- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока на тему
Технологическая карта урока на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мамкеева Э.Ф. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разносклоняемые имена существительные* (с презентацией)
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели : перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова, рифмовки), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения; распознавать разносклоняемые имена существительные в тексте, правильно образовывать и писать формы косвенных падежей; употреблять в речи конструкции с разносклоняемыми именами существительными в косвенных падежах.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация к деятельности
1 мин
Проверка готовности рабочих мест к началу урока.
Все на месте, все в порядке -
Ручки, книжки и тетрадки?
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня. Настроение хорошее? Покажите мне смайлики. Отлично!
Вам нравится путешествовать? А легко ли быть первооткрывателями? Хочется ли вам делать открытия?
Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе
Да. Первооткрывателями быть трудно, но интересно
Личностные - настрой на позитивное начало урока
2. Актуализация и первое учебное действие
5-7 мин
На прошлом уроке мы с вами начали путешествие по миру Морфологии и заглянули в страну Существительное. Мы повторили те сведения о существительном, которые изучали в пятом классе. Сейчас вы сможете проверить прочность ваших теоретических знаний.
Поиграем в игру «Волшебник»
1.Верно ли, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы какой? Чей?
2) В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.
3) Падеж - это непостоянный признак существительного.
4) Одно и то же существительное может относиться к разным склонениям.
5) Все падежи, кроме винительного, называются косвенными.
6) Чтобы определить склонение существительного, нужно знать его род и окончание.
7) У существительных, имеющих форму только множественного числа, нельзя определить склонение.
8)В русском языке пять падежей.
9)В предложении имена существительные бывают только подлежащими
10)К 1 склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием
11)Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с окончанием а-я
12)К 3 склонению относятся существительные женского рода с окончанием а-я
Ребята, перед вами лежат маршрутные листы путешественников. Заполните их. Запишите дату
Важной орфограммой имен существительных является правописание падежных окончаний. У каждого в маршрутном листе незаполненная таблица «Е_И в падежных окончаниях существительных». Заполните ее. Проверьте себя
Выбор волшебника.
Ответы учащихся
Записывают в листы
Самостоятельная работа с самопроверкой
Коммуникативные - умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли
3.Постановка учебной задачи
7 мин
Распределите слова по домикам
1 скл. 2 скл. 3 скл.
слава плач изморозь
Слава поклон верность
темнота болото россыпь
сумрак
звездопад
Ученики выписывают слова время, пламя (они появляются на 3м слайде), фиксируется внимание на особенности - ср. р., окончание я (на слайде выделяется с помощью гиперссылки выделенным шрифтом (цветом) - МЯ и ср.р.
Работа в парах
Понаблюдайте, как склоняется слова время, сравните со своими кластерами
Делают 1й вывод: у существительных на мя и слова путь есть окончания как II, так и III склонения.
- Прочитайте название темы в учебнике. Как называются такие существительные? Запишите тему в тетрадь.
Работа у доски
Делают вывод
Работают в парах
Работают с учебником
Записывают в листы
Познавательные УУД:
1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.
2.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.
Коммуникативные УУД:
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.
4.Выявление места и причины затруднения
3-5
Читая учебный материал, используйте пометки: «+»- новое, «?»- есть вопросы.
- На какой вопрос быстро нашли ответ?
-Какой вопрос показался сложным?
Попробуем составить формулу правописания существительных на - мя и дополним наши кластеры «Е и И в падежных окончаниях существительных» новыми сведениями
Читают параграф
Ответы
Дополняют кластеры
Регулятивные - расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему.
Познавательные - умение сопоставлять, выявлять сходства и различия
Личностные - умение применять сопоставленный анализ при работе
5.Этап построения проекта выхода из затруднения
5-7
- Сейчас я прочитаю стихотворение А.Хайта. Ваша задача - вставить разносклоняемые существительные по смыслу. Значение некоторых слов вы затруднитесь объяснить. А где мы можем узнать?
БРЕМЯ - 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)
ПЛЕМЯ ср. - в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое - все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)
ТЕМЯ - макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы - самая вершина.
СТРЕМЯ, стремена ср. - часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.
В стародавнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевать седло и … -
Необразованное было это … .
Трудно им было жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер …,
Что кислород всегда поддерживает …,
Над тем как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали … .
???????
Или лучше тест
ТЕСТ
1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым окончанием;
2) ср.р. на - мя;
3) м.р. с окончанием - а
2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание - и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс - ен - во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание - им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе.
В толковом словаре
Читают, вставляют слова
Личностные - умение применять сопоставленный анализ при работе
Регулятивные - выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации
Физкультминутка
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
3
1.Работа по вариантам. Задание выполняется на доске.
Просклоняйте существительное на -мя (темя-1 вариант, путь- 2-й вариант) Обозначьте суффикс и окончания.
Самостоятельная работа
Коммуникативные - умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли
7.этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
5-7
Игра «Корректор»
В маршрутных листах у вас есть текст. Напечатан он в спешке, поэтому допущено несколько ошибок. Ваша задача - найти и исправить.
Миня всегда привликало творчество художника Васнецова В.М.. Я давно познакомился с картинами, но не знал имини художника до недавнего времени.Унего множество илюстраций к русским сказкам и былинам: «Три боготыря», «Иван царевич на сером волки», «Витязь на распутьи». Многие его кортины находятся в голерее. Я вам тоже советую пресмотреться к картинам Виктора Михайловича Васнецова.
Исправляют, проверяют
Познавательные УУД:
1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.
2.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.
Коммуникативные УУД:
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.
Находить грамматические и орфографические ошибки, исправлять их.
8.этап включения в систему знаний и повторения
5-7
Упр. 258
Выполняют упражнение устно
Личностные - формирование критического мышления
9.этап рефлексии учебной деятельности на уроке 1-2
Домашнее задание
Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся известны для всех. Давайте и мы с вами подведем итог.
- С каким настроением вы ухолите с урока?
-Интересно ли было изучать новый материал?
- Что нового узнали?
-Какие умения вам пригодились, чтобы изучить новый материал?
-Какое задание показалось сложным, простым, интересным?
Повторить теоретический материал, выучить 10 слов на-мя, упр.
Отвечают, делают выводы
Познавательные - умение отвечать на поставленные задачи