Технологическая карта урока на тему

Урок по учебнику под редакцией Н.М.Шанского, соответствует ФГОС Тип урока. Урок открытия новых знаний. Цели : перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова, рифмовки), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;  распознавать разносклоняемые имена существительные в тексте, правильно образовывать и писать формы косвенных падежей; употреблять в речи конструкции с разносклоняемыми именами существительными в косвенных падежах.  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разносклоняемые имена существительные* (с презентацией)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели : перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова, рифмовки), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения; распознавать разносклоняемые имена существительные в тексте, правильно образовывать и писать формы косвенных падежей; употреблять в речи конструкции с разносклоняемыми именами существительными в косвенных падежах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к деятельности

1 мин

Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Все на месте, все в порядке -

Ручки, книжки и тетрадки?

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня. Настроение хорошее? Покажите мне смайлики. Отлично!

Вам нравится путешествовать? А легко ли быть первооткрывателями? Хочется ли вам делать открытия?

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе



Да. Первооткрывателями быть трудно, но интересно

Личностные - настрой на позитивное начало урока

2. Актуализация и первое учебное действие

5-7 мин

На прошлом уроке мы с вами начали путешествие по миру Морфологии и заглянули в страну Существительное. Мы повторили те сведения о существительном, которые изучали в пятом классе. Сейчас вы сможете проверить прочность ваших теоретических знаний.

Поиграем в игру «Волшебник»

1.Верно ли, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы какой? Чей?

2) В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.

3) Падеж - это непостоянный признак существительного.

4) Одно и то же существительное может относиться к разным склонениям.

5) Все падежи, кроме винительного, называются косвенными.

6) Чтобы определить склонение существительного, нужно знать его род и окончание.

7) У существительных, имеющих форму только множественного числа, нельзя определить склонение.

8)В русском языке пять падежей.

9)В предложении имена существительные бывают только подлежащими

10)К 1 склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием

11)Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с окончанием а-я

12)К 3 склонению относятся существительные женского рода с окончанием а-я

Ребята, перед вами лежат маршрутные листы путешественников. Заполните их. Запишите дату

Важной орфограммой имен существительных является правописание падежных окончаний. У каждого в маршрутном листе незаполненная таблица «Е_И в падежных окончаниях существительных». Заполните ее. Проверьте себя



Выбор волшебника.

Ответы учащихся















Записывают в листы



Самостоятельная работа с самопроверкой

Коммуникативные - умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли

3.Постановка учебной задачи

7 мин

Распределите слова по домикам

1 скл. 2 скл. 3 скл.

слава плач изморозь

Слава поклон верность

темнота болото россыпь

сумрак

звездопад

Ученики выписывают слова время, пламя (они появляются на 3­м слайде), фиксируется внимание на особенности - ср. р., окончание я (на слайде выделяется с помощью гиперссылки выделенным шрифтом (цветом) - МЯ и ср.р.

Работа в парах

Понаблюдайте, как склоняется слова время, сравните со своими кластерами

Делают 1­й вывод: у существительных на ­мя и слова путь есть окончания как II, так и III склонения.

- Прочитайте название темы в учебнике. Как называются такие существительные? Запишите тему в тетрадь.

Работа у доски



Делают вывод

Работают в парах



Работают с учебником

Записывают в листы

Познавательные УУД:

1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.

Коммуникативные УУД:

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

4.Выявление места и причины затруднения

3-5

Читая учебный материал, используйте пометки: «+»- новое, «?»- есть вопросы.

- На какой вопрос быстро нашли ответ?

-Какой вопрос показался сложным?

Попробуем составить формулу правописания существительных на - мя и дополним наши кластеры «Е и И в падежных окончаниях существительных» новыми сведениями

Читают параграф

Ответы

Дополняют кластеры

Регулятивные - расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему.

Познавательные - умение сопоставлять, выявлять сходства и различия

Личностные - умение применять сопоставленный анализ при работе

5.Этап построения проекта выхода из затруднения

5-7

- Сейчас я прочитаю стихотворение А.Хайта. Ваша задача - вставить разносклоняемые существительные по смыслу. Значение некоторых слов вы затруднитесь объяснить. А где мы можем узнать?

БРЕМЯ - 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)

ПЛЕМЯ ср. - в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое - все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)

ТЕМЯ - макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы - самая вершина.

СТРЕМЯ, стремена ср. - часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

В стародавнее …

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое …

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове …,

Как написать свою фамилию и …,

Зачем на лошадь надевать седло и … -

Необразованное было это … .

Трудно им было жить в эти годы,

Угнетало их … забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер …,

Что кислород всегда поддерживает …,

Над тем как в булку превратить простое …,

С утра до вечера они чесали … .

???????

Или лучше тест

ТЕСТ

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) ж.р. с нулевым окончанием;

2) ср.р. на - мя;

3) м.р. с окончанием - а

2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание - и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс - ен - во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание - им в Т.п. ед. числа

3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3) шимпанзе.



В толковом словаре











Читают, вставляют слова

Личностные - умение применять сопоставленный анализ при работе

Регулятивные - выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Физкультминутка


6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

3

1.Работа по вариантам. Задание выполняется на доске.

Просклоняйте существительное на -мя (темя-1 вариант, путь- 2-й вариант) Обозначьте суффикс и окончания.

Самостоятельная работа

Коммуникативные - умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли

7.этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

5-7

Игра «Корректор»

В маршрутных листах у вас есть текст. Напечатан он в спешке, поэтому допущено несколько ошибок. Ваша задача - найти и исправить.

Миня всегда привликало творчество художника Васнецова В.М.. Я давно познакомился с картинами, но не знал имини художника до недавнего времени.Унего множество илюстраций к русским сказкам и былинам: «Три боготыря», «Иван царевич на сером волки», «Витязь на распутьи». Многие его кортины находятся в голерее. Я вам тоже советую пресмотреться к картинам Виктора Михайловича Васнецова.

Исправляют, проверяют

Познавательные УУД:

1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.

Коммуникативные УУД:

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

Находить грамматические и орфографические ошибки, исправлять их.

8.этап включения в систему знаний и повторения

5-7

Упр. 258

Выполняют упражнение устно

Личностные - формирование критического мышления

9.этап рефлексии учебной деятельности на уроке 1-2



Домашнее задание

Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся известны для всех. Давайте и мы с вами подведем итог.

- С каким настроением вы ухолите с урока?

-Интересно ли было изучать новый материал?

- Что нового узнали?

-Какие умения вам пригодились, чтобы изучить новый материал?

-Какое задание показалось сложным, простым, интересным?

Повторить теоретический материал, выучить 10 слов на-мя, упр.

Отвечают, делают выводы

Познавательные - умение отвечать на поставленные задачи


© 2010-2022