Сочинение-описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (2 часа)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка учащихся к сочинению-описанию. Сочинение-описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (2 часа)

Оборудование: мультимедийная презентация, портрет А.К. Саврасова, репродукции пейзажей, музыкальный фрагмент - П.И. Чайковский «Времена года. Март: Песня жаворонка», раздаточный материал: распечатка искусствоведческого текста, отрывки из произведений Ф.И. Тютчева и А.С. Пушкина.

Орг. момент

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое есть на партах. Садитесь, пожалуйста!

Сегодня будем готовиться к написанию сочинения-описания по картине Саврасова «Грачи прилетели». Все, о чем мы с вами будем говорить на уроке, станет вам опорой в написании сочинения.

Запись числа и темы.

Беседа по видам сочинения

1. Беседа по видам сочинения.

Как вы понимаете, что такое сочинение?

Какие виды сочинений вам известны? (повествование, описание, рассуждение). Нас с вами сегодня будет интересовать сочинение-описание. Как вы понимаете, что такое сочинение-описание?

Что мы можем описывать? (человека, предмет, природу, состояние).

Какие вы знаете жанры картин? (Натюрморт, пейзаж, портрет). Сегодня мы будем описывать пейзаж. Как вы думаете, что такое пейзаж? (изображение природы).

(Слайд 1) Пейзаж - (от французского «местность, страна, родина») изображение природы, вида местности.

Подберите однокоренные слова (пейзажный, пейзажист),

(записать на доску).

Подготовка к восприятию картины

2. Подготовка к восприятию картины.

Кого из русских пейзажистов вы знаете? (Исаак Ильич Левитан, Иван Константинович Айвазовский, Федор Александрович Васильев, Апполинарий Михайлович Васнецов, Иван Иванович Шишкин, Архип Иванович Куинджи, Василий Дмитриевич Поленов и др.).

Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов - излюбленная тема и русской живописи, и русской литературы. Посмотрите, как изображали наступление весны, ее приближение известные русские пейзажисты.

(Слайд 2) Левитан Исаак Ильич. Март

(Слайд 3) Левитан Исаак Ильич. Весна. Большая вода

(Слайд 4) Остроухов Илья Семенович. Ранняя весна

(Слайд 5) Куинджи Архип Иванович. Ранняя весна.

(Слайд 6) Волков Ефим Ефимович. Весной.

С необычайной живописной свежестью и полнотой воплотилась эта тема в знаменитом холсте А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Слово о художнике

3. Слово о художнике (Слайд 7)

В истории русского искусства второй половины XIX столетия Алексею Кондратьевичу Саврасову принадлежит одно из самых почетных мест. Он был основоположником лирического направления в пейзажном жанре, человеком исключительного поэтического дарования и душевной чуткости. Именно ему принадлежит важнейшее для отечественной пейзажной живописи открытие, заключающееся в непосредственной связи чувств и переживаний человека с миром природы.

А.К. Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в семье купца. В ранней юности у него обнаруживаются способности к живописи. Отец наказывал сына за занятия живописью. Но ничего не помогало: талант юного художника, влюбленного в природу, рос и развивался. Вопреки желанию отца, который мечтал "приспособить сына к коммерческим делам", Саврасов в возрасте 14 лет поступает в Московское училище живописи и ваяния. Уже тогда пейзажи Саврасова отличались живыми наблюдениями, искренностью чувств.

Его душа тосковала по своему, национальному, русскому. И вот однажды, взяв масляные краски, этюдник и отправился в санях на север Костромской губернии.

Извозчик, тощий мужичок, поинтересовался:
-Что, барин, по служебной надобности едешь? Или в гости, проведать кого?
-Я художник, - ответил Алексей Кондратьевич, - еду писать картины…
-А что на них будет, на этих картинах-то?
-Да вот весну хочу показать: как снег тает, как птицы вьют гнезда, как небо становится будто синька…

Алексей Кондратьевич остановился в большом селе Молвитине, на окраине которого была старинная церковь. Саврасов пришел посмотреть на эту церковь вблизи и остался надолго. То ощущение весны, которым он жил все эти дни, когда ехал в санях по оттаявшей дороге, здесь, у околицы приобрело особую остроту и силу. Он увидел здесь то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть…

Беседа по картине

4. Беседа по картине. (Слайд 8)

Теперь мы непосредственно переходим к рассмотрению картины.

-Какие впечатления производит на вас эта картина?

-Какие чувства, настроения вызывает она у вас?

-Какие характерные особенности весны передает художник?

-Видели ли вы когда-нибудь такую весну, как на картине А. К. Саврасова?

-Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Грачи прилетели»?

И.И. Левитан писал об этой картине: «Какой её сюжет? Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько берёзок, на которые уселись прилетевшие грачи, - и только. Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу».

