Вариант № 1 экзаменационной работы по русскому языку НПО/СПО

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вариант № 1.

Обязательная часть.


  1. ( 1 балл). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.


  1. нАверх;

  2. полОжив;

  3. дОговор;

  4. началАсь.

______________________________________________________________

  1. ( 1 балл). Вставьте пропущенные буквы ы-и после ц в словах:


  1. ц...пленок;

  2. лекц...я;

  3. ц...линдр;

  4. экспедиц...я;

  5. ц...ркуль.


  1. ( 1 балл). Вставьте нужное окончание в имена существительные:


  1. подойти к опушк...;

  2. находиться на площад...;

  3. побывать на станци...;

  4. выступать на собрани...;

  5. навестить в больниц..;

  6. сомневаться в польз... .


  1. ( 1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.

пр...усадебное хозяйство, пр...ступить закон, пр...вивка от болезней, пр...волжский городок, пр...градить дорогу, пр...вышать полномочия.

с при-

с пре-






  1. ( 1 балл). Определите, какие прилагательные пишутся с одним н , какие с двумя - нн. Запишите их в две колонки.

Платя...ой, исти...ый, деревя...ый, овся...ый, багря...ый, были...ый.

с н

с нн





  1. ( 1 балл). Определите, В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно. Подчеркните его.

  1. Стрекочут кузнечики, НЕСТЕРПИМЫЙ зной стоит над лугом.

  2. Рассвет прояснил ГОРИСТЫЕ берега, открыл море по всему горизонту.

  3. В моей жизни это было самое ПАМЯТНОЕ событие.

  4. Как травяная, так и кустарниковая растительность в горах пышная, зато ДЕРЕВЯННАЯ растительность очень бедна.


  1. ( 1 балл). Определите, чем осложнено предложение. Укажите знаком " + "правильный вариант ответа.

Зашумел встречный поезд, налетел с грохотом и ветром, слившись в одну золотую полосу освещенных окон, и пронесся мимо.


  1. однородными членами и обособленными определениями

  2. однородными членами

3) уточняющими членами (сказуемыми) и обособленным обстоятельством

4) однородными членами и обособленным обстоятельством


  1. ( 1 балл). Определите, какое из перечисленных слов имеет значение «исполненный надменности».

  1. алчный

  2. фамильярный

  3. презрительный

  4. высокомерный


  1. ( 1 балл). Вставьте пропущенные буквы. Выпишите строчку, во всех словах которой пишется Е.


  1. разнос...т, подставл...нный;

  2. постро...т, независ...мый;

  3. спрос...т, размер...нный;

  4. демонстриру...т, отпущ...нный.


  1. ( 1 балл). Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении, отметьте его знаком "+" и расставьте запятые в данном предложении.

Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) на душе у него становилось (4) легко и просторно.

  1. 1, 2

  2. 1, 3

  3. 1, 2, 3

  4. 2, 3, 4


  1. ( 1 балл). Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно.


  1. (Не)любимых детей отличает (не)нависть к счастливым.

  2. (Не)стоит полагаться на своё разумение.

  3. (Не)устной, а письменной речью надо развивать соображение вашего дитяти.

  4. (Не)обидеть - вот главный постулат воспитателя.

____________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Поставьте там, где считаете нужным запятую перед союзом И. Отметьте это предложение знаком «+».


  1. До инея цветут в садах георгины ( ) и астры.

  2. Дождь мягко сыпался на палубу( )и волны плескались о борта.

  3. Проснулись( ) и вкрадчиво пронеслись первые звуки лесной симфонии.


  1. ( 1 балл). Вставьте орфограмму-букву.


  1. в течени... всей передачи,

  2. в течени… реки,

  3. находясь в заключени…,

  4. в продолжен… романа,

  5. в продолжени… всего сказанного.


  1. ( 1 балл). Среди приведенных найдите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы) и выпишите его, соблюдая синтаксические нормы.


  1. Те, чьим талантом и виртуозностью исполнения музыкальных произведений восхищаются сегодня миллионы благодарных слушателей, преодолели много преград на пути к признанию.

  2. Насыщенная удивительными фактами «Большая книга леса» Юрия Дмитриева - произведение энциклопедического характера, в то же время проникнутая необычайной поэзией.

  3. На больших плакатах, прикреплённых к двум стендам, стоящим по обеим сторонам сцены, были изображены известные всем зрителям условные знаки.

