в ходе учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и чтения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ РО - школа-интернат VIII вида № 1

г. Новочеркасска











Выступление на методическом объединении школы:

«Патриотическое воспитание в ходе учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка и чтения»









Учитель русского языка высшей квалификационной категории Лавриненко Г.И.



2013 - 2014 уч. г.

Патриотическое воспитание обучающихся в ходе

учебно-воспитательного процесса



Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. стержне всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться уже в древности. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового строя и зарождения феодальной собственности. В качестве нового явления в педагогической мысли на Руси X - XIII веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса Илья Муромец, которому смерть в бою не писана).

Изучение истории исследования проблемы патриотического воспитания начато с произведений древнерусской литературы - первых работ, где обобщены некоторые идеи народного воспитания.

Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к Родине и защите Отечества:

С родной земли - умри не сходи.

Один в поле не воин.

Храбрость города берёт.

Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.

Одним из первых памятников древнерусской литературы является «Поучение» великого князя киевского Владимира Мономаха (XI век). В нём объединены важнейшие патриотические традиции русского народа. Призывая к доброте, справедливости, религиозности, Мономах говорит о моральном долге и благовоспитанности; учит, что нельзя воспитать у ребёнка отвагу и смелость, не поставив его в такие условия, в которых он мог бы проявить эти качества.

В этическом мире обучающимся предстоит встретиться с Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповиче и другими былинными богатырями. Эпос веками был школой патриотического воспитания. Воспитанием веры в победу, в непобедимость богатырей.

Произведение патриотического характера была «Задонщина», созданная в 80-е годы XIV века. Написанная вскоре после Куликовской битвы, она описывает подвиги Дмитрия Донского. Воспеваются мудрость и отвага Дмитрия и верных ему князей, поётся слава доблести русских воинов-победителей. На их примере «Задонщина» воспитывает у молодого поколения отвагу, стремление защищать родную землю. Дмитрий Иванович говорил: «Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью напоим за землю Русскую и за веру христианскую». Важно отметить то, что во всех произведениях древнерусской культуры говориться о Боге, о христианской религии, так как защита Родины является делом божьим, делом, которое ниспослал людям Господь.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения изложены во многих произведениях древнерусской литературы («Домострой», «Юности честное зерцало» и др.).

Проводя параллель с нынешнем временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Чтобы проводить патриотическую работу с обучающимися, учитель должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Приведу план изучения темы «Пути и средства патриотического воспитания обучающихся»:

  1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

  2. Взгляды на патриотизм в летописях.

  3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность вставать на защиту родной земли).

  4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, природе родного края; сказки о солдатской службе и др.

  5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.

  6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, трусости¸ смелости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

  7. Проведение внеклассных мероприятий с использованием средств народной педагогики; проведение экскурсий по выставкам народного искусства, в музеи; подготовка и проведение родительских собраний по применению народной педагогики в семейном воспитании.

Для работы с обучающимися учитель должен выбирать самое интересное, значимое в народной педагогической мысли.

Хочу остановиться на одной из перечисленных тем: «Природа и человек».

Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. Природа испытывает глубокий кризис: не хватает экологических знаний, нет бережного отношения к природе. Поэтому всё реже поют птицы, исчезают ценные растения, гибнут реки.

Особенно остро стоит проблема воспитания с раннего детства потребности охранять природу, знать её законы. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию обучающихся, тем большим будет её педагогический эффект и результативность. При этом выступают все формы и виды учебной, внеклассной и внешкольной деятельности детей.

Общение с природой можно сделать более интересным, если во время прогулок, экскурсий, походов организовать наблюдения, игры.

  1. Вначале можно рассказать о природе нашего края: о деревьях, кустарниках, травах, животных и птицах.

  2. Напомнить обучающимся, что природа дарит человеку для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаём природе свою любовь и защиту. Необходимо напомнить ребятам о правилах поведения в природе:

    1. нельзя ломать деревья, кустарники, вытаптывать траву;

    2. не срывай цветов, растущих в лесу, в поле, не лугу - пусть ими любуются люди;

    3. е убивай змей, лягушек, жаб - они приносят пользу;

    4. береги муравейники: муравьи - защитники наших лесов и парков.

Воспитание добрых чувств ко всему живому должно проходить на всех уроках.

Знакомство обучающихся с произведениями, включёнными в программу, позволяет детям проникнуть в особый мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих чувств.

Нам необходимо формировать и нравственно-эстетическое отношение к природ, подготовить обучающихся к восприятию и постижению таких пластов человеческой культуры, как лирическая поэзия и устное народное поэтическое творчество.

Для решения этих задач в процессе чтения и анализа программных произведений поэтов и писателей необходимо опираться на своеобразие поэтики и художественные особенности каждого конкретного произведения.

Анализируя программное стихотворение «Первые приметы» С.Смирнова, «Гонимы вешними лучами…» А.С. Пушкина, «Весна, весною, о весне…» Я. Акима, «И вот шатёр свой голубой…» А. Плещеева и другие, обучающиеся узнают об удивительных превращениях природы: меняется жизнь людей, зверей, птиц, животных, насекомых, деревьев. Особенно часты перемены в жизни деревьев. Зимой они казались мёртвыми и вдруг проснулись, ожили и стали покрываться пухом молодой листвы, цвести, набирать силу. Эти перемены издавна подмечались людьми, удивляли и радовали их. Людям казалось, что деревья, как и они, имеют живую душу. Недаром в народной поэзии так много песен, где человек обращается к дереву (берёзке, ивушке, рябине, черёмухе) как к живому, близкому, родному существу, которое может радоваться и печалиться, мечтать и надеяться.

Вот, например, как обращается народ к ивушке:

Ивушка, ивушка, зелёная моя!

Что же ты, ивушка, невесела стоишь?

Или тебе, ивушка, солнышко печёт,

Солнышком печёт, дождичком сечёт,

Под корешок ключевая вода течёт…

При чтении надо показать ласковое, нежное беспокойство за ивушку, тревогу за неё и готовность разделить её кручину.

Изучая произведения о животных, птицах и насекомых, учитель должен всегда подчеркнуть и выделить идею о взаимосвязи всего живого на Земле и необходимости его охраны. В природе всё связано между собой. Здесь уместно будет прочесть стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете».

Все-Все,

Все на свете,

На свете нужны,

И Мошки

Не меньше нужны, чем Слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, -

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мед

И кто делает яд!

Плохие дела

У Кошки без Мышки,

У Мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-Все,

Все на свете,

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!









© 2010-2022