-Поговорим теперь о композиции картины. Вспомните, пожалуйста, что называется композицией картины? (составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей; построение художественного произведения).

-Какие композиционные части выделяются? (композиционный центр, передний/задний план, правый/левый план).

-Что можно сказать о композиции этой картины? Что привлекает внимание? (небо, снег, березы, гнезда грачей).

Что изображено на картине? - окраина села, уголок России.
Перечислите, что вы видите на переднем плане? Подберите определения к данным словам (орфографическая работа над выделенными словами).


Березы

Серые, серо-белые, искривленные, узловатые,

высокие, черные снизу и светлые сверху,

уставшие от зимы, тонкие.

Грачи

Вестники весны, вьют, строят, суетятся,

хлопочут, кричат.

Снег

Тающий, грязный, рыхлый.

Вода

Талая, мутная, темная, холодная, помутневшая.


Перечислите, что вы видите на заднем плане? Подберите определения к данным словам (орфографическая работа над выделенными словами).

Церковь

Белокаменная, сельская, старинная.

Избы

Убогие, ветхие, почерневшие,

со скошенными крышами.

Небо

Облачное, бледно-голубое,

косые лучи неясного солнца, сумрачное.

Мои впечатления от восприятия картины.

Послушаем отрывки из стихотворений Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…» (отрывок), А.С. Пушкина "Гонимы вешними лучами..." (из романа "Евгений Онегин"). Подумайте, что общего в описании весны у поэтов и художника? Что общего в настроении? («воздух весною дышит», природа «невольно улыбнулась» весне; «улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года») Почему «утро года»?

1) Ф.И. Тютчев, «Еще земли печален вид» (отрывок)


Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит -
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...

2) А.С. Пушкин, отрывок из романа «Евгений Онегин»

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Прослушайте музыкальное произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Март: Песня жаворонка». Какую картину вы представляете, когда слушаете эту музыку? Что помогает автору создать ощущение весны? Есть ли что-то общее в настроении картины и музыкального фрагмента?

-Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на эту картину?

Работа с искусствоведческим текстом

5. Работа с искусствоведческим текстом (в распечатках).

Прослушайте внимательно. Подумайте, кому адресован этот текст? Какова цель этого текста?

«В картине весна борется с зимой: тёплые тона солнечного цвета сочетаются с холодными тонами неба, снега, воды. Лёгкие неустойчивые контрасты холодных и тёплых цветов передают то скрытое движение в природе, которое царит в ней ранней весной.
Слева между облаками проглянул утренний луч солнца. Его неяркий свет преобразил всё встречающееся на пути: он окрасил в розоватые тона облупившуюся штукатурку колокольни, заставил вспыхнуть старую медь колоколов, отбросил длинную синюю тень на ещё не тронутый теплом чистый снег у забора. В свете этого живительного луча особенно рельефно обрисовались тонкие упругие берёзы. Прутяные гнёзда на синем фоне неба дали нежный лиловый рефлекс.
А грачи… Переданы разнообразные движения птиц, усеявших деревья. Они хлопают крыльями, взлетают, тянутся за прутом, копошатся у своих растрёпанных гнёзд. Беспорядочное, но полное хлопотливой жизни движение птиц вызывает в нас то ощущение шума, гомона, птичьего крика, которые всегда сопровождают весеннюю грачиную возню». (Э.И.Голубева, А.А.Крестинский, Э.В.Кузнецова «Беседы о русских художниках» II половина XIX века, Ленинград, 1960.)

Выделите ключевые слова, выражения.

В тексте использовано очень много глаголов, передающих движения грачей, пробуждение природы. В этом секрет мастерства А.Саврасова, умеющего передать на картине и движения, и звуки, и запахи. Подчеркните в своих записях глаголы.

-Какие краски преобладают на картине?

-Какие цвета использовал художник для описания весеннего дня/неба/снега/берез?

Все на картине в мягких, приглушенных тонах. На ней нет ни ярко-красных, ни ярко-желтых красок, однако картина светлая, и главное - на ней мы ощущаем воздух. Сам Саврасов говорил, что без воздуха пейзаж - не пейзаж. Все на картине по-весеннему радостное и праздничное.
-Какие запахи Вы чувствуете, когда смотрите на картину?(свежесть)
-Как Вы думаете, какие звуки можно услышать, посмотрев на эту картину? (крики птиц, шум ветра, плеск воды)

Составление плана

6. Составление плана.

I. Вступление. Весна - утро года.


II. Основная часть. Весна на картине Саврасова:

  • Саврасов - певец русской природы;

  • признаки весны на картине;

  • цветовая гамма картины;

  • движение, звуки, запахи.


III. Заключение. Мои впечатления.

Написание сочинения

Написанию сочинения отводится второй час.


© 2010-2022