  4. По окончании конференции все были приглашены в зал, где должно было состояться выступление виртуозного пианиста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. ( 1 балл). Прочитайте первую часть предложения и варианты его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение предложения и поставьте около него знак «+».

Создавая живописное полотно,


  1. художник использовал масло.

  2. было использовано масло.

  3. использовались масляные краски.

  4. работа велась несколько дней.



  1. ( 1 балл). Прочитайте предложения и определите, в каком предложении вместо слова ЭСТЕТИЧНО, нужно употребить ЭТИЧНО. Выпишите это предложение, заменив в нем слово ЭСТЕТИЧНО на слово ЭТИЧНО.


  1. Последние две коллекции одежды старого образца вписываются в новые коллекции уместно и выглядят вполне эстетично.

  2. Эстетично ли смотрятся стеклянные коробки новостроек рядом с домами классической архитектуры 19 века.

  3. Обнаруженная в запасниках музея старая мебель оказалась весьма эстетично расставленной сотрудниками по периметру гостиной в соответствующем ей по стилю интерьере.

  4. Современные юристы часто обсуждают проблему: эстетично ли рассматривать трудовые споры в рамках производственных собраний.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. ( 1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Прочитайте и определите, где нужно поставить одну запятую, вставьте её и отметьте это предложение знаком «+».

  1. Множество забавных и грустных привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.

  2. На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.

  3. Во время Крымской кампании Л.Н. Толстой видел героизм народа и неисчислимые беды и несчастья войны.

  4. Яркостью и многоцветие актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.

18. ( 1 балл). Укажите (отметив знаком «+» ) правильное объяснение постановки запятой перед И в предложении:

Мне было тут хорошо, и эта радость не зависит от места и времени.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.+


Прочитайте ниже приведенный текст и

выполните задания 19-21.

(1)... (2)Она основывалась на теории П. Лапласа, полагавшего, что все планеты Солнечной системы возникли из солнечного вещества, вырванного силой притяжения пролетавшей недалеко от Солнца звезды. (3)Из сгустков солнечного вещества сформировались планеты, которые затем долго остывали. (4)3емля охлаждалась до тех пор, пока на её поверхности не образовалась кора, и лишь потом из остывшей атмосферы полились дожди, образовавшие разнообразные водоёмы. (5)Таким образом, возраст гидросферы значительно уступал возрасту Земли, а образование гидросферы представлялось сравнительно коротким явлением в жизни планеты. (6)... постепенно накапливались факты, противоречившие этой гипотезе.

19. ( 1 балл) Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте. Укажите его знаком "+".

  1. Гипотеза «горячего» происхождения Земли и гидросферы господствовала до середины XX в.

  2. Многие факты подтверждали предположение о «холодном» образовании планет из вращавшегося вокруг Солнца пылевого облака, в котором возникали сгустки, ставшие зародышами будущих планет.

  3. Теория зарождения жизни в океане подтверждена многими фактами.

  4. Ученые установили, что горячая плотная атмосфера при наличии твёрдой земной коры - образование очень устойчивое.

20. ( 1 балл) Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста, подчеркните его.

  1. Итак,

  2. Вследствие этого

  3. Поэтому

  4. Но

21. ( 1 балл) Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Отметьте его знаком "+".


  1. все возникли (предложение 2)

  2. которые остывали (предложение 3)

  3. разнообразные водоёмы (предложение 4)

  4. значительно уступал (предложение 5)


Дополнительная часть.

22. ( 3 балла). Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.


  1. инф...нтильный, беспр...будно, нак...рмить;

  2. экз...льтированный, орб...тальный, похв...ла;

  3. разр...веться, очаров...нный, чер...дование;

  4. рек...мендовать, пов...ствовательный, к...рьерный.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

23. ( 3 балла). Прочитайте предложение. Решите, нужно ли поставить запятую на место скобки. Укажите знаком «+», какое из предложенных объяснений является правильным объяснением пунктуации в предложении.

Прохлада и сырость живут в тени деревьев ( ) и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге.


  1. простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна;

  2. сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна; сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна;

  3. простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

24. ( 3 балла). В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Прочитайте и расставьте соответствующие знаки препинания.

Древние египтяне фиксировали события связанные с хозяйственной

строительной и дипломатической деятельностью однако ни один хозяйственный документ касающийся строительства Сфинксов нам не известен.



