Подготовка к ОГЭ. Работа с текстом

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бескорыстие.(9 класс)

  1. Когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.

  2. Отец взял меня в город. (3) Помню, мы зашли в книжный магазин. (4) Я там увидел книжку… (5) Я не выпускал её из рук и умоляюще глядел на отца. (6) Отец полистал, заглянул на угол задней обложки и сказал: «В другой раз купим». (7) Книжка была дорогой. (8) Но дома я целый вечер говорил только о ней. (9) И отец сказал: «Собирай пузырьки…» (10) За два дня я собрал и вымыл целую корзину мелкой посуды. (11) Отец занёс её в аптеку и вручил мне четыре с половиной рубля.(12) Сердце колотилось, пока мы с тёткой шли к магазину: «А вдруг продали?» (13) Нет, книжка лежала на прежнем месте. (14) И я стал её обладателем.(15) Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какое сокровище я везу. (16) То были «Басни Крылова»…(17) Поезд тронулся. (18) Побежал мимо окон сосновый и берёзовый лес. (19) Я загляделся и поставил книжку на подоконник. (20) Толчок после стоянки. (21) И - ужас! - книжки на подоконнике не было. (22) Она исчезла между двойной обшивкой вагона. (23) Ещё не понимая серьёзности положения, я испуганно глядел на тётку, на соседа-лётчика, попытался просунуть руку. (24) Через минуту уже весь вагон участвовал в спасательных работах… (25) Поезд бежал, и вот уже скоро будет наша станция…(26) Лётчик обнял меня за плечи.(27) - Ничего. (28) Поезд ещё долго будет идти. (29) Мы достанем и пришлём обязательно…(30) На другой день, вернувшись с работы, отец, не раздеваясь, прошёл к моей постели на сундуке.(31) - Не спишь? (32) Ну вот держи…(33) - Достал?

(34) - Достал, достал… - отец засмеялся и пошёл к умывальнику.

(35) В руках у меня была та самая книжка. (36) Я засыпал, не выпуская её из рук…

(37) А дней через десять к нам зашёл почтальон. (38) Мать удивилась, принимая большой пакет. (39) Развернули. (40) Книжка! (41) И листок: «Я же говорил, что мы достанем её…»

(42) А через день - опять почтальон, и опять пакет. (43) Потом ещё один. (44) Ещё… (45) Семь одинаковых книжек!

(46) С той осени прошло более тридцати лет. (47) Книжки в войну потерялись. (48) Но осталось самое главное - хорошая память о людях. (49) Осталась подтверждённая жизнью уверенность: хороших людей больше, чем плохих. (50) И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.(51) Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, просидел на чердаке и почти потерял человеческий облик. (52) На этот шаг его, неопытного и трусливого, толкнула корысть: пусть умирают другие, а я хочу жить. (53) И все мы знаем ровесника этого дезертира - Александра Матросова. (54) Во имя других жизней человек отдал самое дорогое. (55) Если говорить о высоких примерах бескорыстия, то это самый высокий пример.

(56) Наша победа в минувшей войне добыта не только оружием, но и силой нравственности, бескорыстным служением Родине.

(57) Вспомним узбекские семьи, приютившие сотни сирот. (58) Вспомним дорогу через Ладогу в Ленинград. (59) Погибая под бомбами, проваливаясь под лёд, шофёры везли хлеб измождённому блокадой, голодному Ленинграду. (60) Колонны танков были построены на средства уральцев, сибиряков, горьковчан, воронежцев. (61) Последний рубль, варежки со своих рук, хлеб, кровь, сон, здоровье - всё отдано было на общее дело…

(62) Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.

(По В. Пескову)

К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ.

(Публицистический, текст рассказывает о прекрасной человеческой черте - о бескорыстии, т.е. поднимает важную для нас проблему.

- Какова сфера употребления публицистического стиля? ( Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям).

- Какие стилевые черты публицистического стиля вы можете назвать? ( логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).

- Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля (общественно-политическая лексика; эпитеты, сравнения, лексические повторы; побудительные и вопросительные предложения; риторические вопросы; вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции ).

- Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами рассуждения)

1) Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Хороших людей больше, чем плохих.

б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего.

в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград.

г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.

2) Среди предложений 15 - 25 найдите сложноподчинённое предложение. Запишите его в тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных.

3) Среди предложений 31 - 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Чем выражено обособленное обстоятельство?

4) Укажите ошибочное суждение.

а) В слове ЖИТЬ первый звук твёрдый.

б) В слове ДВАДЦАТЬ мягкость согласного [ т ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

в) В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой.

г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.

5) 1-вариант: Из предложений 22 - 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости - звонкости последующего согласного.

2-вариант: Из предложений 46 - 50 выпишите слово, в котором правописание -НН- и -Н- определяется правилом: « В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется -НН-».

6)1-в: Укажите способ связи в словосочетании ПАМЯТЬ О ЛЮДЯХ ( предложение 48), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования.

2-в: Укажите способ связи в словосочетании ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБЛИК (предложение 51), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления.

7) Вставьте на место пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка:

В своём рассуждении В.Песков прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть синтаксические, такие как: __________( предложения 39 - 45) и _________ (предложения 59 - 62). А разговор с отцом автор оформляет в виде _________(предложении 31 - 34)».

  1. Гипербола 4) Диалог

  2. Парцелляция 5) Цитирование

  3. Фразеологизм 6) Ряды однородных членов

8.Запись текста и работа с ним.

- Выпишите из текста предложения с 51 по 53, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.

- Какие орфографические правила вспомнили, вставляя пропущенные буквы?

- Объясните пунктуацию 53 предложения (обособленное распространённое приложение, стоящее в конце предложения, выраженное именем собственным).

9.- Среди предложений 15 - 25 найдите сложноподчинённое предложение. (15).

- Запишите его в тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных.

(Обстоятельственное, времени) (Изъяснительное)

10.(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).

- Как называется такое подчинение? (параллельное).

- Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).

11.- Среди предложений 31 - 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36)

- Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).



© 2010-2022