25.(3 балла). Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Подчеркните одной чертой слова, которые следует писать слитно, а двумя чертами слова, которые пишутся раздельно.

  1. Искусственный спутник Земли (В)ПЕРВЫЕ был выведен в космос в 1957 году, и (В)ТЕЧЕНИЕ последующих лет разработчики космической техники решали серьёзные задачи.

  2. ЧТО(БЫ) идущую под парусом яхту при боковом ветре (С)РАЗУ не сносило в сторону, её корпус должен обладать большим боковым сопротивлением.

  3. В старину корабли могли перевозить большие грузы только по рекам и озёрам, (ПО)ЭТОМУ ( НА)ПРОТЯЖЕНИИ веков основным видом водного транспорта оставались речные суда.

  4. Автомобильные заводы заинтересованы в создании гоночных машин, ПОТОМУ(ЧТО) новые инженерные решения, проверенные гонками, (СО)ВРЕМЕНЕМ используются при выпуске серийных моделей.

26. ( 3 балла). Прочитайте внимательно ниже приведенные предложения.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? Отметьте его знаком "+".


  1. Люди на холстах Сильвестра Щедрина не были условными фигурками, которым отводилась роль лишь «оживлять» прекрасные виды.


  1. В собранных П.М. Третьяковым портретах выдающихся деятелей науки и искусства, которые вызывают всеобщее уважение своими трудами и открытиями, живёт духовная история России.


  1. Огромный олень, который величаво вышел на освещенную луной поляну, внезапно резко метнулся в ближайшие кусты ольшаника.


  1. Пока трудно рассмотреть лицо человека, который показался вдалеке на аллее сада.

27. ( 3 балла) Правильно ли утверждение, что все существительные относятся к 1, 2 или 3 склонению? Ответ обоснуйте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


28. ( 3 балла). Прочитайте текст.

Всем известно, что вырабатываемый пчелами мёд обладает целебными свойствами: натуральный мёд применяют при лечении простудных, желудочно-кишечных болезней, для заживления ран, и благодаря этому он не потерял своего значения с появлением сахара. Целебные свойства чудесного дара природы связаны с наличием в нём ничтожно малого количества некоторых веществ, выделяемых пчёлами в собираемый нектар. Искусственный мёд, получаемый из смеси различных сахаров и по вкусу не отличающийся от натурального, такими свойствами не обладает.

Определите, в каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Отметьте это предложение знаком «+».

  1. Мёд применяют при лечении простудных, желудочно-кишечных болезней, для заживления ран, и только благодаря этому он не потерял своего значения с появлением сахара.

  2. Искусственный мед, получаемый из смеси различных сахаров, обладает теми же свойствами, которые имеет натуральный.

  3. Целебными свойствами обладает только натуральный мёд, содержащий выделяемые пчёлами особые вещества, не потерявший своей ценности с появлением сахара.

  4. Вырабатываемый пчелами мёд люди считают чудесным даром природы.

Количество набранных баллов ______________

Оценка_______________

Председатель

экзаменационной комиссии____________________________________

Преподаватель_______________________________________________

Ассистент ___________________________________________________

Инструкция по проведению письменного экзамена

по русскому языку.

  1. На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку отводится 4 астрономических часа ( 240 минут).


  1. Экзаменационная работа состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть содержит задания

минимального обязательного уровня, а дополнительная часть - более

сложные задания.


  1. В письменную экзаменационную работу по русскому языку включено 28 заданий.


  1. Обязательная часть содержит 21 задание ( № 1-21).

Дополнительная часть содержит 7 заданий ( № 22- 28).


  1. Правильное выполнение заданий оценивается баллами, которые указаны в скобках около номера задания.


  1. Если Вы приводите неверный ответ, частично верный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.


  1. Баллы, полученные за все правильно выполненные задания, суммируются.


  1. Начинайте выполнение заданий с обязательной части. Только после того, как Вы наберете необходимое количество баллов для удовлетворительной оценки, переходите к выполнению заданий дополнительной части.


  1. Перед началом работы внимательно изучите критерии оценивания

Критерии оценки выполнения работы.

Оценка

Число баллов, необходимое для получения

«3» (удовлетворительно)

17 - 21

«4» ( хорошо )

22 - 27

(не менее одного задания из дополнительной

части)

«5» ( отлично )

28 - 42

(не менее трёх заданий из дополнительной части)


© 2010-2022